Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. Психология служебной деятельности |
Специализация | Психология менеджмента и организационное консультирование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент
1.1. | сформировать у студентов знания, умения и навыки в области современных технологий урегулирования конфликтов |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-7 | Способен осуществлять консультирование в области межличностных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста, организации служебной деятельности персонала |
ОПК-7.1 | Знает особенности и этапы психологического, карьерного, управленческого консультирования в области межличностных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста, организации служебной деятельности персонала, а также принципы разработки программ вмешательства, этапы реализации, инструменты психологического воздействия, специфику реализации в индивидуальном и групповом формате |
ОПК-7.2 | Умеет подбирать вид программы вмешательства в контексте конкретного случая, ставить цель, выдвигать задачи, подбирать психотехнические средства, определять их последовательность, устанавливать временной диапазон, необходимый для достижения цели, анализировать полученные результаты программы, делать рекомендации, составлять заключение, адекватно случаю и задачам программы |
ОПК-9 | Способен осуществлять психологическое сопровождение персонала с целью создания и поддержания психологического климата, способствующего оптимизации служебной деятельности |
ОПК-9.1 | Знает теоретические и методологические основы психологического сопровождения персонала в рамках поддержания психологического климата |
ОПК-9.2 | Владеет приемами эффективного применения методики и технологии психологического сопровождение персонала с целью создания и поддержания психологического климата, способствующего оптимизации профессионально-служебной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-7.1. Знает особенности и этапы психологического, карьерного, управленческого консультирования в области межличностных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста, организации служебной деятельности персонала, а также принципы разработки программ вмешательства, этапы реализации, инструменты психологического воздействия, специфику реализации в индивидуальном и групповом формате. ОПК-9.1. Знает теоретические и методологические основы психологического сопровождения персонала в рамках поддержания психологического климата; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-7.2. Умеет подбирать вид программы вмешательства в контексте конкретного случая, ставить цель, выдвигать задачи, подбирать психотехнические средства, определять их последовательность, устанавливать временной диапазон, необходимый для достижения цели, анализировать полученные результаты программы, делать рекомендации, составлять заключение, адекватно случаю и задачам программы. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-9.2. Владеет приемами эффективного применения методики и технологии психологического сопровождение персонала с целью создания и поддержания психологического климата, способствующего оптимизации профессионально-служебной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Общая теория урегулирования конфликтов | ||||||
1.1. | Основные подходы к определению понятия и обоснованию базовых принципов урегулирования конфликта | Лекции | 3 | 2 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Основные подходы к определению понятия и обоснованию базовых принципов урегулирования конфликта | Практические | 3 | 1 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Основные подходы к определению понятия и обоснованию базовых принципов урегулирования конфликта | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Место и роль урегулирования в системе управления конфликтом | Практические | 3 | 1 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.5. | Место и роль урегулирования в системе управления конфликтом | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.6. | Исторический подход к осмыслению сущности посредничества | Лекции | 3 | 2 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.7. | Исторический подход к осмыслению сущности посредничества | Практические | 3 | 2 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.8. | Исторический подход к осмыслению сущности посредничества | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.9. | Специфика практики применения посредничества в урегулировании конфликтов | Лекции | 3 | 4 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.10. | Специфика практики применения посредничества в урегулировании конфликтов | Практические | 3 | 4 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.11. | Специфика практики применения посредничества в урегулировании конфликтов | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Раздел 2. Основные виды урегулирования конфликтов и технологии применения | ||||||
