МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Корпоративная отчетность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильОбщий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_Э-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Рудакова Т.А.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Корпоративная отчетность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 26.06.2023 г. № 12
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Санникова И.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 26.06.2023 г. № 12
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Санникова И.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Цель освоения учебной дисциплины - формирование у студента профессиональных компетенций, связанных с решением профессиональных задач по реализации стратегии организации на основе финансовой и нефинансовой информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. теоретические положения бухгалтерского учета, основанные на истории его развития и современных тенденциях мировой практики, формирования корпоративной отчетности;

2. сущность, виды, содержание корпоративной отчетности, представляемой отдельным категориям пользователей, различными хозяйственными субъектами;

3. систему сбора, обработки и формирования отчетной информации;
3.2.Уметь:
3.2.1.1. использовать систему знаний о принципах формирования отчетной информации в процессе составления корпоративных отчетов

2.проверять обоснованность представленной отчетной информации;

3. использовать корпоративную отчетность для принятия соответствующих профессиональных суждений;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1.Техникой формирования финансовых и нефинансовых отчетов;

2.Техникой формирования консолидированных финансовых отчетов;

3.Навыками решения на примере конкретных ситуаций проблемы оценки информации, касающейся финансовой и нефинансовой отчетности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ТЕМА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ
1.1. Понятие корпоративной отчетности. Значение корпоративной отчетности. Пользователи информации корпоративной отчетности. Уровни регулирования корпоративной отчетности. Лекции 6 4 ПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Понятие корпоративной отчетности. Значение корпоративной отчетности. Пользователи информации корпоративной отчетности. Уровни регулирования корпоративной отчетности. Практические 6 4 ПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Понятие корпоративной отчетности. Значение корпоративной отчетности. Пользователи информации корпоративной отчетности. Уровни регулирования корпоративной отчетности. Сам. работа 6 16 ПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. ТЕМА 2 . ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.1. Финансовая отчетность: сущность, виды, состав и значение в рыночной экономике. Порядок проведения подготовительной работы перед составлением финансовой отчетности. Бухгалтерский баланс, его структура, содержание и порядок составления. Порядок формирования показателей отчета о прибылях и убытках Содержание отчета и порядок составления. Значение отчета об изменении капитала в современных условиях. Структура и содержание отчета об изменениях капитала, порядок его составления. Значение отчета о движении денежных средств в современных условиях. Структура и содержание отчета о движении денежных средств, порядок его составления. Структура и содержание отчета о целевом использовании средств. Лекции 6 4 ПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Финансовая отчетность: сущность, виды, состав и значение в рыночной экономике. Порядок проведения подготовительной работы перед составлением финансовой отчетности. Бухгалтерский баланс, его структура, содержание и порядок составления. Порядок формирования показателей отчета о прибылях и убытках Содержание отчета и порядок составления. Значение отчета об изменении капитала в современных условиях. Структура и содержание отчета об изменениях капитала, порядок его составления. Значение отчета о движении денежных средств в современных условиях. Структура и содержание отчета о движении денежных средств, порядок его составления. Структура и содержание отчета о целевом использовании средств. Практические 6 12 ПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Финансовая отчетность: сущность, виды, состав и значение в рыночной экономике. Порядок проведения подготовительной работы перед составлением финансовой отчетности. Бухгалтерский баланс, его структура, содержание и порядок составления. Порядок формирования показателей отчета о прибылях и убытках Содержание отчета и порядок составления. Значение отчета об изменении капитала в современных условиях. Структура и содержание отчета об изменениях капитала, порядок его составления. Значение отчета о движении денежных средств в современных условиях. Структура и содержание отчета о движении денежных средств, порядок его составления. Структура и содержание отчета о целевом использовании средств. Сам. работа 6 5 ПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. ТЕМА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПОСТРОЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
