МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бизнес-аналитика и визуализация данных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМаркетинг и цифровые коммуникации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_МиЦК-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков Олег Викторович

Рецензент(ы):
доктор экономических наук, Зав.каф., Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Бизнес-аналитика и визуализация данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 29.04.2021 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 22.03.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Трошкина Галина Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 22.03.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Трошкина Галина Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: познакомить студентов с принципами архитектуры предприятия и методикой моделирования бизнес-архитектуры предприятия; познакомить студентов с нотациями бизнес-моделирования и научить построению бизнес-процессов в нотации BPMN; познакомить студентов с современными CASE-системами бизнес-моделирования и построения цифровой трансформации бизнеса; сформировать у студентов практические навыкы по основам интеллектуального анализа данных, применения современных информационных технологий для поддержки принятия решений и визуализации, развить умения работы с современными программными средствами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.1.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен осуществлять сбор, обработку и анализ данных, необходимых для решения поставленных управленческих задач, с использованием современного инструментария и интеллектуальных информационно-аналитических систем;
ОПК-4 Способен выявлять и оценивать новые рыночные возможности, разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых направлений деятельности и организаций;
ОПК-5 Способен использовать при решении профессиональных задач современные информационные технологии и программные средства, включая управление крупными массивами данных и их интеллектуальный анализ.
ОПК-6 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1. Знает организационно-экономические и правовые основы создания, функционирования и развития организации; основные современные операционные системы, цифровые сервисы и их специфику применения в профессиональной деятельности




3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2. Умеет выявлять и оценивать новые рыночные возможности, разрабатывать бизнес-планы, применять знания в области управления и регулирования социально-экономического развития, проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе
ОПК-5.2. Умеет анализировать массивы больших данных с использованием современных программных средств
ОПК-6.2. Умеет применять методы и программные средства обработки деловой информации во
взаимодействии со службами информационных технологий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.5. Владеет навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
ОПК-4.3. Применяет количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений, основываясь в том числе на технологиях искусственного интеллекта

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Бизнес-архитектура предприятия
1.1. Основные понятия архитектуры предприятия. Лекции 7 2 ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л1.4
1.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 4 ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л1.4
1.3. Полная бизнес-модель предприятия. Лекции 7 4 ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.4
1.4. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 4 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.4
1.5. Построение статической модели компании. Лабораторные 7 4 ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л1.4
1.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 8 ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л1.4
1.7. Бизнес-архитектура компании в cистеме «ОРГ-МАСТЕР». Лабораторные 7 2 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.4
1.8. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 4 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.4
1.9. Бизнес-архитектура компании в cистеме «FoxManager BPA». Лабораторные 7 2 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.4
1.10. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 4 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.4
1.11. Стандарт моделирования процессов BPMN. Лекции 7 4 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.12. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 4 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.13. Построение бизнес-процессов в среде BizAgi Modeler. Лабораторные 7 4 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.14. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 8 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.15. Формирование требований к информационной системе. Лекции 7 4 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л2.3, Л1.2, Л1.4
1.16. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 4 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л2.3, Л1.2, Л1.4
1.17. Архитектура предприятия в IBM WebSphere Business Modeler Advanced. Лабораторные 7 4 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.4
1.18. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 6 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.4
1.19. Моделирование деятельности предприятия в IBM WebSphere Business Modeler Лабораторные 7 4 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.20. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 4 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 2. Разведочный анализ и визуализация данных
2.1. Основные понятия Data Mining. Лекции 7 2 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 4 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.3. Разведочный анализ данных. Лекции 7 2 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.4. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 2 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.5. Разведочный анализ в Loginom. Лабораторные 7 4 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 6 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.7. Облачные аналитические платформы. Лабораторные 7 4 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.8. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 6 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.9. Визуализация данных. Лекции 7 2 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.10. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 2 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.11. Анализ и визуализация данных в Tableu. Лабораторные 7 4 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.12. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 6 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.13. Основы анализа и визуализации данных в Python. Лабораторные 7 4 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.14. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 12 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_БАиВД_2021.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иванов О. Е. Архитектура предприятия: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Тельнов Ю. Ф., Фёдоров И. Г. Инжиниринг предприятия и управление бизнес-процессами. Методология и технология: учебное пособие ЮНИТИ-ДАНА, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Долганова О. И., Виноградова Е. В., Лобанова А. М Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт, 2020 https: //urait.ru/bcode/450550 (дата обращения: 25.03.2021).
Л1.4 А. Шеер ; под науч. ред. Д. Стефановского ; пер. с англ. Д. Стефановского, О. А. Виниченко Индустрия 4.0: от прорывной бизнес-модели к автоматизации бизнес-процессов: Москва : Дело, 2020 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=612569
Л1.5 Келлехер, Д. Наука о данных: базовый курс: Альпина Паблишер, 2020 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=598235
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Данилин А. В., Слюсаренко А. И. ИТ-стратегия: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт, 2021 https: //urait.ru/bcode/469152 (дата обращения: 25.03.2021).
Л2.3 Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем [Электронный ресурс]: Учебное пособие М.: ИНТУИТ, 2005 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2 biblioclub.ru
Л2.4 Глод О. Д. Архитектура предприятия: учебное пособие Южного федерального университета, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493052
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Бизнес-аналитика и визуализация данных" portal.edu.asu.ru
Э2 Бизнес Инжиниринг Групп bigc.ru
Э3 Projectimo projectimo.ru
Э4 ELMA — система управления бизнес-процессами и эффективностью www.elma-bpm.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OpenOffice/Libre Office,
Firefox/Chrome/Chromium/Edge,
ОРГ-МАСТЕР (учебная версия),
Fox Manager BPA (демо-версия),
BizAgi Modeler,
IBM WebSphere Business Modeler Advanced,
IBM Rational Data Architect,
Loginom Community Edition,
Tableau Public,
Avalanche Online/Ситуационный центр Лавина Пульс,
Yandex DataLens,
3i Data Plexus,
Statsbot,
ThingsBoard,
Anaconda, Jupiter Notebook,
Google Colab.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЕМИСС https://fedstat.ru/
Портал открытых данных Российской Федерации https://data.gov.ru/
NYC Open Data https://opendata.cityofnewyork.us/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
205Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
202Л кабинет информатики (компьютерный класс) - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2182