МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

МСФО

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки38.05.01. специальность Экономическая безопасность
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_ЭБ-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Рудакова Т.А.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
МСФО

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.01 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.01.2017 г. № 20)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор, Санникова Инна Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор, Санникова Инна Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель ее изучения заключается в овладении знаниями и навыками в области составления публикуемой бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, а также в умении применять требования к раскрытию информации в финансовых отчетах.
Задачи изучения дисциплины:
- проблемы регулирования бухгалтерского учета на международном уровне;
- порядок разработки и принятия международных стандартов финансовой отчетности;
- принципы подготовки и представления финансовой отчетности;
- качественные характеристики финансовой отчетности;
- способы оценки элементов финансовой отчетности;
- процесс признания в финансовой отчетности элементов;
- порядок составления и представления финансовой отчетности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью обосновывать выбор методик расчета экономических показателей
ПК-3 способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-6 способностью осуществлять бухгалтерский, финансовый, оперативный, управленческий и статистические учеты хозяйствующих субъектов и применять методики и стандарты ведения бухгалтерского, налогового, бюджетного учетов, формирования и предоставления бухгалтерской, налоговой, бюджетной отчетности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. методы расчета экономических показателей;
2. методы расчета социально-экономических пока-зателей;
3. критерии применимости результатов расчетов экономических и социально-экономических показа-телей
4. типовые методики расчета экономических пока-зателей;
5. типовые методики расчета социально-экономических показателей;
6. действующую нормативно – правовую базу
7.элементы метода бухгалтерского учета;
8. формы первичных учетных документов;
9. классификацию счетов бухгалтерского учета

3.2.Уметь:
3.2.1.
1. рассчитывать экономические показатели
2. рассчитывать социально-экономические показа-тели
3. интерпретировать полученные результаты расче-тов
4. оценивать экономические показатели деятельно-сти экономических субъектов
5. оценивать экономические показатели деятельно-сти
6. оценивать действующую нормативно – правовую базу
7.формировать первичные и сводные документы;
8. составлять учетные регистры, отражающие факты хозяйственной жизни, субъекта хозяйствования;
9. выбирать корреспондирующие счета

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. навыками расчета экономических показателей;
2. навыками расчета социально-экономических по-казателей;
3.навыками анализа полученных расчетов показате-лей
4. навыками расчета экономических показателей на основе типовых методик;
5. навыками расчета социально-экономических по-казателей на основе типовых методик;
6.навыками анализа полученных расчетов показате-лей в соответствии с нормативно – правовой базой.
7.навыками формирования бухгалтерской (финансо-вой) отчетности;
8.навыками заполнения, налоговых деклараций;
9. навыками подготовки статистической отчетности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Роль и назначение международных стандартов финансовой отчетности.
1.1. Глобализация экономики как фактор ускорения процессов международной гармонизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности. История создания международных стандартов финансовой отчетности. Международные организации, занимающиеся вопросами унификации учета (финансовой отчетности). Причины и условия их возникновения. МСФО и национальные стандарты. Применение МСФО в России. Преимущества использования единых международных стандартов. История создания комитета по МСФО. Совет по МСФО, его состав. Цели и приоритеты правления СМСФО, его основные органы. Порядок и принципы их формирования, основные задачи СМСФО. Порядок разработки и принятия международных стандартов финансовой отчетности, их правовой статус. Возможности для участия в разработке МСФО. Система стандартов GAAP. Основные различия в принципах учета отдельных видов активов, обязательств и капитала, уставленных в МСФО и GAAP, перспективы унификации этих двух систем. Лекции 9 1 ПК-2, ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.2. Глобализация экономики как фактор ускорения процессов международной гармонизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности. История создания международных стандартов финансовой отчетности. Международные организации, занимающиеся вопросами унификации учета (финансовой отчетности). Причины и условия их возникновения. МСФО и национальные стандарты. Применение МСФО в России. Преимущества использования единых международных стандартов. История создания комитета по МСФО. Совет по МСФО, его состав. Цели и приоритеты правления СМСФО, его основные органы. Порядок и принципы их формирования, основные задачи СМСФО. Порядок разработки и принятия международных стандартов финансовой отчетности, их правовой статус. Возможности для участия в разработке МСФО. Система стандартов GAAP. Основные различия в принципах учета отдельных видов активов, обязательств и капитала, уставленных в МСФО и GAAP, перспективы унификации этих двух систем. Практические 9 2 ПК-2, ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.3. Глобализация экономики как фактор ускорения процессов международной гармонизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности. История создания международных стандартов финансовой отчетности. Международные организации, занимающиеся вопросами унификации учета (финансовой отчетности). Причины и условия их возникновения. МСФО и национальные стандарты. Применение МСФО в России. Преимущества использования единых международных стандартов. История создания комитета по МСФО. Совет по МСФО, его состав. Цели и приоритеты правления СМСФО, его основные органы. Порядок и принципы их формирования, основные задачи СМСФО. Порядок разработки и принятия международных стандартов финансовой отчетности, их правовой статус. Возможности для участия в разработке МСФО. Система стандартов GAAP. Основные различия в принципах учета отдельных видов активов, обязательств и капитала, уставленных в МСФО и GAAP, перспективы унификации этих двух систем. Сам. работа 9 10 ПК-2, ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Концепция подготовки и представления финансовой отчетности
2.1. Пользователи финансовой отчетности, их информационные потребности. Документ «Принципы подготовки и представления финансовой отчетности» - цель, статус и сфера действия. Основополагающие принципы финансовой отчетности. Качественные характеристики финансовых отчетов. Элементы финансовой отчетности. Признание элементов финансовой отчетности. Понятие справедливой стоимости. Плюсы и минусы использования справедливой стоимости. Концепция поддержания капитала. Лекции 9 1 ПК-2, ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.2. Пользователи финансовой отчетности, их информационные потребности. Документ «Принципы подготовки и представления финансовой отчетности» - цель, статус и сфера действия. Основополагающие принципы финансовой отчетности. Качественные характеристики финансовых отчетов. Элементы финансовой отчетности. Признание элементов финансовой отчетности. Понятие справедливой стоимости. Плюсы и минусы использования справедливой стоимости. Концепция поддержания капитала. Практические 9 6 ПК-2, ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.3. Пользователи финансовой отчетности, их информационные потребности. Документ «Принципы подготовки и представления финансовой отчетности» - цель, статус и сфера действия. Основополагающие принципы финансовой отчетности. Качественные характеристики финансовых отчетов. Элементы финансовой отчетности. Признание элементов финансовой отчетности. Понятие справедливой стоимости. Плюсы и минусы использования справедливой стоимости. Концепция поддержания капитала. Сам. работа 9 15 ПК-2, ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 3. Состав и порядок представления финансовой отчетности в соответствии с МСФО
3.1. Состав финансовой отчетности. требования к составления финансовой отчетности. Бухгалтерский баланс. Минимальные требования к балансу. Дополнительные статьи. Отчет о прибылях и убытках. Формат отчета о прибылях и убытках. Элементы отчета о прибылях и убытках. Отчет об изменениях в капитале. Формат отчета об изменениях в капитале. Раскрытие учетной политики. Учет о движении денежных средств. Денежные средства и их эквиваленты. Классификация хозяйственных операций. Операционная, инвестиционная и финансовая деятельность. Формат отчета о движении денежных средств. Прямой и косвенный способ построения отчета. Взаимосвязь финансовых отчетов. Лекции 9 2 ПК-2, ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
