МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политическая социология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 9
индивидуальные консультации 30
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 9 9 9 9
Консультации 30 30 30 30
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Пустовалова Е.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Политическая социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Политическая социология» предназначена для того, чтобы познакомить студентов с социальными основами политики. В соответствии с назначением основной целью дисциплины является формирование у студентов представления о месте и роли политики в жизни социума и взаимовлиянии социальных групп и политических институтов, изучение студентами основных понятий и концепций политической социологии с тем, чтобы студенты могли использовать их в последующей теоретической и практической деятельности. В связи с этим в рамках курса «Политическая социология» рассматриваются как фундаментально-теоретические, так и прикладные вопросы, связанные с политическим поведением различных социальных групп современных обществ. Главный акцент сделан на том, чтобы научить студентов использовать знания теоретических основ политической социологии для анализа социально-политических процессов, протекающих в современных динамичных и сложноорганизованных обществах, в том числе в современном российском обществе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способен к организации сбора данных при опросе общественного мнения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает алгоритм сбора
социологической информации
применительно к условиям
исследования и особенностям
выбранной методической стратегии

3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет готовить методические
документы для проведения
инструктажа персонала по сбору
информации: интервьюеров,
кодировщиков, наблюдателей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.. Владеет навыками подготовки
полного комплекта отчётных
материалов по этапам сбора и анализа
информации в сфере управленческого
воздействия на социальную сферу

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретико-методологические основы политической социологии
1.1. Политическая социология в системе политической науки. Социологический анализ политической жизни Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Политическая социология в системе политической науки. Социологический анализ политической жизни Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Предыстория и этапы становления политической социологии Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Предыстория и этапы становления политической социологии Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Политика как социальное явление
2.1. Политика в жизни общества Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Политика в жизни общества Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Власть как социальный феномен Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Легитимность политической власти Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Социология политической культуры общества и личности Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Социология политической культуры общества и личности Практические 7 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Формы проявления и субъекты политической жизни
3.1. Личность в политике: политическое сознание, поведение, деятельность Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Личность в политике: политическое сознание, поведение, деятельность Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Личность в политике: политическое сознание, поведение, деятельность Сам. работа 7 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Социальные общности и группы как субъекты политики Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Социология элит и политического лидерства Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.6. Социология элит и политического лидерства Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.7. Социология элит и политического лидерства Сам. работа 7 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.8. Социология политических партий и общественно-политических движений. Особенности партийной системы в России Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.9. Социология политических партий и общественно-политических движений. Особенности партийной системы в России Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.10. Социология политических партий и общественно-политических движений. Особенности партийной системы в России Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.11. Система отношений гражданского общества и государства Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.12. Система отношений гражданского общества и государства Сам. работа 7 5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.13. Методы эмпирических исследований в политической социологии Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.14. Методы эмпирических исследований в политической социологии Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.15. Консультации 7 30 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2125 – для ДО
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3438 – для ОЗО
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: способен к организации сбора данных при опросе общественного мнения
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного варианта)
1. Метод количественного анализа содержания письменных документов, теле-, радиопередач и других видов документов и информации путем подсчета некоторых повторяющихся в них элементов (имен, лозунгов, тем и т.п.) называется…
а) эксперимент
б) наблюдение
в) прямое наблюдение
г) контент-анализ
2. Группа, на которую воздействуют экспериментальным фактором, называется…
а) контрольной
б) независимой
в) зависимой
г) экспериментальной
3. Социометрическая процедура, при которой отвечающий выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным (отсутствуют всякие ограничения на выбор), называется…
а) независимой
б) свободной
в) параметрической
г) непараметрической
4. Метод сбора социологической информации, совокупность методологических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач, называется…
а) эксперимент
б) анализ документов
в) опрос
г) наблюдение
5. Совокупность методов, направленных на получение данных о структуре малых социальных групп, о межличностных отношениях в этих группах, называется…
а) эксперимент
б) наблюдение
в) опрос
г) социометрия
6. При каком виде наблюдения члены наблюдаемой группы знают о существовании исследователя?
а) структурированное
б) открытое
в) прямое
г) включенное
7. Метод сбора первичной социологической информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях, называется…
а) опрос
б) эксперимент
в) наблюдение
г) интервью
8. Группа, которая в экспериментальной ситуации не испытывает воздействия экспериментальных факторов, называется…
а) контрольной
б) зависимой
в) независимой
г) экспериментальной
9. Условие или система условий, которые вводятся социологом в эксперименте, называется…
а) экспериментальный фактор
б) системный показатель
в) вводный фактор
г) контрольный показатель
10. «Закрытыми» называют такие вопросы социологической анкеты, где…
а) респондент должен сделать выбор из нескольких готовых вариантов ответа
б) дается возможность получения дополнительной информации
в) респондент сам формулирует ответ
г) раскрывается содержание гипотезы социологического исследования
11. Документом в социологии не является…
а) кино и фотодокументы
б) лист бумаги
в) письменные документы
г) статистические документы
12. Что считается первичным документом в технике наблюдения?
а) дневник наблюдений
б) книга наблюдений
в) учетная запись
13. Воздействие процесса сбора данных на наблюдаемое явление называется…
а) активность
б) валидность
в) симметричность
г) реактивность
14. Служебный вопрос, используемый для сортировки респондентов с расчетом на то, что последующий вопрос будет задаваться только определенным респондентам, для которых он предназначается, называется…
а) вопрос-крючок
б) дихотомический вопрос
в) контрольный вопрос
г) вопрос-фильтр
15. В социологии термин «выборка» означает:
а) процедуру отбора достоверной значимой информации;
б) процедуру выбора методов и технологии исследования;
в) процедуру отбора элементов объекта исследования (как правило, респондентов).

