МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

ERP-системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильУправление бизнесом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_УБ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд. экон. наук, доцент, Вдовкина Е.Г.

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков О.В.

Рабочая программа дисциплины
ERP-системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 29.06.2021 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шаховалов Николай Николаевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Шаховалов Николай Николаевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение студентами знаний об общих принципах работы КИС, их архитектуре, применении их функциональных возможностей в экономической сфере, а также выработка практических навыков эксплуатации систем данного класса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен использовать информационные технологии для реализации организационно-управленческих решений по созданию и функционированию предпринимательских структур и бизнеса с учетом требований информационной безопасности
ПК-4.1 Знает экономические, правовые организационно-управленческие основы реализации решений опозданию и функционированию предпринимательских структур, требования информационнойбезопасности
ПК-4.2 Умеет применять информационные технологии при разработке необходимой документации для принятия организационно-управленческих решений с учетом требований информационнойбезопасности
ПК-4.3 Осуществляет реализацию организационно-управленческих решений по созданию и функционированию предпринимательских структур и бизнеса с использованием современных программных средств
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы и методы управления предприятиями с использованием современных информационных систем и технологий, архитектуру корпоративных информационных систем;
классификацию корпоративных систем управления, предлагаемых для внедрения на предприятиях, характеристики наиболее известных и реально внедряемых в мире ERP-систем;
значение информационных технологий и систем для эффективной организации деятельности компании;
основные положения стандарта управления промышленными предприятиями MRPII, знать назначение всех модулей, составляющих MRPII(ERP–Enterprise resource planning)-систем; классификацию корпоративных систем управления, предлагаемых для внедрения на предприятиях, характеристики наиболее известных и реально внедряемых в мире ERP-систем.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить сравнительный анализ всего многообразия типов КИС с целью выбора наиболее приемлемого варианта для внедрения на предприятии в зависимости от предметной области;
применять основные средства новых информационных технологий в профессиональной деятельности;
проводить теоретические и экспериментальные исследования, включающие поиск и изучение необходимой научно-технической информации, анализ и интерпретацию полученных данных в области использования информационных систем управления;
оценивать рынок информационных продуктов в области корпоративных информационных систем управления производственными компаниями с целью выбора наиболее приемлемого варианта для внедрения на предприятии в зависимости от предметной области.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.внедрения, эксплуатации и совершенствования корпоративных систем управления; снижения издержек при эксплуатации систем управления путем оптимациизации основных процессов переработки информационных потоков;
методами и приемами работы в ERP - системе;
основными критериями оценки КИС при выборе и внедрении данных систем на современных предприятиях различного масштаба и профиля;
методами и приемами для решения основных проблем, возникающих при внедрении ERP систем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИЕЙ
1.1. Развитие методологии управления MRP II и MRP-систем: предпосылки, сфера применения. Планирование потребности в материалах (Material requirements planning): MRPI. MRPI/CRP. Планирование ресурсов производства (Manufacturing resource planning — MRP II). Планирование ресурсов предприятия (Enterprise resource planning — ERP). Лекции 6 2 ПК-4.1 Л1.5, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.6, Л1.4, Л2.2, Л2.4
1.2. Примеры ЕRР-систем, выбор и внедрение ЕRР-систем. Практические 6 6 ПК-4.1 Л1.5, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.6, Л1.4, Л2.2, Л2.4
1.3. Состав нормативно-справочной информации о продуктах и предприятии. Данные об используемых единицах измерения. Данные о номенклатурных позициях. Понятие структуры продукта. Понятие спецификации, виды спецификаций. Понятие технологического маршрута, виды технологических маршрутов. Понятие конструкторского изменения, управление конструкторскими изменениями. Лекции 6 4 ПК-4.2 Л2.1, Л1.5, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.6, Л1.4, Л2.2, Л2.4
1.4. Укрупненное планирование (Aggregate planning). Виды планов в MRP II, их иерархия и характеристики. Планирование ресурсного обеспечения производства: иерархия и характеристики планов обеспечения ресурсами. Планирование продаж и операций. Планирование потребности в ресурсах. Разработка главного календарного плана производства. Укрупненное планирование потребности в мощностях (Rough Cut Capacity Planning). Планирование потребности в материалах (MRP). Планирование потребности в мощностях (CRP). Лекции 6 2 ПК-4.2 Л1.5, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.6, Л1.4, Л2.2, Л2.4
1.5. Функции и виды запасов. Характеристика систем управления запасами: с непрерывным и периодическим обновлением данных. АВС-анализ. База данных о запасах. Типы операций (транзакций) с запасами. Фактический и нормативный (backflush) отпуск запасов со склада. Характеристика мест хранения. Методы контроля адекватности данных о запасах: инвентаризация и циклический подсчет. Методы пополнения запасов: календарная точка заказа, статистическая точка заказа, периодический осмотр, визуальный осмотр. Лекции 6 2 ПК-4.2 Л2.1, Л1.5, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.6, Л1.4, Л2.2, Л2.4
1.6. Планирование производства и закупок в MRP II. Практические 6 4 ПК-4.2 Л2.1, Л1.5, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.6, Л1.4, Л2.2, Л2.4
1.7. Управление запасами Практические 6 4 ПК-4.3 Л2.1, Л1.5, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.6, Л1.4, Л2.2, Л2.4
1.8. Понятие и роль снабжения, его место в структуре системы планирования и контроля. Классификация приобретаемых объектов. Примерный алгоритм процесса снабжения. Определение и описание потребности. Выбор поставщиков. Виды заказов на закупку. Жизненный цикл заказа на закупку. Управление работой с поставщиками. Лекции 6 2 ПК-4.2 Л1.5, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.6, Л1.4, Л2.2, Л2.4
1.9. Управление закупками Практические 6 4 ПК-4.3 Л2.1, Л1.5, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.6, Л1.4, Л2.2, Л2.4
1.10. Методика и техника календарного планирования. Статус заказа и статус операции. Запуск заказов и диспетчирование. Формирование отчетов об исполнении заказов и критерии оценки деятельности. Лекции 6 2 ПК-4.2 Л1.5, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.6, Л1.4, Л2.2, Л2.4
1.11. Оперативное управление исполнением плана производства Практические 6 4 ПК-4.3 Л1.5, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.6, Л1.4, Л2.2, Л2.4
1.12. Управление цепочкой поставок. Понятие и способы оценки уровня обслуживания покупателей. Жизненный цикл заказа на продажу. Лекции 6 2 ПК-4.2 Л1.5, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.6, Л1.4, Л2.2, Л2.4
1.13. Управление заказами на продажу Практические 6 4 ПК-4.3 Л2.1, Л1.5, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.6, Л1.4, Л2.2, Л2.4
1.14. Понятие и классификация затрат и систем их учета. Система нормативного учета затрат. Лекции 6 2 ПК-4.2 Л2.1, Л1.5, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.6, Л1.4, Л2.2, Л2.4
1.15. Расчет себестоимости продукции Практические 6 4 ПК-4.3 Л3.1, Л1.5, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.6, Л1.4, Л2.2, Л2.4
1.16. Особенности использования ERP-систем на предприятиях. Принципы организации взаимодействия между различными системами предприятия Взаимодействие с системами автоматизированного проектирования. Взаимодействие с бухгалтерскими системами. Лекции 6 2 ПК-4.2 Л3.1, Л1.5, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.6, Л1.4, Л2.2, Л2.4
1.17. Практические аспекты применения ЕRР – систем. Практические 6 6 ПК-4.3 Л3.1, Л1.5, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.6, Л1.4, Л2.2, Л2.4
1.18. Расчет экономической эффективности внедрения ERP Сам. работа 6 88 ПК-4.3 Л2.1, Л3.1, Л1.5, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л1.6, Л1.4, Л2.2, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основные модули ERP-систем:
а) управление материальными потоками; управление производством; управление качеством.
б) управление финансами; управление материальными потоками; управление производством; управление проектами; управление сервисным обслуживанием; управление качеством; управление персоналом.
в) управление финансами; управление материальными потоками; управление производством; управление персоналом.