3.2. Состав финансовой отчетности. требования к составления финансовой отчетности. Бухгалтерский баланс. Минимальные требования к балансу. Дополнительные статьи. Отчет о прибылях и убытках. Формат отчета о прибылях и убытках. Элементы отчета о прибылях и убытках. Отчет об изменениях в капитале. Формат отчета об изменениях в капитале. Раскрытие учетной политики. Учет о движении денежных средств. Денежные средства и их эквиваленты. Классификация хозяйственных операций. Операционная, инвестиционная и финансовая деятельность. Формат отчета о движении денежных средств. Прямой и косвенный способ построения отчета. Взаимосвязь финансовых отчетов. Практические 9 8 ПК-2, ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
3.3. Состав финансовой отчетности. требования к составления финансовой отчетности. Бухгалтерский баланс. Минимальные требования к балансу. Дополнительные статьи. Отчет о прибылях и убытках. Формат отчета о прибылях и убытках. Элементы отчета о прибылях и убытках. Отчет об изменениях в капитале. Формат отчета об изменениях в капитале. Раскрытие учетной политики. Учет о движении денежных средств. Денежные средства и их эквиваленты. Классификация хозяйственных операций. Операционная, инвестиционная и финансовая деятельность. Формат отчета о движении денежных средств. Прямой и косвенный способ построения отчета. Взаимосвязь финансовых отчетов. Сам. работа 9 15 ПК-2, ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 4. Материальные и нематериальные активы и активы
4.1. Запасы (ст.2). Классификация запасов. Методы оценки запасов. Чистая возможная стоимость реализации. Признание проданных запасов в качестве расхода. Раскрытие информации. Стандарты 16 «Основные средства». Критерии отнесения объектов учета к основным средствам. Классификация основных средств. Первоначальная оценка основных средств. Учет последующих затрат. Последующая оценка основных средств. Переоценка. Раскрытие информации о переоценке. Амортизация и износ основных средств. Понятие амортизируемой стоимости. Способы начисления амортизации. Показатели, подлежащие раскрытию в финансовых отчетах. Внеоборотные активы, предназначенные для продажи и прекращаемая деятельность. Понятие нематериальных активов (ст.38). Классификация. Критерии признания нематериальных активов. Затраты после приобретения, порядок их распределения между отчетными периодами. Амортизация нематериальных активов. Информация, подлежащая раскрытию в отчетности. Стандарт 36 "Обесценение активов". Причины снижения стоимости активов. Признание с Лекции 9 8 ПК-2, ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.2. Запасы (ст.2). Классификация запасов. Методы оценки запасов. Чистая возможная стоимость реализации. Признание проданных запасов в качестве расхода. Раскрытие информации. Стандарты 16 «Основные средства». Критерии отнесения объектов учета к основным средствам. Классификация основных средств. Первоначальная оценка основных средств. Учет последующих затрат. Последующая оценка основных средств. Переоценка. Раскрытие информации о переоценке. Амортизация и износ основных средств. Понятие амортизируемой стоимости. Способы начисления амортизации. Показатели, подлежащие раскрытию в финансовых отчетах. Внеоборотные активы, предназначенные для продажи и прекращаемая деятельность. Понятие нематериальных активов (ст.38). Классификация. Критерии признания нематериальных активов. Затраты после приобретения, порядок их распределения между отчетными периодами. Амортизация нематериальных активов. Информация, подлежащая раскрытию в отчетности. Стандарт 36 "Обесценение активов". Причины снижения стоимости активов. Признание с Практические 9 5 ПК-2, ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.3. Запасы (ст.2). Классификация запасов. Методы оценки запасов. Чистая возможная стоимость реализации. Признание проданных запасов в качестве расхода. Раскрытие информации. Стандарты 16 «Основные средства». Критерии отнесения объектов учета к основным средствам. Классификация основных средств. Первоначальная оценка основных средств. Учет последующих затрат. Последующая оценка основных средств. Переоценка. Раскрытие информации о переоценке. Амортизация и износ основных средств. Понятие амортизируемой стоимости. Способы начисления амортизации. Показатели, подлежащие раскрытию в финансовых отчетах. Внеоборотные активы, предназначенные для продажи и прекращаемая деятельность. Понятие нематериальных активов (ст.38). Классификация. Критерии признания нематериальных активов. Затраты после приобретения, порядок их распределения между отчетными периодами. Амортизация нематериальных активов. Информация, подлежащая раскрытию в отчетности. Стандарт 36 "Обесценение активов". Причины снижения стоимости активов. Признание с Сам. работа 9 16 ПК-2, ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 5. Учетная политика предприятия (ст.8).
