Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Профиль | Социология организации и управления |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_01_С-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 38 | 38 | 38 | 38 |
Консультации | 30 | 30 | 30 | 30 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев Виктор Валентинович
1.1. | Дать студентам комплексное представление о профессиях как теоретическом конструкте и профессиональной деятельности в исторической и современных перспективах. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1 |
ПК-2 | Способен подготовить проектное предложение для организации на основе результатов проведенного социологического исследования (самостоятельно или под руководством) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные теоретическаеи подходы и концепции в классической и современной социологии, связанными с исследованием профессий; принципы организаций профессиональной деятельности в современном обществе; процессы и изменения, происходящие в профессиональной структуре современного общества |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать тенденции развития профессиональной структуры общества в целом и отдельных профессиональных групп; выявлять социально значимые проблемы профессиональной деятельности различных профессиональных групп и проводить их изучения |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | знаниями об основых социологических подходах к исследованию проблем профессиональной деятельности; навыками социологического анализа в области профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретический анализ профессий и профессиональной деятельности | ||||||
1.1. | Социология профессий как наука | Лекции | 6 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Социология профессий: основные понятия и методы исследования | Практические | 6 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Классические социологические подходы: исследование профессий | Лекции | 6 | 3 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Исследование профессиональных групп в СССР | Практические | 6 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Исследование профессий в современной России | Лекции | 6 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Зарубежные исследования профессий | Сам. работа | 6 | 18 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Развитие профессиональной деятельности | ||||||
2.1. | Появление профессий в историческом контексте | Лекции | 6 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Основные этапы формирования профессиональной деятельности | Практические | 6 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Общественное разделение труда | Лекции | 6 | 3 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Профессии как социальный институт | Практические | 6 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Исторические условия институциализации профессий | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Исследование профессий и профессионализма | ||||||
3.1. | Современные модели профессий | Лекции | 6 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Исследование профессионализма | Практические | 6 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Характерные черты профессий в современных условиях | Лекции | 6 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Социология как профессия | Практические | 6 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Профессиональные адаптации и мобильность | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Исследование профессий и профессионализма | Консультации | 6 | 30 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Мотивация в процессе профессионашльного выбора. 2. Значимость повышения квалификации в современном обществе. 3. Социальный статус профессии. 4. Понятие "престиж профессии", основные индикаторы. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Подходы к определению социального статуса профессий. Влияние факторов на формирование мнения о престижности профессии у молодежи. Профессиональные ценности и их влияние на профессиональный статус в современной России. Профессиональные возможности и траектории движения молодежи в современном мегаполисе. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Социология профессий 2022.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л. А. Лебединцева [и др.] | Социология профессий : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2019 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лебединцева Л.А. - Отв. ред. | СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Социология профессий и занятий: история становления и основные идеи: автореф. дисс. д.соц.н. [Электронный ресурс] | www.fnisc.ru | ||
Э2 | Официальный сайт Сектора социологии профессий и профессиональных групп Института социологии ФНИСЦ РАН | www.isras.ru | ||
Э3 | Курс в moodle "Социология профессий" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятияMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
511Д | лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц. |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятия |