МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ценообразование и тарифная политика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильУправление бизнесом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_УБ-2021
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Бутакова Марина Михайловна;к.э.н., Зав. каф., Рудакова Оксана Юрьевна

Рецензент(ы):
д.э.н., Профессор, Шваков Евгений Евгениевич

Рабочая программа дисциплины
Ценообразование и тарифная политика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 29.06.2021 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование компетенций в области ценообразования и тарифной политики, позволяющих принимать эффективные решения в области управления бизнесом с целью повышения его эффективности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять информационно-аналитическое обоснование управленческих решений
ПК-1.1 Знает инструменты и методы анализа информации, необходимой для принятия управленческих решений, основные экономические показатели работы организации
ПК-1.2 Умеет анализировать информацию для принятия управленческих решений, оценивать возможность реализации решения сточки зрения выбранных целевых показателей и имеющихся ресурсов
ПК-1.3 Использует современные технические средства, информационные технологии и аналитический инструментарий при обосновании управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.источники информации, инструменты и методы анализа информации в ценообразовании и тарифной политике;
Источники информации и способы ее аналитической обработки
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять выбор необходимых инструментов и методов в ценообразовании и тарифной политике;
анализировать информацию и риски для принятия управленческих решений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью применять инструменты и методы ценообразования и тарифной политики;
навыками оценки возможностей реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей, имеющихся ресурсов и рисков

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономическая сущность ценообразования
1.1. Экономическая сущность ценообразования Лекции 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.2. Экономическая сущность ценообразования Практические 6 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.3. Экономическая сущнеость ценообразования Сам. работа 6 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Теоретические основы тарифной политики
2.1. Теоретические основы тарифной политики Лекции 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.2. Теоретические основы тарифной политики Практические 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.3. Теоретические основы тарифной политики Сам. работа 6 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Государственное регулирование цен и тарифов
3.1. Государственное регулирование цен и тарифов Лекции 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.2. Государственное регулирование цен и тарифов Практические 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.3. Государственное регулирование цен и тарифов Сам. работа 6 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Анализ влияния цен и тарифов на финансовые результаты предприятия
4.1. Анализ влияния цен и тарифов на финансовые результаты предприятия Лекции 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
4.2. Анализ влияния цен и тарифов на финансовые результаты предприятия Практические 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.3. Анализ влияния цен и тарифов на финансовые результаты предприятия Сам. работа 6 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 5. Стратегия и тактика ценообразования
5.1. Стратегия и тактика ценообразования Лекции 6 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.2. Стратегия и тактика ценообразования Практические 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.3. Стратегия и тактика ценообразования Сам. работа 6 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 6. Ценообразование и тарифная политика в цифровой среде
6.1. Ценообразование и тарифная политика в цифровой среде Лекции 6 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
6.2. Ценообразование и тарифная политика в цифровой среде Практические 6 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
6.3. Ценообразование и тарифная политика в цифровой среде Сам. работа 6 11 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8798
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1Способен осуществлять информационно-аналитическое обоснование управленческих решений
Примеры заданий закрытого типа:
ВОПРОС 1. Функцией, показывающей, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции, является:
а) учетно-измерительная функция;
б) стимулирующая функция;
в) функция перелива капитала;
г) распределительная функция.
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 2. Эластичность спроса по цене – это:
а) зависимость спроса от цены;
б) зависимость изменения спроса от изменения цены;
в) зависимость спроса от изменения цены.
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 3. Снижение цены на товар приводит к росту выручки от продаж в случае:
а) высокоэластичного спроса;
б) низкоэластичного спроса;
в) единичной эластичности.
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 4. Цена предельная – это:
а) цена, при которой объем спроса на товар равен объему его предложения;
б) максимальное количество денег, которое покупатель готов заплатить за товар;
в) значение цены, устанавливаемое в качестве ее верхнего или нижнего предела;
г) цена, складывающаяся на рынке в ходе взаимодействия продавцов и покупателей.
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 5. Подвижная цена – это:
а) цена разнородных по качеству товаров, устанавливаемая в среднем вне зависимости от индивидуальных качеств, сортов отдельных единиц товара;
б) цена, по которой товар реализуется с немедленной оплатой;
в) зафиксированная при заключении контракта цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится;
г) цена, установленная на основе изучения спроса и предложения в условиях сильно монополизированного рынка.
ОТВЕТ: в

