МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бизнес-аналитика и визуализация данных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильУправление бизнесом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_УБ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков Олег Викторович

Рецензент(ы):
доктор экономических наук, Зав.каф., Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Бизнес-аналитика и визуализация данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 29.06.2021 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 22.03.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Трошкина Г. Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 22.03.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Трошкина Г. Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: познакомить студентов с принципами архитектуры предприятия и методикой моделирования бизнес-архитектуры предприятия; познакомить студентов с нотациями бизнес-моделирования и научить построению бизнес-процессов в нотации BPMN; познакомить студентов с современными CASE-системами бизнес-моделирования и построения цифровой трансформации бизнеса; сформировать у студентов практические навыкы по основам интеллектуального анализа данных, применения современных информационных технологий для поддержки принятия решений и визуализации, развить умения работы с современными программными средствами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.1.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен осуществлять сбор, обработку и анализ данных, необходимых для решения поставленных управленческих задач, с использованием современного инструментария и интеллектуальных информационно-аналитических систем;
ОПК-4 Способен выявлять и оценивать новые рыночные возможности, разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых направлений деятельности и организаций;
ОПК-5 Способен использовать при решении профессиональных задач современные информационные технологии и программные средства, включая управление крупными массивами данных и их интеллектуальный анализ.
ОПК-6 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1. Знает организационно-экономические и правовые основы создания, функционирования и развития организации; основные современные операционные системы, цифровые сервисы и их специфику применения в профессиональной деятельности


3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2. Умеет выявлять и оценивать новые рыночные возможности, разрабатывать бизнес-планы, применять знания в области управления и регулирования социально-экономического развития, проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе
ОПК-5.2. Умеет анализировать массивы больших данных с использованием современных программных средств
ОПК-6.2. Умеет применять методы и программные средства обработки деловой информации во
взаимодействии со службами информационных технологий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.5. Владеет навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
ОПК-4.3. Применяет количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений, основываясь в том числе на технологиях искусственного интеллекта

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Бизнес-архитектура предприятия
1.1. Основные понятия архитектуры предприятия. Лекции 7 2 ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л1.4
1.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 4 ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л1.4
1.3. Полная бизнес-модель предприятия. Лекции 7 4 ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.4
1.4. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 4 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.4
1.5. Построение статической модели компании. Лабораторные 7 4 ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л1.4
1.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 8 ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л1.4
1.7. Бизнес-архитектура компании в cистеме «ОРГ-МАСТЕР». Лабораторные 7 2 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.4
1.8. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 4 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.4
1.9. Бизнес-архитектура компании в cистеме «FoxManager BPA». Лабораторные 7 2 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.4
1.10. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 4 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.4
1.11. Стандарт моделирования процессов BPMN. Лекции 7 4 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.12. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 4 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.13. Построение бизнес-процессов в среде BizAgi Modeler. Лабораторные 7 4 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.14. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 8 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.15. Формирование требований к информационной системе. Лекции 7 4 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л2.3, Л1.2, Л1.4
1.16. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 4 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л2.3, Л1.2, Л1.4
1.17. Архитектура предприятия в IBM WebSphere Business Modeler Advanced. Лабораторные 7 4 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.4
1.18. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 6 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.4
1.19. Моделирование деятельности предприятия в IBM WebSphere Business Modeler Лабораторные 7 4 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.20. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 4 ОПК-5, ОПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 2. Разведочный анализ и визуализация данных
2.1. Основные понятия Data Mining. Лекции 7 2 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 4 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.3. Разведочный анализ данных. Лекции 7 2 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.4. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 2 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.5. Разведочный анализ в Loginom. Лабораторные 7 4 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 6 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.7. Облачные аналитические платформы. Лабораторные 7 4 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.8. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 6 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.9. Визуализация данных. Лекции 7 2 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.10. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 2 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.11. Анализ и визуализация данных в Tableu. Лабораторные 7 4 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.12. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 6 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.13. Основы анализа и визуализации данных в Python. Лабораторные 7 4 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5
2.14. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 12 ОПК-5, ОПК-4, ОПК-2, ОПК-6 Л1.4, Л1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_БАиВД_2021.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иванов О. Е. Архитектура предприятия: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Тельнов Ю. Ф., Фёдоров И. Г. Инжиниринг предприятия и управление бизнес-процессами. Методология и технология: учебное пособие ЮНИТИ-ДАНА, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Долганова О. И., Виноградова Е. В., Лобанова А. М Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт, 2020 https: //urait.ru/bcode/450550 (дата обращения: 25.03.2021).
Л1.4 А. Шеер ; под науч. ред. Д. Стефановского ; пер. с англ. Д. Стефановского, О. А. Виниченко Индустрия 4.0: от прорывной бизнес-модели к автоматизации бизнес-процессов: Москва : Дело, 2020 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=612569
Л1.5 Келлехер, Д. Наука о данных: базовый курс: Альпина Паблишер, 2020 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=598235
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Данилин А. В., Слюсаренко А. И. ИТ-стратегия: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт, 2021 https: //urait.ru/bcode/469152 (дата обращения: 25.03.2021).
Л2.3 Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем [Электронный ресурс]: Учебное пособие М.: ИНТУИТ, 2005 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2 biblioclub.ru
Л2.4 Глод О. Д. Архитектура предприятия: учебное пособие Южного федерального университета, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493052
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Бизнес-аналитика и визуализация данных" portal.edu.asu.ru
Э2 Бизнес Инжиниринг Групп bigc.ru
Э3 Projectimo projectimo.ru
Э4 ELMA — система управления бизнес-процессами и эффективностью www.elma-bpm.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OpenOffice/Libre Office,
Firefox/Chrome/Chromium/Edge,
ОРГ-МАСТЕР (учебная версия),
Fox Manager BPA (демо-версия),
BizAgi Modeler,
IBM WebSphere Business Modeler Advanced,
IBM Rational Data Architect,
Loginom Community Edition,
Tableau Public,
Avalanche Online/Ситуационный центр Лавина Пульс,
Yandex DataLens,
3i Data Plexus,
Statsbot,
ThingsBoard,
Anaconda, Jupiter Notebook,
Google Colab.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЕМИСС https://fedstat.ru/
Портал открытых данных Российской Федерации https://data.gov.ru/
NYC Open Data https://opendata.cityofnewyork.us/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
202Л кабинет информатики (компьютерный класс) - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
205Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2182