3.1. Особенности организации учета и составления отчетности на предприятиях. Переориентация первичного и аналитического учета на решение задач информационного обеспечения корпоративной отчетности. Управленческий учет и его использование для формирования информации корпоративной отчетности. Лекции 6 6 ПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Особенности организации учета и составления отчетности на предприятиях. Переориентация первичного и аналитического учета на решение задач информационного обеспечения корпоративной отчетности. Управленческий учет и его использование для формирования информации корпоративной отчетности. Практические 6 12 ПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Особенности организации учета и составления отчетности на предприятиях. Переориентация первичного и аналитического учета на решение задач информационного обеспечения корпоративной отчетности. Управленческий учет и его использование для формирования информации корпоративной отчетности. Сам. работа 6 18 ПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. ТЕМА 4 ПОЯСНЕНИЯ К ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
4.1. Значение пояснений к бухгалтерскому балансу в современных условиях. Структура и содержание отчета. Общие требования к раскрытию статей бухгалтерской отчетности. Содержание и характеристика основных разделов пояснительной записки. Характеристика организации и основных направлений деятельности. Информация о данных, не нашедших отражения в формах бухгалтерской отчетности. События после отчетной даты. Оценочные обязательства. Информация о связанных сторонах. Информация по сегментам. Информация по прекращаемой деятельности. Информация о совместной деятельности. Существенные статьи бухгалтерской отчетности, методика их расчета. Информация для обеспечения сопоставимости данных отчетного и предшествующих периодов. Государственная помощь. Участие в природоохранных мероприятиях. Лекции 6 8 ПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Значение пояснений к бухгалтерскому балансу в современных условиях. Структура и содержание отчета. Общие требования к раскрытию статей бухгалтерской отчетности. Содержание и характеристика основных разделов пояснительной записки. Характеристика организации и основных направлений деятельности. Информация о данных, не нашедших отражения в формах бухгалтерской отчетности. События после отчетной даты. Оценочные обязательства. Информация о связанных сторонах. Информация по сегментам. Информация по прекращаемой деятельности. Информация о совместной деятельности. Существенные статьи бухгалтерской отчетности, методика их расчета. Информация для обеспечения сопоставимости данных отчетного и предшествующих периодов. Государственная помощь. Участие в природоохранных мероприятиях. Практические 6 8 ПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Значение пояснений к бухгалтерскому балансу в современных условиях. Структура и содержание отчета. Общие требования к раскрытию статей бухгалтерской отчетности. Содержание и характеристика основных разделов пояснительной записки. Характеристика организации и основных направлений деятельности. Информация о данных, не нашедших отражения в формах бухгалтерской отчетности. События после отчетной даты. Оценочные обязательства. Информация о связанных сторонах. Информация по сегментам. Информация по прекращаемой деятельности. Информация о совместной деятельности. Существенные статьи бухгалтерской отчетности, методика их расчета. Информация для обеспечения сопоставимости данных отчетного и предшествующих периодов. Государственная помощь. Участие в природоохранных мероприятиях. Сам. работа 6 22 ПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. ТЕМА 5 МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
5.1. Финансовые отчеты в составе корпоративной отчетности . Социальная ответственность бизнеса. Корпоративный социальный отчет как публичный инструмент информирования пользователей о реализации стратегических планов развития предприятия. Стратегический отчет компании. Лекции 6 6 ПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Финансовые отчеты в составе корпоративной отчетности . Социальная ответственность бизнеса. Корпоративный социальный отчет как публичный инструмент информирования пользователей о реализации стратегических планов развития предприятия. Стратегический отчет компании. Практические 6 8 ПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.3. Подготовка курсовой работы Сам. работа 6 20 ПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6.