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-г
2-г
3-г
4-б
5-г
6-б
7-в
8-а
9-а
10-а
11-б
12-а
13-г
14-г
15-в

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 2 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 30 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Если Вы стремитесь к высокому проценту возврата ответов, хотите сэкономить средства на проведение исследования, и у Вас ограничено время. Влияние исследователя на респондента Вас не беспокоит. Вы предпочтете опрос ________________
2. Основное преимущество наблюдения, как метода сбора данных заключается в _________________________ влияния на изучаемые явления со стороны исследователя
3. Метод сбора информации, предусматривающий групповую дискуссию, которая направляется модератором ________________________
4. Предпочтительный метод сбора данных в том случае, если результат исследования складывается под влиянием нескольких переменных - _________________
5. Метод сбора данных, предусматривающий использование ассоциативных тестов называется __________________ метод
6. Отличие качественных исследований от количественных исследований состоит в том, что они направлены на ______________________ наблюдаемых явлений и выдвижение ____________
7. Основное преимущество панельного метода экономического исследования, состоит в возможности регулярного изучения _____________________ потребителей
8. Результаты _________________________ исследований можно переносить на группы большего размера.
9. Если Вы стремитесь к высокому проценту возврата ответов, у Вас достаточно средств, ограничено время, а влияние исследователя на респондента Вас не беспокоит, то Вы предпочтете __________________
10. Тип наблюдения, предусматривающий использование заранее разработанной схемы и стандартного листа наблюдений - ________________________
11. Исследования, проводимые с помощью омнибусных панелей это ___________________ исследования.
12. Тип исследования, которое помогает выдвинуть возможные гипотезы исследования, а также выбрать оптимальные методы дальнейшего исследования- это _______________________ исследования.
13. Проекционные методы относятся к ________________________ исследованиям.
14. __________________________ – это процедура присвоения числовых значений объектам и явлениям функция полезности ценностная установка, которой подчиняет свое поведение система множество желаемых для системы ситуаций или состояний преобразование одного вида энергии в другой
15. Метод количественного анализа содержания письменных документов, теле-, радиопередач и других видов документов и информации путем подсчета некоторых повторяющихся в них элементов (имен, лозунгов, тем и т.п.) называется __________________________
16. Группа, на которую воздействуют экспериментальным фактором, называется _____________________________
17. Метод сбора социологической информации, совокупность методологических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач, называется _________________________
18. Совокупность методов, направленных на получение данных о структуре малых социальных групп, о межличностных отношениях в этих группах, называется ____________________
19. Метод сбора первичной социологической информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях, называется ________________________
20. Воздействие процесса сбора данных на наблюдаемое явление называется ________________________

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-по телефону
2-отсутствии
3-фокус-группы
4-эксперимент
5-проекционный
6-объяснение, гипотез
7-поведения
8-количественных
9-личное интервью
10-структурированное
11-мультиспонсируемое
12-пилотажное
13-качественным
14-квантификация
15-контент-анализ
16-экспериментальной
17-анализ документов
18-социометрия
19-наблюдение
20-реактивность

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 3,5 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 70 баллов.

Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Final test)» может составлять максимум 100 баллов.
Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий теста автоматически пересчитываются системой в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»). Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий пересчитываются преподавателем по схеме:
1-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценка «5».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
Задания для письменного опроса открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Если Вы стремитесь к высокому проценту возврата ответов, хотите сэкономить средства на проведение исследования, и у Вас ограничено время. Влияние исследователя на респондента Вас не беспокоит. Вы предпочтете опрос ________________
2. Основное преимущество наблюдения, как метода сбора данных заключается в _________________________ влияния на изучаемые явления со стороны исследователя
3. Метод сбора информации, предусматривающий групповую дискуссию, которая направляется модератором ________________________
4. Предпочтительный метод сбора данных в том случае, если результат исследования складывается под влиянием нескольких переменных - _________________
5. Метод сбора данных, предусматривающий использование ассоциативных тестов называется __________________ метод
6. Отличие качественных исследований от количественных исследований состоит в том, что они направлены на ______________________ наблюдаемых явлений и выдвижение ____________
7. Основное преимущество панельного метода экономического исследования, состоит в возможности регулярного изучения _____________________ потребителей
8. Результаты _________________________ исследований можно переносить на группы большего размера.
9. Если Вы стремитесь к высокому проценту возврата ответов, у Вас достаточно средств, ограничено время, а влияние исследователя на респондента Вас не беспокоит, то Вы предпочтете __________________
10. Тип наблюдения, предусматривающий использование заранее разработанной схемы и стандартного листа наблюдений - ________________________
11. Исследования, проводимые с помощью омнибусных панелей это ___________________ исследования.
12. Тип исследования, которое помогает выдвинуть возможные гипотезы исследования, а также выбрать оптимальные методы дальнейшего исследования- это _______________________ исследования.
13. Проекционные методы относятся к ________________________ исследованиям.
14. __________________________ – это процедура присвоения числовых значений объектам и явлениям функция полезности ценностная установка, которой подчиняет свое поведение система множество желаемых для системы ситуаций или состояний преобразование одного вида энергии в другой
15. Метод количественного анализа содержания письменных документов, теле-, радиопередач и других видов документов и информации путем подсчета некоторых повторяющихся в них элементов (имен, лозунгов, тем и т.п.) называется __________________________
16. Группа, на которую воздействуют экспериментальным фактором, называется _____________________________
17. Метод сбора социологической информации, совокупность методологических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач, называется _________________________
18. Совокупность методов, направленных на получение данных о структуре малых социальных групп, о межличностных отношениях в этих группах, называется ____________________
19. Метод сбора первичной социологической информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях, называется ________________________
20. Воздействие процесса сбора данных на наблюдаемое явление называется ________________________

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:

Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Елисеев, С. М. Политическая социология : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/9DF863D8-B894-4B5A-BAD9-EB247FE978A0
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гаджиев, К. С. Политическая философия и социология : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/0E1B4CCE-F2FC-4B79-8B71-DB98C553FE73
Л2.2 Гаджиев, К. С. Политическая социология : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/5A111A0F-9BBE-49A4-B2FB-967BB9067F9B
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.polisportal.ru
Э2 http://www.politcom.ru/
Э3 http://www.vibori.ru
Э4 http://elibrary.ru
Э5 http://www.cikrf.ru/
Э6 http://ppq.sagepub.com/
Э7 Курс в Moodle «Политическая социология» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.