МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эконометрика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМаркетинг и цифровые коммуникации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_МиЦК-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 40 40 40 40
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., Препод., Зиновьев А.Г.;канд.экон.наук , доцент, Зиновьев А.Г.;канд.физ.- мат. наук, доцент, Кузьмин П.И.

Рецензент(ы):
к.ф.м.н., Препод., Кузьмин П.И.;канд.физ.- мат. наук, доцент, Свердлов М.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Эконометрика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 29.04.2021 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.07.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон. наук, профессор Шваков Е.Е.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.07.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р экон. наук, профессор Шваков Е.Е.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Цель данного курса – научить студентов использовать основные методы эконометрики, необходимые для проверки предлагаемых и выявлении новых эмпирических зависимостей, а так же дать представление о современном инструментарии эконометрического моделирования, познакомить их с практическим применением методов эконометрики при проведении научных и прикладных экономических исследований на основе экономической теории и реальных статистических данных, с использованием современных прикладных программ и компьютерных технологий.
Задачи курса

• изучить принципы количественного анализа реальных экономических процессов и явлений во времени и в пространстве;
• получить знания по эмпирическому выводу экономических зависимостей, закономерностей и законов, действующих в настоящее время;
• научиться строить и использовать эконометрические модели, а также оценивать их параметры для объяснения поведения исследуемых экономических явлений;
• проверять выдвигаемые гипотезы о свойствах экономических показателей и формах их связи;
• научиться оценивать и использовать результаты экономического анализа для прогноза и принятия обоснованных экономических решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.1.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен решать профессиональные задачи на основе знаний (на промежуточном уровне) экономической, организационной и управленческой теории;
ОПК-1.1 Знает основные положения экономической, организационной и управленческой теории
ОПК-1.2 Умеет применять положения экономической, организационной и управленческой теории при решении профессиональных задач
ОПК-1.3 Способен решать профессиональные задачи на основе знаний (на промежуточном уровне)экономической, организационной и управленческой теории
ОПК-1.4 Умеет решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-2Способен осуществлять сбор, обработку и анализ данных, необходимых для решения поставленных управленческих задач, с использованием современного инструментария и интеллектуальных информационно-аналитических систем;
ОПК-2.1 Знает основные приемы и методы сбора, обработки и анализа больших данных для решения экономических и управленческих задач, принятия мер регулирующего воздействия, современный инструментарий интеллектуальных информационно-аналитических систем
ОПК-2.2 Умеет выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию выбранной модели к конкретным задачам управления
ОПК-2.3 Умеет проводить мониторинг технологических трендов и цифровых решений в своей деятельности, обрабатывать и анализировать данные для решения экономических задач, разработки и принятия управленческих решений, мер регулирующего воздействия, использовать современный инструментарий интеллектуальных информационно-аналитических систем
ОПК-2.4 Владеет приемами и методами сбора, обработки и анализа данных для решения экономических задач, разработки и принятия управленческих решений, мер регулирующеговоздействия
ОПК-2.5 Владеет навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Основные этапы системного подхода при проведении эконометрического исследования
2. Общую процедуру применения математических методов при проведении эконометрического исследования
3. Основные критерии оценки системного анализа собранной статистической информации при эконометрическом моделировании
* Методы и технологии разработки моделирования прикладных (бизнес) процессов в предметной области
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Использовать современные компьютерные и информационные технологии при сборе, обработке и системном анализе статистической информации
2. Применять на практике конкретные методы компьютерного моделирования
3. Экономически интерпретировать полученные результаты эконометрического моделирования
* Использовать современные методы и технологии разработки моделей прикладных (бизнес) процессов в предметной области.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Навыками использования компьютерных технологий для сбора, обработки и системного анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования
2. Современными математическими методами оценки и системным подходом к анализу эконометрических показателей с учетом их значимости и качества
3. Компьютерными программными продуктами при реализации экономико-математических методов исследования для принятия управленческих решений
* Современными методами и технологиями разработки моделей прикладных (бизнес) процессов и предметной области.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в эконометрическое исследование. Множественная регрессия.Отбор факторов. Оценка коэффициентов. Оценка значимости эконометрической модели в целом и отдельных ее параметров. Системы одновременных уравнений. Двухшаговый метод.
1.1. Чисовые характеристики случайных величин Лекции 4 2 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.2. Чисовые характеристики случайных величин Лабораторные 4 8 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.3. Количественная оценка тесноты и напрвления связи Лекции 4 4 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.4. Корреляционный и дисперсионный анализ Лабораторные 4 8 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.5. Экономертические модели и их виды Лекции 4 4 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.6. Построение модели парной линейной регрессии Лабораторные 4 8 ОПК-1.3 Л1.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.7. Оценка значимости эконометрической модели в целом и отдельных ее параметров Лекции 4 4 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.8. Проверка моделей на адекватность и качество Лабораторные 4 8 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.9. Множественная регрессия.Отбор факторов. Оценка коэффициентов Лекции 4 2 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.10. Построение моделей множественной регрессии Лабораторные 4 8 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.11. Нелинейные модели. Сам. работа 4 6 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.12. Предпосылки применения метода наименьших квадратов Сам. работа 4 8 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.13. Фиктивные переменные в уравнении множественной регрессии Сам. работа 4 8 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.14. Определение прогнозных значений и доверительных интервалов прогноза по модели парной линейной регрессии Сам. работа 4 8 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.15. Системы одновременных уравнений Сам. работа 4 8 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.16. Структурная и приведенная формы моделей Сам. работа 4 6 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.17. Уравнение множественной регрессии в стандартизированном масштабе Сам. работа 4 4 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.18. Модели временных рядов Сам. работа 4 4 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.19. Динамические модели Сам. работа 4 4 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.20. Модели с распределенными лагами Сам. работа 4 4 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.21. Обобщенный метод наименьших квадратов Сам. работа 4 4 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.22. ИНструментальные переменные Сам. работа 4 4 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.23. Метод максимального правдоподобия в моделях регрессии Сам. работа 4 4 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.24. Гетероскедастичность и корреляция во времени Сам. работа 4 4 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.25. Дискретные зависимые переменные Сам. работа 4 4 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.26. вопросы спецификации эконометрических моделей Сам. работа 4 4 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
1.27. Проверка адекватности динамичеких моделей Сам. работа 4 4 ОПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Банк тестовых заданий по дисциплине "Эконометрика"




1. Ниже приведенное утверждение: Эконометрика это наука, которая изучает _________________ между социально-экономическими явлениями и процессами происходящими в обществе.
Ответ: взаимосвязи
2. Основная задача эконометрики:
а) отражение особенностей экономических переменных и связей между ними (правильный ответ)
б) отражение особенностей социального развития общества
в) установление связей между социальными процессами в обществе и техническим прогрессом
г) установление связей между экономическими процессами в обществе и техническим прогрессом
3. Правильная последовательность этапов эконометрических исследований: b - получение данных, анализ их качества; a - постановка задачи; e - интерпретация результатов d - оценка параметров; c - спецификация модели: _____________________
Ответ: a,b,c,d,e
4. Заключительным этапом эконометрических исследований является ____________________
Ответ: интерпретация результатов
5. В эконометрических исследованиях основное внимание уделяется ошибкам __________________модели
Ответ: спецификации
6. Последовательность действий при выборе спецификации модели: c - установление факторов, которые предполагаются неизменными, но могут быть учтены при переходе к множественной регрессии a - выделение факторов, влияющих на результат; b - в случае парной регрессии выделение наиболее доминирующего фактора:_________
Ответ: a,b,c
7. Ниже приведенное утверждение: Основными компонентами решения вопроса спецификации эконометрической модели являются _________________________________________
Ответ: вид математической функции и отобранные существенные факторы
8. Идентификация модели – это:
а) статистическое оценивание неизвестных параметров модели (правильный ответ)
б) формулировка вида модели, состава и формы входящих в нее связей
в) сбор необходимой статистической информации
г) статистическое оценивание неизвестных параметров модели
д) проверка точности модельных данных
9. Ниже приведенное утверждение: Критерием показателя ковариации является ________________________ между двумя случайными величинами
Ответ: наличие и направление связи
10. Количественной оценкой тесноты и направления линейной связи между двумя случайными величинами является _________________
_______________________________
Ответ: линейный коэффициент корреляции
11. Ниже приведенное утверждение: Если линейный коэффициент корреляции стремится к минус единице, то в зависимости от направления действия, между двумя случайными величинами имеет место __________________ линейная связь
Ответ: обратная
12. При функциональной зависимости линейный коэффициент корреляции должен быть равен строго _______
Ответ: 1
13. Оценкой степени влияния факторной переменной на образование общей вариации результативной переменной является____________
____________________________________
Ответ: эмпирический коэффициент детерминации
14. Если при линейной зависимости двух случайных величин, линейный коэффициент корреляции равен 0, 86, то эмпирический коэффициент детерминации будет равен _______
Ответ: 0,74
15. Средняя зависимость одной случайной величины от другой называется ______________
Ответ: регрессией
16. Величина коэффициента регрессии показывает:
а) среднее изменение результата при изменении фактора на единицу (правильный ответ)
б) характер связи между фактором и результатом
в) тесноту связи между фактором и результатом
г) тесноту связи между исследуемыми факторами
17. Величина, показывающая на сколько процентов изменится в среднем результативная переменная при изменении факторной переменной на 1% называется ___________________________
Ответ: коэффициентом эластичности
18. Ниже приведенное утверждение: В основе оценивания параметров линейной регрессионной модели лежит метод _______________________
Ответ: наименьших квадратов

