МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р психол.н., проф., Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доц., Гурова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Социальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: развитие социально–психологического мышления студентов на основе изучения закономерностей поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы, а также психологических характеристик групп.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые проблемы в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности
ОПК-2.1 Знает социальную значимость профессии, цели и смысл профессионально-служебной деятельности
ОПК-2.2 Анализирует теорию делового общения и этику работы психолога в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности
ОПК-2.3 Применяет в профессиональной деятельности этические нормы при разрешении проблемных, практико-ориентированных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает социальную значимость профессии, цели и смысл профессионально-служебной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализирует теорию делового общения и этику работы психолога в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Применяет в профессиональной деятельности этические нормы при разрешении проблемных, практико-ориентированных ситуаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная психология как научная дисциплина
1.1. Предмет социальной психологии Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Особенности развития социально-психологического знания в России Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. История формирования социально-психологических идей Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Первые исторические формы социально-психологического знания Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм как направления экспериментальной ориентации в социальной психологии в начале ХХ века Сам. работа 3 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Методология социально-психологического исследования Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Понятие методологии социально-психологического исследования. Уровни методологии.Общая характеристика методов социально-психологического исследования. Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Социально-психологическое исследование общения
2.1. Общение в системе межличностных и общественных отношений Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Общение как обмен информацией Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Вербальная и невербальная коммуникация. Кросскультурные различия. Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Характеристика составляющих процесса коммуникации в контексте убеждающего воздействия Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Общение как взаимодействие Лекции 3 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Понятие интеракции.Содержание, стили, позиции, типы, уровни, сценарии, механизмы, динамика. Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Конфликтное взаимодействие. Социально-психологический анализ конфликта Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Общение как межличностная перцепция Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Межличностная аттракция. Методы измерения аттракции. Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Структура межличностной перцепции. Механизмы и содержание межличностного восприятия. Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Социальная психология групп и межгрупповых отношений
3.1. Проблема исследования групп в социальной психологии Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Понятие социальной группы.Основные психологические характеристики групп. Классификация социальных групп. Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Большие социальные группы Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Особенности социально-психологического исследования стихийных групп, классов и этносов. Сам. работа 3 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Малые социальные группы Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Современное понимание малой социальной группы. Отечественные и зарубежные подходы к исследованию малой группы.Динамические процессы в малой группе. Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.7. Экспериментальные исследования динамических процессов. Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.8. Психология межгрупповых отношений Практические 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.9. Подходы к исследованию межгрупповых отношений в социальной психологии. Примеры экспериментов. Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Проблемы исследования личности в социальной психологии
4.1. Специфика социально-психологической проблематики исследования личности Лекции 3 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Концепция личности в социальной психологии. Социально-психологические характеристики личности. Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Проблема социализации в социальной психологии Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Понятие социализации личности. Содержание процесса социализации. Сферы, этапы, институты социализации. Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Социальная идентичность как функция групповой принадлежности. Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Социальная установка. Определение, структура и функции аттитюда. Экспериментальные исследования. Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.7. Иерархическая структура личностных диспозиций Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.8. Личность в группе Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.9. Эффективность деятельности личности.Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических характеристик личности. Сам. работа 3 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=258

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2: Способен анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые проблемы в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какое определение является верным?
а. Предмет социальной психологии – изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик этих групп.
б. Предмет социальной психологии – изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы.
в. Предмет социальной психологии – изучение психологических характеристик социальных групп.
Правильный ответ: а

Вопрос 2. Выберите один верный ответ:
а. Три стороны общения – это коммуникация, коакция, перцепция.
б. Три стороны общения – это интеракция, коммуникация, перцепция.
в. Три стороны общения – это коммуникация, перцепция, аттракция.
Правильный ответ: б

Вопрос 3. К какой из сторон общения относится проблема изучения конфликта?
а. Коммуникация.
б. Перцепция.
в. Интеракция.
Правильный ответ: в

Вопрос 4. Какие средства передачи информации не относятся к невербальным»?
а. Ольфакторные.
б. Оптические.
в. Речевые.
Правильный ответ: в

Вопрос 5. Какое определение является верным?
а. Жесты – это движения рук.
б. Жесты – это движения рук и ног.
в. Жесты – это движения рук, ног, головы.
Правильный ответ: а

Вопрос 6. Выберите верную трактовку:
а. Социализация включает две стадии: дотрудовую, трудовую.
б. Социализация включает три стадии: дотрудовую, трудовую, послетрудовую.
в. Социализация включает две стадии: трудовую, послетрудовую.
Правильный ответ: б

Вопрос 7. Какой из терминов является синонимом термина «социальная установка»?