ВОПРОС 6. Государственное регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов может осуществляться в форме установления:
а) скользящих цен;
б) предельных цен;
в) сезонных цен;
г) прейскурантных цен.
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 7. В структуру оптовой цены предприятия входят:
а) себестоимость и прибыль;
б) прибыль и валютный курс;
в) валютный курс и себестоимость;
г) себестоимость, прибыль и валютный курс.
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 8. Продажная цена оптового посредника включает в себя:
а) себестоимость и прибыль;
б) себестоимость, прибыль, акциз, НДС;
в) себестоимость, прибыль, акциз, НДС, торговую надбавку;
г) себестоимость, прибыль, акциз, НДС, снабженческо-сбытовую надбавку, НДС оптовой организации.
ОТВЕТ: г

ВОПРОС 9. Возмещение всех издержек оптовой торговли осуществляется с помощью:
а) торговой надбавки;
б) себестоимости продукции;
в) снабженческо-сбытовой надбавки;
г) издержек обращения.
ОТВЕТ: в

ВОПРОС 10. Какие из перечисленных статьи себестоимости относятся к прямым расходам:
а) топливо и энергия на технологические нужды;
б) цеховые расходы;
в) общехозяйственные расходы;
г) коммерческие расходы.
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 11. По степени регулирования выделяют:
а) свободные цены;
б) биржевые котировки;
в) скользящие цены;
г) индексы цен.
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 12. Государственное регулирование цен на отдельные виды продукции отражает выполнение, ценами функции:
а) учетно-измерительной;
б) стимулирующей;
в) распределительной.
ОТВЕТ: в

ВОПРОС 13. Через цены осуществляет связь между производством и потреблением, предложением и спросом:
а) стимулирующая функция;
б) функция перелива капитала;
в) распределительная функция;
г) функция сбалансирования спроса и предложения.
ОТВЕТ: г

ВОПРОС 14. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене больше нуля, то товары являются:
а) взаимозаменяемыми;
б) взаимодополняемыми;
в) независимыми;
г) нормальными.
ОТВЕТ: а
ВОПРОС 15. Регулирование цен на продукцию ликероводочной промышленности осуществляется в форме:
а) предельного уровня рентабельности;
б) фиксированных цен;
в) предельно высоких цен;
г) предельно низких цен.
ОТВЕТ: г

