МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Криминалистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки38.05.01. специальность Экономическая безопасность
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_ЭБ-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Юринова Т.В.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Криминалистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.01 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.01.2017 г. № 20)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.04.2022 г. № 08
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.04.2022 г. № 08
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данной дисциплины является усвоение студентами теоретических и практических положений общения в профессиональной юридической деятельности; изучение характера и механизма правовых норм в профессиональном юридическом общении, их взаимодействие с требованиями морали, делового этикета, совершенствование правильного понимания юридической деятельности посредством общения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах
ПСК-3 Способность действовать в соответствии с Конституцией РФ, кодексами, составляющими основу законодательства РФ, в целях обеспечения экономической безопасности на национальном, региональном уровне и уровне экономических субъектов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-3: Характеристики и механизмы процессов саморазвития и самореализации личност
ПК-3: природу и сущность государства и права; механизм реализации права; сущность и содержание основных понятий психологии общения, конфликтологии, уголовного процесса, гражданского процесса, криминалистики;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-3: Реализовывать личностные способность, творческий потенциал в различных видах деятельности и социальных общностях
ПК-3:оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы в процессе профессионального общения;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-3: Приёмами саморазвития и самореализации в профессиональной и других сферах деятельности.
ПК-3:необходимым уровнем практики и инструментальных действий в юридических исследованиях;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общение как социально-психологическая проблема
1.1. Общение как социально-психологическая проблема Лекции 8 8 ОК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
1.2. Общение как социально-психологическая проблема Сам. работа 8 8 ОК-3 Л2.1, Л1.4
Раздел 2. Профессиональное юридическое общение, его виды и формы
2.1. Профессиональное юридическое общение, его виды и формы Сам. работа 8 8 ОК-3 Л2.1, Л1.4
Раздел 3. Невербальные особенности в процессе юридического общения
3.1. Невербальные особенности в процессе юридического общения Практические 8 6 ОК-3 Л2.1, Л1.4
3.2. Невербальные особенности в процессе юридического общения Сам. работа 8 6 ОК-3 Л2.1, Л1.4
Раздел 4. Конфликты и конфликтные ситуации в профессиональной деятельности юриста. Стресс, его профилактика
4.1. Конфликты и конфликтные ситуации в профессиональной деятельности юриста. Стресс, его профилактика: практическое занятие по решению задач Практические 8 2 ОК-3 Л2.1, Л1.4
4.2. Конфликты и конфликтные ситуации в профессиональной деятельности юриста. Стресс, его профилактика Сам. работа 8 6 ОК-3 Л2.1, Л1.4
Раздел 5. Проблемы профессиональной деформации работника правоохранительной деятельности
5.1. Проблемы профессиональной деформации работника правоохранительной деятельности Практические 8 2 ОК-3 Л2.1, Л1.4
5.2. Проблемы профессиональной деформации работника правоохранительной деятельности Сам. работа 8 6 ОК-3 Л2.1, Л1.4
Раздел 6. Психологические особенности общения в условиях предварительного расследования
6.1. Психологические особенности общения в условиях предварительного расследования Практические 8 2 ОК-3 Л2.1, Л1.4
6.2. Психологические особенности общения в условиях предварительного расследования Сам. работа 8 6 ОК-3 Л2.1, Л1.4
Раздел 7. Судебная речь. Аспекты судебной речи
7.1. Судебная речь. Аспекты судебной речи Практические 8 2 ОК-3 Л2.1, Л1.4
7.2. Судебная речь. Аспекты судебной речи Сам. работа 8 6 ОК-3 Л2.1, Л1.4
Раздел 8. Речь прокурора в суде
8.1. Речь прокурора в суде Практические 8 2 ОК-3 Л2.1, Л1.4
8.2. Речь прокурора в суде Сам. работа 8 6 ОК-3 Л2.1, Л1.4
Раздел 9. Речь адвоката-защитника в суде
9.1. Речь адвоката-защитника в суде Практические 8 2 ОК-3 Л2.1, Л1.4
9.2. Речь адвоката-защитника в суде Сам. работа 8 6 ОК-3 Л2.1, Л1.4
Раздел 10. Психология проведения допроса и других следственных действий в судебном следствии
10.1. Психология проведения допроса и других следственных действий в судебном следствии Практические 8 2 ОК-3 Л2.1, Л1.4
10.2. Психология проведения допроса и других следственных действий в судебном следствии Сам. работа 8 5 ОК-3 Л2.1, Л1.4
Раздел 11. Спор. Дискуссия. Полемика. Психология предъявления доказательств на судебном следствии
11.1. Спор. Дискуссия. Полемика. Психология предъявления доказательств на судебном следствии Практические 8 2 ОК-3 Л2.1, Л1.4
11.2. Спор. Дискуссия. Полемика. Психология предъявления доказательств на судебном следствии Сам. работа 8 1 ОК-3 Л2.1, Л1.4
Раздел 12. Ведение деловой беседы в юридической практике
12.1. Ведение деловой беседы в юридической практике Лекции 8 8 ОК-3 Л2.1, Л1.4
12.2. Ведение деловой беседы в юридической практике Сам. работа 8 1 ОК-3 Л2.1, Л1.4
12.3. Ведение деловой беседы в юридической практике Практические 8 2 ОК-3 Л2.1, Л1.4
Раздел 13. Имидж юриста
13.1. Имидж юриста: лабораторный практикум Практические 8 2 ОК-3 Л2.1, Л1.4
13.2. Имидж юриста Сам. работа 8 1 ОК-3 Л2.1, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7728

