МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление проектом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМенеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 32 32 32 32
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Деркач Н.О.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Управление проектом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доц.,Рудакова О. Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доц.,Рудакова О. Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать целостное представление у обучающихся о современной технологии управления проектом и принципах использования проектного управления в профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений
ПК-11 владением навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия по дисциплине
основные виды и элементы предпринимательских проектов
принципы, функции и методы управления предпринимательским проектом
порядок разработки предпринимательских проектов
порядок реализации предпринимательских проектов


3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания при разработке и управлении проектами
разрабатывать необходимую проектную документацию
анализировать и управлять рисками предпринимательских проектов
осуществлять процесс управления предпринимательскими проектами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения инструментов проектной деятельности
навыками проведения презентации проекта




4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы управления проектом
1.1. Базовые понятия определения проектного управления Лекции 7 4 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Базовые понятия определения проектного управления Практические 7 8 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Базовые понятия определения проектного управления Сам. работа 7 10 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Виды и элементы предпринимательских проектов Лекции 7 4 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Виды и элементы предпринимательских проектов Сам. работа 7 10 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Виды и элементы предпринимательских проектов Практические 7 8 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Основные подсистемы проектного управления
2.1. Управление содержанием и организацией предпринимательского проекта Лекции 7 6 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Управление содержанием и организацией предпринимательского проекта Практические 7 4 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Управление содержанием и организацией предпринимательского проекта Сам. работа 7 16 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Управление ресурсами предпринимательского проекта Лекции 7 6 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Управление ресурсами предпринимательского проекта Практические 7 8 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Управление ресурсами предпринимательского проекта Сам. работа 7 16 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Управление качеством предпринимательского проекта Лекции 7 6 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Управление качеством предпринимательского проекта Практические 7 4 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Управление качеством предпринимательского проекта Сам. работа 7 18 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Презентация предпринимательского проекта Лекции 7 6 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.11. Презентация предпринимательского проекта Практические 7 8 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.12. Презентация предпринимательского проекта Сам. работа 7 11 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.13. Экзамен 7 27 ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3720

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция:
ПК-6: способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Основное преимущество проектно – ориентированного управления – это:
а) усиление гибкости и адаптивности организаций к изменениям
б) сокращение персонала
в) упрощение организационных структур
ОТВЕТ: а

2. Проект направлен на:
а) экономию ресурсов
б) сокращение времени выполнения заказов
в) достижение поставленных оригинальных целей
ОТВЕТ: в

3. Жизненный цикл проекта это:
а) сумма инвестиций
б) команда проекта
в) определенные фазы, через которые проходит тот или иной замысел в процессе своей реализации и функционирования
ОТВЕТ: в

4. Инвестиционная фаза жизненного цикла проекта включает:
а) пуск объекта
б) изучение прогнозов
в) заключение контрактов по реализации проекта
ОТВЕТ: в

5. Процесс инициации проекта включает:
а) процессы, начиная от формулирования идеи проекта, заканчивая принятием решения о начале выполнения проекта
б) формализацию выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу
в) координацию людей и других ресурсов для выполнения плана проекта
ОТВЕТ: а
6. Описание содержания проекта включает в себя:
а) характеристику исполнителей проекта
б) критерии приемки проекта
в) объем инвестиций в проект
ОТВЕТ: б

7. Стиль управления в проектной команде должен быть:
а) авторитарным
б) либеральным
в) демократическим
ОТВЕТ: в
8. Проект должен быть совместим с:
а) долгосрочными планами организации
б) с планами поставщиков
в) с планами подрядчиков
ОТВЕТ: а

9. К финансовым критериям оценки проектов относятся:
а) потенциальный годовой размер прибыли
б) уникальность продукции, отсутствие аналогов
в) соответствие проекта имеющимся производственным мощностям
ОТВЕТ: а

10. Выделение стадий жизненного цикла проекта позволяет:
а) правильно поставить цели проекта
б) набрать квалифицированный персонал для реализации проекта
в) детализировать процесс реализации замысла проекта, разбивая его на конкретные фазы
ОТВЕТ: в

11. Мультипроект состоит:
а) из ряда монопроектов
б) из ресурсов и исполнителей
в) из целей и задач
ОТВЕТ: а

12. К основным характеристикам проекта относятся:
а) единоначалие
б) новизна
в) разделение труда
ОТВЕТ: б

13. Для реализации проекта привлекают специалистов:
а) из отдела проектирования
б) разных отделов и разного профиля
в) из производственных подразделений
ОТВЕТ: б

14. Инвестор проекта - это:
а) лицо, вкладывающее средства в проект
б) специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно – сметную документацию
в) владелец и пользователь будущих проектных результатов
ОТВЕТ: а

15. Определение содержания проекта — это:
а) процесс планирования проекта
б) процесс контроля хода выполнения проекта
в) процесс разработки подробного описания проекта и продукта
ОТВЕТ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Что является основным преимуществом проектно – ориентированного управления?
ОТВЕТ: Основное преимущество проектно – ориентированного управления – это усиление гибкости и адаптивности организаций к изменениям.

2. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «инициация»?
ОТВЕТ: На этой стадии происходит выдвижение идеи, а также подготовка проектных документов. Производится детальное обоснование, а также маркетинговые исследования, которые послужат подспорьем для реализации последующих стадий.

3. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «планирования проекта»?
ОТВЕТ: Планирование – это определение сроков реализации замысла, разделение данных процессов на конкретные этапы, а также назначение исполнителей и ответственных лиц.

4. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «исполнения проекта»?
ОТВЕТ: Подразумевает реализацию в полном объеме всех намеченных действий по проекту.

5. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «завершения проекта»?
ОТВЕТ: Завершение проекта – это анализ полученных данных и контроль на предмет соответствия их запланированным.

6. Что такое монопроект?
ОТВЕТ: Монопроект – это отдельный проект различного типа, вида и масштаба.

7. Что такое мультипроект?
ОТВЕТ: Мультипроект представляет собой комплексный проект или программу, состоящую из ряда монопроектов и требующую применения мультипроектного управления.

8. Что такое мегапроект?
ОТВЕТ: Мегапроект – это целевая программа, содержащая множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем.

9. Кто является инициатором проекта?
ОТВЕТ: Инициатор проекта - сторона, являющаяся автором главной идеи проекта, его предварительного обоснования и предложений по осуществлению проекта. В качестве инициатора может выступать практически любой из будущих участников проекта.

10. Кто является заказчиком проекта?
ОТВЕТ: Заказчик –это владелец и пользователь будущих проектных результатов. В качестве заказчика может выступать одно или несколько физических и (или) юридических лиц.

11. Кто является инвестором проекта?
ОТВЕТ: Инвестор — это физическое или юридическое лицо, группа лиц, вкладывающие средства в проект.

12. Кто является проектировщиком проекта?
ОТВЕТ: Проектировщик– специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно – сметную документацию.

13. Кто является поставщиком проекта?
ОТВЕТ: Поставщик– организации, обеспечивающие материально - техническое обеспечение проекта (закупки, поставки).

14. От чего зависят состав и функции команды проекта?
ОТВЕТ: Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта.

15. Кто является подрядчиком (контрактором) проекта?
ОТВЕТ: Подрядчик (контрактор) — это юридическое лицо, несущее в соответствии с контрактом ответственность за выполнение работ по реализации проекта.

16. Цель проекта – это:
ОТВЕТ: Утверждение, формулирующее общие результаты, которых хотелось бы добиться в процессе выполнения проекта

17. Реализация проекта – это:
ОТВЕТ: Комплексное выполнение всех описанных в проекте действий, которые направлены на достижение его целей


18. Какова цель управления временем проекта?
ОТВЕТ: Минимизация времени выполнения проекта и гарантия того, что он будет выполнен вовремя.

19. Что включает в себя управление стоимостью проекта?
ОТВЕТ: Планирование ресурсов необходимых для выполнения работ проекта, определение стоимости работ по проекту, определение и контроль общей стоимости проекта.

20. Что включает в себя планирование ресурсов, необходимых для реализации проекта?
ОТВЕТ: Планирование ресурсов, необходимых для реализации проекта включает определение того, какие физические ресурсы (люди, оборудование, материалы и т.п.) и в каких количествах должны быть использованы для выполнения работ проекта.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция:
ПК-11: владением навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Какие факторы влияют на принятие решения о переводе организаций на проектное управление?
а) глобальное потепление
б) рост уровня жизни населения
в) сокращение жизненного цикла продукта
ОТВЕТ: в

2. Что в большей степени определяет успех управления проектами организации?
а) заинтересованность пользователя (инвестора, владельца)
б) дешевизна проекта
в) время исполнения проекта
ОТВЕТ: а

3. Основная цель создания организационной структуры управления проектом:
а) сокращение стоимости проекта
б) улучшение качества выполнения работ
в) координация взаимодействия между участниками проекта
ОТВЕТ: в

4. К экологическим критериям оценки проектов относятся:
а) потенциальный годовой размер прибыли
б) уникальность продукции, отсутствие аналогов
в) возможный экологический ущерб
ОТВЕТ: в

5. Что является основными ограничениями при принятии решения о выборе варианта реализации проекта?
а) запланированные цели и качество
б) погодные условия
в) амбиции руководства
ОТВЕТ: а

6. Руководитель проекта не может своим подчинённым делегировать:
а) полномочия
б) ответственность
в) функции
ОТВЕТ: б

7. При принятии решения о назначении руководителя проекта прежде всего, должны учитываться:
а) его деловые и профессиональные качества
б) стаж работы
в) лояльность к руководству
ОТВЕТ: а

8. Кто принимает решение о назначении руководителя рабочей группы проекта?
а) высшее руководство организации
б) руководитель функционального подразделения
в) избирается членами рабочей группы проекта
ОТВЕТ: а

9. Команда проекта – это:
а) организация, обеспечивающая материально - техническое обеспечение проекта
б) специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта, создаваемая на период его осуществления с целью эффективного достижения его целей
в) лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту
ОТВЕТ: б

10. При принятии решения о формировании проектной команды следует учитывать:
а) трудовой стаж работников
б) уровень оплаты труда работников
в) знания, способности, мотивацию персонала
ОТВЕТ: в

