МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинговый анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки38.05.01. специальность Экономическая безопасность
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_ЭБ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Бобровская Т.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Деркач Н.О

Рабочая программа дисциплины
Маркетинговый анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.01 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.01.2017 г. № 20)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 26.06.2023 г. № 12
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор, Санникова Инна Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 26.06.2023 г. № 12
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор, Санникова Инна Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины "Маркетинговый анализ" является теоретическое освоение студентами материала, необходимого для понимания маркетингового анализа как современного направления экономического анализа; формирование у них профессиональных компетенций, связанных с ролью маркетингового анализа в принятии управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью обосновывать выбор методик расчета экономических показателей
ПК-3 способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-6 способностью осуществлять бухгалтерский, финансовый, оперативный, управленческий и статистические учеты хозяйствующих субъектов и применять методики и стандарты ведения бухгалтерского, налогового, бюджетного учетов, формирования и предоставления бухгалтерской, налоговой, бюджетной отчетности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает современные принципы построения организационной культуры; международные стандарты финансовой отчетности; международные и национальные стандарты по управлению рисками
ПК-3.1. Знает основные задачи и принципы аудита; этапы планирования и предварительной подготовки аудита и контроля; международные профессиональные стандарты аудита
ПК-6.1. Знает основные положения теории рисков, теории корпоративных финансов; принципы и индикаторы устойчивого развития организации и социальной ответственности; структуру программы управления рисками, последовательность применения контрольных процедур управления рисками


3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Использует научно-исследовательские методы в оценке эффективности деятельности, позволяющие заинтересованным сторонам оценивать деятельность организации по риск-менеджменту; анализирует процесс управления рисками, его динамику, выявляет сильные и слабые стороны
ПК-2.3. Применяет стандарты в области риск-менеджмента и лучшие практики в области публичного представления организации в средствах массовой информации в области риск-менеджмента
ПК-3.2. Умеет выбирать и применять на практике методы документального контроля с учетом их особенностей;
документально оформлять промежуточные и окончательные результаты аудита
Выявляет причины отклонений, владеет навыками устранения нарушений и недостатков системы управления рисками
ПК-6.3. Умеет анализировать и объединять потенциальные возможности управления рисками с точки зрения социального, экономического, нормативно-
законодательного, экологического и технологического контекста для создания долгосрочной стоимости


ПК-2.4. Владеет приемами формирования и представления открытой информации о системе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.4. Владеет приемами формирования и представления открытой информации о системе
ПК-3.3. Владеет навыками по составлению плана и программы аудита; формирует план-график работ и бюджет подразделения аудиторской организации
ПК-3.4. Осуществляет контроль выполнения аудиторских заданий и иных проектов, выполняемых подразделением аудиторской организации
ПК-6.4. Владеет навыками контроля и мониторинга исполнения стратегии развития, направленной на долгосрочное устойчивое развитие с учетом принципов социальной ответственности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научные основы маркетингового анализа
1.1. Содержание и роль маркетингового анализа в принятии УР Лекции 9 4 ПК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Содержание и роль маркетингового анализа в принятии УР Практические 9 6 ПК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Содержание и роль маркетингового анализа в принятии УР Сам. работа 9 8 ПК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Информационная база маркетингового анализа
2.1. Источники информации для проведения маркетингового анализа Лекции 9 2 ПК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Источники информации для проведения маркетингового анализа Практические 9 4 ПК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Источники информации для проведения маркетингового анализа Сам. работа 9 16 ПК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Методология маркетингового анализа
3.1. Методические подходы к расчету и оценке показателей, характеризующих маркетинговую деятельности организации Лекции 9 4 ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Методические подходы к расчету и оценке показателей, характеризующих маркетинговую деятельности организации Практические 9 6 ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Методические подходы к расчету и оценке показателей, характеризующих маркетинговую деятельности организации Сам. работа 9 18 ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Учетно-аналитические аспекты маркетинга
4.1. Особенности учета и анализа расходов, связанных с маркетинговой деятельностью организации Лекции 9 6 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Особенности учета и анализа расходов, связанных с маркетинговой деятельностью организации Практические 9 10 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Особенности учета и анализа расходов, связанных с маркетинговой деятельностью организации Сам. работа 9 24 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция:
ПК-2: способность обосновывать выбор методик расчета экономических показателей
ПК-3: способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-6: способность осуществлять бухгалтерский, финансовый, оперативный, управленческий и статистические учеты хозяйствующих субъектов и применять методики и стандарты ведения бухгалтерского, налогового, бюджетного учетов, формирования и предоставления бухгалтерской, налоговой, бюджетной отчетности