а. Аттитюд.
б. Аттракция.
в. Атрибуция.
Правильный ответ: а

Вопрос 8. Верно ли утверждение, что термином «методология» обозначаются три различных уровня научного подхода (общая методология, частная методология, методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования)?
а. Неверно.
б. Верно.
Правильный ответ: б

Вопрос 9. Какие черты имеет научное исследование?
а. Дифференцированное решение эмпирических, логических, теоретических, познавательных задач.
б. Четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями.
в. Объяснение и предсказание фактов и процессов.
Правильный ответ: абв

Вопрос 10. Верно ли утверждение, что социальная группа понимается как субъект деятельности?
а. Верно.
б. Неверно.
Правильный ответ: а

Вопрос 11. Посредством каких принципов обеспечивается качество социально-психологической информации?
а. Только надежности.
б. Репрезентативности и надежности.
в. Только репрезентативности.
Правильный ответ: б

Вопрос 12. Какой метод не относится к методам сбора научной информации?
а. Наблюдение.
б. Социально-психологический тренинг.
в. Контент-анализ.
г. Эксперимент.
Правильный ответ: б

Вопрос 13. Какие виды групп не изучает социальная психология?
а. Реальные.
б. Большие.
в. Условные.
г. Малые.
Правильный ответ: в

Вопрос 14. Что не относится к динамическим процессам в малой социальной группе?
а. Феномен конформизма.
б. Феномен фаворитизма.
в. Феномен групповой сплоченности.
Правильный ответ: б

Вопрос 15. Какие характеристики описывают феномен лидерства?
а. Стихийность возникновения.
б. Нестабильность существования.
в. Регуляция официальных отношений в группе.
Правильный ответ: а



ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В чем состоит предмет социальной психологии?
Правильный ответ: изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик этих групп.

2. Назовите первые исторические формы социально-психологического знания.
Правильный ответ: психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения.

3. Какие дисциплины являются родительскими для социальной психологии?
Правильный ответ: психология и социология.

4. Назовите три стороны общения
Правильный ответ: коммуникация, интеракция, перцепция.

5. Какие средства передачи информации относятся к коммуникации?
Правильный ответ: вербальные и невербальные.

6. Назовите три уровня методологии.
Правильный ответ: общая методология, частная методология, методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования.

7. Какие методы относятся к методам исследования?
Правильный ответ: наблюдение, опрос, эксперимент, тесты, контент-анализ.

8. Что входит в структуру конфликта?
Правильный ответ: конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент».

9. Назовите механизмы взаимопонимания в процессе общения.
Правильный ответ: идентификация, эмпатия, рефлексия.

10. Назовите 3 основных стиля руководства коллективом?
Правильный ответ: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский).

11. Приписывание причины поведения другому называется _________________________. Вставьте 2 слова.
Правильный ответ: каузальная атрибуция.

12. Термин «аттитюд» переводится как ____________________________. Вставьте 2 слова.
Правильный ответ: социальная установка.

13. Как называется эффект восприятия, который проявляется при формировании впечатления о человеке, когда более новая информация оказывается наиболее значимой.
Правильный ответ: эффект новизны.

14. К какому виду групп относятся классы и нации?
Правильный ответ: большие социальные группы.

15. Какие специфические регуляторы социального поведения существуют в больших социальных группах, каких нет в малых группах?
Правильный ответ: нравы, обычаи, традиции.

16. Какие элементы включает в себя структура психологии большой социальной группы?
Правильный ответ: психический склад, эмоциональная сфера.

17. Вставьте пропущенное слово. Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу _________________.
Правильный ответ: группы.

18. Социальные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название _________________________. Вставьте 2 пропущенных слова.
Правильный ответ: институты социализации.

19. Как называется динамический процесс в малой группе, связанный с управлением группой?
Правильный ответ: лидерство и руководство.

20. Какой из перечисленных подходов к исследованию межгрупповых отношений: мотивационный, ситуативный, когнитивный, деятельностный относится к отечественной социальной психологии?
Правильный ответ: деятельностный.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 51%, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий закрытого и открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 10.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено от 6 до 10 заданий; «не зачтено» – верно выполнено от 1 до 5 заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. М. Андреева Социальная психология: учеб. для вузов Аспект Пресс, 2014
Л1.2 А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова Социальная психология: М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бендас Т. В., Якиманская И. С., Молокостова А. М., Трифонова Е. А. Социальная психология: учебник : Иэд-во: Оренбургский государственный университет , 2015 Электронный ресурс Университетская библиотека Online http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364892&sr=1
Л2.2 Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э5 Курс в Moodle Социальная психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.