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. К следам-веществам относятся:
а) сахар, почва, песок;
б) кровь, почва, следы рук;
в) цемент, наркотическое вещество; кровь
г) следы обуви, кровь.
Правильный ответ: в.

2. Различают следующие виды технико-криминалистического исследования документов:
а) исследование реквизитов документов, рукописей;
б) исследование оттисков печатей, рукописей;
в) исследование реквизитов документов, оттисков печатей;
г) исследование почерка, оттисков печатей.
Правильный ответ: в.

3. Что из указанного не является целью следственного эксперимента:
а) проверка алиби обвиняемого;
б) проверка возможности совершить определенные действия;
в) проверка возможности воспринимать свидетелем объект;
г) возможность существования определенного явления.
Правильный ответ: а.

4. К основным способам осмотра места происшествия не относится:
а) концентрический;
б) эксцентрический;
в) фронтальный;
г) фрагментарный.
Правильный ответ: г.

5. К ключевым понятиям криминалистической тактики относится:
а) следственная ситуация;
б) тактическое решение;
в) тактический риск;
г) ситуация противодействия.
Правильный ответ: а.

6. Тактика группового обыска предполагает:
а) одновременное производство нескольких обысков по одному уголовному делу;
б) производство обыска, результаты которого имеют значение для нескольких уголовных дел;
в) производство обысков у нескольких лиц;
г) производство обыска группой следователей.
Правильный ответ: а.

7. Виды следственного осмотра по объему:
а) одинарный, комплексный;
б) основной, дополнительный;
в) полный, дополнительный;
г) первоначальный, повторный.
Правильный ответ: б.

8. К типам папиллярных узоров относятся:
а) дуговой;
б) ульнарный;
в) прямой;
г) радиальный.
Правильный ответ: а.

9. К следам, изучаемым трасологией, не относятся:
а) следы животных;
б) следы человека;
в) следы транспортных средств;
г) идеальные следы.
Правильный ответ: г.

10. К общим признакам почерка не относятся:
а) выработанность почерка;
б) разгон;
в) наклон;
г) сокращение слов.
Правильный ответ: г.

11. К правилам составления «словесного портрета» относится:
а) последовательность описания;
б) подробность описания;
в) объективность описания;
г) правильность описания.
Правильный ответ: а.

12. К видам идентификации не относится:
а) установление целого по частям;
б) установление единства источника происхождения;
в) по материальным объектам;
г) по совпадению признаков.
Правильный ответ: г.

13. К частным признакам письменной речи не относится:
а) устойчивые грамматические ошибки;
б) особенности авторской лексики;
в) стиль, в котором выполнен текст;
г) темп письма.
Правильный ответ: г.
14. К видам съемки, производимым в ходе осмотра места происшествия, не относится:
а) опознавательная;
б) ориентирующая;
в) узловая;
г) детальная.
Правильный ответ: а.

15. К следам выстрела на гильзе не относится:
а) след отражателя;
б) след бойка ударника;
в) штанцмарка;
г) след рамки окна затвора.
Правильный ответ: в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТкРЫТОГО ТИПА.
1 Следственное действие, состоящее в проведении специальных опытов, связанных с воспроизведением действий, обстановки и иных обстоятельств расследуемого события, и направленное на проверку и уточнение имеющих значение для дела данных, получение новых доказательств, называется ________________________________.
Правильный ответ: следственных эксперимент.

2. Условия, в которых находится процесс расследования по уголовному делу на определенный момент времени, называется _____________________________________________.
Правильный ответ: следственная ситуация.

