МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая теория

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.05.01. специальность Экономическая безопасность
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость13 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_ЭБ-2020
Часов по учебному плану 468
в том числе:
аудиторные занятия 186
самостоятельная работа 228
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 50 50 42 42 92 92
Практические 50 50 44 44 94 94
Сам. работа 125 125 103 103 228 228
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 252 252 216 216 468 468

Программу составил(и):
;канд.экон.наук, Доцент, Каплинская И.Е.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, Доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Экономическая теория

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.01 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.01.2017 г. № 20)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 02.07.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон.наук проф. Е.Е.Шваков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 02.07.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р экон.наук проф. Е.Е.Шваков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:формирование у обучающихся системного представления о механизмах функционирования экономики на микро и макроэкономическом уровне, принципов взаимодействия субъектов экономической системы.

Задачи дисциплины (модуля):
• изучение экономических законов и принципов взаимодействия субъектов экономической системы
• освоение основных экономических теорий, позволяющих моделировать поведение экономических субъектов на микроровне и макроуровне
• усвоение теоретических знаний о хозяйственной деятельности, механизме функционирования рынка, поведении агентов рыночного хозяйства в исистеме национальной экономики
• рассмотрение основных микроэкономических процессов, основных макроэкономических состояний
• получение углубленных знаний о принципах и законах функционирования рыночной экономики и ее основных субъектов на микро и макроуровнях