5.1. Учетная политика. Изменения в учетной политике. Обязательные и добровольные изменения. Ретроспективный и перспективный подход. Изменения бухгалтерских оценок. Ошибки прошлых периодов – подход к учету. Раскрытие информации в финансовой отчетности. Лекции 9 4 ПК-2, ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
5.2. Учетная политика. Изменения в учетной политике. Обязательные и добровольные изменения. Ретроспективный и перспективный подход. Изменения бухгалтерских оценок. Ошибки прошлых периодов – подход к учету. Раскрытие информации в финансовой отчетности. Практические 9 5 ПК-2, ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
5.3. Учетная политика. Изменения в учетной политике. Обязательные и добровольные изменения. Ретроспективный и перспективный подход. Изменения бухгалтерских оценок. Ошибки прошлых периодов – подход к учету. Раскрытие информации в финансовой отчетности. Сам. работа 9 10 ПК-2, ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3397
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемые компетенции:
ПК-2: способностью обосновывать выбор методик расчета экономических показателей (тестовые задания (выбор одного из вариантов) 1-4, тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом) 1-13.
ПК-3: способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (тестовые задания (выбор одного из вариантов) 5-8, тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом) 14-26.
ПК-6: способностью осуществлять бухгалтерский, финансовый, оперативный, управленческий и статистические учеты хозяйствующих субъектов и применять методики и стандарты ведения бухгалтерского, налогового, бюджетного учетов, формирования и предоставления бухгалтерской, налоговой, бюджетной отчетности (тестовые задания (выбор одного из вариантов) 9-12, тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом) 27-38.

Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Отчетный период в промежуточной отчетности по МСФО
а) календарный год
б) квартал
в) финансовый период который короче, чем полный финансовый год.
2. В сжатую промежуточную отчетность не включают:
а) бухгалтерский баланс
б) отчет о численности и заработной плате работников организации
в) отчет о движении капитала
3. МСФО не устанавливает зависимость объема раскрываемой информации от особенностей деятельности отчитывающейся организации
а) да
б) нет
4. Приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов, или уменьшении обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанном с вкладами участников – это
а) расходы
б) доход
в) капитал
5. В заголовке любого отчета, построенного согласно МСФО, обязательно отражаются три элемента:
a) название компании, дата составления отчета, валюта отчета
б) название компании, название отчета, валюта отчета
в) название компании, название отчета, дата составления отчета
6. В качестве справедливой стоимости обычно используются:
а) ликвидационная стоимость
б) остаточная стоимость
в) рыночная стоимость, определяемая путем оценки
7. В отчет об изменениях капитала по МСФО не включается информация о:
а) резервах предстоящих расходов и платежей
б) резервном капитале
в) результатах переоценки внеоборотных активов
8. В отчете о прибылях и убытках по МСФО 1 характеризуется:
а) доходы и расходы
б) финансовое положение предприятия
в) финансовые результаты деятельности предприятия
9. План счетов используемый организация в соответствии с МСФО:
а) регламентированный международными стандартами
б) собственный
в) установленный национальными стандартами
10. МСФО устанавливает для бухгалтерского баланса
а) максимальное количество балансовых статей
б) минимальное количество балансовых статей
в) произвольное количество балансовых статей
11. Компания является дочерней, если:
а) владеет подавляющей долей другой компании
б) входит в группу компаний
в) контролируется другой компанией
12. Компании, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках, составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО
а) не обязаны
б) обязаны

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. в
2. б
3. б
4. б
5. в
6. в
7. а
8. в
9. б
10. б
11. в
12. б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1.Ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем – это________________(активы).
