Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и эконометрики |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Профиль | Общий |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_03_01_Э-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и эконометрики
Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р экон.наук, профессор Шваков Е.Е.
1.1. | Изучение дисциплины направлено на подготовку квалифицированного специалиста, способного воспринимать и обобщать экономическую информацию, оценивать экономические аспекты функционирования отрасли и предприятия, рассчитывать основные экономические показатели работы последнего. Основная задача – помочь студентам сформировать самостоятельное экономическое мышление, умение выбрать оптимальный вариант хозяйственного развития предприятия, разработать его грамотную стратегию. Вопросы, изучаемые в рамках данной дисциплины, непосредственно связаны с практикой социально-экономического развития, общества; поэтому студент должен не только усвоить основные понятия и категории, но и уметь использовать полученные знания для анализа реальных экономических проблем. Целями дисциплины «Экономика фирмы» являются: • подготовка квалифицированного специалиста, способного правильно обобщать экономическую информацию, оценивать все аспекты функционирования отрасли и предприятия; • обретение студентами культуры экономического мышления, умения грамотно судить об экономических явлениях и анализировать конкретные экономические ситуации; • приобретение студентами навыков расчета основных экономических показателей работы предприятия. Задачи дисциплины: • дать студентам общее представление о предприятии как основном звене национальной экономики; • познакомить студентов с основными приемами экономического анализа; • помочь студентам научиться выявлять и понимать причины экономического поведения предприятия и логику его развития. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.04 |
ПК-2 | способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Нормативно-правовую базу, регулирующую финансово-хозяйственную деятельность предприятий; методы изучения и анализа рыночной конъюнктуры; методы обработки информации в целях обоснования управленческих решений и планов предприятия; методы оценки деятельности предприятий. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | вырабатывать управленческие решения, исходя из анализа различных вариантов, в целях повышения эффективности деятельности предприятий; формировать информацию, необходимую для обоснования планов деятельности предприятий; использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии; способен формировать систему показателей и использовать современные технологии сбора и обработки информации в целях оценки деятельности предприятия. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками сбора и обработки данных, необходимых для разработки планов и обоснования управленческих решений; методами обоснования управленческих решений и организации их выполнения; методами оценки деятельности предприятия; методами выявления резервов повышения эффективности деятельности предприятия. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в теорию фирмы | ||||||
1.1. | Фирмы в экономической системе. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
1.2. | Фирмы в экономической системе. | Практические | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
1.3. | Фирмы в экономической системе. | Сам. работа | 7 | 0 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
1.4. | Фирма в предпринимательской среде. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
1.5. | Фирма в предпринимательской среде. | Практические | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
1.6. | Фирма в предпринимательской среде. | Сам. работа | 7 | 0 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
1.7. | Организационно-правовые формы фирм. | Лекции | 7 | 0 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
1.8. | Организационно-правовые формы фирм. | Практические | 7 | 0 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
1.9. | Организационно-правовые формы фирм. | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
Раздел 2. Природа фирмы. Фирма и рынок. | ||||||
2.1. | Природа фирмы. Фирма и рынок. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
2.2. | Природа фирмы. Фирма и рынок. | Практические | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
2.3. | Природа фирмы. Фирма и рынок. | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
2.4. | Внешняя среда фирмы. | Лекции | 7 | 0 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
2.5. | Внешняя среда фирмы. | Практические | 7 | 0 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
2.6. | Внешняя среда фирмы. | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
Раздел 3. Механизм функционирования фирмы. | ||||||
3.1. | Механизм функционирования фирмы. | Лекции | 7 | 4 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
3.2. | Механизм функционирования фирмы. | Практические | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
3.3. | Механизм функционирования фирмы. | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
3.4. | Принципы управления фирмами. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
3.5. | Принципы управления фирмами. | Практические | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
3.6. | Принципы управления фирмами. | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
3.7. | Ресурсы фирмы. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
3.8. | Ресурсы фирмы. | Практические | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
3.9. | Ресурсы фирмы. | Сам. работа | 7 | 14 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
3.10. | Экономические результаты деятельности фирмы. | Лекции | 7 | 4 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
3.11. | Экономические результаты деятельности фирмы. | Практические | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
3.12. | Экономические результаты деятельности фирмы. | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
3.13. | Стратегия фирм. | Лекции | 7 | 4 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
3.14. | Стратегия фирм. | Практические | 7 | 6 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
3.15. | Стратегия фирм. | Сам. работа | 7 | 14 | ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Э экономика фирмы.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Розанова Н.М. | ЭКОНОМИКА ФИРМЫ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ФИРМА КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ ЭКОНОМИКИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Чередниченко О. А., Куренная В. В., Рыбасова Ю. В. | Экономика фирмы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Ставропольский государственный аграрный университет, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Мокий М. С., Азоева О. В., Ивановский В. С. ; Под ред. Мокия М. С. | ЭКОНОМИКА ФИРМЫ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.4 | Корнеева И.В., Русакова Г.Н. | ЭКОНОМИКА ФИРМЫ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гарнов А. П., Хлевная Е. А., Мыльник А. В. | ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2017 | https://biblio-online.ru/bcode/406729 |
Л2.2 | А. В. Колышкин [и др.] ; под ред. А. В. Колышкина, С. А. Смирнова | Экономика предприятия : учебникдля СПО | М. : Юрайт, 2018 | www.biblio-online.рru/book/F563B09F-8B0E-497A-9B33-FB60CD0C9D8E |
Л2.3 | Кузнецов В.И., Платонова Т.Е., Клочкова Е.Н. - под ред. | ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. Учебник для прикладного бакалавриата: Гриф УМО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Мировой банк – http: // www.world-bank.org | |||
Э2 | Международная организация труда –http: //www.ilo.org | |||
Э3 | Европейский союз – http: //europa.eu.int | |||
Э4 | Всемирная торговая организация- http: //www.wto.org | |||
Э5 | Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org | |||
Э6 | Международный валютный фонд- http: //www.imf.org | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. http://www.consultant.ru 2. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" http://www.biblioclub.ru/ 5. Юрайт https://www.biblio-online.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы. Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины. Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы. |