1. К современному направлению маркетинга относится:
а) маржинальный анализ
б) анализ по сегментам
в) социально-этический
г) управленческий анализ
2.Маркетинговый анализ – это направление:
а) экономического анализа
б) маржинального анализа
в) функционально-стоимостного анализа
г) финансового анализа
д) оперативного анализа
3. Результаты маркетингового анализа используются для:
а) разработки долгосрочной и корректировки текущей стратегии организации
б) принятия оптимальных управленческих решений
в) разработки ценовой политики
г) оптимизации структуры компании
д) всё вышеперечисленное
4. В число пользователей результатов маркетингового анализа НЕ входят:
а) менеджеры организации
б) собственники
в) кредиторы и инвесторы
г) линейные руководители
д) налоговые органы
5. К основополагающим принципам маркетингового анализа относятся:
а) многовариантность решений
б) коллегиальность принятия управленческих решений
в) системный подход
г) демократичность
6. Особенность методики маркетингового анализа - использование:
а) графического метода
б) экономико-математических методов
в) эвристических методов
г) комбинированных методов
7. Существует ли стандартная форма отчета о результатах маркетингового исследования?
а) да
б) нет
8. Маркетинговый анализ включает направления:
а) макроанализ и микроанализ
б) анализ рыночной конъюнктуры
в) анализ потребителей
г) анализ конкурентов
д) анализ посредников
е) всё вышеперечисленное
9. К основным показателям анализа потребителей НЕ относится:
а) частота покупок
б) структура потребительского спроса
в) соотношение спроса и предложения
г) уровень конкуренции на рынке
10. К показателям анализа рыночной конъюнктуры НЕ относится:
а) пропорциональность рынка
б) устойчивость рынка
в) прибыльность товара
г) спрос на товар
11. Анализ структуры ассортимента проводится с помощью:
а) управленческого анализа
б) сегментного анализа
в) маржинального анализа
г) АВС-анализа
12. Анализ и оценка эффективности маркетинговой деятельности – это часть:
а) контроллинга
б) маркетинг-аудита
в) комплексного экономического анализа
г) маржинального анализа
13. Оценка эффективности маркетинга в организации связана с оценкой соотношения:
а) спрос-предложение
б) цена-качество
в) затраты-результаты
14. Составление бизнес-плана организации начинается с обоснования:
а) финансового плана
б) производственной программы
в) рисков работы на рынке
г) плана маркетинга
д) ценовой политики
15. Конкурентный анализ проводится:
а) по финансовым показателям
б) по прогнозируемым показателям
в) по итоговым показателям
г) по показателям рыночной конъюнктуры
д) по сравнимым показателям
16. Оценка эффективности затрат на рекламу проводится с помощью соотношения:
а) спрос-предложение
б) затраты-рост объема продаж и выручки
в) емкость рынка-структура рынка
17. Понятие «товарный знак» - это термин:
а) экономический
б) правовой
в) торговый
г) финансовый
18. Исходный момент для составления бюджета затрат на маркетинг – это:
а) план маркетинга
б) бизнес-план на средне- и долгосрочную перспективу
в) производственная программа
г) план работы с потребителями
19. Процесс создания и развития торговой марки – это:
а) франчайзинг
б) фандрайзинг
в) брендинг
г) нейминг
20. Затраты на создание и продвижение товарного знака используются для:
а) расчета налогооблагаемой прибыли
б) оценки стоимости бренда
в) оценки деловой репутации фирмы
г) оценки добавленной стоимости

