МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эффективные коммуникации и управление человеческими ресурсами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильСтратегический маркетинг и менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план38_04_02_Менеджмент_СМиМ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, И.Ю. Ануфриева

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, О.В. Кузнецова

Рабочая программа дисциплины
Эффективные коммуникации и управление человеческими ресурсами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доц.,Рудакова О. Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доц.,Рудакова О. Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Цель освоения дисциплины заключается в изучении теоретических основ эффективных коммуникаций, управления человеческими ресурсами и практических методов работы с персоналом организации, в развитии способности разработки обоснованных управленческих решений по построению эффективных коммуникаций и по основным вопросам стратегическогои тактического управления человеческими ресурсами.



2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен разработать стратегию организации, осуществлять управление деятельностью, проектами и ее развитием
ПК-2.1 Знает основы стратегического, тактического и оперативного управления деятельностью, проектами и развитием организации
ПК-2.2 Умеет осуществлять разработку проектов и стратегий организаций и их отдельных подразделений
ПК-2.3 Способен осуществлять управление деятельностью, проектами и развитием организации, разрабатывать стратегии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы стратегического, тактического и оперативного управления деятельностью, проектами и развитием организации.


3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять разработку проектов и стратегий организаций и их отдельных подразделений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способен осуществлять управление деятельностью, проектами и развитием организации, разрабатывать стратегии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы управления человеческими ресурсами. Технологии управления человеческими ресурсами.
1.1. Система управления человеческими ресурсами Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Система управления человеческими ресурсами Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Система управления человеческими ресурсами Сам. работа 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Теория и практика организации работы с персоналом Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Теория и практика организации работы с персоналом Практические 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Теория и практика организации работы с персоналом Сам. работа 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Кадровое планирование Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Кадровое планирование Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Кадровое планирование Сам. работа 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Набор персонала Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Набор персонала Практические 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Набор персонала Сам. работа 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Отбор персонала Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Отбор персонала Практические 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Отбор персонала Сам. работа 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Трудовая адаптация персонала Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Трудовая адаптация персонала Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Трудовая адаптация персонала Сам. работа 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.19. Трудовая мотивация и стимулирование труда Лекции 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.20. Трудовая мотивация и стимулирование труда Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.21. Трудовая мотивация и стимулирование труда Сам. работа 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.22. Развитие и обучение персонала Лекции 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.23. Развитие и обучение персонала Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.24. Развитие и обучение персонала Сам. работа 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.25. Управление карьерой персонала Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.26. Управление карьерой персонала Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.27. Управление карьерой персонала Сам. работа 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Эффективные коммуникации
2.1. Сущность, виды и факторы эффективных коммуникаций Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Сущность, виды и факторы эффективных коммуникаций Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Сущность, виды и факторы эффективных коммуникаций Сам. работа 2 7 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1960

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
СПОСОБЕН РАЗРАБОТАТЬ СТРАТЕГИЮ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, ПРОЕКТАМИ И ЕЕ РАЗВИТИЕМ

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Накопление и использование всех возможностей человека при решении глобальных, долговременных, принципиально новых задач УП в организации выражает категория:
а) трудовые ресурсы; в) трудовой потенциал; д) персонал;
б) экономически активное население; г) человеческие ресурсы; е) человеческий капитал.
Ответ: г

2. Персонал организации, занятый разработкой и принятием управленческих решений, представляет категория:
а) служащие;
б) рабочие;
в) специалисты;
г) руководители.
ОТВЕТ: г

3. Система управления персоналом включает следующие основные функциональные элементы:
а) планирование, организация, стимулирование и контроль персонала;;
б) персонал как система, кадровая политика, подбор персонала, адаптация, оценка, обучение, стимулирование и развитие персонала;
в) кадровое планирование, набор, отбор, адаптация, стимулирование, развитие персонала, его оценка;
г) социально-психологические, экономические и административные методы управления персоналом;
д) принципы управления персоналом.
ОТВЕТ: в

4. Принятие комплексно обоснованного управленческого кадрового решения по долгосрочному развитию Системы УП отражает принцип:
а) целенаправленность; в) перспективность; д) плановость;
б) научность; г) прогрессивность; и) согласованность.
ОТВЕТ: :в

5. Что понимается под генеральным направлением работы с персоналом в организации?
а) управление персоналом; в) кадровая политика; д) кадровая концепция;
б) кадровая стратегия; г) кадровая работа; е) философия УП.
ОТВЕТ: в