3. Следственные ситуации в зависимости от возможности достижения целей расследования делятся на благоприятные и _______________________ .
Правильный ответ: неблагоприятные.

4. Система криминалистики включает в себя разделы: общие положения науки криминалистики, криминалистическую технику, криминалистическую тактику и ________________________________.
Правильный ответ: криминалистическую методику.

51. Система присущих тому или иному виду либо группе преступлений признаков, имеющих наибольшее криминалистическое значение, обусловливающих применение соответствующих криминалистических методов, приемов и средств, называется: ___________________________________________________.
Правильный ответ: криминалистическая характеристика преступлений.

6. Следственное действие, заключающееся в установлении свидетелем, потерпевшим, подозреваемым или обвиняемым тождества или групповой принадлежности ранее воспринимавшегося объекта по его мысленному образу, называется: ___________________________________________________.
Правильный ответ: предъявление для опознания.

7. Папиллярный узор, имеющий в своем строении одну дельту, называется: _____________________________.
Правильный ответ: петлевой.

8. Раздел криминалистики, изучающий особенности организации и планирования расследования преступлений, называется: _______________________.
Правильный ответ: криминалистическая тактика.

9. Зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе которой лежит письменно-двигательный навык, называется: ____________________.
Правильный ответ: почерк.

10. Отрасль криминалистической техники, в рамках которой изучаются закономерности образования запаховых следов, разрабатываются способы их обнаружения, фиксации и исследования, называется криминалистической _______________________.
Правильный ответ: одорологией.

11. Средство запечатления мыслей человека с помощью специальной системы знаков называется: ___________________________.
Правильный ответ: письмо.

12. Следственное действие, состоящее в одновременном допросе двух ранее допрошенных лиц об обстоятельствах, в отношении которых они дали противоречивые показания, называется: ____________________________.
Правильный ответ: очная ставка.

13. Место слияния потоков папиллярных линий в дактилоскопии называется: _________________________.
Правильный ответ: дельта.

14. Ориентирующая съемка проводится методами круговой и линейной ___________________.
Правильный ответ: панорамы.

15. Особый вид следственного осмотра, который производится для установления на теле человека следов преступления, особых примет называется: ____________________________.
Правильный ответ: освидетельствование.

16. Отрасль криминалистической техники, изучающая огнестрельное оружие и следы его применения при совершении преступлений, называется: __________________________________.
Правильный ответ: судебная баллистика.

17. Следы обуви на мягком грунте называются: ____________________.
Правильный ответ: объемными.

18. Следственное действие, направленное на принудительное обследование, участков местности, транспортных средств и отдельных лиц, в целях отыскания и изъятия предметов, имеющих значение для расследования уголовного дела, а также для обнаружения разыскиваемых лиц и трупов, называется: ______________________.
Правильный ответ: обыск.

19. Фотосъемка, применяемая для фиксации признаков отдельного объекта называется ___________________________.
Правильный ответ: детальная.

20. Вид подлога документа, состоящий во внесении в его содержание заведомо ложных сведений, называется: ____________________.
Правильный ответ: интеллектуальный.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: способен использовать знания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений применительно к отдельным отраслям юридической науки
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. К следам-веществам относятся:
а) сахар, почва, песок;
б) кровь, почва, следы рук;
в) цемент, наркотическое вещество; кровь
г) следы обуви, кровь.
Правильный ответ: в.

2. Различают следующие виды технико-криминалистического исследования документов:
а) исследование реквизитов документов, рукописей;
б) исследование оттисков печатей, рукописей;
в) исследование реквизитов документов, оттисков печатей;
г) исследование почерка, оттисков печатей.
Правильный ответ: в.

3. Что из указанного не является целью следственного эксперимента:
а) проверка алиби обвиняемого;
б) проверка возможности совершить определенные действия;
в) проверка возможности воспринимать свидетелем объект;
г) возможность существования определенного явления.
Правильный ответ: а.

4. К основным способам осмотра места происшествия не относится:
а) концентрический;
б) эксцентрический;
в) фронтальный;
г) фрагментарный.
Правильный ответ: г.

5. К ключевым понятиям криминалистической тактики относится:
а) следственная ситуация;
б) тактическое решение;
в) тактический риск;
г) ситуация противодействия.
Правильный ответ: а.

6. Тактика группового обыска предполагает:
а) одновременное производство нескольких обысков по одному уголовному делу;
б) производство обыска, результаты которого имеют значение для нескольких уголовных дел;
в) производство обысков у нескольких лиц;
г) производство обыска группой следователей.
Правильный ответ: а.

7. Виды следственного осмотра по объему:
а) одинарный, комплексный;
б) основной, дополнительный;
в) полный, дополнительный;
г) первоначальный, повторный.
Правильный ответ: б.

