МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровые технологии Индустрии 4.0

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильУправление бизнесом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_УБ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 32 32 32 32
Лабораторные 20 20 20 20
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 103 103 103 103
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.э.н., Профессор, Лобова С.В.

Рецензент(ы):
д.э.н., Зав.каф., Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Цифровые технологии Индустрии 4.0

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 29.06.2021 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: формирование теоретических знаний и практических навыков в области применения сквозных цифровых технологий в экономике.
Задачи дисциплины (модуля):
- ознакомление с основными тенденциями и процессами в экономике, трансформация которых обусловлена цифровизацией и внедрением цифровых технологий;
- формирование теоретических знаний в области внедрения цифровых технологий в производственную деятельность;
- изучение принципов работы основных цифровых технологий;
- формирование практических навыков внедрения цифровых технологий в производство и создание новой бизнес-модели.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен использовать информационные технологии для реализации организационно-управленческих решений по созданию и функционированию предпринимательских структур и бизнеса с учетом требований информационной безопасности
ПК-5 Способен формировать и представлять предложения по развитию организации в условиях цифровой экономики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.экономические, правовые и организационно-управленческие основы реализации решений по созданию и функционированию предпринимательских структур, требования информационной безопасности;
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать передовые цифровые технологии, направленные на развитие организации и повышение технологичности, комфорта и безопасности городской среды
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Осуществляет реализацию организационно-управленческих решений по созданию и функционированию предпринимательских структур и бизнеса с использованием современных программных средств;
навыками формирования предложений по развитию организации на основе создания и ведения баз данных по различным показателям ее функционирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эволюция технологических укладов и цифровая экономика
1.1. Цифровая экономика и цифровизация бизнеса Лекции 5 4 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Технологическое развитие и технологические уклады Лекции 5 2 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Технологическое развитие и технологические уклады Особенности шестого технологического укладаи Четвертой промышленной революции Дизрупция и дизруптивные инновации как катализаторы промышленной революции Основные изобретения и ключевые события для каждой из промышленных революций Оценка процессов цифровизации и цифровые характеристики современной России в глобальной цифровизации Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» Федеральный проект «Цифровые технологии» Практические 5 10 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Оценка цифровой зрелости и цифровой готовности предприятия (адаптация методики и ее автоматизация в программе MicrosoftExcel, Google-таблицах) Лабораторные 5 6 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Технологическое развитие и технологические уклады Цифровая экономика и цифровизация бизнеса Сам. работа 5 30 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Индустрия 4.0 и компоненты современного производства
2.1. Цифровая и платформенная архитектура современного производства Лекции 5 2 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. «Фабрики Будущего»и цифровые двойники Лекции 5 2 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Концепция «Индустрия 4.0» Лекции 5 2 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Концепция «Индустрия 4.0» Мировые и отечественные инициативы, направленные на развитие Индустрии 4.0 Национальная технологическая инициатива (НТИ) 15 ключевых компонентов современного производства Цифровые производственные платформы. Экономические взаимодействия в рамках производственной цифровой платформы Обзор цифровых проектов и цифровых бизнес-моделей российских предприятий Smart Design и Smart Manufacturing. “Умная фабрика будущего” Практические 5 10 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Бенчмаркинг, классификация и рейтингование кейсов российских предприятий по внедренным компонентам цифрового производства Лабораторные 5 4 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Концепция «Индустрия 4.0» Цифровая и платформенная архитектура современного производства «Фабрики Будущего» и цифровые двойники Система управления цифровым производством Сам. работа 5 30 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Технологии Индустрии 4.0
3.1. «Сквозная» технология «Новые производственные технологии». «Умное» производство Лекции 5 4 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Промышленный интернет вещей Лекции 5 4 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Виртуальная и дополненная реальность в производстве Лекции 5 2 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Мандаты внедрения цифровых технологий. Манипуляторы и технологии манипулирования. Роботизация промышленности Лекции 5 4 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Большие данные и искусственный интеллект в промышленности Лекции 5 2 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Аддитивные технологии в промышленности Лекции 5 2 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.7. Блокчейн Лекции 5 2 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.8. Ключевые направления цифровизации промышленного производства Обзор применения цифровых технологий в промышленности Российская продукция в области промышленного интернета Применение смарт-контрактов в трудовых отношениях Трансформация глобальных цепей поставок в условиях развития рынка аддитивных технологий Практические 5 14 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.9. Облачные технологии и их применение на промышленных предприятиях Лабораторные 5 4 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.10. 3D-печать, прототипирование и аддитивные технологии Лабораторные 5 2 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.11. Большие данные, их обработка и анализ Лабораторные 5 4 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.12. Мандаты внедрения цифровых технологий. Манипуляторы и технологии манипулирования. Роботизация промышленности «Сквозная» технология «Новые производственные технологии». «Умное» производство Промышленный интернет вещей Виртуальная и дополненная реальность в производстве Аддитивные технологии в промышленности Большие данные и искусственный интеллект в промышленности Блокчейн Сам. работа 5 43 ПК-5, ПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. Н. Конягина Основы цифровой экономики : учебник и практикум для вузов Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/468187
Л1.2 Кудряшов А.А. Промышленные технологии и инновации: учебное пособие Поволжскийгосударственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017 URL: http://www.iprbookshop.ru/75404.html
Л1.3 Ю. И. Грибанов, М. Н. Руденко Цифровая трансформация бизнеса: учебное пособие Москва : Дашков и К°, 2023 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. В. Макшанов, А. Е. Журавлев, Л. Н. Тындыкарь. Большие данные. Big Data : Учебник для вузов Санкт-Петербург : Лань, 2024 URL: https://e.lanbook.com/book/362318
Л2.2 Д. С. Кокорев, Е. В. Корнеева, В. Г. Сидоренко, А. М. Шаш Математические методы интеллектуального управления: учебное пособие Москва : Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ), 2021 biblioclub.ru
Л2.3 Е. С. Григорян, И. А. Юрасов. Корпоративная социальная ответственность : учебник Москва : Дашков и К°, 2023 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные, практические и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое и лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекционных и практических занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.