6.1. Экзамен 6 27 ПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 7.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция:
ПК-5: способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
1.Методические основы и порядок составления консолидированной финансовой отчетности в РФ устанавливают:
а) ПБУ 4/99
б) МСФО
в) Федеральный закон от 27.07.2010 №208 «О консолидированной финансовой отчетности»
г) Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»
2. Актуальность применения консолидированной финансовой отчетности:
а) способствует повышению прозрачности и открытости деятельности организации
б) обеспечивает единообразие и сравнимость финансовой отчетности российских организаций с аналогичными хозяйствующими субъектами за рубежом
в) повышает инвестиционную привлекательность организаций и расширяет возможности их доступа к международным финансовым рынкам
г) обеспечивает инвесторов дополнительной информацией, необходимой для принятия инвестиционных решений
д) способствует повышению качества информационной базы для принятия решения руководством отчитывающихся организаций
е) всё вышеперечисленное
3. Целью составления корпоративной отчетности НЕ является:
а) унификация и облегчение процедур составления обобщающей отчетности для корпоративных групп
б) обеспечение возможности сравнительного анализа деятельности компании
в) стимулирование развития и практического использования передовых методик учета и составления консолидированной отчетности
г) обеспечение возможности и механизма контроля деятельности крупных корпораций со стороны государства в лице налоговых органов
4. Основные признаки корпорации:
а) юридическое лицо, которое имеет самостоятельный бухгалтерский баланс
б) ограниченная ответственность
в) свободная продажа акций
г) централизованное управление советом директоров
д) всё вышеперечисленное
5. Ключевые принципы, на которых строится корпоративная отчетность:
а) справедливость
б) прозрачность
в) подотчетность
г) ответственность
6. Принципы построения системы показателей корпоративной отчетности:
а) одинаковые методики расчета во всех подразделениях корпорации
б) простота расчета показателей
в) включение всех значимых аспектов деятельности компании и факторов успеха
г) взаимоувязка показателей
д) возможность проверки налоговыми органами
7. Области корпоративной отчетности:
а) финансовая и нефинансовая отчетность
б) финансовая, статистическая, налоговая отчетность
в) бухгалтерская (финансовая) и управленческая отчетность
г) сводная отчетность
8. К формам подготовки корпоративных отчетов НЕ относится:
а) традиционный годовой отчёт с элементами информации об устойчивом развитии компании
б) комбинированный годовой отчёт
в) интегрированный отчет
г) отчет в статистические и налоговые органы
9. Существует ли стандартная форма интегрированной отчетности, установленная нормативным регулированием корпоративной отчетности?
а) да
б) нет
10. Цели составления нефинансовой корпоративной отчетности:
а) повышение информирования заинтересованных пользователей о деятельности компании, её влиянии на экологию и экономику, о социально значимых проектах, о корпоративной социальной ответственности, о благотворительности и т. д.
б) усиление рыночных позиций компании
в) структурирование внутренней организации компании - осознание необходимости иметь четкую стратегию развития, а также осмысление социальной и экологической корпоративной ответственности
г) построение оптимальной функциональной инфраструктуры управления деятельностью компании
д) всё вышеперечисленное
11. Виды нефинансовых отчетов:
а) экологические, социальные, отчеты об устойчивом развитии, отраслевые, смешанные, комплексные
б) бухгалтерские (финансовые) и управленческие
в) экологические и социальные
г) материнской и дочерних компаний
д) оперативные, сводные, комплексные
12. Консолидированная финансовая отчетность может составляться за период более одного года?
а) да, это определяет сама корпорация
б) нет, этот период должен совпадать с требованиями нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности
13. Верно ли утверждение, что сутью консолидации финансовой отчетности является построчное сложение аналогичных статей активов, обязательств, капиталов, доходов и расходов?
а) да
б) нет
14. Верно ли утверждение, что консолидированная финансовая отчетность направлена не на выявление налогооблагаемой прибыли, а связана с аналитикой?
а) да
б) нет
15. Методы консолидации финансовой отчетности:
а) метод полной консолидации
б) метод долевого участия
в) метод пропорциональной консолидации
16. Держателем Национального регистра нефинансовых отчетов является:
а) министерство экономического развития РФ
б) налоговая служба
в) Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИРБО)
г) Российский союз промышленников и предпринимателей