6. Какой метод кадрового планирования считается наиболее научно-обоснованным?
а) интегральный метод; в) метод экспертных оценок; д) номенклатурный метод.
б) нормативный метод; г) математико-статистический метод;
ОТВЕТ: б

7. Укажите внутренние источники набора персонала:
а) поиск среди бывших работников организации; г) частные кадровые агентства;
б) через объявления в СМИ; д) ротация персонала в организации;
в) поиск среди партнеров по бизнесу; е) через родственников и знакомых персонала.
ОТВЕТ: аде

8. Преимуществами внешних источников набора персонала являются:
а) оперативность поиска; г) хорошее знание кандидата;
б) прозрачность кадровой политики; д) специализированная подготовка;
в) большой выбор кандидатур; е) приток новых идей в организацию.
ОТВЕТ: вде
9. К методам первичного отбора персонала (массового отсева) относятся:
а) собеседование по найму; г) оценка документов кандидатов;
б) цифровое профессиональное тестирование; д) медицинский осмотр;
в) предварительная отборочная беседа; е) сравнительная оценка кандидатов.
ОТВЕТ: бвг

10. Стимулирование труда персонала включает следующие составные элементы:
а) зарплата, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности, социальные выплаты, накопления;
б) основная зарплата, премии, доплаты и надбавки, денежные вознаграждения;
в) нормирование труда, тарифная система, формы и системы оплаты труда;
г) материальное вознаграждение, денежное вознаграждение, моральное поощрение, условия труда;
д) сдельная, повременная системы оплаты труда.
ОТВЕТ: г

11. Адаптация персонала традиционно включает следующие процедуры:
а) испытательный срок, наставничество и консультирование, развитие человеческих ресурсов, обучение, расстановка по должностям;
б) стажировка на рабочем месте, производственная практика, прикрепление наставника и отчет правлению предприятия;
в) определение критериев адаптации, испытательный срок, плановое наставничество и консультирование, развитие новичка, подведение итогов адаптации.
ОТВЕТ: в

12. Вертикальная, горизонтальная и центростремительная карьеры образуют следующий вид карьеры:
а) «лестница»; в) «змея»; д) скрытая карьера;
б) «перекресток»; г) карьерный тупик е) «конус карьеры».
ОТВЕТ: е

13. Критериями отбора в кадровый резерв являются:
а) образование;
б хобби и увлечения;
в) деловые качества;
г) возраст;
д) социальный статус;
е) физические характеристики.
ОТВЕТ: авг

14. Традиционно к активным методам внутриорганизационного обучения персонала относятся:
а) деловые игры; г) тестирование;
б) делегирование полномочий; д) инструктаж;
в) лекции; е) ротация персонала.

15. В связи с утверждением в новой должности проводится аттестация следующих видов:
а) индивидуальная; б) итоговая; в) специальная; г) самоаттестация; д) промежуточная.
ОТВЕТ: в

16. Укажите понятие коммуникации в широком понимании слова:
а) целенаправленная осознанная созидательная деятельность человека;
б) деятельность по передаче информации, значения или смысла при помощи символов между двумя и более людьми;
в) система взаимоотношений, складывающаяся между людьми в процессе общения.
ОТВЕТ: б

17. Укажите составляющие коммуникативной компетенции личности:
а) знание норм и правил общения; г) способность эмоционального отклика;
б) самостоятельность принятия решений; д) быстрота реакции на ситуацию;
в) владение инициативой в общении; е) эмоциональная сдержанность.
ОТВЕТ: авг

18. Что понимается под конфликтом:
а) столкновение сторон, мнений, сил, интересов отдельных и/или группы людей;
б) временное негативное эмоциональное изменение настроения человека или группы людей, связанное с получением новой информации об интересующем объекте или процессе;
в) противопоставление, столкновение, агрессивное состояние, провоцирующее активное противодействие.
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепций и стратегии, кадровой политики, принципов и методов УП – это …
ОТВЕТ: управление персоналом.


2. Совокупность всех знаний, умений и навыков человека (работника), которые используются для решения глобальных, долгосрочных и принципиально новых задач УП организации – означает …
ОТВЕТ: человеческие ресурсы.

3. Основной штатный состав работников организации, как привило, за исключением руководства, выполняющих различные производственно-хозяйственные функции – это …
ОТВЕТ: персонал организации.

4. Укажите в логической последовательности основные направления работы с персоналом.
ОТВЕТ: разработка кадровой политики, кадровое планирование, поиск персонала, отбор персонала, адаптация персонала, стимулирование персонала, развитие и обучение персонала, управление карьерой, аттестация (оценка) персонала.

5. Какой показатель текучести персонала считается допустимым в теории персонала?
ОТВЕТ: 3-5 %%.

6. Какой численный норматив управления персоналом считается оптимальным на одного управленца?
ОТВЕТ: 5-7 человек.

7. Совокупность приемов, методов, принципов, форм организационного механизма по выработке стратегических целей и задач, направленных на формирование и развитие кадрового потенциала организации, своевременно реагирующего на рыночные изменения с учетом стратегий развития организации – это…
ОТВЕТ: кадровая политика.

8. Кадровая политика, ориентированная на поступательно-плановое многовариантное решение проблем и собственные ресурсы организации в условиях кризиса, - это какая политика (укажите минимум 2 признака)?
ОТВЕТ: закрытая, активная, преобразующая.

9. Укажите 3-5 примеров современных кадровых технологий.
ОТВЕТ: кадровый аудит, маркетинг персонала, мониторинг персонала, инфорсмент, инсорсинг, аутсорсинг, коучинг, стаффинг и т.п.

10. Приведите 3 примера самых популярных внутренних источников набора персонала.
ОТВЕТ: прямой поиск внутри организации, поиск вреди родственников и знакомых персонала, внутренняя база кандидатов.

11. Приведите 3 преимущества внешних источников набора персонала.
ОТВЕТ: большой выбор кандидатов, специализированная профессиональная подготовка, приток новых идей и сил в организацию и т.д.

12. Назовите 3 преимущества внутренних источников набора персонала.
ОТВЕТ: оперативность поиска, минимальные затраты ресурсов, прозрачность кадровой политики, хорошее знание кандидата и т.д.

13. Укажите первоначальный этап в логической последовательности мероприятий этапов отбора персонала.
ОТВЕТ: Выбор и утверждение критериев отбора.

14. Какой этап отбора персонала пропущен в списке: Профессиональные тестирования. Оформления трудоустройства. Собеседование по найму. Принятие комиссией решения о найме и оповещение кандидатов о нем. Предварительная отборочная беседа. Подписание контракта. Проверка отзывов и рекомендаций кандидатов. Медицинский осмотр кандидатов.
ОТВЕТ: Выбор и утверждение критериев отбора кандидатов.

15. Совокупность внешних побудительных факторов к целенаправленной трудовой деятельности называют …
ОТВЕТ: стимулирование.

16. Совокупность внутренних побудительных сил к труду личности называют…
ОТВЕТ: трудовая мотивация.

17. Процесс приспособления работников к новым условиям трудовой среды и организации к новичку, активное взаимовлияние друг на друга называется …
ОТВЕТ: адаптация персонала.

18. Какая техника предусматривает ситуацию, когда негативную психическую энергию оппонента скрыто нужно направить против него самого?
ОТВЕТ: техника ассертивного поведения.

19. Карьера, основанная на смене равноценной должности без формальной смены статусно-квалификационного уровня, называют…
ОТВЕТ: горизонтальная.

20. . Какая стратегия поведения человека в конфликтных ситуациях, когда соглашение между участниками конфликта, достигнуто путем взаимных уступок?
ОТВЕТ: копромис.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1960. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник М.: Дашков и Ко Дашков и К, 2022 biblioclub.ru
Л1.2 А.Р. Алавердов Управление человеческими ресурсами организации : Учебник М. : Университет «Синергия», 2017, 2019 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека; www.elibrary.ru
Э2 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВО «АлтГУ»; www.lib.asu.ru
Э3 Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент; ecsocman.hse.ru
Э4 Справочно-информационная система «Гарант»; www.garant.ru
Э5 Электронная библиотека «Лань". www.e.lanbook.com
Э6 электронная версия журнала "Управление персоналом"; www.personal.ru
Э7 электронная версия журнала "Кадровик". www.kadrovik.ru
Э8 Эффективные коммуникации и управление челочеческими ресурсами portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
2. Гарант http://www.garant.ru.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного-теоретического процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточное количество литературы.
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к промежуточной аттестации студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на промежуточную аттестацию вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или указать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.