МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Международная экономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильОбщий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_Э-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., проф., Дубина И.Н.

Рецензент(ы):
д.э.н., проф., Мамченко О.П.

Рабочая программа дисциплины
Международная экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.07.2022 г. № 09
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. Е.Е Шваков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.07.2022 г. № 09
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. Е.Е Шваков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Развитие у студентов современного экономического мышления, приобретение ими знаний о системе международных экономических отношений, закономерностях и тенденциях их развития, способности воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом и экономическом контекстах и формирования на этой основе соответствующих профессиональных качеств будущих специалистов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-6 способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные подходы к изучению культурных явлений;
- многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе,
- формы межкультурного взаимодействия;
- особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности;
- критически осмысливать и формировать собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества;
- приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Международная экономика как отражение межкультурных коммуникаций и взаимодействий.
1.1. Характеристика международной экономики как направления экономической науки. Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.6
1.2. Международная экономика и мировая экономика: Сходствa и различия. Формы международных экономических отношений: виды и краткая характеристика. Практические 6 4 Л1.1, Л2.4, Л2.6
1.3. Национальные культуры и их влияние на международный бизнес и экономику (на примере «западных» и «восточных» культур) и на примере классификации культур Г. Хофстеде). Лекции 6 4 Л1.1, Л1.2, Л2.5
1.4. Сравнение особенносттей национальных культур и экономического развития стран Практические 6 6 Л2.1, Л2.4, Л2.2
1.5. Самостоятельная работа по темам раздела Сам. работа 6 26 Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.6
Раздел 2. Международные торговые отношения
2.1. Международные торговые отношения в контексте межкультурных, социально-исторических и экономических взаимодействий Лекции 6 4 Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
2.2. История развития международных торговых отношений. Теории международной торговли (XVI-XX вв.) Практические 6 4 Л2.1, Л1.1, Л2.6
2.3. Торговая политика: свободная торговля, протекционизм, многостороннее регулирование Лекции 6 4 Л1.1, Л2.6
2.4. Торговая политика различных групп стран и ее влияние на национальную экономику Практические 6 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.6
2.5. Самостоятельная работа по темам раздела Сам. работа 6 20 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.6
Раздел 3. Интернационализация и глобализация бизнеса (факторы, развитие, оценки, прогнозы, транснациональные компании, влияние на мировую экономику)
3.1. Международные финансовые и экономические организации. Транснациональные корпорации и международные картели и их влияние на мировую экономику. Международная экономическая интеграция Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.3
3.2. Международные финансовые и экономические организации (цели, задачи, функции, проекты, результаты) и их информационные ресурсы (общая характеристика, разделы, доступ). Транснациональные корпорации и международные картели и их влияние на мировую экономику: характеристика, закономерности, прогнозы. Международная экономическая интеграция (причины, история развития, оценки, прогнозы, примеры международных интеграционных образований, влияние на мировую экономику) Практические 6 4 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.3
3.3. Самостоятельная работа по темам раздела Сам. работа 6 20 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Ссылка на курс: https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=485
ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Вопросы для контроля.
1. Суть мировой экономики как экономического явления больше отражает следующее определение: мировая экономика – это…
а) товарообмен между странами мира;
б) товарно-денежные отношения и рынок технологий, в которые вовлечены экономики наиболее развитых стран;