8. К типам папиллярных узоров относятся:
а) дуговой;
б) ульнарный;
в) прямой;
г) радиальный.
Правильный ответ: а.

9. К следам, изучаемым трасологией, не относятся:
а) следы животных;
б) следы человека;
в) следы транспортных средств;
г) идеальные следы.
Правильный ответ: г.

10. К общим признакам почерка не относятся:
а) выработанность почерка;
б) разгон;
в) наклон;
г) сокращение слов.
Правильный ответ: г.

11. К правилам составления «словесного портрета» относится:
а) последовательность описания;
б) подробность описания;
в) объективность описания;
г) правильность описания.
Правильный ответ: а.

12. К видам идентификации не относится:
а) установление целого по частям;
б) установление единства источника происхождения;
в) по материальным объектам;
г) по совпадению признаков.
Правильный ответ: г.

13. К частным признакам письменной речи не относится:
а) устойчивые грамматические ошибки;
б) особенности авторской лексики;
в) стиль, в котором выполнен текст;
г) темп письма.
Правильный ответ: г.
14. К видам съемки, производимым в ходе осмотра места происшествия, не относится:
а) опознавательная;
б) ориентирующая;
в) узловая;
г) детальная.
Правильный ответ: а.

15. К следам выстрела на гильзе не относится:
а) след отражателя;
б) след бойка ударника;
в) штанцмарка;
г) след рамки окна затвора.
Правильный ответ: в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТкРЫТОГО ТИПА.
1 Следственное действие, состоящее в проведении специальных опытов, связанных с воспроизведением действий, обстановки и иных обстоятельств расследуемого события, и направленное на проверку и уточнение имеющих значение для дела данных, получение новых доказательств, называется ________________________________.
Правильный ответ: следственных эксперимент.

2. Условия, в которых находится процесс расследования по уголовному делу на определенный момент времени, называется _____________________________________________.
Правильный ответ: следственная ситуация.

3. Следственные ситуации в зависимости от возможности достижения целей расследования делятся на благоприятные и _______________________ .
Правильный ответ: неблагоприятные.

4. Система криминалистики включает в себя разделы: общие положения науки криминалистики, криминалистическую технику, криминалистическую тактику и ________________________________.
Правильный ответ: криминалистическую методику.

51. Система присущих тому или иному виду либо группе преступлений признаков, имеющих наибольшее криминалистическое значение, обусловливающих применение соответствующих криминалистических методов, приемов и средств, называется: ___________________________________________________.
Правильный ответ: криминалистическая характеристика преступлений.

6. Следственное действие, заключающееся в установлении свидетелем, потерпевшим, подозреваемым или обвиняемым тождества или групповой принадлежности ранее воспринимавшегося объекта по его мысленному образу, называется: ___________________________________________________.
Правильный ответ: предъявление для опознания.

7. Папиллярный узор, имеющий в своем строении одну дельту, называется: _____________________________.
Правильный ответ: петлевой.

8. Раздел криминалистики, изучающий особенности организации и планирования расследования преступлений, называется: _______________________.
Правильный ответ: криминалистическая тактика.

9. Зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе которой лежит письменно-двигательный навык, называется: ____________________.
Правильный ответ: почерк.

10. Отрасль криминалистической техники, в рамках которой изучаются закономерности образования запаховых следов, разрабатываются способы их обнаружения, фиксации и исследования, называется криминалистической _______________________.
Правильный ответ: одорологией.

11. Средство запечатления мыслей человека с помощью специальной системы знаков называется: ___________________________.
Правильный ответ: письмо.

12. Следственное действие, состоящее в одновременном допросе двух ранее допрошенных лиц об обстоятельствах, в отношении которых они дали противоречивые показания, называется: ____________________________.
Правильный ответ: очная ставка.

13. Место слияния потоков папиллярных линий в дактилоскопии называется: _________________________.
Правильный ответ: дельта.

14. Ориентирующая съемка проводится методами круговой и линейной ___________________.
Правильный ответ: панорамы.

15. Особый вид следственного осмотра, который производится для установления на теле человека следов преступления, особых примет называется: ____________________________.
Правильный ответ: освидетельствование.

16. Отрасль криминалистической техники, изучающая огнестрельное оружие и следы его применения при совершении преступлений, называется: __________________________________.
Правильный ответ: судебная баллистика.

17. Следы обуви на мягком грунте называются: ____________________.
Правильный ответ: объемными.

