Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и эконометрики |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Профиль | Общий |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_03_01_Э-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 11 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и эконометрики
Протокол от 01.07.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Доктор экономических наук, профессор Евгений Евгеньевич Шваков
1.1. | Познакомить с основными особенностями ведущих школ и направлений современной экономической теории. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.04 |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ПК-4 | способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные закономерности функционирования современной экономики и ведущие школы и направления экономической теории; - этапы становления экономической науки; - основные идеи главных направлений современной экономической мысли (марксизма, австрийской школы, неоклассического направления: кембриджской, лозаннской школ, американского монетаризма, «новой классики»; кейнсианства, институционализма и эволюционной экономики; - характер и многообразие современного экономического знания, его взаимосвязи с экономической политикой, идеологическими доктринами и национальными культурами; - связь между предпосылками различных экономических теорий, мерой точности их выводов и областью применимости. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне; - ясно формулировать собственную позицию по важнейшим дискуссионным вопросам экономической теории, осознавать идейно-теоретические предпосылки своей позиции; - ориентироваться в современных теоретических и политических дискуссиях, определять место приводимых концепций в структуре основных школ и направлений экономической мысли; - оценивать экономические идеи и политэкономические доктрины с учётом социально-экономических процессов и явлений |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыки методологических подходов к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче; - навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений экономической мысли; - навыками анализа и интерпретации данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, способствующих выявлению изменения социально-экономических показателей. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методологические и институциональные основы СКЭМ | ||||||
1.1. | Основные факторы социально-экономического развития человечества после Второй мировой войны (развертывание современной научно-технической революции; противостояние систем капитализма и социализма; крушение колониальных систем развитых стран). | Лекции | 8 | 2 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Основные факторы социально-экономического развития человечества после Второй мировой войны (развертывание современной научно-технической революции; противостояние систем капитализма и социализма; крушение колониальных систем развитых стран). | Практические | 8 | 2 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Основные факторы социально-экономического развития человечества после Второй мировой войны (развертывание современной научно-технической революции; противостояние систем капитализма и социализма; крушение колониальных систем развитых стран). | Сам. работа | 8 | 10 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Эволюция методологии экономического анализа в послевоенное время. | Лекции | 8 | 2 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Эволюция методологии экономического анализа в послевоенное время. | Практические | 8 | 4 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Эволюция методологии экономического анализа в послевоенное время. | Сам. работа | 8 | 6 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Единство и многообразие современной экономической теории (основное течение и альтернативы; специализация отдельных направлений; институциональные факторы, определяющие структуру СКЭМ). | Лекции | 8 | 2 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Единство и многообразие современной экономической теории (основное течение и альтернативы; специализация отдельных направлений; институциональные факторы, определяющие структуру СКЭМ). | Практические | 8 | 4 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.9. | Единство и многообразие современной экономической теории (основное течение и альтернативы; специализация отдельных направлений; институциональные факторы, определяющие структуру СКЭМ). | Сам. работа | 8 | 8 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Формирование и эволюция основных направлений и школ современной экономической мысли | ||||||
2.1. | Неоклассическое (неолиберальное) направление: Ф.Хайек и неоавстрийская школа: модели экономического роста; американский монетаризм; теория «экономики предложения»; «новая классика» и концепция «рациональных ожиданий»; эволюция микроэкономического анализа на рубеже ХХ и ХХ1 веков. | Лекции | 8 | 4 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Неоклассическое (неолиберальное) направление: Ф.Хайек и неоавстрийская школа: модели экономического роста; американский монетаризм; теория «экономики предложения»; «новая классика» и концепция «рациональных ожиданий»; эволюция микроэкономического анализа на рубеже ХХ и ХХ1 веков. | Практические | 8 | 2 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Неоклассическое (неолиберальное) направление: Ф.Хайек и неоавстрийская школа: модели экономического роста; американский монетаризм; теория «экономики предложения»; «новая классика» и концепция «рациональных ожиданий»; эволюция микроэкономического анализа на рубеже ХХ и ХХ1 веков. | Сам. работа | 8 | 6 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Основные направления современного кейнсианства: теории экономического роста и неокейнсианство; «неоклассический синтез»; посткейнсианство; «монетарное» кейнсианство. | Лекции | 8 | 4 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Основные направления современного кейнсианства: теории экономического роста и неокейнсианство; «неоклассический синтез»; посткейнсианство; «монетарное» кейнсианство. | Практические | 8 | 4 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Основные направления современного кейнсианства: теории экономического роста и неокейнсианство; «неоклассический синтез»; посткейнсианство; «монетарное» кейнсианство. | Сам. работа | 8 | 6 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.7. | Эволюционная и поведенческая экономическая теория: Й. Шумпетер о роли инноваций в экономическом развитии; основные направления и дискуссионные вопросы эволюционной экономики; поведенческая теория фирмы и потребления. | Лекции | 8 | 2 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.8. | Эволюционная и поведенческая экономическая теория: Й. Шумпетер о роли инноваций в экономическом развитии; основные направления и дискуссионные вопросы эволюционной экономики; поведенческая теория фирмы и потребления. | Практические | 8 | 2 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.9. | Основные течения послевоенного институционализма: соотношение «старого» и «нового» институционализма; теории трансакционных издержек и прав собственности; теория экономических организаций и экономики права; теория общественного выбора; «экономический империализм». | Лекции | 8 | 2 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.10. | Эволюционная и поведенческая экономическая теория: Й. Шумпетер о роли инноваций в экономическом развитии; основные направления и дискуссионные вопросы эволюционной экономики; поведенческая теория фирмы и потребления. | Сам. работа | 8 | 10 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.11. | Основные течения послевоенного институционализма: соотношение «старого» и «нового» институционализма; теории трансакционных издержек и прав собственности; теория экономических организаций и экономики права; теория общественного выбора; «экономический империализм». | Сам. работа | 8 | 10 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.12. | Основные течения послевоенного институционализма: соотношение «старого» и «нового» институционализма; теории трансакционных издержек и прав собственности; теория экономических организаций и экономики права; теория общественного выбора; «экономический империализм». | Практические | 8 | 2 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.13. | Современные концепции трансформации капитализма | Лекции | 8 | 2 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.14. | Современные концепции трансформации капитализма | Практические | 8 | 2 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.15. | Современные концепции трансформации капитализма | Сам. работа | 8 | 10 | ОК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС приведен в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС приведен в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС приведен в приложении |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС СКЭМ (зачет)Экономика.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Иваницкий, В. Л. | Современные концепции экономической мысли: учебник для академического бакалавриата | Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | под ред. С. А. Толкачева | История экономических учений : учебник и практикум для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Благих И. А., Дубянский А. Н. ; Под ред. Дубянского А.Н. | ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | - http://gallery.economics.ru | |||
Э2 | - http : // cepa. Newschool. Edu/ het | |||
Э3 | - http: // w.w.w. ecn. Bris. Ac.uk/het/index.htm | |||
Э4 | Современные концепции экономической мысли | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip Acrobat Reader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель. Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях. В рамках текущего контроля работа обучающихся оценивается по следующим критериям: - полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины; - эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций; - использование дополнительных материалов. Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в устной форме. ЭУМК размещен на платформе Moodle |