МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы принятия решений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильУправление бизнесом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_УБ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.э.н., Профессор, Межов С.И.

Рецензент(ы):
д.э.н., Профессор, Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Методы принятия решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 29.06.2021 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих принятие ими обоснованных, эффективных управленческих решений в профессиональной деятельности, умения использовать современные приемы и методы работы с данными, принимать и оптимизировать на их основе управленческие решения в условиях конкурентной среды.

Задачи дисциплины:
1) изучение технологии принятия решений, в том числе в условиях риска и неопределенности;
2) изучение методов анализа данных, разработки решений;получениепрактических навыков применения изучаемых методов к процедурам принятиярешений посредством решения практических кейсов и решения управленческих задач;
3) формирование навыков анализа эффективных решений и использования соответствующих информационных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.1.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен осуществлять сбор, обработку и анализ данных, необходимых для решения поставленных управленческих задач, с использованием современного инструментария и интеллектуальных информационно-аналитических систем;
ОПК-3 Способен разрабатывать обоснованные организационно-управленческие решения с учетом их социальной значимости, содействовать их реализации в условиях сложной и динамичной среды и оценивать их последствия;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные приемы и методы сбора, обработки и анализа больших данных для решения экономических и управленческих задач, принятия мер регулирующего воздействия, современный инструментарий интеллектуальных информационно-аналитических систем

3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию выбранной модели к конкретным задачам управления;
разрабатывать обоснованные организационно-управленческие решения и содействовать их реализации в условиях влияния экономических и нормативно-правовых факторов с учетом их социальной значимости
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.разрабатывает проекты организационно-управленческих решений;
навыками управления и реализации проекта с использованием современного программного обеспечения и оценивает последствия реализации с учетом конкретных параметров социально-экономического развития

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Анализ данных в принятии решений
1.1. Экспертные оценки и анализ данных Математические модели принятия решений в экономике, бизнесе и политике Эконометрические модели и временные ряды Лекции 4 4 ОПК-3, ОПК-2 Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Экспертные оценки и анализ данных Математические модели принятия решений в экономике, бизнесе и политике Эконометрические модели и временные ряды Практические 4 6 ОПК-3, ОПК-2 Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.3. Экспертные оценки и анализ данных Математические модели принятия решений в экономике, бизнесе и политике Эконометрические модели и временные ряды Сам. работа 4 18 ОПК-3, ОПК-2 Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Модели интеллектуального анализа данных
2.1. Поиск функциональных, логических и других закономерностей в накопленной информации Построение моделей и правил, объясняющих найденные аномалии и (или) прогнозирующих развитие процессов Лекции 4 4 ОПК-3, ОПК-2 Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Поиск функциональных, логических и других закономерностей в накопленной информации Построение моделей и правил, объясняющих найденные аномалии и (или) прогнозирующих развитие процессов Практические 4 8 ОПК-3, ОПК-2 Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.3. Поиск функциональных, логических и других закономерностей в накопленной информации Построение моделей и правил, объясняющих найденные аномалии и (или) прогнозирующих развитие процессов Сам. работа 4 18 ОПК-3, ОПК-2 Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Методы прогнозирования управленческих решений
3.1. Правила принятия решений.Принятие решений в условиях риска и полной неопределенности Дерево решений. Принципы и классификация методов прогнозирования. Методы экстраполяции. Параметрические методы. Экспертные методы. Лекции 4 4 ОПК-3, ОПК-2 Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.2. Правила принятия решений.Принятие решений в условиях риска и полной неопределенности Дерево решений. Принципы и классификация методов прогнозирования. Методы экстраполяции. Параметрические методы. Экспертные методы. Практические 4 8 ОПК-3, ОПК-2 Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.3. Правила принятия решений.Принятие решений в условиях риска и полной неопределенности Дерево решений. Принципы и классификация методов прогнозирования. Методы экстраполяции. Параметрические методы. Экспертные методы. Сам. работа 4 16 ОПК-3, ОПК-2 Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. Математическое моделирование в теории принятия решений
4.1. Оптимизационные модели. Имитационные модели и методы. Математико-статистическое моделирование. Методы теории игр. Лекции 4 4 ОПК-3, ОПК-2 Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.2. Оптимизационные модели. Имитационные модели и методы. Математико-статистическое моделирование. Методы теории игр. Практические 4 8 ОПК-3, ОПК-2 Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.3. Оптимизационные модели. Имитационные модели и методы. Математико-статистическое моделирование. Методы теории игр. Сам. работа 4 18 ОПК-3, ОПК-2 Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 5. Оценка эффективности методов принятия решений, проблемы и перспективы принятия управленческих решений в современном мире
5.1. Сущность и составляющие эффективности принятия решений. Критерии эффективности управленческого решения. Виды ответственности руководителя при принятии управленческого решения. Оценка экономической эффективности управленческих решений. Лекции 4 4 ОПК-3, ОПК-2 Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.2. Сущность и составляющие эффективности принятия решений. Критерии эффективности управленческого решения. Виды ответственности руководителя при принятии управленческого решения. Оценка экономической эффективности управленческих решений. Практические 4 6 ОПК-3, ОПК-2 Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.3. Сущность и составляющие эффективности принятия решений. Критерии эффективности управленческого решения. Виды ответственности руководителя при принятии управленческого решения. Оценка экономической эффективности управленческих решений. Сам. работа 4 18 ОПК-3, ОПК-2 Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Г. Халин Теория принятия решений в 2 т. Том 1: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2020 https://urait.ru/bcode/450459
Л1.2 Кравченко, Т. К. Системы поддержки принятия решений : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/27131BA4-DD20-48BA-B309-C1223F080912
Л1.3 В. Г. Халин Теория принятия решений в 2 т. Том 2: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2020 https://urait.ru/bcode/451527
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Филинов-Чернышев, Н. Б. Разработка и принятие управленческих решений : учебник и практикум для вузов М. Издательство Юрайт, 2017, 2018 www.biblio-online.ru/book/B67EEE48-5249-427A-9FB4-E7895DAF9336.
Л2.2 Голубков, Е. П. Методы принятия управленческих решений в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.3 Е. П. Голубков. — МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Методы принятия управленческих решений Методы принятия управленческих решений : Учебное пособие В.И. Катаева, М.С. Козырев, 17.05.2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в МУДЛ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.