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. в
2. а
3. д
4. г, д
5. а, в
6. г
7. б
8. г
9. г
10. в
11. г
12. б
13. в
14. г
15. д
16. г
17. б
18. а
19. в
20. б
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий, «не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Проверяемая компетенция:
ПК-2: способность обосновывать выбор методик расчета экономических показателей
ПК-3: способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-6: способность осуществлять бухгалтерский, финансовый, оперативный, управленческий и статистические учеты хозяйствующих субъектов и применять методики и стандарты ведения бухгалтерского, налогового, бюджетного учетов, формирования и предоставления бухгалтерской, налоговой, бюджетной отчетности
Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Маркетинговый анализ – это _____________________ функция маркетинга
2. Показатели «пропорциональность рынка, колеблемость рынка, устойчивость рынка, спрос и предложение» характеризуют такое направление маркетингового анализа как анализ ___________________________________________.
3. Виды информации, используемые в маркетинговом анализе – это _______________________ и ___________________________ информация.
4. Для оценки спроса на товар в маркетинговом анализе используется ______________________ информация.
5. Вторичная информация используется в маркетинговом анализе для количественной оценки ______________________________ .
6. При анализе, оценке и выборе целевых сегментов рынка используется методика _________________________анализа.
7. Для изучения ассортимента продукции в рамках маркетингового анализа используется методика ________________________.
8. Показатели, характеризующие НТП, экономическое развитие, природно-климатические условия, определяют содержание такого направления маркетингового анализа как анализ _______________________________________.
9. Для прогнозирования размеров рынка используются такие методики как: ______________________, ______________________, ________________________________.
10. Оптимальное планирование рекламного бюджета при выборе средств распространения рекламы – это ____________________________________________.
11. В современном маркетинговом анализе повышается роль _________________________ информации.
12. Маркетинговый анализ упаковки товара проводится с помощью методики ___________.
13. Показатели «структура сегмента, сбалансированность сегмента, прибыльность сегмента» определяют содержание такого направления маркетингового анализа как _______________________анализ.
14. Соотношение «объем продаж компании/общие продажи» - это показатель, характеризующий ________________________________ компании.
15. Политика организации по управлению торговыми марками – это _______________________.
16. Капитал, формируемый торговой маркой (брендом) – это _____________________________.
17. Обеспечение сохранения товара, размещение товарного знака, сокращение затрат на упаковку – это задачи маркетингового анализа _________________________.
18. Комплекс мероприятий по исследованию маркетинговой деятельности организации и оценке ее эффективности, оценка уровня компетенций сотрудников и других важных областей в маркетинге – это _____________________________________.
19. Проверка неконтролируемых факторов, то есть маркетинговой среды, в которой происходит деятельность предприятия (анализ состояния и тенденций рынка, анализ потребителей и факторов, влияющих на решение о покупке; анализ конкурентов, поставщиков и посредников; определение места компании в конкурентной среде) – это ___________________ маркетинг-аудит. 20. Проверка контролируемых факторов, то есть внутренней среды компании ( анализ сильных и слабых сторон; анализ работы службы маркетинга; анализ эффективности маркетинговых затрат и инструментов; анализ системы маркетингового планирования) – это _____________________ маркетинг-аудит.

ОТВЕТЫ:
1. аналитическая
2. рыночной конъюнктуры
3. первичная, вторичная
4. первичная
5. внешней среды
6. многомерного
7. АВС-анализа
8. макроанализ
9. экстраполяция, сегментация, множественная регрессия
10. медиапланирование
11. внеучетной
12. ВИЖУ
13. сегментный
14. рыночную долю
15. брендинг
16. марочный капитал
17. упаковки
18. маркетинг-аудит
19. внешний
20. внутренний