+ в) Совокупность национальных экономик стран мира, которые связаны между собой обменом товаром, услуг, движением производственных факторов;
г) мировой финансовый рынок, институционально создающий валютную систему взаимоотношений различных стран.
2. Опишите суть политики автаркии.
+а) добровольная самоизоляция экономики страны от мировой экономики;
б) активная ориентация экономики страны на интеграцию и/или взаимодействие с экономиками других стран;
в) активное применение санкций в отношении других государств с целью защитить национальный рынок от иностранных товаров и услуг;
г) эмбарго, применяемое несколькими странами по отношению к одной стране.
3. Основным показателем экономического развития страны принято считать:
+ а) ВВП на душу населения в год;
б) годовой совокупный объем ВВП;
в) сальдо торгового баланса;
г) величину расходов населения на конечное потребление.
4. Что считается признаком открытости экономики?
а) превышение импорта над экспортом;
б) превышение экспорта над импортом и объем внешнеторгового оборота в размере 15 % от ВВП;
+ в) объем внешнеторгового оборота в размере 25 % от ВВП;
г) расчеты внутри страны ведутся как в национальной валюте, так и в долларах и юанях.
5. Актуальной проблемой экономически слаборазвитых государств является:
а) невозможность национализировать крупные предприятия;
+ б) Дефицит капитала, низкий уровень квалификации рабочей силы;
в) недостаток продовольствия;
г) невозможность приватизации национального богатства.
6. Таможенная пошлина, расчет которой ведется в процентах от таможенной стоимости товара, называется …
а) транзитная;
б) преференциальная;
+в) адвалорная;
г) нет специального названия.
7. Для поддержания фиксированного валютного курса государство использует …
+а) введение валютного контроля;
б) использование золотовалютных резервов;
в) проведение девальвации;
г) проведение валютной интервенции.
8. Какая организация была создана во время Бреттон-Вудской валютной конференции?
а) Всемирная торговая организация;
б) Европейская организация свободной торговли;
+ в) Международный валютный фонд;
г) Европейский союз.
9. Для транснациональной корпорации страна, в которой имеются дочерние, ассоциированные компании или филиалы – это:
а) предоставляющая страна;
б) располагающая страна;
+в) принимающая страна;
г) определяющая страна.
10. Когда страны договариваются о взаимной отмене торговых таможенных пошлин, вводят единый тариф для третьих государств и сохраняют ограничения на движение рабочей силы и капитала, то это:
а) региональная торгово-экономическая организация;
б) зона свободной торговли;
+ в) таможенный союз;
г) союзное государство.
11. Возобновляемыми природными ресурсами являются:
+а) биомасса животного и растительного происхождения;
б) вода;
в) нефть и газ;
г) сланцы.
12. В развивающихся странах самое большое количество представителей экономически активного населения приходится на:
а) сферу оказания услуг;
+ б) сельское хозяйство;
в) промышленность и строительство;
г) сферу образования.
13. Какой вид транспорта имеет наибольшую долю в мировом обороте грузов?
а) железнодорожный;
б) автомобильный;
+в) морской;
г) воздушный.
14. Что принято называть «невидимым товаром» в международном товарообороте?
+а) туристические услуги;
б) разработку высокотехнологических решений;
в) финансовые услуги;
г) провозимые нелегально товары.
15. Отказ страны рассчитываться по внешним долгам – это:
а) демпинг;
б) стагнация;
г) инфляция;
+г) дефолт
16. Снижение ставки процента в США приводит к:
+ а) уменьшению спроса на американскую валюту;
б) увеличению стоимости экспортируемых из США товаров на международных рынках;
в) увеличению стоимости доллара;
г) снижению стоимости доллара.
17. Где находятся наименее развитые страны?
а) в Южной Африке
б) в Южной Америке;
+в) в Тропической части Центральной Африки;
г) в Северной Африке.
18. На чем в современных условиях базируется валютный курс?
а) на девизном паритете;
+ б) на валютном паритете;
в) на монетном паритете;
г) на товарном паритете.
19. Странами-участницами Евразийского экономического союза являются:
+ а) Беларусь, Россия, Казахстан, Армения, Киргизия;
б) Беларусь, Россия, Грузия, Казахстан, Узбекистан;
в) Россия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия;
г) Россия, Армения, Китай, Казахстан, Киргизия.
20. Что является объективной основой становления системы мировой экономики?
+ а) международное разделение труда;
б) открытость национальных экономик;
в) деятельность международных торгово-экономических организаций;
г) экономико-географическое положение стран.

