МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технология бизнес-тренинга

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2022
Часов по учебному плану 128
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 14 30 14 30
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 128 144 128 144

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
профессор, д.психол.наук, Зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Технология бизнес-тренинга

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент, канд.психол.наук Волкова Т.Г


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой доцент, канд.психол.наук Волкова Т.Г


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Тренинг профессионального общения» является психологическое сопровождение профессионального становления студентов-психологов на первом этапе обучения; установление психологического контакта между студентами и между преподавателем и студентами; помощь в преодолении разнообразных психологических барьеров, возникающих в процессе взаимодействия; формирование у студентов позиции сотрудничества во внутригрупповом взаимодействии; повышение компетентности в общении; обучение основным методам предупреждения и конструктивного разрешения межличностных конфликтов; содействие формированию и развитию толерантности во взаимодействии с окружающим миром.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-14 Способен использовать адекватные развивающие и коррекционные программы, осуществлять психологическую интервенцию с целью изменения негативных состояний лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в состоянии психологической дезадаптации, с различными проявлениями девиаций, зависимостей, с суицидальными наклонностями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятия обратной связи; правила подачи и восприятия обратной связи; специфику конфликта в межличностном общении и способы управления им; понятие толерантности и особенности толерантного поведения; особенности психологического воздействия в процессе психологического тренинга; специфику психологического тренинга как метода воздействия.
3.2.Уметь:
3.2.1.проявлять безоценочное восприятие Другого; активно выслушивать партнера по общению; сообщать информацию о себе по типу Я-высказывания; психологически грамотно анализировать причины возникновения межличностных конфликтов, применять способы их предупреждения и позитивного разрешения; преодолевать предубеждения и негативные стереотипы в отношении людей, отличающихся по каким-либо признакам от преобладающего типа, ставить цели тренинговой работы, анализировать стиль ведения тренинга.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения невербальными средствами для установления контакта в процессе общения; навыками взаимодействия в тренинговой группе, предупреждения и конструктивного разрешения межличностных конфликтов; способами формирования и развития толерантности во взаимодействии с окружающим миром, навыками самонаблюдения для оценки и осознания психологического воздействия в процессе тренинговой работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правила тренингового взаимодействия
1.1. Бизнес тренинг. Знакомство с правилами работы в группе тренинга. Лекции 6 2 ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. История бизнес тренинга. Виды Лекции 6 4 ОПК-14 Л2.1, Л1.1
1.3. Определение общегрупповой цели. Практические 6 2 ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Основные принципы, цели и задачи психологического тренинга Сам. работа 6 12 ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Правила подачи и восприятия обратной связи. Лекции 6 4 ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Правила подачи и восприятия обратной связи. Сам. работа 6 11 ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Профессиональное общение.
2.1. Вербальные и невербальные средства общения. Лекции 6 4 ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Эффективная самопрезентация. Лекции 6 2 ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Эффективная самопрезентация. Практические 6 2 ОПК-14 Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Эффективная самопрезентация. Сам. работа 6 8 ОПК-14 Л2.1, Л1.2
2.5. Трудности в профессиональном взаимодействии Практические 6 2 ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Различные ситуации профессионального общения Сам. работа 6 8 ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Внутригрупповые процессы.
3.1. Осознание каждым участником собственного положения и функций в группе. Лекции 6 4 ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Конфликтные ситуации в группе. Лекции 6 4 ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Конфликтные ситуации в группе. Практические 6 4 ОПК-14 Л2.2, Л1.2
3.4. Командообразование. Лекции 6 2 ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.5. Командообразование. Практические 6 4 ОПК-14 Л2.1, Л1.2
3.6. Групповая сплоченность Сам. работа 6 10 ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Развитие рефлексивности.
4.1. Осознание собственных ощущений, чувств, мыслей в различных ситуациях межличностного и группового взаимодействия. Практические 6 4 ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Осознание собственных ощущений, чувств, мыслей в различных ситуациях межличностного и группового взаимодействия. Практические 6 4 ОПК-14 Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Анализ личностных и групповых изменений. Практические 6 2 ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Соотнесение целей и результатов тренинга. Практические 6 2 ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.5. Тренинг как метод воздействия Практические 6 4 ОПК-14 Л2.1, Л1.2
4.6. Тренинг как метод воздействия Сам. работа 6 12 ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.7. Зачет 6 27 ОПК-14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Левкин В. Е. Тренинг эффективного общения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Ефимова Наталия Сергеевна Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие ФОРУМ, 2018 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
Л2.2 Левкин В. Е. Тренинг конфликтонезависимости: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 курс в MOODLe по дисциплине Тренинг профессионального общения portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение всех занятий, поскольку они будут проходить в форме тренинга. После второго занятия тренинговая группа считается закрытой и студенты не посещавшие занятия будут готовиться к сдаче зачета самостоятельно по предложенным вопросам.
2. При подготовке к практическим занятиям следует знакомиться с предложенной литературой, а также осуществлять наблюдение за своими психическими состояниями, способом взаимодействия в разных социальных ситуациях.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий.
4. В процессе участия в практических занятиях необходимо вести дневник, в котором фиксируются основные изменения эмоционального состояния при выполнении и обсуждении различного рода упражнений.
5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение практических занятий, подготовка по вопросам к зачету, а также ведение дневника самонаблюдений и написание эссе.