18. Следственное действие, направленное на принудительное обследование, участков местности, транспортных средств и отдельных лиц, в целях отыскания и изъятия предметов, имеющих значение для расследования уголовного дела, а также для обнаружения разыскиваемых лиц и трупов, называется: ______________________.
Правильный ответ: обыск.

19. Фотосъемка, применяемая для фиксации признаков отдельного объекта называется ___________________________.
Правильный ответ: детальная.

20. Вид подлога документа, состоящий во внесении в его содержание заведомо ложных сведений, называется: ____________________.
Правильный ответ: интеллектуальный.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-12: способностью работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. К следам-веществам относятся:
а) сахар, почва, песок;
б) кровь, почва, следы рук;
в) цемент, наркотическое вещество; кровь
г) следы обуви, кровь.
Правильный ответ: в.

2. Различают следующие виды технико-криминалистического исследования документов:
а) исследование реквизитов документов, рукописей;
б) исследование оттисков печатей, рукописей;
в) исследование реквизитов документов, оттисков печатей;
г) исследование почерка, оттисков печатей.
Правильный ответ: в.

3. Что из указанного не является целью следственного эксперимента:
а) проверка алиби обвиняемого;
б) проверка возможности совершить определенные действия;
в) проверка возможности воспринимать свидетелем объект;
г) возможность существования определенного явления.
Правильный ответ: а.

4. К основным способам осмотра места происшествия не относится:
а) концентрический;
б) эксцентрический;
в) фронтальный;
г) фрагментарный.
Правильный ответ: г.

5. К ключевым понятиям криминалистической тактики относится:
а) следственная ситуация;
б) тактическое решение;
в) тактический риск;
г) ситуация противодействия.
Правильный ответ: а.

6. Тактика группового обыска предполагает:
а) одновременное производство нескольких обысков по одному уголовному делу;
б) производство обыска, результаты которого имеют значение для нескольких уголовных дел;
в) производство обысков у нескольких лиц;
г) производство обыска группой следователей.
Правильный ответ: а.

7. Виды следственного осмотра по объему:
а) одинарный, комплексный;
б) основной, дополнительный;
в) полный, дополнительный;
г) первоначальный, повторный.
Правильный ответ: б.

8. К типам папиллярных узоров относятся:
а) дуговой;
б) ульнарный;
в) прямой;
г) радиальный.
Правильный ответ: а.

9. К следам, изучаемым трасологией, не относятся:
а) следы животных;
б) следы человека;
в) следы транспортных средств;
г) идеальные следы.
Правильный ответ: г.

10. К общим признакам почерка не относятся:
а) выработанность почерка;
б) разгон;
в) наклон;
г) сокращение слов.
Правильный ответ: г.

11. К правилам составления «словесного портрета» относится:
а) последовательность описания;
б) подробность описания;
в) объективность описания;
г) правильность описания.
Правильный ответ: а.

12. К видам идентификации не относится:
а) установление целого по частям;
б) установление единства источника происхождения;
в) по материальным объектам;
г) по совпадению признаков.
Правильный ответ: г.

13. К частным признакам письменной речи не относится:
а) устойчивые грамматические ошибки;
б) особенности авторской лексики;
в) стиль, в котором выполнен текст;
г) темп письма.
Правильный ответ: г.
14. К видам съемки, производимым в ходе осмотра места происшествия, не относится:
а) опознавательная;
б) ориентирующая;
в) узловая;
г) детальная.
Правильный ответ: а.

15. К следам выстрела на гильзе не относится:
а) след отражателя;
б) след бойка ударника;
в) штанцмарка;
г) след рамки окна затвора.
Правильный ответ: в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТкРЫТОГО ТИПА.
1 Следственное действие, состоящее в проведении специальных опытов, связанных с воспроизведением действий, обстановки и иных обстоятельств расследуемого события, и направленное на проверку и уточнение имеющих значение для дела данных, получение новых доказательств, называется ________________________________.
Правильный ответ: следственных эксперимент.

2. Условия, в которых находится процесс расследования по уголовному делу на определенный момент времени, называется _____________________________________________.
Правильный ответ: следственная ситуация.

3. Следственные ситуации в зависимости от возможности достижения целей расследования делятся на благоприятные и _______________________ .
Правильный ответ: неблагоприятные.

4. Система криминалистики включает в себя разделы: общие положения науки криминалистики, криминалистическую технику, криминалистическую тактику и ________________________________.
Правильный ответ: криминалистическую методику.

51. Система присущих тому или иному виду либо группе преступлений признаков, имеющих наибольшее криминалистическое значение, обусловливающих применение соответствующих криминалистических методов, приемов и средств, называется: ___________________________________________________.
Правильный ответ: криминалистическая характеристика преступлений.