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать закономерности и методы экономической науки при решении профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности функционирования современной экономики на микроуровне; основные понятия, категории и инструменты микроэкономического анализа; методы построения стандартных теоретических и эконометрических моделей на основе описания экономических процессов и явлений на уровне отдельных хозяйствующих субъектов;
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне; использовать методы микроэкономики для решения практических задач: выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных экономических ситуаций, предлагать способы решения микроэкономических проблем и оценивать ожидаемые результаты; анализировать и содержательно интерпретировать результаты, полученные после построения теоретических моделей.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей; современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. МИКРОЭКЕОНОМИКА. Основы рыночной экономики. Теория поведения потребителя
1.1. Факторы производства и ресурсы. Проблема выбора в экономике. Модель рынка. Субъекты рынка. Рынок и конкуренция. Прорвалы рынка. Рынок и государство. Спрос, предложение, равновесие. Эластичность. Кардиналистская и ординалистская функции полезности. Выбор потребителя. Лекции 1 12 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость.Равновесие на рынках благ. Эластичность спроса и предложения. Кардиналистская функция полезности. Выбор пстребителя. Кривые безразличия, бюджетные линии. Равновесие потребителя. Кривые доход-потребление, цена-потребление. Кривые Энгеля Практические 1 12 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Спрос, предложение, равновесие и их изменение.Теории поведения потребителя. Сам. работа 1 30 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Теория фирмы
2.1. Фирма - субъект экономики.Чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Общий, средний, предельный продукт переменного фактора. Изокосты и изокванты.Эффекты масштаба.Издержки производства и выбор фирмы. Максимизация прибыли (чистая конкуренция, монополия, олигополия). Лекции 1 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Общий, средний, предельный продукт переменного фактора. Изокосты и изокванты.Эффекты масштаба. Выбор производителя.Издержки производства и выбор фирмы. Максимизация прибыли (чистая конкуренция, монополия, олигополия). Практические 1 12 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Производственная функция и ее свойства. Отдача от масштаба и изменение пропорций. Издержки производства и выбор фирмы. Максимизация прибыли. Сам. работа 1 40 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Рынок ресурсов. Доходы домашних хозяйств
3.1. Специфика ресурсных рынков. Спрос и предложение на ресурсных рынках. Рынок труда, рынок капитала, рынок земли и землепользования. Доходы домашних хозяйств. Дифференциация доходов. Лекции 1 12 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Виды ресурсных рынков.Рынок труда и заработная плата, ее факторы. Рынок капитала. Дисконтиррованная стоимость. Предельная норма окупаемости. Земельная рента. Цена земли.Доходы домашних хозяйств. Факторы их дифференциации, измерение дифференциации. Практические 1 12 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Монополия, конкуренция на рынках ресурсов. Дифференциация доходов ДХ. Кривая Лоренца. Децильный коэффициент.Социальная политика государства. Сам. работа 1 25 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Общее равновесие и эффективность. Риски и неопределенность в экономике. Государство в экономике
4.1. Понятие общего равновесия. Модель Вальраса. Экономические риски. Рынок "лимонов". Эффективность распределения и производства.Ящик Эджворта.Эффективность выпуска. Государство как субъект экономики.Внешние эффекты. Общественные блага. Лекции 1 14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Эффективность распределения и производства.Ящик Эджворта.Эффективность выпуска. Практические 1 14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Ящик Эджворта.Эффективность выпуска. Государство как субъект экономики.Внешние эффекты. Общественные блага. Сам. работа 1 30 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. МАКРОЭКОНОМИКА Введение в макроэкономику.Основные проблемы макроэкономической системы
5.1. Макроэкономическая система. Основные показатели. Равновесие в макроэкономике. Модели макроэкономического равновесия Лекции 2 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Виды макроэкономических моделей.Показатели макроэкономического развития. Номинальные и реальные величины. Индексы цен. Практические 2 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Основные макроэкономические школы. Кейнсианская, Монетарная. Институциональная. Сам. работа 2 30 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.4. Основные проблемы макроэкономики. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция. Безработица. Цикличность экономики. Кризисы. Дефицит платежного баланса.Экономический рост. Лекции 2 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.5
5.5. Инфляция. Причины, факторы , последствия, методы борьбы. Безработица. Причины, факторы , последствия, методы борьбы. Цикличность экономики. Виды циклов. Кризисы. Методы стабилизации. Дефицит платежного баланса. Практические 2 8 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.6. Инфляция. Безработица. Цикличность экономики. Кризисы. Дефицит платежного баланса.Экономический рост, его виды. Сам. работа 2 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.7. Модель AD-AS. Потребление, сбережение, инвестиции в теории Кейнса. Мультипликатор. Модель кейнсианского креста. Лекции 2 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.8. Модель AD-AS. Оценка состояния макроэкономического равновесия. Модель кейнсианского креста. Инфляционный и дефляционный разрыв. Практические 2 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.9. Модель AD-AS. Потребление, сбережение, инвестиции в теории Кейнса. Мультипликатор. Модель кейнсианского креста. Сам. работа 2 15 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Денежно-кредитная система. Финансовая система.Экономическая политика государства
6.1. Деньги, денежные агрегаты, денежная масса. Предложение денег равновесие на денежном рынке. Кредитная мальтипликация.Кредит и его функции в экономике. Банки. Денежног-кредитная политика государства.Финансовая система. Государственные финансы. Фискальная политика государства, ее виды. Лекции 2 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Кредитная мультипликация.Кредит и его функции в экономике. Банки. ЦБ и методы его регулирования макроэкономики.Цели и инструменты фис5альной политики. Практические 2 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. Деньги, денежные агрегаты, денежная масса. Предложение денег равновесие на денежном рынке. Кредитная мультипликация.Кредит и его функции в экономике. Банки. Денежно-кредитная политика. Налоги. Финансовая политика государства. Сам. работа 2 16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.4. Модель IS-LM. Интерпретация эффективности денежно-кредитной и фискальной политики в системе закрытой экономики Лекции 2 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.5. Модель IS-LM. Характеристики кривых, факторы их изменения. Эффективность денежно-кредитной и фискальной политики Практические 2 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.6. 8 Сам. работа 2 16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Открытая макроэкономика
7.1. 4 Лекции 2 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. Модель IS-LM-BP Практические 2 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.3. Валютный курс.Режим валютного курса. Платежный баланс.Состояние платежного баланса. Сам. работа 2 18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.Приложение

