МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинговый анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки38.05.01. Экономическая безопасность
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_Экономическая безопасность_ЭПОЭБ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Бобровская Т.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Деркач Н.О

Рабочая программа дисциплины
Маркетинговый анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (приказ Минобрнауки России от 14.04.2021 г. № 293)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 26.06.2023 г. № 12
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор, Санникова Инна Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 26.06.2023 г. № 12
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор, Санникова Инна Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины "Маркетинговый анализ" является теоретическое освоение студентами материала, необходимого для понимания маркетингового анализа как современного направления экономического анализа; формирование у них профессиональных компетенций, связанных с ролью маркетингового анализа в принятии управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять анализ массива экономической информации о деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется
ПК-1.1 Знает налоговое законодательство РФ; международный национальные стандарты аудита; методы поиска, отбора, анализа и систематизации информации
ПК-1.2 Умеет осуществлять сбор, систематизацию и анализ различных видов информации
ПК-1.3 Владеет современными подходами к планированию и выполнению аудиторского задания и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью
ПК-1.4 Умеет разрабатывать и формулировать надлежащее аудиторское заключение и/или иной итоговый документ по результатам аудиторских услуг
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает современные принципы построения организационной культуры; международные стандарты финансовой отчетности; международные и национальные стандарты по управлению рисками
ПК-3.1. Знает основные задачи и принципы аудита; этапы планирования и предварительной подготовки аудита и контроля; международные профессиональные стандарты аудита
ПК-6.1. Знает основные положения теории рисков, теории корпоративных финансов; принципы и индикаторы устойчивого развития организации и социальной ответственности; структуру программы управления рисками, последовательность применения контрольных процедур управления рисками


3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Использует научно-исследовательские методы в оценке эффективности деятельности, позволяющие заинтересованным сторонам оценивать деятельность организации по риск-менеджменту; анализирует процесс управления рисками, его динамику, выявляет сильные и слабые стороны
ПК-2.3. Применяет стандарты в области риск-менеджмента и лучшие практики в области публичного представления организации в средствах массовой информации в области риск-менеджмента
ПК-3.2. Умеет выбирать и применять на практике методы документального контроля с учетом их особенностей;
документально оформлять промежуточные и окончательные результаты аудита
Выявляет причины отклонений, владеет навыками устранения нарушений и недостатков системы управления рисками
ПК-6.3. Умеет анализировать и объединять потенциальные возможности управления рисками с точки зрения социального, экономического, нормативно-
законодательного, экологического и технологического контекста для создания долгосрочной стоимости