6. Следственное действие, заключающееся в установлении свидетелем, потерпевшим, подозреваемым или обвиняемым тождества или групповой принадлежности ранее воспринимавшегося объекта по его мысленному образу, называется: ___________________________________________________.
Правильный ответ: предъявление для опознания.

7. Папиллярный узор, имеющий в своем строении одну дельту, называется: _____________________________.
Правильный ответ: петлевой.

8. Раздел криминалистики, изучающий особенности организации и планирования расследования преступлений, называется: _______________________.
Правильный ответ: криминалистическая тактика.

9. Зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе которой лежит письменно-двигательный навык, называется: ____________________.
Правильный ответ: почерк.

10. Отрасль криминалистической техники, в рамках которой изучаются закономерности образования запаховых следов, разрабатываются способы их обнаружения, фиксации и исследования, называется криминалистической _______________________.
Правильный ответ: одорологией.

11. Средство запечатления мыслей человека с помощью специальной системы знаков называется: ___________________________.
Правильный ответ: письмо.

12. Следственное действие, состоящее в одновременном допросе двух ранее допрошенных лиц об обстоятельствах, в отношении которых они дали противоречивые показания, называется: ____________________________.
Правильный ответ: очная ставка.

13. Место слияния потоков папиллярных линий в дактилоскопии называется: _________________________.
Правильный ответ: дельта.

14. Ориентирующая съемка проводится методами круговой и линейной ___________________.
Правильный ответ: панорамы.

15. Особый вид следственного осмотра, который производится для установления на теле человека следов преступления, особых примет называется: ____________________________.
Правильный ответ: освидетельствование.

16. Отрасль криминалистической техники, изучающая огнестрельное оружие и следы его применения при совершении преступлений, называется: __________________________________.
Правильный ответ: судебная баллистика.

17. Следы обуви на мягком грунте называются: ____________________.
Правильный ответ: объемными.

18. Следственное действие, направленное на принудительное обследование, участков местности, транспортных средств и отдельных лиц, в целях отыскания и изъятия предметов, имеющих значение для расследования уголовного дела, а также для обнаружения разыскиваемых лиц и трупов, называется: ______________________.
Правильный ответ: обыск.

19. Фотосъемка, применяемая для фиксации признаков отдельного объекта называется ___________________________.
Правильный ответ: детальная.

20. Вид подлога документа, состоящий во внесении в его содержание заведомо ложных сведений, называется: ____________________.
Правильный ответ: интеллектуальный.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.














5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 теоретических вопроса и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Предмет и система отечественной криминалистики. Этапы становления криминалистики как науки в России и в зарубежных странах.
2. Общенаучные и специальные методы криминалистики.
3. Понятие криминалистической идентификации, ее научные основы. Виды криминалистической идентификации. Объекты криминалистической идентификации и их классификация. Процесс криминалистической идентификации.
4. Криминалистическая идентификация человека.
5. Понятие и система криминалистической техники, правила применения технико-криминалистических средств, их классификация.
6. Технико-криминалистические средства, используемые для обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств.
7. Оперативная техника следователя. Передвижные криминалистические лаборатории.
8. Фотографирование следов и предметов в ходе следственных действий.
9. Следы, изучаемые трасологией. Классификация следов.
10. Следы рук (обнаружение, фиксация и изъятие следов рук).
11. Следы ног человека (классификация, обнаружение, фиксация и изъятие). Дорожка следов: понятие, элементы, значение.
12. Следы транспортных средств, их классификация. Особенности фиксации и изъятия следов транспортных средств.
13. Классификация следов орудий взлома. Методы фиксации.
14. Научные основы судебной баллистики: предмет, задачи.
15. Классификация следов выстрела. Установление направления, места и дистанции выстрела. Идентификация оружия по стреляным гильзам и пулям.
16. Криминалистическое исследование взрывного оружия и следов его применения.
17. Криминалистическое исследование холодного оружия.
18. Понятие технико-криминалистического исследования документов, его виды и задачи. Признаки подделки документов. Методы исследования.
19. Криминалистическое исследование оттисков печатей и штампов.
20. Криминалистическое исследование письма.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:

1. Необходимо произвести фотосъемку человека, здания и сооружения, а так же движущегося объекта с помощью цифрового фотоаппарата.
Назовите основные части и узлы цифрового фотоаппарата. Назовите правила портретной фотосъемки, а также архитектурного здания (сооружения) и движущегося объекта. Укажите сведения о цифровом фотоаппарате, подлежащие отражению в протоколе следственного действия.

2. Из продовольственного магазина совершена кража с взломом. Преступники проникли в него, оторвав две доски в задней стенке подсобного помещения. Магазин расположен на углу пересечения двух улиц дачного поселка. Лицевая сторона магазина с торговой витриной и прилавком обращена на одну улицу. Левая боковая сторона с входом, если смотреть со стороны витрины, обращена на другую улицу. Задняя и правая боковая стены магазина находятся на территории дачного участка, засаженного деревьями. С двух сторон к магазину примыкает забор. Торговое помещение магазина 2x3 м и рассчитано только для одного продавца. На стеллаже с винно-водочными изделиями навалены бутылки, на других - товары находятся в порядке. На полу валяются две разбитые бутылки из-под вина. Горлышки с верхней частью бутылок сохранились. В подсобном помещении, узком и длинном, на полу в беспорядке разбросаны пустые ящики и бутылки. У стен стоят бочки и нераскрытые ящики. В месте отрыва досок в стенке подсобного помещения имеется несколько ярко выраженных следов отжатия. От пролома в глубину дачного участка в глубоком снегу ведут две дорожки следов ног.
Определите способы и методы фотосъемки данного места происшествия. Назовите виды съемки, которые должны быть выполнены в данном случае. Определите круг объектов, подлежащих запечатлению на этих снимках, точки съемки, границы кадра.

3. В сарае, расположенном во дворе жилого дома, обнаружен труп женщины. Вход во двор дома осуществляется через калитку. Двор средних размеров. В левой, от входа стороне двора находится три хозяйственных постройки. Между хозяйственными постройками имеется проход шириной 2 м. Сарай, в котором обнаружен труп, - третий со стороны дома. Его размер 3х2,5 м. Дверь сарая закрыта. Возле его двери обнаружена небольшая часть доски размером 10х30 см с одним концом, испачканным веществом бурого цвета, похожим на кровь. От двери сарая к забору двора ведут капли вещества бурого цвета. Труп лежит на дровах, разбросанных в сарае у самого входа, ногами от противоположного от входа стене, головой в левый угол. В открытую дверь сарая видны только спина и ноги трупа. На теле трупа имеется большая колотая рана.
Назовите способы фотосъемки трупа на месте происшествия. Определите наиболее целесообразные точки фотосъемки трупа в данной ситуации. Укажите на возможные в данном случае виды съемки (ориентирующая, обзорная, узловая и детальная).

4. При осмотре места происшествия были обнаружены пистолет системы «Макаров» с заводским номером 125431 и гильза с заводской 6 маркировкой, а также написанный на стене губной помадой текст, следующего содержания: «Я здесь был, попробуй - найди!».
Определите круг объектов, подлежащих запечатлению на фотоснимках, точки производства съемки, границы кадра. Назовите способы фотосъемки указанных доказательств на месте происшествия.т Определите возможные виды съемки в данном конкретном случае.

5. Из продовольственного магазина совершена кража с взломом. Преступники проникли в него, оторвав две доски в задней стенке подсобного помещения. Магазин расположен на углу пересечения двух улиц дачного поселка. Торговое помещение магазина 2x3м и рассчитано только для одного продавца. На стеллаже с винно водочными изделиями навалены бутылки, на других - товары находятся в порядке. На полу валяются две разбитые бутылки из-под вина. Горлышки с верхней частью бутылок сохранились. В подсобном помещении, узком и длинном, на полу в беспорядке разбросаны пустые ящики и бутылки. У стен стоят бочки и нераскрытые ящики. В месте отрыва досок в стенке подсобного помещения имеется несколько ярко выраженных следов давления. На торговом прилавке обнаружено два четких отпечатка следа пальца руки. От пролома в глубину дачного участка в глубоком снегу ведут две дорожки следов ног.
Определите понятие «след» в криминалистике. Классифицируйте трасологические следы. Охарактеризуйте следы в данном конкретном случае.

6. На представленных дактилоскопических картах, при определенных исходных данных, выведенная основная часть формулы имеет следующий вид:
а) на дактокарте Иванова имеются только петлевые узоры на правой и на левой руке: основная часть формулы - 0/0;
б) на дактокарте Петрова имеются завитковые узоры на большом, среднем и безымянном пальцах правой руки, на левой руке завитковый узор имеется на указательном пальце: основная часть формулы - 8/25;
в) на дактокарте Сидорова все узоры на правой и левой руках завитковые: основная часть формулы - 32/32.
Назовите порядок выведения основной и дополнительной части дактилоскопической формулы. Укажите на верные результаты выведения основной части дактилоскопической формулы.