ЗАДАНИЯ с расширенными ответами
1. Мировая экономика представлена двумя странами, а именно Криштианией и Мессилэндом, которые производят два товара – футбольные мячи и бутсы. При этом Криштиания производит: (Вариант А 100 тыс. футбольных мячей и 0 пар бутс. Мэссилэнд производит 90 тыс. мячей и 1 пар бутс. Вариант Б:80,60; 72,10)
По какому товару Криштиания и Мессилэнд имеют абсолютное преимущество?
Ответ: Для ответа на первый вопрос сравним возможности выпуска двух стран при их полной специализации на производстве одного из товаров. Криштиания в этом случае может произвести 100 тыс. мячей или 300 тыс. пар бутс, что превышает производственные возможности Мессилэнда. Это означает, что Криштиания имеет абсолютное преимущество перед Мэссилэндом по выпуску как футбольных мячей, так и бутс. Мэссилэнд не имеет абсолютного преимущества

2. По какому товару рассматриваемые страны имеют сравнительное преимущество?
Ответ: Чтобы сделать вывод, по какому товару страны имеют сравнительное преимущество, нужно сопоставить предторговые относительные цены товаров. С учетом предпосылок рикардианской модели они же будут и альтернативными издержками их производства, при этом альтернативные издержки неизменны в любой точке линии производственных возможностей страны, что означает, что указанная граница производственных возможностей является прямой линией. Для нахождения предторговой относительной цены футбольного мяча в Криштиании необходимо разделить максимально возможный объем выпуска бутс на максимально возможный объем выпуска мячей, то есть 300 тыс. пар бутс на 100 тыс. мячей. В этой стране 1 мяч стоит столько же, сколько 3 пары бутс. То есть мячи дешевле (в относительном выражении). Поэтому Мэсиленд имеет сравнительное преимущество и будет специализироваться на их производстве.

3. Определите, существуют ли основания для вступления в торговые отношения у Криштиании и Мессилэнда. На производстве какого продукта будет специализироваться каждая страна в случае установления между ними торговых
отношений?
Ответ: Изменение мирового объема производства товаров рассчитываем, используя предпосылку о полной специализации стран на товарах своего сравнительного преимущества. В результате полной специализации Мессилэнд изготавливает 90 тыс. мячей, в Криштиании мячи не выпускаются. В ситуации же автаркии в Мессилэнде производилось 54 тыс. мячей, в Криштиании – 20 тыс. мячей. Итого находим прирост производства для мира в целом, аналогично поступаем с бутсами:
∆W ( ) мячи = - 90 ( ) 54+20 =1 т 6 .тыс мячей
∆W ( ) бутсы т = - 300 ( ) 240+20 = 40 тыс. пар бутс

4. Рассчитайте изменение мирового объема производства футбольных мячей и бутс при полной специализации торговых партнеров.
Ответ: Чтобы торговля оставалась взаимовыгодной, необходимо, чтобы мировая относительная цена товаров лежала в промежутке между их предторговыми ценами в странах – торговых партнерах, которые складываются в условиях автаркии последних. Поэтому при полной специализации Криштиания изготавливает 300 тыс. пар бутс. По условию из этого объема страна экспортирует 50 тыс. пар. Итого у нее остается для внутреннего потребления 300 – 50 = 250 тыс. пар. А в ситуации автаркии Криштиания и производила, и потребляла 240 тыс. пар. Итого прирост потребления бутс, являющийся выигрышем страны по данному товару, составляет 10 тыс. бутс. В условиях международной торговли мячи Криштиания не производит, поэтому потребляет только импортный товар – 25 тыс. мячей. В ситуации автаркии страна выпускала и потребляла 20 тыс.
мячей. Итого прирост потребления мячей, то есть выигрыш страны по мячам, составляет 5 тыс. мячей.

5. Определите пределы мировой относительной цены данных товаров.
Ответ: Исходя из условий варианта А 100 тыс. мячей в Криштиании соответствуют 90 тыс. произведенным мячам в Мэссилэнде. Соответственно, при прочих равных условиях, цена мяча в Кришниании будет соответствовать 9/10 цены мяча в Мэссилэнде.