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. б, в
2. е
3. г
4. д
5. б, в
6. а, б, в, г
7. а
8. г
9. б
10. д
11. а
12. а
13. б
14. а
15. а, б
16. г
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Проверяемая компетенция:
ПК-5: способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Основа составления корпоративной отчетности – это ______________________________ .
2. Система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации по всем существенным вопросам, касающимся АО, в т.ч. о его финансовом положении, результатах деятельности, структуре собственности и управления. Это отвечает такому принципу корпоративного управления как ____________________________.
3. Система корпоративного управления должна обеспечивать стратегией руководство общества, эффективный контроль за управляющими со стороны Совета директоров, а также подотчетность совета директоров обществу и акционерам. Это отвечает такому принципу корпоративного управления как ____________________________.
4. Информационная модель организации, которая имеет стратегическую направленность и обеспечивает получение во всех отношениях информации для реализации задач корпоративного управления, средство коммуникации между компанией и внешней средой – это ________________________________________ отчетность.
5. Система показателей, смоделированная по принципам и требованиям международных стандартов финансовой отчетности и российского законодательства, достоверность которой должна регулярно подтверждаться системой внутреннего контроля корпорации и независимыми аудиторами – это ________________ _____________________ отчетность.
6. Процесс, в результате которого организация представляет информацию о создании ею ценности на протяжении времени, описание всего бизнеса, взаимоувязанная информация об управлении капиталом компании, в т. ч. описание прошлого, текущего и будущего состояния компании – это _____________________________ отчетность.
7. В отношении корпоративной отчетности может быть установлен режим коммерческой тайны (напишите «да» или «нет»): _______________
8. Высшая стадия корпоративной отчетности, новое веяние в корпоративном управлении - это __________________________ отчет.
9. Существует две области корпоративной отчетности: ________________ и _________________ отчетность.
10. Глобальное объединение компаний, регуляторов, инвесторов, органов по стандартизации, бухгалтерских и негосударственных организаций – это ____________________ ______________ по интегрированной отчетности.
11. Принципы, элементы интегрированной отчетности и фундаментальные концепции содержит утвержденный МСИО в декабре 2013 г.) _______________________ ____________________ __________________________ _______________________.
12. Добровольно раскрываемая информация, которая достоверна и доступна для ключевых, заинтересованных сторон, отражает основные аспекты и результаты деятельности компании, связанные с реализацией стратегии устойчивого развития бизнеса – это _________________________ _____________________.
13. Информацию, посвященную анализу экологических последствий деятельности компаний, а также мерам по снижению негативного воздействия на окружающую среду содержит _________________________________ отчет.
14. Информацию, посвященную благотворительным программам и акциям компаний, программам партнерства на территории присутствия, системе работы с персоналом и потребителями, программам в области охраны труда и промышленной безопасности содержит ____________________________ отчет.
15. Процедура заверения корпоративной отчетности аудиторскими или общественными организациями – это ___________________________ отчетности.
16. Основополагающие принципы подготовки отчетов по устойчивому развитию на уровне отдельных предприятий закреплены в Руководстве по нефинансовой отчетности, разработанном организацией - __________________________________________________________________.
17. Показатели деятельности, которые помогают организации в достижении стратегических и тактических целей и отображают, насколько эффективно компания движется к выполнению поставленных целей и задач - это _____________________________ показатели.
18. Традиционные показатели, рассчитываемые в ходе анализа финансовой деятельности корпорации и позволяющие оценить финансовое состояние компании, ее финансовую устойчивость и эффективность принимаемых решений – это ключевые ____________________ показатели.
19. Нефинансовые показатели, отражаемые в корпоративной отчетности и характеризующие устойчивое развитие корпорации – это ключевые ___________________________, _____________________ и ___________________________ показатели.
20. Суммирование активов, обязательств, доходов, расходов и капитала дочерних и материнской компании на основе принципов МСФО - это ____________________________ отчетности.
21. Согласно МСФО 10, финансовая отчетность группы компаний, в которой активы, обязательства, доходы, расходы, капитал и потоки денежных средств материнского предприятия и его дочерних компаний представлены как активы, обязательства, доходы, расходы, капитал и потоки денежных средств единого субъекта экономической деятельности – это ___________________________________________________________________ .
22. Многошаговая процедура, предусматривающая ряд специальных расчетов, алгоритм превращения финансовых отчётов отдельных компаний в комплект консолидированной отчётности – это ____________________________________.
23. Процесс исключения из консолидированной финансовой отчетности внутригрупповых операций – это __________________________________________.
24. Разница между стоимостью бизнеса в целом и агрегированной величиной его идентифицированных чистых активов, оценённых по справедливой стоимости
- это _____________________.
25. Формула расчета консолидированного капитала: _________________________________________ плюс ______________________________________________ минус ____________________________________________________.

