Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита |
---|---|
Направление подготовки | 38.05.01. Экономическая безопасность |
Специализация | Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_05_01_Экономическая безопасность_ЭПОЭБ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (9) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Протокол от 26.06.2023 г. № 12
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор, Санникова Инна Николаевна
1.1. | Целью дисциплины "Маркетинговый анализ" является теоретическое освоение студентами материала, необходимого для понимания маркетингового анализа как современного направления экономического анализа; формирование у них профессиональных компетенций, связанных с ролью маркетингового анализа в принятии управленческих решений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.ДВ.01.02 |
ПК-1 | Способен осуществлять анализ массива экономической информации о деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется |
ПК-1.1 | Знает налоговое законодательство РФ; международный национальные стандарты аудита; методы поиска, отбора, анализа и систематизации информации |
ПК-1.2 | Умеет осуществлять сбор, систематизацию и анализ различных видов информации |
ПК-1.3 | Владеет современными подходами к планированию и выполнению аудиторского задания и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью |
ПК-1.4 | Умеет разрабатывать и формулировать надлежащее аудиторское заключение и/или иной итоговый документ по результатам аудиторских услуг |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-2.1. Знает современные принципы построения организационной культуры; международные стандарты финансовой отчетности; международные и национальные стандарты по управлению рисками ПК-3.1. Знает основные задачи и принципы аудита; этапы планирования и предварительной подготовки аудита и контроля; международные профессиональные стандарты аудита ПК-6.1. Знает основные положения теории рисков, теории корпоративных финансов; принципы и индикаторы устойчивого развития организации и социальной ответственности; структуру программы управления рисками, последовательность применения контрольных процедур управления рисками |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-2.2. Использует научно-исследовательские методы в оценке эффективности деятельности, позволяющие заинтересованным сторонам оценивать деятельность организации по риск-менеджменту; анализирует процесс управления рисками, его динамику, выявляет сильные и слабые стороны ПК-2.3. Применяет стандарты в области риск-менеджмента и лучшие практики в области публичного представления организации в средствах массовой информации в области риск-менеджмента ПК-3.2. Умеет выбирать и применять на практике методы документального контроля с учетом их особенностей; документально оформлять промежуточные и окончательные результаты аудита Выявляет причины отклонений, владеет навыками устранения нарушений и недостатков системы управления рисками ПК-6.3. Умеет анализировать и объединять потенциальные возможности управления рисками с точки зрения социального, экономического, нормативно- законодательного, экологического и технологического контекста для создания долгосрочной стоимости ПК-2.4. Владеет приемами формирования и представления открытой информации о системе |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-2.4. Владеет приемами формирования и представления открытой информации о системе ПК-3.3. Владеет навыками по составлению плана и программы аудита; формирует план-график работ и бюджет подразделения аудиторской организации ПК-3.4. Осуществляет контроль выполнения аудиторских заданий и иных проектов, выполняемых подразделением аудиторской организации ПК-6.4. Владеет навыками контроля и мониторинга исполнения стратегии развития, направленной на долгосрочное устойчивое развитие с учетом принципов социальной ответственности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Научные основы маркетингового анализа | ||||||
1.1. | Содержание и роль маркетингового анализа в принятии УР | Лекции | 9 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Содержание и роль маркетингового анализа в принятии УР | Практические | 9 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Содержание и роль маркетингового анализа в принятии УР | Сам. работа | 9 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Информационная база маркетингового анализа | ||||||
2.1. | Источники информации для проведения маркетингового анализа | Лекции | 9 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Источники информации для проведения маркетингового анализа | Практические | 9 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Источники информации для проведения маркетингового анализа | Сам. работа | 9 | 16 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Методология маркетингового анализа | ||||||
3.1. | Методические подходы к расчету и оценке показателей, характеризующих маркетинговую деятельности организации | Лекции | 9 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Методические подходы к расчету и оценке показателей, характеризующих маркетинговую деятельности организации | Практические | 9 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.3. | Методические подходы к расчету и оценке показателей, характеризующих маркетинговую деятельности организации | Сам. работа | 9 | 18 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 4. Учетно-аналитические аспекты маркетинга | ||||||