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный зачет
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
Вопросы к зачету:
1. Предмет «Маркетинговый анализ» и его роль в подготовке экономистов.
2. Маркетинговый анализ как аналитическая функция маркетинга.
3. Маркетинговый анализ как метод принятия управленческих решений.
4. Информационное обеспечение маркетингового анализа. Использование возможностей компьютерных программ для целей маркетингового анализа.
5. Методы маркетингового анализа и особенности их применения.
6. Современные тенденции в развитии маркетинга.
7. Роль маркетингового анализа в оперативном и стратегическом планировании.
8. Комплексная методика анализа рынка.
9. Конъюнктура рынка: понятие, система показателей и анализ.
10. Анализ и прогнозирование рынка. Основные способы анализа емкости рынка.
11. Анализ и оценка текущего и потенциального спроса.
12. Основные типы моделей для прогнозирования размера рынка.
13. Роль, задачи и основные элементы макроанализа.
14. Роль, задачи и основные элементы микроанализа.
15. Маркетинговый анализ организации: роль, задачи и содержание.
16. Особенности проведения маркетингового анализа потребителей.
17. Анализ конкурентов: назначение, содержание и особенности проведения.
18. Анализ товара и оценка его конкурентоспособности.
19. Маркетинговый анализ упаковки (этикетки, рекламных буклетов и т.п.): роль и методические подходы к проведению.
20. Маркетинг-аудит.
21. Анализ и оценка эффективности затрат на маркетинг.
22. Маркетинговое планирование и бюджет маркетинга.
23. Товарный знак: функции и структура затрат, связанных с созданием и использованием товарных знаков.
24. Основные подходы к анализу и оценке стоимости бренда.

Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).

- при сдаче зачета
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения
Приложение 1.   ФОС МА ЭБ_ПК2_3_6.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мхитарян С.В., Русин В.Н., Карпова С.В. - под общ. ред. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.3 Беляев В.И. Маркетинговые исследования: сбор данных и производство знаний: учебник Барнаул: [Азбука], 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Липсиц И.В. - Отв. ред., Ойнер О.К. - Отв. ред. МАРКЕТИНГ-МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Карпова С.В. - под общ. ред. МАРКЕТИНГ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6843

Изучение курса «Маркетинговый анализ» позволяет получить теоретические знания и навыки практических расчетов для оценки экономического состояния хозяйствующего субъекта и разработки стратегии его поведения на рынке. Роль курса связана с его направленностью на исследование такого непростого и противоречивого социально-экономического объекта как рынок и учетом результатов в деятельности организации.
Построение курса предусматривает проведение лекций и практических занятий. На лекциях студенты знакомятся с вопросами, касающимися роли и содержания маркетингового анализа как одного из важных видов экономического анализа, особенностями современного этапа его развития в России и за рубежом.
Рекомендуется обратить особое внимание на возможности, предоставляемые маркетинговым анализом для российских предприятий по повышению их конкурентоспособности и рыночной устойчивости. Маркетинговый (ситуационный) анализ является одним из наиболее сложных видов маркетинговой деятельности, поскольку содержит в себе элемент предвидения рынка. Необходимо осмыслить, что его содержание и формы зависят от хозяйственной структуры, внешних и внутренних факторов, в которых она развивается, и могут существенно различаться.
На лекционных занятиях раскрывается методология проведения анализа, показывается его специфика в сравнении с другими видами экономического анализа.
На практических занятиях проводится обсуждение наиболее сложных интересных вопросов, выполняются практические задания по отдельным элементам курса, в частности, макроанализу внешней среды, анализу конкурентоспособности продукции и др. Решение заданий позволяет интенсифицировать изучение литературы по данной тематике, углубить теоретические знания. По результатам решения заданий можно судить о том, насколько освоен теоретический курс и каковы возможности применения полученных знаний на практике.
Изучение этих вопросов позволит уяснить роль маркетингового анализа в принятии управленческих решений по разработке маркетинговой стратегии, обоснованию маркетинговой части бизнес-плана и др., что важно для дальнейшей профессиональной деятельности.
Отличительной особенностью данного курса является его практикоориентированный характер.Важным обстоятельством при освоении курса является то, что информационной базой проведения анализа являются данные реальных российских, в т.ч. алтайских предприятий, а не условных компаний. Это способствует более эффективному усвоению материала курса.
Самостоятельная работа предполагает изучение теоретического материала по актуальным вопросам дисциплины и практическое его применение в расчетах. Рекомендуется самостоятельное изучение законодательства РФ, доступной учебной и научной литературы.
Текущий контроль знаний проводится в ходе проверки результатов выполнения практических заданий, тестов, предусмотренных календарно-тематическим планом, а также устного опроса студентов преподавателем.
К промежуточной аттестации допускаются студенты, успешно выполнившие практические задания и тесты в соответствии с календарно-тематическим планом.