7. 9 марта в Минское РОВД поступило сообщение о краже из магазина в д. Петровичи. Прибыв на место происшествия, следователь под одним из окон здания магазина обнаружил четкий объемный отпечаток подошвы обуви, длина которого составила 32 см.
Назовите элементы подошвы обуви, имеющие трасологическое значение. Укажите на измерения, которые производятся при описании элементов подошвы обуви. Определите примерный рост человека по длине следа его обуви. Определите совокупность отобразившихся в следе обуви признаков, на которых может быть обоснована индивидуальная идентификация. Назовите способы моделирования следа подошвы обуви. Составьте фрагмент протокола осмотра места происшествия с описанием объемного отпечатка подошвы обуви.

8. 18 октября в ГУВД г. Барановичи поступило сообщение об обнаружении трупа в одной из квартир города. При осмотре места происшествия в квартире были обнаружены различные следы биологического происхождения.
Укажите на информацию, которую можно получить о человеке по различным следам биологического происхождения. Назовите следы, относящиеся к следам биологического происхождения. Классифицируйте следы крови и укажите на их криминалистическое значение. Назовите способы обнаружения и фиксации следов крови. Сформулируйте вопросы, которые могут быть разрешены экспертизой по следам биологического происхождения.

9. 24 сентября в РУВД Минского района поступило сообщение, что в лесном массиве возле шоссе Минск-Гродно, недалеко от поворота на г. Заславль обнаружена автомашина ВАЗ-2109. В автомашине разбиты передние фары и помят капот. Рядом с машиной обнаружен труп Григорьева. Свидетель Чернуха пояснил, что Григорьев не справился с управлением, и они съехали в кювет. Машина ударилась в дерево и Григорьев погиб. Однако в процессе осмотра места происшествия были обнаружены микрообъекты, в результате чего возникло подозрение, что Григорьев автомашиной не управлял.
Определите понятие микрообъектов и укажите их значение в раскрытии и расследовании преступлений. Установите виды микрообъектов, которые могут быть обнаружены в данной автомашине. Назовите способы обнаружения микрообъектов в данной следственной ситуации. Сформулируйте вопросы, которые могут быть разрешены экспертизой микрообъектов в данной следственной ситуации.

10. Следователем прокуратуры Советского района г. Минска расследуется убийство гражданки Уржумской И.В. В процессе осмотра места происшествия было установлено, что труп лежит на бетонном полу подвала лицом вниз. На трупе имеется нижнее белье, платье и плащ. На стене возле трупа имеются потертости.
Определите способы обнаружения микрообъектов в данной следственной ситуации. Укажите виды микрообъектов, которые могут быть обнаружены в данной следственной ситуации. Определите порядок их описания в протоколе осмотра места происшествия. Сформулируйте вопросы, которые могут быть разрешены экспертизой микрообъектов в данной следственной ситуации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под общ. ред. А. Г. Филиппова Криминалистика: учебник М.: Юрайт, 2021  https://urait.ru/bcode/468333
Л1.2 Аврутин Ю.Е. - под общ. ред. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Яблоков Н.П. КРИМИНАЛИСТИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.4 Романов В.В. Юридическая психология: Хрестоматия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8FD4C699-F6DA-45FE-A68D-8AD73B372079
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ищенко Е.П., Драпкин Л.Я., Беляков А.А. Криминалистика: Учебники для магистратуры М.: Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ // www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ // www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Криминалистика (криминалистическая тактика)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
211С лаборатория трасологических исследований – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson модель EB-X14 - 1 единица; монитор: марка ACER модель V233H - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 3 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 4 шт.; прибор для обнаружения и фиксации пылевых следов обуви «ПОС-Т1» - 1 шт.; комплект для выявления следов рук парами йода – 1 шт.; комплект «№2» для выявления следов рук на месте происшествии и дактилоскопированию живых лиц – 32 шт.; лотки с песком для изъятия следов обуви – 2 шт.; плеер LG; экран LIMIEN – 1 шт.; документ-камера AVerMedia – 2 шт. ; МФУ (принтер) HP LaserJet – 1 шт.; верстак – 1 шт.; тиски – 1 шт.; точило -1 шт.; сверлильная установка – 1 шт.; дрель – 1 шт.; лобзик – 1 шт.; пылесос – 1 шт.; штангенциркуль - 16 шт.; комплект для оттисков подошв обуви – 2 шт.; комплект для объемных следов – 1 шт.; комплект химреактивов - 3 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.; съемный стенд – 17 шт.; система звукоусиления - Aver-Vision CP-300
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Проблемы юридического общения" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.