2. Одна из качественных характеристик, в которой информация, представляемая в финансовой отчетности, должна быть понятна пользователям, обладающим достаточными экономическими знаниями в области учета и отчетности –это________________(понятность).
3. Объективное и точное отражение финансового положения организации по МСФО соответствует принципу _______________(достоверность).
4. Процесс систематического распределения первоначальной стоимости внеоборотных активов на затраты по периодам эксплуатации – это _______________(амортизация).
5. Неденежные объекты имущества, не имеющие материально-вещественного содержания, приносящие постоянно или длительное время доход – это _______________(нематериальный актив).
6. В соответствии с МСФО 38 изменение справедливой стоимости нематериальных активов – это ¬¬¬-____________(переоценка).
7. Анализ информации, содержащейся в финансовой отчетности, в соответствии с различными типами продукции или услуг и географическими районами в которых организация осуществляет свою деятельность – это ________________(сегментирование).
8. Допустимый срок полезной службы нематериального актива по МСФО 38 не должен превышать _____лет (20).
9. Часть активов компании за вычетом её обязательств по МСФО – это _____________(капитал).
10. Амортизацию основного средства в случае финансовой аренды по МСФО начисляет _______________(арендатор).
11. Применение международных стандартов для конкретной страны – это (рекомендация).
12. В соответствии с МСФО финансовое положение, зависящее от имеющихся в распоряжении предприятия экономических ресурсов, их размещения и ликвидности, способности адаптироваться к изменениям внешней среды, раскрывает ________________(баланс).
13. Международные стандарты финансовой отчетности, разрабатываемые FASB - это ______________(МСФО).
14. МСФО выделяет два типа отношений – это финансовая и операционная_____________(аренда).
15. Представляет собой сумму денежных средств или их эквивалентов, уплаченных за актив или справедливую стоимость имущества, переданного в обмен на этот актив – это фактическая ____________(стоимость).
16. Не признается досрочно, получаемый сезонно, циклически или эпизодически в течение финансового года – это __________(доход).
17. Дата создания Комитета по Международным бухгалтерским стандартам ______год (1973).
18. Работа по гармонизации стандартов финансовой отчетности в различных странах мира является целью деятельности _____________(СМСФО).
19. Сближение стандартов, которое будет проходить по линии сближения форм отчетности, пересмотра подходов, связанных с использованием большого количества оценочных величин – это______________(конвергенция).
20. Организация, на деятельность которой инвестор оказывает существенное влияние, но которая
не является дочерней или совместной компанией – это ассоциированная __________(компания).
21. Сумма, в которой актив отражается в бухгалтерском балансе за вычетом суммы
накопленной амортизации— это балансовая ______________ (стоимость).
22. Интересы налоговых органов выведены за рамки финансовой отчетности - это англо-американская __________ учета (система).
23. Произведенная компанией наилучшая оценка переменных, которые будут определять окончательные затраты на обеспечение вознаграждения по окончании трудовой деятельности – это _______________актуарные (допущения).
24. Ориентация учета на широкий круг инвесторов, отсутствие законодательного регулирования учета и регламентации его стандартами – это англо-американская ___________учета (модель).
25. Основная, приносящая доход деятельность компании – это операционная ________________(деятельность).
26 Компания ожидает возместить в ходе дальнейшего использования актива, включая его ликвидационную стоимость при выбытии - это возмещаемая __________(сумма).
27. Сумма, на которую можно обменять актив при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию сторонами— это справедливая____________(стоимость).
28. Деловая репутация — это _______ компании (актив).
29. Краткосрочные высоколиквидные финансовые вложения— это денежные ____________(эквиваленты).
30. Доля в капитале и чистых результатах, которая принадлежит дочерним компаниям и которой материнская компания не владеет напрямую – это (доля меньшинства).
31. Если в результате переоценки балансовая стоимость актива увеличивается, то это увеличение:
отражается в балансе в разделе ____________(капитал).
32. Разница между справедливой стоимостью активов приобретаемой компании и ценой ее
приобретения – это (деловая репутация).