11. В каком аспекте нельзя употребить понятие "проект"?
а) форма управления деятельностью по проекту
б) процесс осуществления проекта
в) мотивация персонала
ОТВЕТ: в

12. Монопроект – это:
а) проект, выполняемый одним исполнителем
б) проект, финансируемый из одного источника
в) отдельный проект различного типа, вида и масштаба
ОТВЕТ: в


13. Мегапроекты состоят из:
а) из ряда монопроектов
б) из целей и задач
в) из целевых программ
ОТВЕТ: в


14. Инновационный проект отличается от чисто инвестиционного:
а) более высокой степенью неопределенности
б) большими затратами
в) большей продолжительностью
ОТВЕТ: в

15. Инновационный проект предполагает:
а) увеличение объема выпускаемой продукции
б) создание новшества
в) сокращение издержек производства
ОТВЕТ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Какова цель управления качеством проекта?
ОТВЕТ: Обеспечение соответствия результатов проекта предъявляемым требованиям по его качеству.

2. Что включает в себя контроль качества проекта?
ОТВЕТ: Контроль качества проекта включает в себя выявление причин несоответствия качества выполненных работ, установленным стандартам, анализ выявленных причин и поиск путей устранения причин неудовлетворительного выполнения.

3. Для чего осуществляется управление человеческими ресурсами проекта?
ОТВЕТ: Для того, чтобы сделать использование людей, вовлеченных в проект, наиболее эффективным.

4. Что включает в себя совершенствование команды проекта?
ОТВЕТ: Совершенствование команды проекта включает в себя как повышение возможности всех участников внести свою долю как индивидуумов, так и повышение возможности группы функционировать как команда.

5. Что включает в себя организационное планирование проекта?
ОТВЕТ: Организационное планирование включает определение, документирование и распределение проектных ролей, обязанностей и отношений отчетности.

6. На что направлено управление коммуникациями проекта?
ОТВЕТ: Управление коммуникациями проекта направлено на генерацию, сбор, распространение, хранение и конечное размещения информации проекта.

7. Что определяет планирование коммуникаций проекта?
ОТВЕТ: Планирование коммуникаций определяет информационные и коммуникационные нужды участников проекта: кто нуждается в какой информации, когда и как она будет передана.

8. Что включает в себя управление интеграцией проекта?
ОТВЕТ: Управление интеграцией проекта - включает в себя описание основных процессов, необходимых для соответствующей координации различных элементов проекта.

9. Что является целями проекта?
ОТВЕТ: Цели проекта – это список сводного уровня подпродуктов, полное и успешное создание которых означает завершение проекта.

10. Что включает в себя декомпозиция целей проекта?
ОТВЕТ: Декомпозиция целей проекта включает в себя разбиение основных целей проекта на более мелкие и более управляемые компоненты до тех пор, пока цели не определены в деталях настолько, что можно обеспечить будущие работы проекта.

11. Что включает в себя установление последовательности работ по проекту?
ОТВЕТ: Установление последовательности работ по проекту включает определение и документирование зависимостей между работами.

12. Что включает в себя отчетность о ходе выполнения проекта?
ОТВЕТ: Отчетность о ходе выполнения проекта включает сбор и распространение информации о ходе проекта с целью предоставления участникам информации о том, как используются ресурсы для достижения целей проекта.
13. Процессы планирования проекта включает:
ОТВЕТ: Определение целей и критериев успеха проекта и разработку рабочих схем их достижения

14. На какой стадии разработки проекта определяется его содержание?
ОТВЕТ: На стадии планирования проекта

15. Какова основная цель создания организационной структуры управления проектом?
ОТВЕТ: Координация взаимодействия между участниками проекта

16. На ком лежит главная ответственность за качество и эффективность проекта?
ОТВЕТ: На руководителе организации

17. Может ли руководитель проекта своим
подчинённым делегировать ответственность?
ОТВЕТ: Нет

18. Каким должен быть стиль управления в проектной команде?
ОТВЕТ: Демократическим

19. Что показывает индекс рентабельности проекта (PI)?
ОТВЕТ: Величину получаемого дохода на каждый рубль инвестиций

20. Внутренняя норма доходности (IRR) представляет собой норму дисконта (Е), при которой:
ОТВЕТ: Интегральный эффект (NPV) равняется нулю

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.











5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3720
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения
Приложение 1.   ФОС УП.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Балашов А. И., Рогова Е. М., Тихонова М. В., Ткаченко Е. А. ; Под общ. ред. Роговой Е.М. Управление проектами : учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2024 https://urait.ru/ bcode/535573
Л1.2 Зуб А.Т. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пчелина, О.В. Предпринимательство, управление проектами и реклама в социальной сфере: учебное пособие Йошкар-Ола : ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет" portal.edu.asu.ru
Э2 Гарант:справочно-правовая система [Электронный ресурс] garant.ru
Э3 ЭБС Университетская библиотека online www.biblioclub.ru
Э4 ЭБС Университетская библиотека "Лань" e.lanbook.com
Э5 Курс в ЭИОС portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.