4.1. | Особенности учета и анализа расходов, связанных с маркетинговой деятельностью организации | Лекции | 9 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Особенности учета и анализа расходов, связанных с маркетинговой деятельностью организации | Практические | 9 | 10 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.3. | Особенности учета и анализа расходов, связанных с маркетинговой деятельностью организации | Сам. работа | 9 | 24 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Проверяемая компетенция: ПК-1: Способен осуществлять анализ массива экономической информации о деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется 1. К современному направлению маркетинга относится: а) маржинальный анализ б) анализ по сегментам в) социально-этический г) управленческий анализ 2.Маркетинговый анализ – это направление: а) экономического анализа б) маржинального анализа в) функционально-стоимостного анализа г) финансового анализа д) оперативного анализа 3. Результаты маркетингового анализа используются для: а) разработки долгосрочной и корректировки текущей стратегии организации б) принятия оптимальных управленческих решений в) разработки ценовой политики г) оптимизации структуры компании д) всё вышеперечисленное 4. В число пользователей результатов маркетингового анализа НЕ входят: а) менеджеры организации б) собственники в) кредиторы и инвесторы г) линейные руководители д) налоговые органы 5. К основополагающим принципам маркетингового анализа относятся: а) многовариантность решений б) коллегиальность принятия управленческих решений в) системный подход г) демократичность 6. Особенность методики маркетингового анализа - использование: а) графического метода б) экономико-математических методов в) эвристических методов г) комбинированных методов 7. Существует ли стандартная форма отчета о результатах маркетингового исследования? а) да б) нет 8. Маркетинговый анализ включает направления: а) макроанализ и микроанализ б) анализ рыночной конъюнктуры в) анализ потребителей г) анализ конкурентов д) анализ посредников е) всё вышеперечисленное 9. К основным показателям анализа потребителей НЕ относится: а) частота покупок б) структура потребительского спроса в) соотношение спроса и предложения г) уровень конкуренции на рынке 10. К показателям анализа рыночной конъюнктуры НЕ относится: а) пропорциональность рынка б) устойчивость рынка в) прибыльность товара г) спрос на товар 11. Анализ структуры ассортимента проводится с помощью: а) управленческого анализа б) сегментного анализа в) маржинального анализа г) АВС-анализа 12. Анализ и оценка эффективности маркетинговой деятельности – это часть: а) контроллинга б) маркетинг-аудита в) комплексного экономического анализа г) маржинального анализа 13. Оценка эффективности маркетинга в организации связана с оценкой соотношения: а) спрос-предложение б) цена-качество в) затраты-результаты 14. Составление бизнес-плана организации начинается с обоснования: а) финансового плана б) производственной программы в) рисков работы на рынке г) плана маркетинга д) ценовой политики 15. Конкурентный анализ проводится: а) по финансовым показателям б) по прогнозируемым показателям в) по итоговым показателям г) по показателям рыночной конъюнктуры д) по сравнимым показателям 16. Оценка эффективности затрат на рекламу проводится с помощью соотношения: а) спрос-предложение б) затраты-рост объема продаж и выручки в) емкость рынка-структура рынка 17. Понятие «товарный знак» - это термин: а) экономический б) правовой в) торговый г) финансовый 18. Исходный момент для составления бюджета затрат на маркетинг – это: а) план маркетинга б) бизнес-план на средне- и долгосрочную перспективу в) производственная программа г) план работы с потребителями 19. Процесс создания и развития торговой марки – это: а) франчайзинг б) фандрайзинг в) брендинг г) нейминг 20. Затраты на создание и продвижение товарного знака используются для: а) расчета налогооблагаемой прибыли б) оценки стоимости бренда в) оценки деловой репутации фирмы г) оценки добавленной стоимости ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1. в 2. а 3. д 4. г, д 5. а, в 6. г 7. б 8. г 9. г 10. в 11. г 12. б 13. в 14. г 15. д 16. г 17. б 18. а 19. в 20. б Критерии оценивания: Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий, «не зачтено» – верно менее 60% заданий. Проверяемая компетенция: ПК-1: Способен осуществлять анализ массива экономической информации о деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом) 1. Маркетинговый анализ – это _____________________ функция маркетинга 2. Показатели «пропорциональность рынка, колеблемость рынка, устойчивость рынка, спрос и предложение» характеризуют такое направление маркетингового анализа как анализ ___________________________________________. 3. Виды информации, используемые в маркетинговом анализе – это _______________________ и ___________________________ информация. 4. Для оценки спроса на товар в маркетинговом анализе используется ______________________ информация. 5. Вторичная информация используется в маркетинговом анализе для количественной оценки ______________________________ . 6. При анализе, оценке и выборе целевых сегментов рынка используется методика _________________________анализа. 7. Для изучения ассортимента продукции в рамках маркетингового анализа используется методика ________________________. 8. Показатели, характеризующие НТП, экономическое развитие, природно-климатические условия, определяют содержание такого направления маркетингового анализа как анализ _______________________________________. 9. Для прогнозирования размеров рынка используются такие методики как: ______________________, ______________________, ________________________________. 10. Оптимальное планирование рекламного бюджета при выборе средств распространения рекламы – это ____________________________________________. 11. В современном маркетинговом анализе повышается роль _________________________ информации. 12. Маркетинговый анализ упаковки товара проводится с помощью методики ___________. 13. Показатели «структура сегмента, сбалансированность сегмента, прибыльность сегмента» определяют содержание такого направления маркетингового анализа как _______________________анализ. 