26. Доля акций, принадлежащая миноритарным акционерам – это _____________________________________________________ доля.
27. Формула расчета неконтролируемой доли, представленной в пассиве консолидированного балансового отчета: __________________________________________________х__________________________________________.

28. Метод консолидации финансовой отчетности, при котором: а) консолидации подлежат все чистые активы дочерних компаний (приоритет контроля над владением); б) в пассиве консолидированного балансового отчета отражается неконтролируемая доля – это метод _______________ консолидации.
29. Метод консолидации финансовой отчетности, при котором: а) доля инвестора в чистых активах объекта инвестирования отражается в балансе отдельной строкой; б) неконтролируемая доля в балансе не отражается – это метод _______________________________________________.
30. Метод консолидации финансовой отчетности, который отменен в 2013 г. – это метод ______________________________ консолидации.

ОТВЕТЫ:
1. Концепция и принципы корпоративного управления
2. прозрачность
3. подотчетность
4. корпоративная
5. консолидированная финансовая
6. интегрированная
7. нет
8. интегрированный
9. финансовая и нефинансовая
10. Международный совет
11. Международный стандарт по интегрированной отчетности
12. нефинансовая отчетность
13. экологический
14. социальный
15. верификация
16. Глобальная инициатива по отчетности (The Global Reporting Initiative – GRI)
17. ключевые
18. финансовые
19.экономические, экологические, социальные
20. консолидация
21. консолидированная финансовая отчетность
22. график консолидации
23. элиминирование
24. гудвилл
25. капитал материнской компании (полностью) (плюс) доля группы в прибылях дочерней компании после даты приобретения (минус) переоценка гудвилла
26. неконтролируемая
27. стоимость чистых активов дочерней компании (х) доля владения
миноритарных акционеров
28. полной
29. долевого участия
30. пропорциональной

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Смотри приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный экзамен
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие корпоративной отчетности.
2. Значение корпоративной отчетности.
3. Пользователи информации корпоративной отчетности.
4. Организации, подготавливающие корпоративные отчеты.
5. Уровни регулирования корпоративной отчетности.
6. Финансовая отчетность: сущность, виды, состав и значение в рыночной экономике.
7. Порядок проведения подготовительной работы перед составлением финансовой отчетности.
8. Бухгалтерский баланс, его структура, содержание и порядок составления.
9. Порядок формирования показателей отчета о прибылях и убытках
10. Структура и содержание отчета об изменениях капитала, порядок его составления.
11. Значение отчета о движении денежных средств в современных условиях.
12. Структура и содержание отчета о движении денежных средств, порядок его составления.
13. Структура и содержание отчета о целевом использовании средств.
14. Особенности организации учета и составления корпоративной отчетности на предприятиях.
15. Переориентация первичного и аналитического учета на решение задач информационного обеспечения корпоративной отчетности.
16. Управленческий учет и его использование для формирования информации корпоративной отчетности.
17. Значение приложения к бухгалтерскому балансу в современных условиях.
18. Значение пояснительной записки в современных условиях.
19. Общие требования к раскрытию статей бухгалтерской отчетности.
20. Содержание и характеристика основных разделов пояснительной записки.
21. Информация о данных, не нашедших отражения в формах бухгалтерской отчетности.
22. События после отчетной даты.
23. Оценочные обязательства.
24. Информация о связанных сторонах.
25. Информация по сегментам.
26. Информация по прекращаемой деятельности.
27. Информация о совместной деятельности.
28. Существенные статьи бухгалтерской отчетности, методика их расчета.
29. Информация для обеспечения сопоставимости данных отчетного и предшествующих периодов.
30. Государственная помощь.
31. Участие в природоохранных мероприятиях.
32. Финансовые отчеты в составе корпоративной отчетности .
33. Социальная ответственность бизнеса.
34. Корпоративный социальный отчет как публичный инструмент информирования пользователей о реализации стратегических планов развития предприятия.
35. Стратегический отчет компании.
Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).

- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.А. Агеева, А.Л. Ребизова Международные стандарты финансовой отчетности: учебник Моска-Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Литвиненко М.И. Консолидированная финансовая отчетность в соответствии с новыми стандартами: учебник Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Блудова Н.А., Эргардт О.И., Блудова Е.В. Трансформация финансовой отчетности: учебное пособие Алтайского государственного университета, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 А.С. Алисенов Международные стандарты финансовой отчетности: учебник Моска-Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.3 Рудакова Татьяна Алексеевна Консолидация показателей финансовой отчетности:отечественный и международный аспекты: Учебное пособие Алтайского государственного университета, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиоклуб www.biblioclub.ru
Э2 ЭБС "Лань" e.lanbook.com
Э3 Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» www.consultant.ru
Э4 Справочно-правовая система «Гарант» garant.park.ru
Э5 Электронный ресурс «Все для бухгалтера и аудитора». www.audit.ru
Э6 Корпоративная отчетность portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.