МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Специальная подготовка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки38.05.01. специальность Экономическая безопасность
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_ЭБ-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 130
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15,5 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 42 42 44 44 86 86
Сам. работа 66 66 64 64 130 130
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Специальная подготовка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.01 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.01.2017 г. № 20)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 16.04.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Санникова И.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 16.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой Санникова И.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование профессиональных компетенций в рамках правоохранительной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-9 способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни
ПСК-3 Способность действовать в соответствии с Конституцией РФ, кодексами, составляющими основу законодательства РФ, в целях обеспечения экономической безопасности на национальном, региональном уровне и уровне экономических субъектов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы самозащиты и самообороны
технику спортивного и боевого самбо (броски, перевороты, сваливания и удержания); основы применения огнестрельного оружия



3.2.Уметь:
3.2.1.поддерживать здоровый образ жизни
использовать технику рукопашного боя; применять огнестрельное оружие


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самообороны
техникой рукопашного боя; навыками применения огнестрельного оружия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Проведение занятий по огневой подготовке
1.1. Лабораторные занятия по огневой подготовке Лабораторные 5 16 ОК-9, ПСК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Огневая подготовка Сам. работа 5 20 ОК-9, ПСК-3 Л1.1
Раздел 2. 3. Проведение занятий по использованию средств специальной техники
2.1. лабораторные занятия по использованию средств специальной техники Лабораторные 5 16 ОК-9, ПСК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Самостоятельная подготовка, изучение литературы Сам. работа 5 26 ОК-9, ПСК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. 2. Проведение занятий по применению приемов рукопашного боя
3.1. Лабораторные занятия по применению приемов рукопашного боя Лабораторные 5 10 ОК-9, ПСК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Физическая подготовка Сам. работа 5 20 ОК-9, ПСК-3 Л1.1
Раздел 4. 1. Проведение занятий по огневой подготовке
4.1. Лабораторные занятия по огневой подготовке Лабораторные 6 12 ОК-9, ПСК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Огневая подготовка Сам. работа 6 20 ОК-9, ПСК-3 Л1.1
Раздел 5. 2. Проведение занятий по применению приемов рукопашного боя
5.1. Лабораторные занятия по применению приемов рукопашного боя Лабораторные 6 16 ОК-9, ПСК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Физическая подготовка Сам. работа 6 20 ОК-9, ПСК-3 Л1.1
Раздел 6. 3. Проведение занятий по использованию средств специальной техники
6.1. лабораторные занятия по использованию средств специальной техники Лабораторные 6 16 ОК-9, ПСК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Самостоятельная подготовка, изучение литературы Сам. работа 6 24 ОК-9, ПСК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОК-9: способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни
ПСК-3: Способность действовать в соответствии с Конституцией РФ, кодексами, составляющими основу законодательства РФ, в целях обеспечения экономической безопасности на национальном, региональном уровне и уровне экономических субъектов.
1. 9-мм пистоле́т Мака́рова (ПМ, Индекс ГРАУ — 56-А-125) является
А) оружием взвода;
Б) оружием стрелкового отделения;
В)индивидуальным оружием.
2. Ручной пулемет Калашникова является
А) индивидуальным оружием;
Б) оружпем стрелкового отделения;
В) оружием стрелкового взвода.
3. Калибр автомата (АК-74) и пулемета (РПК¬74) Калашникова:
А) 5,45 мм; Б) 7,62 мм; В )4,5 мм.
4. Емкость коробчатого магазина АК-74:
А) 60 патронов; Б) 45 Патронов; В) 30 патронов.
5. Емкость коробчатого магазина РПК-74:
А) 60 патронов; Б) 45 патронов; В) 30 патронов.
6. Прицельная дальность стрельбы из АК-74:
А) 800 м; Б) 1000 м; В) 1500 м.
7. Дальность прямого выстрела у автомата (АК-74) по «грудной» (<<бегущей») фигуре:
А) 600 (800) м; Б) 500( 750) м; В) 440 (625) м.
8. Боевая скорострельность при стрельбе очередями из автомата (АК-74)
А) 200 выстрелов в минуту;
Б) 150 выстрелов в минуту;
В) 100 выстрелов в минуту.
9. Масса штык-ножа с ножнами составляет:
А) 460 г;
Б) 490 г;
В) 495 г.
10. Дальность на который сохраняется убойное действие пули (АК-74):
А) 1350 м;
Б) 1500 м;
В) 1550 м
11. Начальная скорость полета пули у АК-74:
А) 715 м/сек;
Б) 900м /сек;
В) 960 м/сек.
12. Предельная дальность полета пули у АК- 74:
А) 3000 м;
Б) 3150 м;
В) 3250 м.
13. Расстояние между двумя противоположными полями (по диаметру) называется:
А) Диаметром ствола;
Б) Калибром канала ствола;
В) Диаметром казенной частью капала.
14. Продолжительность одного выстрела (сек):
А) 0,002-0,004 сек;
Б) 0,001-0,06 сек;
В) 0,0006-0,002 сек.
15. Начальной скоростью движения пули называется та скорость, с которой пуля покидает:
А) Канал ствола;
Б) Казенную часть ствола;
В) Отверстия тормоза-компенсатора.
16. Началом траектории является:
А) точка прицеливания;
Б) точка вылета пули;
В) точка падения пули
17. К наступательным ручным гранатом относятся:
А) Ф-1, РГО;
Б) 03М-72, МОН-50;
В) РГД-5, РГН.
18. К оборонительным ручным гранатам относятся:
А) Ф-1, РГО;
Б) РГД-5, 03М-72;
В) МОН-50, РГН.
19. Радиус разлета убойных осколков гранаты РГД-5:
А) 20 м;
Б) 25 м;
В) 35 м.
20. Масса снаряженной гранаты РГД-5:
А) 300 г;
Б) 310 г;
В) 320 г.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Примерные вопросы к зачету, семестр 5
1. Правовые основы, условия, пределы и порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
2. Обстоятельства применения сотрудниками полиции физической силы и боевых приемов борьбы.
3. Обстоятельства применения сотрудниками полиции специальных средств. Особенности применения отдельных видов спецсредств.
4. Обстоятельства применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками полиции. Действия сотрудника полиции после применения огнестрельного оружия.
5. Тактические приемы задержания и доставления в полицию административных правонарушителей и лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
6. Тактика задержания вооруженных преступников, находящихся на улице, в помещениях, транспортных средствах, в местах массового скопления граждан, и оказывающих вооруженное сопротивление.
7. Понятие порядка управления, общественного порядка, общественной безопасности и общая характеристика административных правонарушений, посягающих на них.
8. Тактика предупреждения и пресечения правонарушений против порядка правления, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
9. Общая характеристика, предотвращение и пресечение административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности.
10. Порядок и тактика осмотра мест возможного укрытия правонарушителей.
11. Меры личной безопасности сотрудников полиции при проведении осмотра мест возможного укрытия правонарушителей.
12. Понятие чрезвычайных ситуаций. Особенности несения службы при чрезвычайных ситуациях.
13. Действия при пожарах, наводнениях, землетрясениях, во время метелей, ураганов, эпидемий, при обнаружении неразорвавшихся снарядов, радиоактивных веществ.
14. Действия после ликвидации стихийных бедствий, чрезвычайных обстоятельств, аварий и катастроф.
15. Сигналы оповещения гражданской обороны.
16. Понятие и сущность терроризма на современном этапе.
17. Основные виды и формы терроризма.
18. Характерные особенности поведения лиц – возможных носителей террористической угрозы.
19. Использование защитных сооружений в особых условиях.
20. Тактико – технические характеристики ПМ.