2.1. | История возникновения и особенности развития технологии арбитража | Лекции | 3 | 2 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | История возникновения и особенности развития технологии арбитража | Практические | 3 | 3 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | История возникновения и особенности развития технологии арбитража | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.4. | Специфика применения арбитража во внесудебном урегулировании конфликтов | Практические | 3 | 1 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.5. | Специфика применения арбитража во внесудебном урегулировании конфликтов | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.6. | Особенности возникновения и развития конфликтологического консультирования | Практические | 3 | 1 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.7. | Особенности возникновения и развития конфликтологического консультирования | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.8. | Содержание технологии конфликтологического консультирования и принципы ее применения в урегулировании конфликта | Лекции | 3 | 2 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.9. | Содержание технологии конфликтологического консультирования и принципы ее применения в урегулировании конфликта | Практические | 3 | 4 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.10. | Содержание технологии конфликтологического консультирования и принципы ее применения в урегулировании конфликта | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.11. | Современная технология медиации: принципы реализации и этапы проведения | Лекции | 3 | 4 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.12. | Современная технология медиации: принципы реализации и этапы проведения | Практические | 3 | 4 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.13. | Современная технология медиации: принципы реализации и этапы проведения | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.14. | Специфика переговоров в практике урегулирования конфликтов | Лекции | 3 | 2 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.15. | Специфика переговоров в практике урегулирования конфликтов | Практические | 3 | 1 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.16. | Специфика переговоров в практике урегулирования конфликтов | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.17. | Этапы и принципы переговорного процесса в ситуации конфликта | Практические | 3 | 2 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.18. | Этапы и принципы переговорного процесса в ситуации конфликта | Сам. работа | 3 | 0 | ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10406 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-7: Способен осуществлять консультирование в области межличностных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста, организации служебной деятельности персонала Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов) 1. К способам психологического воздействия относятся все нижеперечисленные, за исключением: а) психологического консультирования; б) психологической коррекции; в) психологической защиты; г) психотерапии в широком смысле. 2. Способ психологической помощи, при котором происходит формирование «личностной позиции», называется: а) психологическим консультированием; б) психологической коррекцией; в) психологической защитой; г) психотерапией в широком смысле. 3. Чем сильнее у человека «Я», тем выше его способность: а) отыскивать реалистичные решения проблемы; б) руководствоваться принципом реальности; в) регулировать конфликты между «Оно» и «Сверх-Я»; 4. Специфической характеристикой тестирования в психологии является: а) индивидуальный подход; б) большая глубина результатов; в) стандартизация процедуры; 5. Информирование клиента является действенным методом психологической помощи при (возможно несколько вариантов ответа): а) психологическом консультировании б) психологической коррекции; в) психотерапии в широком смысле. 6. Терапевтической мишенью для использования психологического консультирования являются: а) экзистенциальные представления человека; б) психопатологические симптомы; в) соматические проблемы; 7. Одним из механизмов психологической защиты является: а) сублимация; б) агглютинация; в) реинкарнация; г) интеграция. 8. Психолог-консультант: а) работает с проблемами обращающихся к нему людей; б) имеет дело главным образом с такими проблемами, как самоубийство или наркомания; в) помогает организациям находить нужные ответы на проблемы, касающиеся людей; 9. Эффективность психологической консультации – это… а) его конечный итог, определяемый наличием положительных изменений у клиента; б) безопасность клиента в процессе психологического консультирования; в) достижение развития личных качеств у клиента; г) оптимизм; д) желание клиента жить дальше. 10. Может ли в каких-то случаях нарушаться «правило анонимности» в процессе психологического консультирования: а) да; б) нет; в) только с разрешения клиента; г) только по желанию психолога; д) только при дружеских отношениях. 11. Какие из нижеперечисленных приемов не относятся к приемам активного слушания: а) кивание головой и использование междометий «ага», «угу»; б) вопрос-эхо; в) насыщенная пауза; г) крик; д) плач. 12. Заражение, внушение, убеждение, подражание – все ли варианты относятся к механизмам психологического воздействия: а) да; б) нет; в) только заражение и внушение; г) только подражание и убеждение; д) только подражание, внушение и убеждение. 13. Используются ли вербальные и невербальные средства в процессе психологического просвещения: а) да; б) нет; в) только вербальные; г) только невербальные; д) такого понятия вообще не существует. 14. Инклюзия представляет собой: а) форму сотрудничества; б) частный случай интеграции; в) стиль поведения. 15. Инклюзия, то есть «включённое образование», предусматривающее включение ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками - это: а) групповая интеграция, б) образовательная интеграция, в) коммуникация. ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1-в 2-а 3-б 4-в 5-а,б 6-б 7-а 8-а 9-а 10-в 11-г,д 12-а 13-а 14-а 15-б Критерии оценивания: За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов. Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом) 1. Частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма – это _________________________________ 2. На второй ступени инклюзивной вертикали воспитание и социализация ребенка ограниченными возможностями здоровья осуществляются в рамках ________________ учреждений 3. Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов по дополнительным общеразвивающим программам в учебной группе устанавливается до: ______ человек 4. Система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на исправление, преодоление, ослабление нарушений в развитии – это ___________________ 5. Стандарт ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) применяется к правоотношениям, возникшим с ___________ года 6. Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу ______________________________________________ 7. Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками – это ______________________ 8. Фундаментальный философский принцип инклюзии – это ___________________________________ 9. Ребенок для восстановления утраченных учебных умений, познавательных навыков нуждается в _________________________ реабилитации 10. Подход предполагающий, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, называется ________________________ 11. Сроки освоения адаптированных основных образовательных программ обучающимися с умственной отсталостью с учетом их особых образовательных потребностей - _________ лет. 12. Начальным уровнем инклюзивной вертикали становится период ________________________________ 13. Решение психолого-медико-педагогического консилиума о характере и особенностях реализации адаптированной основной образовательной программы, специальных образовательных условий ее реализации для семьи ребенка с ОВЗ является _________________________________ 14. Когда «особый» ребёнок с высоким уровнем психофизического развития, близким к норме, посещает дошкольное учреждение или школу наравне со своими типично развивающимися сверстниками, а специализированную помощь получает во внешних учреждениях и усилиями специалистов образовательного учреждения – это _______________________интеграция 15. Образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц - это _____________________ образовательная программа 16. Гарантия прав на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в ____________________________ 17. Отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения – это ___________________________ 18. Запаздывание или приостановка психического развития — это _______________________ 19. Технические средства для коррекции и компенсации дефектов слуха – это __________________________ 20. Негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя, воспитателя или тренера — это __________________________________ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1-дисграфия 2-дошкольных 3-15 4-коррекция 5-2016 6-педагогического оптимизма 7-инклюзия 8-свобода выбора 9-педагогической 10-мейнстриминг 11-12(13) 12-раннего детства 13-рекомендательным 14-полная 15-адаптированная 16-Конституции РФ 17-тифлопедагогика 18-ретардация 19-сурдотехника 20-дидактогения Критерии оценивания: За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 1,5 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 30 баллов. ОПК-9: Способен осуществлять психологическое сопровождение персонала с целью создания и поддержания психологического климата, способствующего оптимизации служебной деятельности Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов) 1. Какое название имеют группы, на которые ориентируются люди в своих интересах, симпатиях и антипатиях? а) референтные б) формальные в) условные 2. Как называется направление, с позиций которого конструировались активные методы поведенческого тренинга, позволяющие осуществлять обучение, терапию, коррекцию поведения? а) психоанализ б) бихевиоризм в) когнитивизм г) интеракционизм 3. Как называется высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности? а) ассоциация; б) коллектив; в) корпорация. 4. Как называется способ понимания другого человека, уподобление ему, отождествление с ним себя? а) идентификация; б) эмпатия; в) рефлексия. 5. Что такое социальная перцепция? а) процесс, включающий в себя выработку единой стратегии взаимодействия б) восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков в) речь, которая дополняется не только экспрессивными реакциями поведения, но и его семантикой, т.е. смыслом поступков г) обмен информацией 6. Как называется совокупность свойств личности, которые определяют успешность обучения или выполнение какой-либо деятельности? а) способности; б) задатки; в) талант; г) оригинальность. 7. Как называется эффект возрастающей сенсорной стимуляции, когда на продуктивность деятельности индивида оказывает влияние сам вид и «звучание» других людей ? а) социальная фасилитация; б) социальная ингибиция; в) социальная фрустрация. 8. Школу «групповой динамики» разработал: а) Э. Мэйо; б) Я.Л. Морено; в) К. Левин. 9. Определите феномен: данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, члены группы могут взаимодействовать. а) о сплоченности группы; б) о совместимости группы; в) оба варианта верны 10. Что такое коммуникативный барьер? а) психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению+ сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми б) процесс, включающий в себя выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека в) процесс, включающий в себя восприятие и понимание другого человека 11. Кто является автором диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности? а) В.