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Примеры заданий открытого типа:Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Если коэффициент эластичности спроса по цене меньше единицы, то спрос находится в ___________ зависимости от цены.
ОТВЕТ: (обратной)
2. Цена, исчисленная в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной (базисной) цены с учетом изменений в наиболее значимых издержках производства, происшедших в период исполнения контракта называется _______________ ценой.
ОТВЕТ: (скользящей)
3. Цена, установленная при заключении договора и остающаяся неизменной в течение всего срока его действия называется _______________ ценой.
ОТВЕТ: (твердой)
4. Зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику. Это _________ цена.
ОТВЕТ: (подвижная).
5. Тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщениях; услуги систем водоснабжения и канализации; оплата населением жилья и коммунальных услуг регулируются на уровне_________________.
ОТВЕТ: (субъектов федерации)
6. Тарифы на услуги, оказываемые предприятиям промышленности железнодорожным транспортом на подъездных путях; цены на топливо твердое, реализуемое для населения регулируются на уровне_________________.
ОТВЕТ: (субъектов федерации)
7. Цены на алмазное сырье и драгоценные камни; ликероводочная продукция крепостью свыше 28%, ввозимая на территорию РФ регулируются на уровне_________________.
ОТВЕТ: (федеральном уровне)
8. Основным условием применения стратегии дифференцированного ценообразования предприятиями производителями является _______________
ОТВЕТ: (наличие свободных производственных мощностей)
9. Товар, продаваемый с минимальной прибылью для привлечения к покупке других товаров фирмы, называется ___________________
ОТВЕТ: (убыточным лидером продаж)
10. Применение стратегии ценового прорыва рекомендуется при ______________ эластичности спроса по цене
ОТВЕТ: (высокой)
11. Стратегия премиального ценообразования не применима при ______________ эластичности спроса по цене
ОТВЕТ: (высокой)
12. Различная ценовая эластичность для отдельных субрынков;умение изолировать рынки с целью устранения возможности перепродажи товара необходимо для применения стратегии ________________
ОТВЕТ: (дифференцированного ценообразования)
13. Продажа товаров по различным ценам на разных сегментах рынка называется стратегией______________________
ОТВЕТ: (дифференцированного ценообразования)
14. Снижение цены товара по мере освоения рынка называется стратегией______________________
ОТВЕТ: (ступенчатых премий)
15. Параметрические методы ценообразования определяют цену в зависимости от количественного уровня ____________________
ОТВЕТ: (основного потребительского свойства, основного параметра, основных параметров)
16. Совокупность товаров, однородных по назначению, близких по технологии изготовления, отличающихся количественным уровнем одного или нескольких параметров называется _____________
ОТВЕТ: (параметрический ряд)
17. Затраты, растущие с ростом объемов производства называются ____________________затратами
ОТВЕТ: (переменными затратами)
18. Затраты, не изменяющиеся с ростом объемов производства называются ____________________затратами
ОТВЕТ: (постоянными затратами)
19. Затраты, не изменяющиеся в пределах определенного диапазона объемов производства называются ____________________затратами
ОТВЕТ: (полупостоянными затратами, условно постоянными затратами)
20. Затраты на сырье и материалы относятся к категории ____________ затрат
ОТВЕТ: (переменных затрат)
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Сущность цены. «Цена» и «стоимость», их понятие, взаимосвязь.
2. Функции цен в рыночной экономике и их реализация.
3. Эластичность спроса по цене. Расчет общих и дуговых коэффициентов эластичности.
4. Виды товаров по ценовой эластичности спроса. Учет ценовой эластичности спроса при принятии ценовых решений.
5. Система цен. Состав и структура цены.
6. НДС в структуре цены. Порядок включения НДС в цену в соответствии с НК РФ.
7. Акцизы в структуре цены. Порядок включения акцизов в цену в соответствии с НК РФ.
8. Классификация цен.
9. Ценообразование на рынке свободной конкуренции.
10. Ценообразование на рынке монополистической конкуренции.
11. Ценообразование в условиях олигополии и монополии.
12. Цели и методы государственного регулирования цен в рыночной экономике.
13. Способы прямого государственного регулирования цен в рыночной экономике. Уровни государственного регулирования цен.
14. Себестоимость в составе цены. Постоянные и переменные затраты, их состав и характеристика.
15. Методология ценообразования.
16. Эконометрические методики ценообразования.
17. Рыночные методы ценообразования.
18. Затратные методы ценообразования.
19. Метод установления цены на основе «анализа безубыточности», его содержание.
20. Ценовые стратегии предприятия, их виды, условия выбора.
21. Тактика ценообразования. Классификация тактических приемов ценообразования.
22. Скидки как элемент тактики ценообразования. Виды скидок.
23. Контрактные внешнеторговые цены.

Критерии оценивания:
Зачтено - Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает в достаточной степени аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Не зачтено - Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Липсиц Ценообразование: учеб.-практ. пособие М.: Юрайт, 2011
Л1.2 Липсиц И. В. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ 4-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Касьяненко Т.Г. - отв. ред. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Баздникин А.С. Цены и ценообразование: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011
Л2.3 Бутакова М.М. Стратегия и тактика ценообразования: основная литература АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины