МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология организаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 49
индивидуальные консультации 30
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Консультации 30 30 30 30
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., Заведующий кафедрой, Нагайцев

Рабочая программа дисциплины
Социология организаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.привить студентам знания в области социологического изучения организаций и компетенции, необходимые для реализации профессиональных задач

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ПК-2 Способен подготовить проектное предложение для организации на основе результатов проведенного социологического исследования (самостоятельно или под руководством)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории; специфику проведения социологического исследования
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов;сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений; анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки; обосновывать актуальность проекта для решения поставленной проблемы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками формулирования проектного предложения с предлагаемыми рекомендациями в организацию или орган управления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология организаций как наука
1.1. Предмет социологии организаций Лекции 7 2 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Предмет социологии организаций Практические 7 2 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Предмет социологии организаций Сам. работа 7 6 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Классическая школа научного управления Лекции 7 2 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.5. Классическая школа научного управления Практические 7 2 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.6. Классическая школа научного управления Сам. работа 7 6 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.7. Основные теоретические направления в социологии организаций Лекции 7 2 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.8. Основные теоретические направления в социологии организаций Практические 7 2 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.9. Основные теоретические направления в социологии организаций Сам. работа 7 6 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Институциональное взаимодействие организационных и рыночных структур
2.1. Базовые различия организации и рынка. Организация и рынок в различных сферах общественной жизни Лекции 7 2 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Базовые различия организации и рынка. Организация и рынок в различных сферах общественной жизни Практические 7 2 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Базовые различия организации и рынка. Организация и рынок в различных сферах общественной жизни Сам. работа 7 4 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
2.4. Организационное и рыночное сознание Лекции 7 2 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
2.5. Организационное и рыночное сознание Практические 7 2 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
2.6. Организационное и рыночное сознание Сам. работа 7 8 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Организационные структуры
3.1. Структуры на основе распределения ответственности Лекции 7 1 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Структуры на основе распределения ответственности Практические 7 2 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Структуры на основе распределения ответственности Сам. работа 7 6 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.4. Централизованные и децентрализованные структуры. Механические и органические структуры Лекции 7 1 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.5. Централизованные и децентрализованные структуры. Механические и органические структуры Практические 7 2 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.6. Централизованные и децентрализованные структуры. Механические и органические структуры Сам. работа 7 2 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Организационная культура
4.1. Понятие организационной культуры. Структурные элементы организационной культуры. Практические аспекты организационной культуры Лекции 7 2 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
4.2. Понятие организационной культуры. Структурные элементы организационной культуры. Практические аспекты организационной культуры Практические 7 2 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
4.3. Понятие организационной культуры. Структурные элементы организационной культуры. Практические аспекты организационной культуры Сам. работа 7 3 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
4.4. Управление организационной культурой Практические 7 2 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
4.5. Управление организационной культурой Лекции 7 2 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
4.6. Управление организационной культурой Сам. работа 7 3 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Управление организацией. Управление риском в организациях
5.1. Сущность управления организацией. Роль социологии в изучении управления организацией Лекции 7 1 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
5.2. Сущность управления организацией. Роль социологии в изучении управления организацией Практические 7 2 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
5.3. Сущность управления организацией. Роль социологии в изучении управления организацией Сам. работа 7 5 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
5.4. Выявление и оценка рисков Лекции 7 1 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
5.5. Консультации 7 30 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1
5.6. Экзамен 7 27 ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного или нескольких ответа)

1. Разработка системного подхода началась в:
А) в 18 веке;
В) в 19 веке;
С) в 20 веке;
D) в 21 веке.
1-С
2. Концепцию структурного функционализма разработал:
А) Т. Парсонс;
В) П. Сорокин;
С) М. Вебер;
D) Э. Дюркгейм.
2-А
3. Одним из ключевых понятий системного подхода является:
А) комплексность;
В) равновесие;
С) игнорирование;
D) целостность.
3-D
4. Кто является родоначальником системного подхода?
А) Т. Парсонс;
В) Л. фон Берталанфи;
С) Г. Спенсер;
D) Р. Мертон.
4-В
5. Первоначально системный подход применили:
А) в биологии;
В) в истории;
С) в социологии;
D) в философии.
5-А
6. Основные типы социальных систем в социологии (уберите лишнее):
А) социальная общность;
В) социальная организация;
С) социальные институты;
D) социальные процессы.
6-D
7. Социальные классы являются:
А) гомогенными системами;
В) гетерогенными системами.
7-А
8. Одним из основателей подхода мягкой системности является:
А) Т. Дил;
В) О. Шпенглер;
С) П. Чекленд;
D) Т. Парсонс.
8-С
9. Элементы организации как системы (уберите лишнее):
А) человеческий капитал;
В) производственный капитал;
С) ценности;
D) миссия.
9-В
10. Определите признаки, присущие понятию организации как системы:
А) связь с большим количеством разных типов работ, в процессе которых происходит разработка миссии, целей и стратегии;
В) наличие нескольких элементов;
С) наличие единственного элемента.
10-А,В
11. Чем схожи понятие системы и организации?
А) система является разновидностью понятия организации;
В) обе работают в соответствии с ситуационным подходом;
С) организация является разновидностью понятия системы.
11-С
12. Один из принципов системного подхода называется:
А) принцип "черного ящика";
В) принцип «ящика Пандоры»;
С) принцип «черного квадрата»;
D) принцип «магического треугольника».
12-А
13. Системный подход требует соблюдения следующих правил (уберите лишнее):
А) нужно обеспечивать комплексный подход к решению всех вопросов;
В) цели отдельных подсистем не должны вступать в противоречие, конфликт с целями всей системы;
С) процесс принятия решений следует начинать с выявления и четкого формирования конкретных целей;
D) нельзя решать общие вопросы без предварительного решения частных.
13-D
14. В какой период формулировались принципы организации, критерии формирования организационных структур и на систематической основе стали проводиться исследования по теории организации?
А) с 1920–1940 гг.;
В) с 1940–1960 гг.;
С) с 1960–1980 гг.;
14-А
15. Укажите элементы, выделяемые в организационной структуре управления:
Материальная и духовная культура (уберите лишнее):
А) предмет управления;
В) мотивация;
С) уровни управления;
D) объект управления.
15-С

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» - верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» - верно 50% или менее 50% заданий

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Самым распространенным направлением в системном подходе, изучающим социальные системы, является _________________
Ответ: концепция структурного функционализма.

2. Т. Парсонс провозгласил основной категорией всякого научного описания категорию _______
Ответ: эмпирической системы.

3. __________ рассматривал общество как стабильную систему, находящуюся в состоянии равновесия.
Ответ: Т. Парсонс.

4. К теориям самоорганизации систем относится__________
Ответ: синергетика.

5. Системный подход в социологии главной задачей считает _________
Ответ: изучение социального явления в виде социальной системы.

6. Под социальной системой в социологии понимают___________
Ответ: целостное образование, основные элементы которого — люди, отношения между ними, нормы поведения и деятельности, роли и ценности.

7. Системный подход исходит из утверждения, что каждая социальная система содержит определенные качества, не сводящиеся ____________
Ответ: к сумме свойств составляющих ее элементов.

8. Перечислите основные типы социальных систем в социологии:
Ответ: общественно-экономическая формация, социальная общность, социальная организация, социальные институты, личность.

9. Особенностью социальных систем является их открытость и способность к __________
Ответ: адаптации.

10. Какие приемы можно использовать для овладения объективной сложностью систем?
Ответ: 1) декомпозиция, агрегирование.
11. Организация как система является ____________________
Ответ: совокупностью связанных между собой частей, которые образуют целостность.

12. Перечислите основные черты организации как системы
Ответ: наличие сотрудников; наличие общих целей; производство прибавочного продукта; преобразование материалов и ресурсов в процессе осуществляемой деятельности.

13. Находится ли организация как система в зависимости от внешней среды?
Ответ: да.

14. Системный подход - это исследование объектов как систем, когда они рассматриваются как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющих выход, вход, связь с внешней средой и ¬¬_____________
Ответ: обратную связь.

15. Координация, реординация и субординация – это:
Ответ: разновидности управленческих моделей.

16. Как называются субъекты и объекты действий, которые участвуют в реализации социальных технологий?
Ответ: социальные структуры, люди

17. Социальная система общего порядка – это:
Ответ: социальный институт.

18. Согласно концепции Н. Лумана, социальные системы являются:
Ответ: самовоспроизводящимися и самореферентными.

19. Назовите ученого, которым дан целостный взгляд об организационной науке, сформулировал ее основные принципы и закономерности:
Ответ: А.А. Богданов.

20. Автором «бюрократической» модели организации является:
Ответ: М. Вебер

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-2. Способен подготовить проектное предложение для организации на основе результатов проведенного социологического исследования (самостоятельно или под руководством)
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного или нескольких ответа)
1. Кто дал следующее определение организации: организация - вид кооперации людей, которые отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью. Основой служат действия людей, их кооперации, необходимость достижения целей?
А) Г. Саймон;
В) У. Скотт;
С) К. Барнард;
D) Д. Марч.
1-С
2. Кто определил социальную организацию как социальное объединение, конструированное для специфических целей. Основой является сознательное членство в организации и сознательное действие ее членов?
А) Д. Марч и Г. Саймон;
В) У. Скотт;
С) М. Вебер;
D) Э. Дюркгейм.
2-А
3. Кто считает, что основная характеристика сложившейся организации - ее формализация и наличие формальной структуры?
А) Д. Марч и Г. Саймон;
В) К. Барнард;
С) А. Этциони;
D) П. Блау и У. Скотт.
3-D
4. Кто определил социальную организацию как распространенное сообщество людей во взаимодействии с центральной координирующей системой. Специфичность и координация внутри организации подобна сложному биологическому организму?
А) Т. Парсонс;
В) А. Этциони;
С) Л. фон Берталанфи;
D) К. Барнард.
4-В
5. Функции ____________ заключаются в привлечении сотрудников к участию в управлении, создании психологического комфорта и включении личности в общественную деятельность:
А) коллектива;
В) адаптации;
С) политической системы;
D) взаимодействия с окружающей внешней средой.
5-А
6. Как называется метод анализа содержания письменных документов, теле-, радиопередач и других видов документов и информации путем подсчета некоторых повторяющихся в них элементов?
А) ивент-анализ;
В) эксперимент;
С) наблюдение;
D) контент-анализ.
6-D
7. К какой категории методов относится контент-анализ?
А) синтетические методы;
В) качественные методы;
С) количественные методы.
7-А
8. Как называется социометрическая процедура, при которой отвечающий выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным?
А) независимой;
В) свободной;
С) непараметрической;
D) параметрической.
8-С
9. Как называется метод сбора социологической информации, совокупность методологических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач?
А) контент-анализ;
В) анализ документов;
С) опрос;
D) наблюдение.
9-В
10. Как называется совокупность методов, направленных на получение данных о структуре малых социальных групп, о межличностных отношениях в этих группах?
А) социометрия;
В) опрос;
С) фокус-группа;
D) наблюдение.
10-А
11. Как называется метод сбора первичной социологической информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях?
А) опрос;
В) эксперимент;
С) интервью;
D) наблюдение.
11- D
12. Как называется группа, которая в экспериментальной ситуации не испытывает воздействия экспериментальных факторов?
А) контрольная;
В) зависимая;
С) независимая;
D) экспериментальная.
12- А
13. По специфике исследовательской задачи различают:
А) реальные и мысленные эксперименты;
В) параллельные и последовательные эксперименты;
С) полевые и лабораторные эксперименты;
D) научные и прикладные эксперименты.
13-D

14. Видами наблюдения как метода социологического исследования НЕ являются:
А) целенаправленное и независимое;
В) прямое и косвенное;
С) открытое и закрытое;
D) включенное и невключенное.
14-А
15. Как называется воздействие процесса сбора данных на наблюдаемое явление?
А) валидность;
В) активность;
С) реактивность;
D) симметричность.
15-С

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» - верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» - верно 50% или менее 50% заданий


Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Перечислите признаки социальной организации:
Ответ: целенаправленность и целедостижимость; целостность и интегрированность; иерархия; власть; субъект и объект управления; наличие организационной культуры.

2. Единый, цельный, завершенный комплекс обоснованных и логически последовательно увязанных между собой по результатам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий называется __________
Ответ: программой.

3. __________ впервые сформулировал закон подвижного равновесия систем сформулировал.
Ответ: Анри Луи Ле-Шателье.

4. Изучением влияния индивидуумов на функционирование организации и происходящие в ней изменения, обеспечением эффективной целенаправленной деятельности для получения необходимых результатов, занимается _____________
Ответ: теория организаций.