2. Составляющие ERP II
а) ERP
б) MRP
в) CSRP
г) SCM
д) CRM

3. ИС по степени автоматизации:
а) автоматизированные
б) самоуправляемые
в) автоматические
г) ручные

4. Из каких частей состоит экономическая информационная система
а) функциональная, лингвистическая
б) информационная, техническая, программная
в) функциональная, обеспечивающая
г) математическая, техническая, эргономическая

5. Общие свойства открытых информационных систем
а) расширяемость, переносимость, взаимодействие, стандартизуемость
б) мобильность, переносимость, взаимодействие, стандартизуемость, дружественность к администратору
в) расширяемость/масштабируемость, мобильность/переносимость, взаимодействие, стандартизуемость, дружественность к пользователю
г) расширяемость, масштабируемость, взаимодействие, дружественность к пользователю

6. Экономическая система – это:
а) совокупность мероприятий;
б) совокупность экономических отношений;
в) создаваемая система;
г) материальная система.

7. Открытая система – это система:
а) способная обмениваться с окружающей средой информацией;
б) в которой возможно снижение энтропии;
в) в которой энтропия только повышается;
г) способная обмениваться с окружающей средой энергией.

8. Системы, у которых изменяются параметры, называются:
а) стационарными;
б) многомерными;
в) стохастическими;
г) нестационарными.

9. Исследование и проектирование системы с точки зрения обеспечения ее жизнедеятельности в условиях внешних и внутренних возмущений называется:
а) системно-информационным подходом;
б) системно-управленческим подходом;
в) системно-функциональным подходом;
г) системно-структурным подходом.

10. Управление – это:
а) воздействие на возмущающие переменные;
б) воздействие на объект для достижения заданной цели;
в) воздействие на выходную переменную;
г) изменение структуры объекта.

11. Совокупность документов, оформленных по единым правилам, называется:
1) документооборот
2) документация
3) информационные ресурсы
4) информация
5) данные

12. АИС, обеспечивающая информационную поддержку целенаправленной коллективной деятельности предприятия, − это:
1) АИС управления технологическими процессами
2) финансовая АИС
3) глобальная АИС
4) локальная АИС
5) корпоративная АИС

13.Цель информационного обеспечения определяется:
1) субъектом информационного обеспечения
2) задачами организации
3) руководителем организации
4) информационными потребностями
5) указами правительства

14. В основе информационной системы лежит
- среда хранения и доступа к данным
- вычислительная мощность компьютера
- компьютерная сеть для передачи данных
- методы обработки информации

15. Информационные системы ориентированы на
- конечного пользователя, не обладающего высокой квалификацией
- программиста
- специалиста в области СУБД
- руководителя предприятия

16. Неотъемлемой частью любой информационной системы является
- база данных
- программа созданная в среде разработки Delphi
- возможность передавать информацию через Интернет
- программа, созданная с помощью языка программирования высокого уровня

17. В настоящее время наиболее широко распространены системы управления базами данных
- реляционные
- иерархические
- сетевые
- объектно-ориентированные

18. Более современными являются системы управления базами данных
- постреляционные
- иерархические
- сетевые
- реляционные

19. СУБД Oracle, Informix, Subase, DB 2, MS SQL Server относятся к
- реляционным
- сетевым
- иерархическим
- объектно-ориентированным

20. Традиционным методом организации информационных систем является
- архитектура клиент-сервер
- архитектура клиент-клиент
- архитектура сервер- сервер
- размещение всей информации на одном компьютере

21. Первым шагом в проектировании ИС является
- формальное описание предметной области
- построение полных и непротиворечивых моделей ИС
- выбор языка программирования
- разработка интерфейса ИС

22. Модели ИС описываются, как правило, с использованием
- языка UML
- Delphi
- СУБД
- языка программирования высокого уровня

23. Классификация информационных систем по способу организации не включает в себя один из перечисленных пунктов:
- Системы на основе архитектуры файл – сервер;
- Системы на основе архитектуры клиент – сервер;
- Системы на основе многоуровневой архитектуры;
- Системы на основе интернет/интранет – технологий;
- Корпоративные информационные системы.

24. Информационные системы, ориентированные на коллективное использование информации членами рабочей группы и чаще всего строящиеся на базе локальной вычислительной сети:
- Одиночные;
- Групповые;
- Корпоративные

25. Информационные системы, основанные на гипертекстовых документах и мультимедиа:
- Системы поддержки принятия решений;
- Информационно-справочные;
- Офисные информационные системы

26. Как называется классификация, объединяющая в себе системы обработки транзакций; системы поддержки принятия решений; информационно-справочные системы; офисные информационные системы:
- По сфере применения;
- По масштабу;
- По способу организации

27. Выделите требования, предъявляемые к информационным системам:
- Гибкость;
- Надежность;
- Эффективность;
- Безопасность.

28. Непрерывный процесс, начинающийся с момента принятия решения о создании информационной системы и заканчивающийся в момент полного изъятия ее из эксплуатации:
- Жизненный цикл ИС;
- Разработка ИС;
- Проектирование ИС.

29. Разместите по порядку фазы жизненного цикла ПО по методологии RAD:
- фаза анализа и планирования требований (1);
- фаза проектирования (2);
- фаза построения (3);
- фаза внедрения (4).

30. При создании отчетов возможна:
- Сортировка данных;
- Группировка данных;
- Изменение данных.

31. Единая система данных, организованная по определенным правилам, которые предусматривают общие принципы описания, хранения и обработки данных
- База данных
- База знаний
- Набор правил
- Свод законов

32. Определите соответствие

Суть концепции состоит в том, чтобы минимизировать издержки, связанные со складскими запасами, и издержки на различных участках производства. → MRP
Прогнозирование, планирование и контроль производства осуществляются по всему жизненному циклу продукции начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой продукции потребителю → MRP II
В основе лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную информацию: финансовые, производственные, логистические данные, данные по персоналу и др. → ERP

33. Совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели - это:
• информационная система
• детерминированная система
• стохастическая система

34. Совокупность связанных данных, правила организации которых, основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными - это:
• база данных
• СУБД

35. Какой стандарт охватывает взаимодействие предприятия с клиентами: оформление наряд-заказа, поддержку клиентов и др.?
• CSRP
• MRP
• MRP II
• ERP

36. Можно выделить следующие направления мер информационной безопасности:
• правовые
• организационные
• технические
• экономические

37. Как называется информация, которая обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и обеспечивает решение задач организационно-экономического управления?
• управленческая
• бухгалтерская
• маркетинговая

38. Поддержанная комплексом взаимосвязанных средств автоматизации, совокупность методов анализа, проектирования, разработки и сопровождения АИС - это:
• CASE-технология
• RAD-технология

39. Ценностью какой методологии является «Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов»?
• Agile
• Scrum
• КАНБАН

40. Совокупность взаимосвязанных, хранящихся вместе сведений о различных сущностях одной предметной области (реальных объектах, процессах, явлениях или событиях)?
• База данных
• Система
• Информация

41. Самая распространенная модель данных?
• Реляционная
• Сетевая
• Иерархическая

42. Технология, предназначенная для анализа больших объемов информации в интерактивном режиме для создания аналитических данных, позволяющего руководителю принять обоснованное решение?
• OLAP
• Data Mining
• BIS
• САТ
• DSS
12. Визуализация является главным принципом ...
• Канбан
• Scrum
• Agile

43. Программным средством, обрабатывающим базы данных для автоматизированного исполнения задач в ИС маркетинга, является:
• База данных
• СУБД
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Комплект вопросов (заданий) к зачету по дисциплине

1. Принципы создания, классификация экономических информационных систем
2. Состав и структура элементов экономических информационных систем
3. Методология проектирования экономических информационных систем
4. Развитие методологии управления MRP II и MRP-систем: предпосылки, сфера применения. Планирование потребности в материалах (Material requirements planning): MRPI. MRPI/CRP.
5. Планирование ресурсов производства (Manufacturing resource planning — MRP II). Планирование ресурсов предприятия (Enterprise resource planning — ERP).
6. Примеры ЕRР-систем, выбор и внедрение ЕRР-систем.
7. Состав нормативно-справочной информации о продуктах и предприятии. Данные об используемых единицах измерения.
8. Функции и виды запасов. Характеристика систем управления запасами: с непрерывным и периодическим обновлением данных.
9. Понятие и роль снабжения, его место в структуре системы планирования и контроля.
10. Методика и техника календарного планирования. Статус заказа и статус операции. Запуск заказов и диспетчирование. Формирование отчетов об исполнении заказов и критерии оценки деятельности.
11. Особенности использования ERP-систем на предприятиях. Принципы организации взаимодействия между различными системами предприятия.
12. Бухгалтерские информационные системы, функции, принципы, классификация
13. Бухгалтерские информационные системы для крупных предприятий.
14. Бухгалтерские информационные системы для малого и среднего бизнеса
15. Информационные системы страховых компаний.
16. Информационные системы рынка ценных бумаг.
17. Экономический анализ в бухгалтерских информационных системах.
18. Информационные системы налоговых органов.
19. Налоговые информационные системы, особенности, функции, классификация.
20. Информационные системы в службах корпоративного налогового менеджмента.
21. Налоговые информационные системы в бюджетных организациях.
22. Статистические информационные системы.
23. Банковские информационные системы, особенности, функции, классификация.
24. Автоматизация бизнес-процессов в банке.
25. Стандарт MRP.
26. Стандарт MRP II.
27. Стандарт ERP.
28. Стандарт ERP II.
29. Стандарт CRP.
30. Стандарт CRM.
31. Стандарт CSRP.
32. Стандарт MCIS.
33. BPI - Улучшение бизнес-процессов организации.
34. Разработка и внедрение информационной системы.
35. Информационные технологии организации бизнеса.
36. Реинжинирнг бизнес-процессов.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Отв. ред. Трофимов В. В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Рыжко А.Л., Рыбников А.И., Рыжко Н.А. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИЕЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Отв. ред. Трофимов В. В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Одинцов Б.Е. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ БИЗНЕСА. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Свердлов М.Ю. Экономическое обоснование информационных проектов: Учебное пособие ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», 2016 elibrary.asu.ru
Л1.6 Лычкина Н.Н. - отв. ред. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИЕЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бурцев П. С. Логистический контур MBS Axapta: Автоматизация складского учёта: Лаборатория книги, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=97173
Л2.2 Астапчук В. А., Терещенко П. В. КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт ЭБС Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Астапчук В.А., Терещенко П.В. Корпоративные информационные системы: требования при проектировании: Учебное пособие: Учебное пособие Юрайт, 2019// ЭБС Университетская библиотека Online www.biblio-online.ru
Л2.4 Грошев А. С. Управление планированием и производством изделий в ERP-системе: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Проектирование логистических цепей и оперативное планирование материальных потоков на базе ERP-системы: методические указания : методические указания Издательство Пензенского института экономического развития и антикризисного управления, 2004 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Единый образовательный портал АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Интернет-браузер
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием учебных занятий. Язык обучения (преподавания) — русский. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения, который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения.

8.1. Образовательные технологии
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в информационной образовательной среде.

8.2. Лекции
Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.

Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.

8.3. Семинарские (практические) занятия
Семинарские (практические занятия) представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.

Основной формой проведения семинаров и практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также решение задач и разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.

Активность на практических занятиях оценивается по следующим критериям:

ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;
участие в дискуссиях;
выполнение проектных и иных заданий;
ассистирование преподавателю в проведении занятий.
Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.

Оценивание практических заданий входит в накопленную оценку.

8.4. Самостоятельная работа студента
Для успешного усвоения курса необходимо не только посещать аудиторные занятия, но и вести активную самостоятельную работу. При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:

просматривать основные определения и факты;
повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;
использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;
выполнять домашние задания по указанию преподавателя.