А. Ядов; б) Д.Н. Узнадзе; в) Н. Мясищев. 12. Определите конфликт по формуле: «конфликт = конфликтная ситуация …» а) индивид; б) инцидент; в) субъект. 13. Основоположником клиент-центрированной терапии является: а) Р. Мей б) К. Роджерс в) К. Юнг г) З. Фрейд 14. Понимание эмоционального состояния другого человека относится к умениям (возможно несколько ответов): а) межличностного взаимодействия б) восприятия и понимания друг друга в) межличностной коммуникации г) группового взаимодействия 15. Подход в психодиагностике, основанный на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статистических закономерностей: а) количественный б) низкоформализованный в) качественный г) математический е) высокоформализованный ж) статистический ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1-а 2-б 3-б 4-а 5-б 6-а 7-а 8-в 9-б 10-а 11-а 12-б 13-в 14-а,б,в 15-а Критерии оценивания: За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 балл за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов. Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом) 1. Ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте, – это ______________________________ 2. Отрасль психологии, предметом которой выступает психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека, его проблемы, запросы, потребности и т.п., – это _________________________________ 3. Воздействие на объект, осуществляемое квалифицированными специалистами при помощи методов и средств практической психологии с целью изменения его психологических характеристик, – это ____________________________ 4. Стремление психолога консультанта в общении с клиентом избегать прямого оценивания его действий и личности – это ______________________ отношение к клиенту 5. Качество консультанта, которое предполагает его конгруэнтность и искренность называется ___________________ 6. __________________________ - это помещение обнаруженных явлений в «резкий фокус» для отделения важных моментов от незначительных 7. Цель методики заключается в определении стиля поведения в конфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конфликтному поведению. Состоит из 60 суждений, сгруппированных в 30 пар – это ______________________ 8. Метод воздействия на сознание клиента в психологии понимается как целенаправленный процесс и результат изменения консультантом поведения, установок, намерений, представлений, клиента в ходе взаимодействия с ним – это _______________________ 9. Формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом – это ____________________________ 10. По мнению В.Ю. Кеновщикова, интервью в психологической практике состоит из ________ стадий 11. Домашнее задание для клиентов, приглашение на повторную консультацию, цель которых заключается в закреплении результатов, достигнутых в процессе консультирования – это ______________________________________ 12. Специальные приемы, применяемые консультантом для решения задач процедур на каждом из этапов психологического консультирования – это ___________________ 13. Система мероприятий, направленная на исправление психологических затруднений, нарушений или поведения с помощью специальных средств психологического воздействия – это ____________________________________________ 14. Простейший способ стимулирования изложения клиентом собственной истории и демонстрации ему включенности консультанта в контакт – это __________________ 15. Тип психологического консультирования, в котором специалист работает не индивидуально с человеком, а с группой клиентов – это ____________________ консультирование 16. Отзеркаливание вербально или невербально выраженных клиентом эмоций (пережитых в прошлом, переживаемых в настоящий момент или предполагаемых в будущем) с целью их отреагирования, осмысления – это _________________________________ 17. Стиль ведения беседы, который предполагает активное речевое взаимодействие психолога и респондента; в определенном смысле – переживание вместе с клиентом – это ____________________________________ 18. ______________________ - это подведение клиента к разговору по одной узкой проблеме, от которой зависит глубина проработки и продуктивность консультирования 19. ________________________ - эмоциональная вовлеченность, открытость и искренность не только клиента, но и самого консультанта; обмен личным опытом и переживаниями, реакция на чувства клиента «здесь и теперь» 20. Обращение внимания клиента на то, что он чего-то избегает; выявление и демонстрация противоречий или расхождений между различными элементами его психического опыта- это ___________________ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1-психотехника 2-практическач психология 3-психологическое управление 4-безоценочное 5-подлинность 6-прояснение 7-опросник Томаса 8-влияние 9- интериоризация 10-5 11-страхование результата 12-техники 13-психологическая коррекция 14-поощрение 15-групповое 16-отражение чувств 17-рефлексивное слушание 18-фокусирование 19-самораскрытие 20-конфронтация За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 2 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 40 баллов. Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Final test)» может составлять максимум 100 баллов. Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий теста автоматически пересчитываются системой в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»). Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий пересчитываются преподавателем по схеме: 1-49 баллов – оценка «2», 50-69 баллов – оценка «3», 70-84 баллов – оценка «4», 85-100 баллов – оценка «5». |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20. Задания для письменного опроса открытой формы (с кратким свободным ответом) 1. Ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте, – это ______________________________ 2. Отрасль психологии, предметом которой выступает психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека, его проблемы, запросы, потребности и т.п., – это _________________________________ 3. Воздействие на объект, осуществляемое квалифицированными специалистами при помощи методов и средств практической психологии с целью изменения его психологических характеристик, – это ____________________________ 4. Стремление психолога консультанта в общении с клиентом избегать прямого оценивания его действий и личности – это ______________________ отношение к клиенту 5. Качество консультанта, которое предполагает его конгруэнтность и искренность называется ___________________ 6. __________________________ - это помещение обнаруженных явлений в «резкий фокус» для отделения важных моментов от незначительных 7. Цель методики заключается в определении стиля поведения в конфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конфликтному поведению. Состоит из 60 суждений, сгруппированных в 30 пар – это ______________________ 8. Метод воздействия на сознание клиента в психологии понимается как целенаправленный процесс и результат изменения консультантом поведения, установок, намерений, представлений, клиента в ходе взаимодействия с ним – это _______________________ 9. Формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом – это ____________________________ 10. По мнению В.Ю. Кеновщикова, интервью в психологической практике состоит из ________ стадий 11. Домашнее задание для клиентов, приглашение на повторную консультацию, цель которых заключается в закреплении результатов, достигнутых в процессе консультирования – это ______________________________________ 12. Специальные приемы, применяемые консультантом для решения задач процедур на каждом из этапов психологического консультирования – это ___________________ 13. Система мероприятий, направленная на исправление психологических затруднений, нарушений или поведения с помощью специальных средств психологического воздействия – это ____________________________________________ 14. Простейший способ стимулирования изложения клиентом собственной истории и демонстрации ему включенности консультанта в контакт – это __________________ 15. Тип психологического консультирования, в котором специалист работает не индивидуально с человеком, а с группой клиентов – это ____________________ консультирование 16. Отзеркаливание вербально или невербально выраженных клиентом эмоций (пережитых в прошлом, переживаемых в настоящий момент или предполагаемых в будущем) с целью их отреагирования, осмысления – это _________________________________ 17. Стиль ведения беседы, который предполагает активное речевое взаимодействие психолога и респондента; в определенном смысле – переживание вместе с клиентом – это ____________________________________ 18. ______________________ - это подведение клиента к разговору по одной узкой проблеме, от которой зависит глубина проработки и продуктивность консультирования 19. ________________________ - эмоциональная вовлеченность, открытость и искренность не только клиента, но и самого консультанта; обмен личным опытом и переживаниями, реакция на чувства клиента «здесь и теперь» 20. Обращение внимания клиента на то, что он чего-то избегает; выявление и демонстрация противоречий или расхождений между различными элементами его психического опыта- это ___________________ Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лопарев, А. В. | Конфликтология: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бунтовская, Л. Л. | Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/6CBED0CF-656E-4A94-8DFC-BAA67F70825C |
Л2.2 | Емельянов, С. М. | Конфликтология: учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.socioline.ru/node/842 | |||
Э2 | www.humanities.edu.ru/db/msg/ | |||
Э3 | http://aconflict.ru | |||
Э4 | Курс в moodle «Практикум по урегулированию конфликтов» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо: ознакомиться с планом практического занятия; самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы; просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно); проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам; при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного; при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем. При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Практическое задание Выполнение практического задания возможно как на практического занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Тестирование Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа Реферат Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны. Реферат должен содержать: титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости). Требования к оформлению реферата: Объем: от 10 до 20 страниц. Формат страницы: А4 (210x297 мм). Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм. Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman. Выравнивание: по ширине. Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца). Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу» При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа Зачет Студент на зачете отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос. |