19. Ниже приведенное утверждение: Оценка значимости эконометрической модели в целом дается с помощью __________________
Ответ: F критерия Фишера
20. Ниже приведенное утверждение: Для оценки влияния как учтенных, так и неучтенных факторов служит___________________ дисперсия
Ответ: общая
21. Ниже приведенное утверждение: Для оценки влияния неучтенных факторов служит __________________ дисперсия
Ответ: остаточная
22. Ниже приведенное утверждение: Для оценки влияния исследуемых факторов служит _____________________ дисперсия
Ответ: факторная
23. “Объясненная” (факторная) сумма квадратов отклонений в парной регрессии имеет число степеней свободы, равное ___
Ответ:1
24. Ниже приведенное утверждение: Оценка значимости параметров эконометрической модели дается с помощью _________________________
Ответ: t-статистики Стьюдента
25. Ниже приведенное утверждение: В большинстве случаев взаимосвязи и взаимозависимости между экономическими переменными являются ________________________
Ответ: стохастическими
26. Ниже приведенное утверждение: Коэффициент регрессии b пропорционален коэффициенту __________________
Ответ: корреляции
27. Ниже приведенное утверждение: Оценка значимости выборочного коэффициента парной корреляции осуществляется по критерию ___________
Ответ: Стьюдента
28. Критическое значение статистического критерия определяет:
а) максимальную величину статистического критерия, допускающую принятие нулевой гипотезы (правильный ответ)
б) минимальную величину статистического критерия, допускающую принятие нулевой гипотезы
в) величину статистического критерия, допускающую принятие как нулевой, так и альтернативной гипотезы
г) величину статистического критерия, допускающую отклонение как нулевой, так и альтернативной гипотезы
29. Если по одной и той же выборке рассчитаны регрессии У на Х и Х на У, то совпадут ли в этом случае линии регрессии:____
Ответ: нет

30. По совокупности 30 предприятий торговли изучается зависимость между ценой на товар А и прибылью торгового предприятия. При оценке регрессионной модели были получены следующие результаты:



Определить коэффициент корреляции и фактическое значение F- критерия, а также статистическую значимость уравнения регрессии.
Ответ: уравнение статистически значимо на всех уровнях

31. Изучается зависимость вида y=a*xb. Для преобразованных в логарифмах переменных получены следующие данные:
Определить параметр b.
Ответ: b=0,4
32. Если коэффициент детерминации равен нулю, то критерий Фишера равен:____
Ответ: 0
33. Множественный коэффициент корреляции Rух1x2=0,8. Определите, какой процент дисперсии зависимой переменной у объясняется влиянием х1 и x2.
Ответ: 64%
34. По результатам 20 наблюдений найден множественный коэффициент корреляции Rух1x2=0,8. Проверить значимость Rух1x2 при уровне значимости 0,05 и определить разность между наблюдаемым и критическим значениями критерия Фишера
Ответ: 11,5
35. По результатам наблюдений получен парный коэффициент корреляции rух1 =0,6. Известно, что х2 занижает связь между у и х1. Какое значение может принять частный коэффициент корреляции?
Ответ: ryx1(x2) = 0,5
36. Ниже приведенное утверждение: Аддитивная модель содержит исследуемые факторы в виде ______________
Ответ: слагаемых
37. Ниже приведенное утверждение: Мультипликативная модель содержит исследуемые факторы в виде __________________
Ответ: сомножителей
38. Тесная корреляционная связь между двумя и более факторными переменными называется_________________________
Ответ: мультиколлинеарностью
39. Ниже приведенное утверждение: Включение в модель того или иного фактора осуществляется на основании значений коэффициентов__________________________
Ответ: частной корреляции
40. Ниже приведенное утверждение: Величина коэффициента множественной корреляции может быть больше или равна максимальному коэффициенту ___________________________
Ответ: частной корреляции
41. Ниже приведенное утверждение: Качественные переменные, преобразованные в количественные переменные, при построении модели множественной регрессии, называются _____________________________
Ответ: фиктивными
42. Ниже приведенное утверждение: В основе метода наименьших квадратов лежит __________________ суммы квадратов отклонений между теоретическими и экспериментальными значениями результативного признака
Ответ: минимизация
43. Главными компонентами эконометрической модели являются ________
_____________________
Ответ: статистически значимые факторы
44. Ниже приведенное утверждение: Модель, построенная по данным, характеризующим один объект за ряд последовательных периодов времени называют моделью _________________________
Ответ: временного ряда
45. . Ниже приведенное утверждение: Совокупность долговременного воздействия множества факторов на динамику изучаемого показателя характеризует_________________ временного ряда
Ответ: тенденция
46. Ниже приведенное утверждение: Корреляционная зависимость между последовательными уровнями ряда называется _________________уровней временного ряда
Ответ: автокорреляция
47. Ниже приведенное утверждение: Число периодов, по которым рассчитывается коэффициент автокорреляции называется _____________
Ответ: лагом
48. Ниже приведенное утверждение: Параметры уравнения тренда определяются на базе ________________________________________
Ответ: обычного метода наименьших квадратов
49. Ниже приведенное утверждение: Недостатком графического способа определения параметров уравнения регрессии является_____________________
Ответ: малая точность
50. Система взаимосвязанных уравнений и уравнений тождеств представляет собой _______________________________________
Ответ: систему одновременных уравнений
51. При выборе модели временного ряда применяют тест под названием_______
Ответ: Чоу
52. При проверки модели на автокорреляцию остатков применяют критерий _______________________
Ответ: Дарбина-Уотсона
53. Ниже приведенное утверждение: Ошибка прогноза по линейному уравнению регрессии возрастает по мере удаления ________________от его среднего значения
Ответ: независимого фактора
54. К ошибкам спецификации модели относятся:
а) неправильный выбор той или иной математической функции (правильный ответ)
б) недоучет в уравнении регрессии какого-либо существенного фактора (правильный ответ)
в) неправильный отбор данных в выборку
г) ошибка измерения исследуемых величин
55. Коэффициент парной корреляции характеризует:
а) тесноту линейной связи между двумя переменными (правильный ответ)
б) тесноту нелинейной связи между двумя переменными
в) тесноту линейной связи между несколькими переменными
г) тесноту нелинейной связи между несколькими переменными
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена (выбрать нужное) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет … (указывается количество заданий, предусмотренное преподавателем).
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 П. К. Катышев, Я. Р. Магнус, А. А. Пересецкий Эконометрика. Начальный курс.: учебник М. : Изд-во "Дело", 2009
Л1.2 Елисеева И.И. - Отв. ред. ЭКОНОМЕТРИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 под ред. И.И. Елисеевой Эконометрика: учебник М.: Проспект, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. В. Артамонов Введение в эконометрику: курс лекций М.: Изд-во МЦНМО, 2011
Л2.2 Тимофеев В. С., Фаддеенков А. В., Щеколдин В. Ю. ЭКОНОМЕТРИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.3 под ред. В. С. Мхитаряна Эконометрика: учебник М.: Проспект, 2008
Л2.4 под ред. И. И. Елисеевой Практикум по эконометрике: учеб. пособие для экон. вузов Финансы и статистика, 2008
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кузьмин П.И. Эконометрические модели: Изд-во АлтГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Эконометрика (Econometrics) ru.coursera.org
Э2 Курс в Moodle "Эконометрика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Лицензионное программное обеспечение
Средства MSOffice; Word; Excel; PowerPoint и другие
Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 2007; Microsoft Office Prof Plus 2007 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 5.0; Microsoft Office SharePoint 2007 Rus; Программы верстки (печатных публикаций и web-страниц): Настольная издательская система PageMaker; Microsoft Front Page.
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
410С лаборатория "Лингафонный кабинет" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 29 посадочных мест; рабочее место преподавателя, маркерные доски – 2 шт., кафедра, переносные ноутбуки: марка Lenovo модель G50-70 - 15 единиц; телевизор sharp, музыкальный центр samsung MAX-ZG550

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе и выполнение расчетного задания в компьютерном классе. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Перечень лабораторных заданий и указания размещены в пособии:
Эконометрические модели: учебное пособие / Кузьмин П.И. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. - 179 с.