6. В состоянии равновесия мирового рынка футбольных мячей на долю каждой фирмы приходится 19780 мячей, проданных по равновесной цене, равной 58 евро. Взаимодействие на мировом рынке футбольных мячей можно охарактеризовать монополистической конкуренцией, в которой участвуют фирмы, имеющие идентичные функции цены и средних издержек. Предельные издержки производства футбольного мяча составляют 56 евро, а абсолютное значение эластичности спроса по цене на футбольные мячи равно 0,1.При каком количестве фирм-производителей достигается равновесие на рынке футбольных мячей?
Ответ: Функция цены для фирмы, участвующей в монополистической конкуренции, выражается через сумму предельных издержек на единицу товара и отношение объема продаж фирмы к суммарному объему отрасли, умноженному на эластичность спроса. Подставляя в эту формулу известные из условия задачи значения, найдем равновесную цену , равную 58 евро.
7. Чему равен суммарный объем продаж футбольных мячей (см. задание 6)?
Ответ: Экзогенный шок со стороны спроса вызвал уменьшение емкости рынка на 36%, т.е. суммарный объём продаж сократился до 63296 мячей.
8. Чему равны постоянные издержки производства футбольных мячей (см. задание 6)?
Ответ. подставляя в расчетную формулу средние полные и предельные издержки, получим постоянные расходы, равные 39560 евро.
9. Как сокращение размеров рынка повлияет на равновесную цену (см. задание 6)?
Ответ: мировой рынок достигнет равновесия при наличии 4 фирм на рынке. Поэтому, подставляя количество фирм в формулу расчета, получим новую равновесную цену, равную 58,5 евро.
10. Два схожих ноутбука продаются в РФ за 15500 рублей, в Германии за 400 евро. 1 евро на данный момент эквивалентен 45 рублям. Требуется найти реальный обменный курс валют за счет соотнесения цены ноутбука в РФ и в Германии.
Ответ: Реальный валютный курс = цена ноутбука в рублях в России / цена ноутбука в рублевом выражении в Германии = 15500 / (400*45) = 0,86. Таким образом, ноутбук в России эквивалентен 0,86 ноутбука в Германии. Т.е. реальный обменный курс составит 0,86.
11. Компания экспортирует в Россию компьютеры. Стоимость компьютера составляет 1000 долларов. Валютный курс составляет 33 рубля за доллар. Себестоимость одного компьютера равна 400 долларов. Следует определить, что будет с прибылью компании (на единицу продукции) в рублевом выражении при повышении и понижении курса рубля на 10%.
Ответ: Прибыль на ед. продукции = Выручка на ед. продукции – Себестоимость единицы продукции = (1000-400)=600 долларов или 600*33=19800 рублей. При понижении курса рубля на 10% (т.е. удорожании доллара), курс составит 33*1,1=36,3 рубля за доллар. Тогда прибыль на ед. продукции (при понижении курса рубля) = Выручка на ед. продукции – Себестоимость единицы продукции = (1000-400)=600 долларов или 600*36,3=21780 рублей. При повышении курса рубля на 10% (т.е. удешевлении доллара по отношению к рублю), курс составит 33*0,9=29,7 рубля за доллар. Тогда прибыль на ед. продукции (при понижении курса рубля) = Выручка на ед. продукции – Себестоимость единицы продукции = (1000-400)=600 долларов или 600*29,7=17820 рублей. Т.е. в рублевом выражении прибыль компании увеличится при понижении курса рубля. Напротив в долларовом выражении в данном случае прибыль компании уменьшится.
12. Рассчитать объем импорта (в тыс. шт..), если кривая внутреннего предложения товара Х в небольшой стране определяется уравнением S=50+5P, уравнение кривой спроса имеет вид D=400-10P, а мировая цена товара составляет 10 у.е.
Ответ: Определяем внутреннее предложение товара Х в небольшой стране, подставив Р=10 в соответствующее уравнение:
S=50+5P, Р=10,
S=50+5*10=100 (тыс. шт.).
Определяем спрос на товар Х в нашей стране, подставив Р=10 в соответствующее уравнение:
D=400-10P, Р=10,
D=400-10*10=300 (тыс. шт.).
Определяем импорт (внешнее предложение) S1 по формуле
D= S+ S1, S1= D-S,
S1=300-100=200 (тыс. шт.).
Ответ: объем импорта составит 200 тыс. шт.
13. Определить, из какой страны будет возможная эмиграция рабочих, если для рынка труда в стране 1 функция спроса на труд равна D1=100-5w, а функция предложения труда S1=60+3w, (w – зарплата в долл. за час), а в стране 2 соответствующие функции имеют вид: D1=120-3w; S1=40+5w?
Ответ: Рассчитываем равновесную заработную плату для страны 1: D1=S1, 100-5w=60+3w, w=5 (долл. за час).
Рассчитываем равновесную заработную плату для страны 2: D1=S1, 120-3w=40+5w w=10 (долл. за час).
Сравниваем уровень заработной платы в двух странах. Поскольку заработная плата в стране 1 (5 долл. за час) меньше, чем в стране 2 (10 долл. за час), то возможная эмиграция (выезд) рабочих будет из страны 1.
14. В странах А и В функции спроса и предложения на товар X составляют: DA=10-2P, SA=4+P, DB=20-3P, SВ=2+2P, где Р – цена в ден. ед. Какой будет мировая равновесная цена на товар Х, если страны А и В будут торговать между собой?
Ответ: Определяем перекрестную равновесную цену на товар Х в странах А и В, приравнивая спрос одной страны к предложению другой: DA=SВ и DB=SA 10-2P=2+2P, P=2. 20-3P=4+P, P=4.
Мировая равновесная цена рассчитывается как средняя для стран А и В: (2+4)/2=3 (ден. ед.)
Вывод: мировая равновесная цена на товар Х составит 3 ден. ед.
15. Спрос и предложение валюты заданы уравнениями Md=500-10E, Ms=-200+10E. Определить рыночный (плавающий) обменный курс в руб.
Ответ: Рыночный (плавающий) обменный курс определяется исходя из условия равенства спроса и предложения валюты:
Md=Ms, 500-10E=-200+10E, E=35 (руб.).
16. Ставка российского импортного тарифа на автомобиль составляет 60%, на комплектующие к нему 30%. Стоимость комплектующих составляет 40% стоимости автомобиля. Рассчитать уровень эффективной защиты российского рынка автомобилей.
Ответ: Уровень эффективной защиты внутреннего рынка какого-либо товара Тэ определяется по формуле: Тэ=(T-At)/(1-A), где:
Т – ставка импортного тарифа на товар, А – стоимость комплектующих на товар, t – ставка импортного тарифа на комплектующие.
В нашем случае: Т=60% или 0,6; А=40% или 0,4; t=30% или 0,3. Подставив эти значения в нашу формулу получаем:
Тэ=(0,6-0,4*0,3)/(1-0,4)=0,8 или 80%.
17. ВВП страны, рассчитанный по валютному курсу, составляет 1000 млрд. $. Валютный курс равен 30 руб. за 1 $, а ППС равен 10 руб. за 1 $. Каким будет ВВП страны (млрд. $), рассчитанный по ППС?
Ответ: ВВП, рассчитанный по ППС определяется по формуле: ВВПппс=(ВК/ППС)*ВВП, где:
ВВПппс – валовый внутренний продукт, рассчитанный по ППС, ВК – валютный курс, ППС – паритет покупательной способности, ВВП – валовый внутренний продукт.
Подставляя в указанную формулу известные данные, получаем:
(30/10)*1000=3000 (млрд. $).
18. Рынки труда в двух странах (Х и Y) характеризуются следующими данными: функция спроса на труд в стране Х имеет вид: Dl =5000 – 20W, а в стране Y: D2 = 3500 – 5W. Функция предложения труда в стране Х имеет вид: Sl = 2000 + 10W, а в стране Y: S2 = 1500 + 5W. Каков уровень равновесной заработной платы (долл. США в месяц) и уровень равновесной занятости (тыс. чел.) в каждой стране?
Ответ: Находим равновесную заработную плату в стране Х: 5000 – 20W = 2000 + 10W. 5000 – 2000 = 20W +10W.
W = 3000 : 30 = 100 (долл.).
Уровень равновесной занятости в стране Х: 5000 – 20 100 = 3000 (тыс. чел.).
Находим равновесную заработную плату в стране Y: 3500 – 5W = 1500 + 5W. W = (3500 – 1500) : 10 = 200 (долл.).
Уровень равновесной занятости в стране Y: 3500 – 5 200 = 2500 (тыс. чел.).
19. Предположим, что в обеих странах сняты все ограничения на перемещение рабочей силы. Какими будут направления миграции рабочей силы и ее величина? (см. задание 18)
Ответ: Поскольку заработная плата в стране Y выше, то направление миграции рабочей силы будет из страны Х в страну Y.
20. Предположим, что в результате передвижения рабочей силы в стране эмиграции равновесная часовая ставка заработной платы выросла на 10 долл. Как изменится объем эмиграции из этой страны? (см. задание 18).
Ответ: Если заработная плата в стране Х вырастет на 10 долл., то объем спроса на труд в стране Х составит: 5000 – 2200 = 2800 (тыс. чел.), а объем предложения: 2000 + 1100 = 3100 (тыс. чел.). Следовательно, объем миграции равен 300 тыс. чел.