33. Риски и нормы прибыли компании главным образом зависят от различий в производимых
товарах и услугах, то ее первичным форматом сегментной отчетности будет хозяйственный (операционный) __________(сегмент).
34. По наименьшей из величин: себестоимости и возможной чистой цены продажи оцениваются в МСФО ________(запасы).
35. Консерватизмом учетной практики, ориентацией на государственные нужды налогообложения и макроэкономического регулирования характеризуется континентальная _________учета (модель).
36. По МСФО 16 «Основные средства» могут пересматриваться _________ амортизации и срок полезного использования основных средств (метод).
37. Задолженность компании, урегулирование которой приведет к оттоку экономических
выгод в будущем по МСФО - это ____________(обязательство).
38. По справедливой стоимости полученного или ожидаемого возмещения оценивается ___________(выручка).

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный зачет по дисциплине .
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
Примерные вопросы к зачету
1. Тенденции развития МСФО.
2. Последние изменения в МСФО.
3. Проблемы развития МСФО.
4. Параллельный учет: возможности, проблемы, пути внедрения.
5. Переход на МСФО: проблемы, практика.
6. Основные положения стандарта….
7. Сравнение основных положений стандарта ….. с правилами ПБУ….
8. Проблемы составления консолидированной отчетности.
9. Порядок составления формы отчетности….
10. Проблемы отражения инфляции ….
11. Проблемы оценки элементов отчетности …
12. Проблема при составлении необязательной части отчетности.
13. Отчетность по сегментам.
14. Проблемы отражения информации о связанных сторонах.
15. История создания МСФО
16. Порядок разработки и принятия международных стандартов
17. Концепция МСФО
18. Элементы отчетности
19. Оценка элементов
20. Признание элементов
21. Основополагающие принципы учета и отчетности
22. Качественные характеристики информации финансовой отчетности
23. Концепции поддержания капитала
24. Состав отчетности
25. Баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях в капитале
26. Отчет о движении денежных средств
27. Промежуточная отчетность
28. Отчетность по сегментам
29. Учетная политика и порядок внесения изменений в учетную политику
30. Отражение основных средств
31. Отражение нематериальных активов
32. Отражение запасов
33. Отражение аренды
34. Отражение отложенных налогов
35. Отражение затрат по займам
36. Отражение финансовых инструментов
37. Отражение инфляции
38. Отражение информации о состоянии пенсионных планов
39. Консолидированная отчетность (метод приобретения)
40. Консолидированная отчетность (метод долевого участия)
41. Консолидированная отчетность (метод пропорционального сведения)
42. Создание резервов
43. Обесценение активов
44. Отражение инвестиционной собственности
45. Учет правительственной помощи
46. Отражение событий после отчетной даты
47. Отражение выручки
48. Прибыль на акцию
49. Трансформация отчетности, составленной по российским правилам, в формат МСФО
50. Параллельный учет и основные тенденции развития МСФО.
Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена/зачета
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.А. Агеева, А.Л. Ребизова Международные стандарты финансовой отчетности: учебник Моска-Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 И.М. Дмитриева Бухгалтерский учет с основами МСФО: Учебник Москва- Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рудакова Татьяна Алексеевна Консолидация показателей финансовой отчетности:отечественный и международный аспекты: Учебное пособие Алтайского государственного университета, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Блудова Н.А., Эргардт О.И., Блудова Е.В. Трансформация финансовой отчетности: учебное пособие Алтайского государственного университета, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.3 А.С. Алисенов Международные стандарты финансовой отчетности: учебник Моска-Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1032
Э2 http://www.biblioclub.ru/book/74299/
Э3 http://www.biblioclub.ru/book/128578/
Э4 http://www.biblioclub.ru/book/96210/
Э5 http://www.biblioclub.ru/book/128391/
Э6 www.minfin.ru
Э7 www.aprussia.ru
Э8 www.ipbr.org
Э9 www.garant.ru
Э10 www.consultant.ru/online/
Э11 Международные стандарты финансовой отчетности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.