ПК-2.4. Владеет приемами формирования и представления открытой информации о системе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.4. Владеет приемами формирования и представления открытой информации о системе
ПК-3.3. Владеет навыками по составлению плана и программы аудита; формирует план-график работ и бюджет подразделения аудиторской организации
ПК-3.4. Осуществляет контроль выполнения аудиторских заданий и иных проектов, выполняемых подразделением аудиторской организации
ПК-6.4. Владеет навыками контроля и мониторинга исполнения стратегии развития, направленной на долгосрочное устойчивое развитие с учетом принципов социальной ответственности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научные основы маркетингового анализа
1.1. Содержание и роль маркетингового анализа в принятии УР Лекции 9 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Содержание и роль маркетингового анализа в принятии УР Практические 9 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Содержание и роль маркетингового анализа в принятии УР Сам. работа 9 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Информационная база маркетингового анализа
2.1. Источники информации для проведения маркетингового анализа Лекции 9 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Источники информации для проведения маркетингового анализа Практические 9 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Источники информации для проведения маркетингового анализа Сам. работа 9 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Методология маркетингового анализа
3.1. Методические подходы к расчету и оценке показателей, характеризующих маркетинговую деятельности организации Лекции 9 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Методические подходы к расчету и оценке показателей, характеризующих маркетинговую деятельности организации Практические 9 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Методические подходы к расчету и оценке показателей, характеризующих маркетинговую деятельности организации Сам. работа 9 18 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Учетно-аналитические аспекты маркетинга
4.1. Особенности учета и анализа расходов, связанных с маркетинговой деятельностью организации Лекции 9 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Особенности учета и анализа расходов, связанных с маркетинговой деятельностью организации Практические 9 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Особенности учета и анализа расходов, связанных с маркетинговой деятельностью организации Сам. работа 9 24 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция:
ПК-1: Способен осуществлять анализ массива экономической информации о деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется
1. К современному направлению маркетинга относится:
а) маржинальный анализ
б) анализ по сегментам
в) социально-этический
г) управленческий анализ
2.Маркетинговый анализ – это направление:
а) экономического анализа
б) маржинального анализа
в) функционально-стоимостного анализа
г) финансового анализа
д) оперативного анализа
3. Результаты маркетингового анализа используются для:
а) разработки долгосрочной и корректировки текущей стратегии организации
б) принятия оптимальных управленческих решений
в) разработки ценовой политики
г) оптимизации структуры компании
д) всё вышеперечисленное
4. В число пользователей результатов маркетингового анализа НЕ входят:
а) менеджеры организации
б) собственники
в) кредиторы и инвесторы
г) линейные руководители
д) налоговые органы
5. К основополагающим принципам маркетингового анализа относятся:
а) многовариантность решений
б) коллегиальность принятия управленческих решений
в) системный подход
г) демократичность
6. Особенность методики маркетингового анализа - использование:
а) графического метода
б) экономико-математических методов
в) эвристических методов
г) комбинированных методов
7. Существует ли стандартная форма отчета о результатах маркетингового исследования?
а) да
б) нет
8. Маркетинговый анализ включает направления:
а) макроанализ и микроанализ
б) анализ рыночной конъюнктуры
в) анализ потребителей
г) анализ конкурентов
д) анализ посредников
е) всё вышеперечисленное
9. К основным показателям анализа потребителей НЕ относится:
а) частота покупок
б) структура потребительского спроса
в) соотношение спроса и предложения
г) уровень конкуренции на рынке
10. К показателям анализа рыночной конъюнктуры НЕ относится:
а) пропорциональность рынка
б) устойчивость рынка
в) прибыльность товара
г) спрос на товар
11. Анализ структуры ассортимента проводится с помощью:
а) управленческого анализа
б) сегментного анализа
в) маржинального анализа
г) АВС-анализа
12. Анализ и оценка эффективности маркетинговой деятельности – это часть:
а) контроллинга
б) маркетинг-аудита
в) комплексного экономического анализа
г) маржинального анализа
13. Оценка эффективности маркетинга в организации связана с оценкой соотношения:
а) спрос-предложение
б) цена-качество
в) затраты-результаты
14. Составление бизнес-плана организации начинается с обоснования:
а) финансового плана
б) производственной программы
в) рисков работы на рынке
г) плана маркетинга
д) ценовой политики
15. Конкурентный анализ проводится:
а) по финансовым показателям
б) по прогнозируемым показателям
в) по итоговым показателям
г) по показателям рыночной конъюнктуры
д) по сравнимым показателям
16. Оценка эффективности затрат на рекламу проводится с помощью соотношения:
а) спрос-предложение
б) затраты-рост объема продаж и выручки
в) емкость рынка-структура рынка
17. Понятие «товарный знак» - это термин:
а) экономический
б) правовой
в) торговый
г) финансовый
18. Исходный момент для составления бюджета затрат на маркетинг – это:
а) план маркетинга
б) бизнес-план на средне- и долгосрочную перспективу
в) производственная программа
г) план работы с потребителями
19. Процесс создания и развития торговой марки – это:
а) франчайзинг
б) фандрайзинг
в) брендинг
г) нейминг
20. Затраты на создание и продвижение товарного знака используются для:
а) расчета налогооблагаемой прибыли
б) оценки стоимости бренда
в) оценки деловой репутации фирмы
г) оценки добавленной стоимости

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. в
2. а
3. д
4. г, д
5. а, в
6. г
7. б
8. г
9. г
10. в
11. г
12. б
13. в
14. г
15. д
16. г
17. б
18. а
19. в
20. б
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий, «не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Проверяемая компетенция:
ПК-1: Способен осуществлять анализ массива экономической информации о деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется
Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Маркетинговый анализ – это _____________________ функция маркетинга
2. Показатели «пропорциональность рынка, колеблемость рынка, устойчивость рынка, спрос и предложение» характеризуют такое направление маркетингового анализа как анализ ___________________________________________.
3. Виды информации, используемые в маркетинговом анализе – это _______________________ и ___________________________ информация.
4. Для оценки спроса на товар в маркетинговом анализе используется ______________________ информация.
5. Вторичная информация используется в маркетинговом анализе для количественной оценки ______________________________ .
6. При анализе, оценке и выборе целевых сегментов рынка используется методика _________________________анализа.
7. Для изучения ассортимента продукции в рамках маркетингового анализа используется методика ________________________.
8. Показатели, характеризующие НТП, экономическое развитие, природно-климатические условия, определяют содержание такого направления маркетингового анализа как анализ _______________________________________.
9. Для прогнозирования размеров рынка используются такие методики как: ______________________, ______________________, ________________________________.
10. Оптимальное планирование рекламного бюджета при выборе средств распространения рекламы – это ____________________________________________.
11. В современном маркетинговом анализе повышается роль _________________________ информации.
12. Маркетинговый анализ упаковки товара проводится с помощью методики ___________.
13. Показатели «структура сегмента, сбалансированность сегмента, прибыльность сегмента» определяют содержание такого направления маркетингового анализа как _______________________анализ.
14. Соотношение «объем продаж компании/общие продажи» - это показатель, характеризующий ________________________________ компании.
15. Политика организации по управлению торговыми марками – это _______________________.
16. Капитал, формируемый торговой маркой (брендом) – это _____________________________.
17. Обеспечение сохранения товара, размещение товарного знака, сокращение затрат на упаковку – это задачи маркетингового анализа _________________________.
18. Комплекс мероприятий по исследованию маркетинговой деятельности организации и оценке ее эффективности, оценка уровня компетенций сотрудников и других важных областей в маркетинге – это _____________________________________.
19. Проверка неконтролируемых факторов, то есть маркетинговой среды, в которой происходит деятельность предприятия (анализ состояния и тенденций рынка, анализ потребителей и факторов, влияющих на решение о покупке; анализ конкурентов, поставщиков и посредников; определение места компании в конкурентной среде) – это ___________________ маркетинг-аудит. 20. Проверка контролируемых факторов, то есть внутренней среды компании ( анализ сильных и слабых сторон; анализ работы службы маркетинга; анализ эффективности маркетинговых затрат и инструментов; анализ системы маркетингового планирования) – это _____________________ маркетинг-аудит.