ПК-6 способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

1.. Что определяет показатель экспортной квоты?
а) уровень кооперации производства;
+ б) уровень отраслевой международной специализации;
в) структуру национального производства;
г) структуру национальной торговли.
2. Что из перечисленного относится к факторам, которые сдерживают глобализацию?
а) постоянно возникающие глобальные проблемы человечества;
б) либерализация мировой экономики;
в) неравномерное социально-экономическое развитие государств;
+г) движение за защиту национальных интересов, которые ущемляются в процессе глобализации.
3. Госбюджет получает доход, если импортные лицензии распределяются:
а) между венчурными капиталистами;
б) по принципу явных предпочтений;
+в) на открытом аукционе;
г) между иностранными инвесторами.
4. Внешнеторговый баланс – это:
а) ВВП за вычетом объема экспорта;
б) ВВП за вычетом суммы экспорта и импорта;
в) сумма экспорта и импорта;
г) разница между экспортом и импортом.
5. Любое платежное средство в иностранной валюте называют:
+а) девизом;
б) резервной валютой;
в) специальными правами заимствования;
г) международной валютой.
6. Укажите количественные методы протекционизма.
а) демпинг, квотирование;
+ б) добровольное ограничение экспорта, квотирование;
б) таможенные пошлины, демпинг;
в) валютный коридор.
7. Для объяснения колебаний валютных курсов разных государств используют теорию:
а) денег Кейнса;
б) денег Шумана;
+в) паритета покупательной способности;
г) экономических циклов Кондратьева.
8, Укажите виды лицензий на использование технологий.
+ а) исключительные, неисключительные, полные;
б) исключительные, неисключительные;
в) полные, неполные;
г) государственные, частные.
9. Отношение официальных золотовалютных резервов к сумме годового товарного импорта – это показатель:
а) платежеспособности страны;
+ б) международной валютной ликвидности;
в) паритета национальной валюты;
г) квоты валютного коридора.
10. Причинами экспорта капитала являются:
а) опасность национализации, технологическое лидерство;
б) экономика масштаба, технологическая отсталость инвестора;
+ в) технологическое лидерство, экономика масштаба;
г) международная кооперация стран.
11. В странах с рыночной экономикой предприниматели:
а) заинтересованы в эмиграции рабочей силы;
+ б) заинтересованы в иммиграции рабочей силы;
в) заинтересованы в запрете миграции;
г) нейтральны к миграции рабочей силы.
12. В состав АСЕАН входят следующие страны:
+а) Индонезия, Вьетнам, Сингапур, Филиппины, Малайзия;
б) Китай, Япония, Бангладеш, Индия, Таиланд;
в) Сингапур, Саудовская Аравия, Индия, Пакистан, Афганистан
г) Китай, Сингапур, Египет, Судан.
13. Чем определяется уровень равновесия валютных курсов и международной торговли?
а) импортным предложением;
б) экспортным спросом;
+ в) обоюдным взаимодействием импортного спроса и экспортного предложения;
г) уровнем государственного регулирования.
14. Результатом чего являются экономический прогресс и социальные условия жизни людей в эпоху техногенного развития цивилизации?
+ а) технического развития;
б) международного разделения труда;
в) совершенствования производственных факторов;
г) совершенствования национальной системы права.
15. «Импульсы» экономического роста затухают, если:
а) снижается ВВП на душу населения;
б) увеличивается эмиграция рабочей силы;
+ в) снижается показатель максимального роста с каждым циклическим подъемом;
г) снижается национальный валютный курс.
16. Выгода «утечки умов» для страны-реципиента выражается в следующем:
а) ученые-иностранцы претендуют на меньший размер оплаты труда;
+ б) она получает высококвалифицированного специалиста, на обучение которого не потрачены государственные деньги и время;
в) увеличивается размер налогов, уплачиваемых в бюджет;
г) уменьшается размер налогооблагаемой базы в стране.