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС_Микроэкономика.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Корнейчук Б.В. Микроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 В. Я. Иохин Экономическая теория : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/59277FF2-897D-4404-931B-B25A74A6D92F
Л1.3 Николаева И.П. Экономическая теория: учебник для бакалавров М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2019 biblioclub.ru
Л1.4 Гребенников П.И., Тарасевич Л.С., Леусский А.И. Микроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.5 Поликарпова Т.И. Экономическая теория: учебник и практикум для вузов: учебник и практикум для вузов Москва: Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вымятнина Ю.В., Борисов К.Ю., Пахнин М.А. МАКРОЭКОНОМИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Розанова Н.М. МИКРОЭКОНОМИКА. РУКОВОДСТВО ДЛЯ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ В 2 Т. ТОМ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс MOODLE "Экономическая теория Ч.1 Микроэкономика" в образовательной среде АлтГУ portal.edu.asu.ru
Э2 Курс MOODLE "Эаономическая теория Ч.2.Макроэкономика" в образовательной среде АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для освоения дисциплины и самостоятельной работы студентов

Работа студентов над курсом предполагает как аудиторную, так и внеаудиторную формы. Аудиторная работа студентов складывается из работы на лекционных и семинарских занятиях.
На лекциях необходимо внимательно прослушивать лекционный материал, вести записи основных положений лекции - в письменном (бумажном) или электронном виде. В конце лекции можно задать вопросы по прочитанному преподавателем материалу для более полного усвоения спорных и сложных вопросов. Целесообразно ПЕРЕД лекциями прочитать соответствующие теме лекции главы из учебников, чтобы иметь возможность более полно и глубоко воспринимать материалы лекций.
На семинарских (практических) занятиях рекомендуется проявлять позитивную активность, принимать участие в дискуссиях, задавать вопросы, высказывать свое мнение при обсуждении тех или иных вопросов тем, конкретных ситуаций, выступать с докладами, участвовать в решении задач, в обсуждении бизнес идей в рамках разрабатываемых проектов, отвечать на поставленные преподавателем вопросы. При этом необходимо вести записи, расширяющие знания студентов по соответстьвующим темам, накапливая материал для успешной сдачи зачета. Для лучшей организации работы целесообразно иметь две тетради (или их электронный аналог- для лекций и для практических занятий. Необходимо сохранять эти тетради не только до момента сдачи зачета, но и до окончания ВУЗа.
К аудиторным занятиям необходимо готовиться. Для этого существует самостоятельная внеаудиторная работа. Она включает в себя работу в библиотеках, дома с учебниками и пособиями, обращение к электронным ресурсам сети интернета.Результаты самостоятельной работы могут приобретать форму личных записей (в тетради) или существовать в виде электронных заметок, фиксирующих основные наработки студента. В электронном виде следует по возможности сохранять написанные доклады, рефераты, отдельные текстовые фрагменты, таблицы, графики, рисунки, результаты решения задач и проч., помогающих уяснить соответствующие темы семинаров. Существенную роль в изучении курса играет постоянное еженедельное отслеживание текущих экономических новостей, позволяющих расширить экономический кругозор студентов, заинтересовать их изучением экономических процессов и дающих возможность постоянно актуализировать содержание семинарских занятий и обеспечивающех непосредственную связь теории и практики. Следует также отметить, что часть самостоятельной работы направлена на изучение вопросов к зачету, которые не были раскрыты ни в лекционном, ни в практическом курсе вследствии недостатка времени для аудиторной работы. Значительная часть проектной деятельности в области социального предпринимательства также осуществляется самостоятельно.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
• усвоить содержание основной учебной литературы и лекций по курсу;
• познакомиться и научиться анализировать научные статьи и другие источники при работе по темам рефератов и докладов;
• научиться самостоятельно использовать теоретические модели для оценки тех или иных ситуаций в экономике;
• приобрести навыки решения различных задач, иллюстрирующих важнейшие положения экономической науки, и навыки разработки бизнес-идей и их обоснования;
• быть готовым к участия в обсуждении проблем экономики на семинарских занятиях, используя ;
• выработать навыки ведения научно-исследовательской работы при подготовке докладов, рефератов;
, приобрести навыки публичных выступлений, создания презентаций, умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, приводя необходимые аргументы.