Примерные вопросы к зачету, семестр 6


1. Действия обнаружении взрывных устройств, взрывчатых, сильнодействующих, ядовитых, химических и иных веществ, представляющих угрозу для окружающих.
2. Система охранной сигнализации.
3. Средства обнаружения.
4. Периметровые средства обнаружения.
5. Средства обнаружения для помещений.
6. Система сбора и обработки информации.
7. Средства обнаружения оружия из металла.
8. Средства обнаружения радиоактивных веществ.
9. Средства обнаружения взрывчатых веществ.
10. Принципы организации пропускного режима.
11. Система видеонаблюдения и оценки обстановки.
12. Понятие специальной техники.
13. Классификация специальной техники.
14. Факторы, влияющие на эффективность применения специальной техники.
15. Нормативно-правовое регулирование применения специальной техники.
16. Технические средства воздействия.
17. Системы охранно-пожарной сигнализации.
18. Первоочередное жизнеобеспечение в особых условиях.
19. Основы оказания первой медицинской помощи в особых условиях.
20. Характеристика ЧС техногенного характера.
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный экзамен по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный
ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения
Приложение 1.   ФОС СП.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Махов С.Ю. Штурмовой бой ГРОММ. Тактико-специальная подготовка: учебно-методическое пособие: Специальная подготовка Орел: МАБИВ, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Ю. Б. Байрамуков, В. С. Янович [и др.] ; ред. Ю. Б. Торгованов Тактическая подготовка курсантов учебных военных центров: учебник: Специальная подготовка Сибирский федеральный университет , 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никушин В. В. , Тишков В. В. Основы охранной деятельности в сфере предпринимательства: специальная подготовка Инфра-инженерия, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 специальная подготовка portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
401С кабинет огневой подготовки - стрелковый тир Стрелковый тренажер БОЕЦ 2.1: цельнометаллический антивандальный шкаф; сенсорный монитор 19”; встроенный ПК; контроль доступа к оружию; одновременное обучение от 1 до 6 человек; массогабаритные имитаторы оружия
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
407С кабинет первой мидицинской помощи Тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий (маникен); модель «Скелет человека (170 см)» на роликовой подставке
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В курсе «Специальная подготовка» предусмотрено проведение практических занятий по огневой, тактической, оперативно – разыскной подготовки.
В процессе проведения практических занятий студенты знакомятся с системой обеспечения общественного правопорядка.
Практические занятия проводятся в форме отработки конкретных действий по обеспечению законности и правопорядка, охране общественного порядка.
Текущий контроль осуществляется на практических занятиях путем непосредственного наблюдения хода выполнения задания студентом.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 5 и 6 семестров зачетов по изученному материалу.