14. Соотношение «объем продаж компании/общие продажи» - это показатель, характеризующий ________________________________ компании. 15. Политика организации по управлению торговыми марками – это _______________________. 16. Капитал, формируемый торговой маркой (брендом) – это _____________________________. 17. Обеспечение сохранения товара, размещение товарного знака, сокращение затрат на упаковку – это задачи маркетингового анализа _________________________. 18. Комплекс мероприятий по исследованию маркетинговой деятельности организации и оценке ее эффективности, оценка уровня компетенций сотрудников и других важных областей в маркетинге – это _____________________________________. 19. Проверка неконтролируемых факторов, то есть маркетинговой среды, в которой происходит деятельность предприятия (анализ состояния и тенденций рынка, анализ потребителей и факторов, влияющих на решение о покупке; анализ конкурентов, поставщиков и посредников; определение места компании в конкурентной среде) – это ___________________ маркетинг-аудит. 20. Проверка контролируемых факторов, то есть внутренней среды компании ( анализ сильных и слабых сторон; анализ работы службы маркетинга; анализ эффективности маркетинговых затрат и инструментов; анализ системы маркетингового планирования) – это _____________________ маркетинг-аудит. ОТВЕТЫ: 1. аналитическая 2. рыночной конъюнктуры 3. первичная, вторичная 4. первичная 5. внешней среды 6. многомерного 7. АВС-анализа 8. макроанализ 9. экстраполяция, сегментация, множественная регрессия 10. медиапланирование 11. внеучетной 12. ВИЖУ 13. сегментный 14. рыночную долю 15. брендинг 16. марочный капитал 17. упаковки 18. маркетинг-аудит 19. внешний 20. внутренний Критерии оценки открытых вопросов. Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
НЕ предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. ПРИЛОЖЕНИЕ |
Приложения |
Приложение 1.
![]() |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мхитарян С.В., Русин В.Н., Карпова С.В. - под общ. ред. | МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Голубков Е.П. | Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М.: Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru |
Л1.3 | Беляев В.И. | Маркетинговые исследования: сбор данных и производство знаний: учебник | Барнаул: [Азбука], 2012 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Липсиц И.В. - Отв. ред., Ойнер О.К. - Отв. ред. | МАРКЕТИНГ-МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Карпова С.В. - под общ. ред. | МАРКЕТИНГ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Маркетинговый анализ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: 1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/. Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6843 Изучение курса «Маркетинговый анализ» позволяет получить теоретические знания и навыки практических расчетов для оценки экономического состояния хозяйствующего субъекта и разработки стратегии его поведения на рынке. Роль курса связана с его направленностью на исследование такого непростого и противоречивого социально-экономического объекта как рынок и учетом результатов в деятельности организации. Построение курса предусматривает проведение лекций и практических занятий. На лекциях студенты знакомятся с вопросами, касающимися роли и содержания маркетингового анализа как одного из важных видов экономического анализа, особенностями современного этапа его развития в России и за рубежом. Рекомендуется обратить особое внимание на возможности, предоставляемые маркетинговым анализом для российских предприятий по повышению их конкурентоспособности и рыночной устойчивости. Маркетинговый (ситуационный) анализ является одним из наиболее сложных видов маркетинговой деятельности, поскольку содержит в себе элемент предвидения рынка. Необходимо осмыслить, что его содержание и формы зависят от хозяйственной структуры, внешних и внутренних факторов, в которых она развивается, и могут существенно различаться. На лекционных занятиях раскрывается методология проведения анализа, показывается его специфика в сравнении с другими видами экономического анализа. На практических занятиях проводится обсуждение наиболее сложных интересных вопросов, выполняются практические задания по отдельным элементам курса, в частности, макроанализу внешней среды, анализу конкурентоспособности продукции и др. Решение заданий позволяет интенсифицировать изучение литературы по данной тематике, углубить теоретические знания. По результатам решения заданий можно судить о том, насколько освоен теоретический курс и каковы возможности применения полученных знаний на практике. Изучение этих вопросов позволит уяснить роль маркетингового анализа в принятии управленческих решений по разработке маркетинговой стратегии, обоснованию маркетинговой части бизнес-плана и др., что важно для дальнейшей профессиональной деятельности. Отличительной особенностью данного курса является его практикоориентированный характер.Важным обстоятельством при освоении курса является то, что информационной базой проведения анализа являются данные реальных российских, в т.ч. алтайских предприятий, а не условных компаний. Это способствует более эффективному усвоению материала курса. Самостоятельная работа предполагает изучение теоретического материала по актуальным вопросам дисциплины и практическое его применение в расчетах. Рекомендуется самостоятельное изучение законодательства РФ, доступной учебной и научной литературы. Текущий контроль знаний проводится в ходе проверки результатов выполнения практических заданий, тестов, предусмотренных календарно-тематическим планом, а также устного опроса студентов преподавателем. К промежуточной аттестации допускаются студенты, успешно выполнившие практические задания и тесты в соответствии с календарно-тематическим планом. |