17. Ниже приведены затраты на производство сыра и трикотажа в России и Германии следующие:
Россия производит 5 кг сыра в час, а Германия 1 кг.
Россия производит 1 м. ткани трикотажа в час, Германия 3 м.

Определите:
а) в производстве какого товара имеют преимущества Россия и Германия? Какой здесь тип преимущества имеет место?
Б) подсчитайте (в часах) выигрыш от международной торговли соответственно России и Германии, если обменивают 5 кг сыра на 3 кв. м. трикотажа.
Решение задачи 1
а) Россия имеет абсолютное преимущество в производстве сыра, поскольку за 1 час она производит 5 кг сыра, тогда как Германия — только 1 кг. Германия имеет абсолютное преимущество в производстве трикотажа, поскольку за 1 час она производит 3 кв. м трикотажа, тогда как Россия — только 1 кв. м.
б) В условиях отсутствия торговли Россия может обменять 5 кг сыра только на 1 кв. м отечественного трикотажа. Если же она торгует с Германией, то те же 5 кг сыра она сможет обменять уже на 3 кв. м трикотажа. Тем самым выигрыш России составит 3-1=2 кв. м трикотажа, или 2/1=2 часа труда.
Германия, со своей стороны, получает от России 5 кг сыра, на производство которого ей пришлось бы затратить 5 часов. Вместо этого она тратит эти
5часов на производство 5x3=15 кв. м трикотажа. Тем самым выигрыш Германии от торговли с Россией составит 15-3=12 кв. м трикотажа, или 12/3=4 часа труда.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.







5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Общее и особенное в экономическом развитии новых индустриальных стран,
2. Основные международные экономические организации: изменение функций и роли в развитии мирового хозяйства,
3. Эволюция роли и структуры ТНК в современной мировой экономике,
4. Место и роль стран СНГ в мировом хозяйстве,
5. Основные тенденции и перспективы развития мирового хозяйства в ХХI веке,
6. Традиционные и новые ресурсы развития мирового хозяйства,
7. Современные тенденции развития международного разделения труда и мировой торговли,
8. Взаимодействие спроса и предложения на мировом рынке в условиях роста конкуренции,
9. Современные тенденции и сдвиги в развитии мировой и российской внешней торговли,
10. Эволюция ценообразования в международной торговле,
11. Модернизация государственного регулирования внешней торговли в условиях глобализации,
12. Изменение роли тарифных и нетарифных методов регулирования торговли в условиях глобализации рынка,
13. Эволюция международных валютно-расчетных отношений,
14. Место и роль промышленно развитых стран на мировом рынке услуг,
15. Реструктуризация мировой и российской внешней торговли на рубеже XX–XXI вв.,
16. Изменения товарной и географической структуры мировой торговли на рубеже XX–XXI вв.,
17. Структура и динамика мировой и национальной торговли услугами,
18. Особенности товарной структуры мировой и российской внешней торговли во второй половине XX – начале XXI вв.,
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: учебник Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114798
Л1.2 Мясоедов С.П., Борисова Л.Г. КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 3-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. П. Колесов, М. В. Кулаков; Международная экономика : :учебник М. : ИНФРА-М, 2008.
Л2.2 Колесов В.П. - отв. ред., Осьмова М.Н. - отв. ред. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИКА СТРАН И РЕГИОНОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Сильвестров С.Н. Международные экономические организации: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Сильвестров С.Н. - под ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.5 Мясоедов, С. П. Кросс-культурный менеджмент: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.6 Николаева, И.П Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник : Дашков и К, 2016 : https://e.lanbook.com/book/93348
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=485 portal.edu.asu.ru
Э2 Сайт Hofstede insights (типология национальных культур по Г. Хофстеде) www.hofstede-insights.com
Э3 Сайт Мирового банка www.worldbank.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
Google Chrom / Imternet Explorer
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Сайт по курсу (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=485)
5. Сайт Hofstede insights (типология национальных культур по Г. Хофстеде) (https://www.hofstede-insights.com/)
6. Сайт Мирового банка (https://www.worldbank.org/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.

Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа обучающихся оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в устной форме.