ОТВЕТЫ:
1. аналитическая
2. рыночной конъюнктуры
3. первичная, вторичная
4. первичная
5. внешней среды
6. многомерного
7. АВС-анализа
8. макроанализ
9. экстраполяция, сегментация, множественная регрессия
10. медиапланирование
11. внеучетной
12. ВИЖУ
13. сегментный
14. рыночную долю
15. брендинг
16. марочный капитал
17. упаковки
18. маркетинг-аудит
19. внешний
20. внутренний

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
НЕ предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложения
Приложение 1.   ФОС МА ЭБ_ПК1.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мхитарян С.В., Русин В.Н., Карпова С.В. - под общ. ред. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.3 Беляев В.И. Маркетинговые исследования: сбор данных и производство знаний: учебник Барнаул: [Азбука], 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Липсиц И.В. - Отв. ред., Ойнер О.К. - Отв. ред. МАРКЕТИНГ-МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Карпова С.В. - под общ. ред. МАРКЕТИНГ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Маркетинговый анализ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6843

Изучение курса «Маркетинговый анализ» позволяет получить теоретические знания и навыки практических расчетов для оценки экономического состояния хозяйствующего субъекта и разработки стратегии его поведения на рынке. Роль курса связана с его направленностью на исследование такого непростого и противоречивого социально-экономического объекта как рынок и учетом результатов в деятельности организации.
Построение курса предусматривает проведение лекций и практических занятий. На лекциях студенты знакомятся с вопросами, касающимися роли и содержания маркетингового анализа как одного из важных видов экономического анализа, особенностями современного этапа его развития в России и за рубежом.
Рекомендуется обратить особое внимание на возможности, предоставляемые маркетинговым анализом для российских предприятий по повышению их конкурентоспособности и рыночной устойчивости. Маркетинговый (ситуационный) анализ является одним из наиболее сложных видов маркетинговой деятельности, поскольку содержит в себе элемент предвидения рынка. Необходимо осмыслить, что его содержание и формы зависят от хозяйственной структуры, внешних и внутренних факторов, в которых она развивается, и могут существенно различаться.
На лекционных занятиях раскрывается методология проведения анализа, показывается его специфика в сравнении с другими видами экономического анализа.
На практических занятиях проводится обсуждение наиболее сложных интересных вопросов, выполняются практические задания по отдельным элементам курса, в частности, макроанализу внешней среды, анализу конкурентоспособности продукции и др. Решение заданий позволяет интенсифицировать изучение литературы по данной тематике, углубить теоретические знания. По результатам решения заданий можно судить о том, насколько освоен теоретический курс и каковы возможности применения полученных знаний на практике.
Изучение этих вопросов позволит уяснить роль маркетингового анализа в принятии управленческих решений по разработке маркетинговой стратегии, обоснованию маркетинговой части бизнес-плана и др., что важно для дальнейшей профессиональной деятельности.
Отличительной особенностью данного курса является его практикоориентированный характер.Важным обстоятельством при освоении курса является то, что информационной базой проведения анализа являются данные реальных российских, в т.ч. алтайских предприятий, а не условных компаний. Это способствует более эффективному усвоению материала курса.
Самостоятельная работа предполагает изучение теоретического материала по актуальным вопросам дисциплины и практическое его применение в расчетах. Рекомендуется самостоятельное изучение законодательства РФ, доступной учебной и научной литературы.
Текущий контроль знаний проводится в ходе проверки результатов выполнения практических заданий, тестов, предусмотренных календарно-тематическим планом, а также устного опроса студентов преподавателем.
К промежуточной аттестации допускаются студенты, успешно выполнившие практические задания и тесты в соответствии с календарно-тематическим планом.