5. Кто выделил классификацию организационных технологий по степени снижения неопределенности в деятельности исполнителей?
Ответ: Дж.Томпсон.

6. Кто предложил классификацию технологий, основанную на соединении методов изготовления продукта, принятия решений и учете влияния социальной структуры? предложил(а)
Ответ: Ч. Перроу.

7. Как называется координационная деятельность организации, направленная на предвидение проблем и трудностей?
Ответ: превентивная.

8. Как называется координационная деятельность организации, предназначенная для устранения перебоев, возникающих в ней как системе?
Ответ: устраняющая.

9. Как называется координирующая деятельность организации, направленная на сохранение существующей схемы работы?
Ответ: регулирующая.

10. Как называется координирующая деятельность организации, направленная на улучшение деятельности системы?
Ответ: стимулирующая.

11. Как называется культура группы с обязательным наличием жесткого формального или неформального лидера, который выглядит всемогущим?
Ответ: автократичная.

12. Методы и принципиальные возможности исследования, основанные на подходе к объекту как черному ящику, разработал _______________
Ответ: У.Росс Эшби.

13. Как называется направление, сосредоточившее свое внимание, прежде всего, на методах налаживания межличностных отношений?
Ответ: теория человеческих отношений

14. Отрезок жизненного цикла, когда структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры, - это ______________
Ответ: этап формализации.

15. Координация, реординация и субординация – это:
Ответ: разновидности управленческих моделей.

16. Кто выделил семь основных элементов в организации выделил
Ответ: П.М. Керженцев.

17. Современные исследователи в области социологии организаций полагают, что организацию (выделенную как единое целое и обладающую четкими границами) следует представлять только в виде __________ системы
Ответ: открытой

18. Стадия жизненного цикла, когда организация сталкивается с уменьшением спроса на ее продукцию или услуги, - это этап:
Ответ: упадка

19. Как называется стадия развития группы, когда главной заботой становится фактическое выполнение целей и задач?
Ответ: исполнительная

20. Воздействие процесса сбора данных на наблюдаемое явление -это:
Ответ: реактивность
21. В каких трех смыслах употребляется понятие «проект» в российской социологии?
Ответ: 1) как полный цикл работ по какой-либо исследовательской проблеме; 2) как модель будущего объекта; 3) как общая концепция общественного устройства или значимого социального института.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Предмет социологии организаций.
2. Формирование социологии организаций в рамках теории менеджмента
3. Классическая школа научного управления
4. Основные теоретические направления в социологии организаций
5. Базовые различия организации и рынка
6. Организация и трансакционные издержки
7. Рациональность организации и иррациональность рынка
8. Организация и рынок в различных сферах общественной жизни
9. Цели организаций и рынков
10. Организационное и рыночное сознание
11. Гибридные организационно-рыночные формы
12. Исторические тенденции развития организаций
13. Организация в доиндустриальную и индустриальную эпохи
14. Тенденции развития организаций в постиндустриальную эпоху
15. Уменьшение численности персонала
16. Участие персонала в прибылях организации
17. Демократизация управления организациями
18. Развитие малоуровневых структур управления и организационных сетей
19. Классификация организационных структур
20. Структуры на основе распределения ответственности
21. Организационные процессы
22. Организационная структура и этапы жизненного цикла организации
23. Процессы дифференциации и интеграции, процессы адаптации и контрадаптации
24. Понятие организационной культуры
25. Структурные элементы организационной культуры
26. Практические аспекты организационной культуры
27. Управление организационной культурой
28. Типологии организационной культуры
29. Организационная культура современных российских компаний
30. Сущность управления организацией
31. Функция планирования
32. Сущность и виды планирования
33. Стратегическое планирование
34. Текущее планирование
35. Методы планирования
36. Функция организации
37. Модели управления персоналом
38. Содержание управления персоналом
39. Управление риском в организациях
40. Выявление и оценка рисков

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. На примере вашего города исследуйте имеющиеся разновидности перспективных форм организаций.
2. Охарактеризуйте технологию как структурообразующий фактор в процессе образования организации.
3. Найдите примеры основных стратегий в отношениях организации с внешней средой.
4. Выберите интересующую вас организацию и создайте микропроект данной организации.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Башмаков В. И. Социология управления : учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколов С. В. Социология: учеб. пособие для вузов М.: ФОРУМ, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
4. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
- Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности