МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология международных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология цифрового общества
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_Социология_СЦО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 35
индивидуальные консультации 12
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 35 35 35 35
Консультации 12 12 12 12
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология международных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов систематизированные знания о международной жизни с тем, чтобы они имели возможность более глубоко разбираться в содержании и ходе международных событий, во внешней политике государств и других субъектов международных отношений, понимали место и роль России в современном мире, ориентировались в ее национальных интересах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, ичностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности становления и
развития личности; механизмы, принципы и
закономерности процессов самоорганизации,
самообразования и саморазвития; теорию
тайм-менеджмента
3.2.Уметь:
3.2.1.определять свои ресурсы и их
пределы (личностные, ситуативные,
временные и др.) для успешного выполнения
порученной работы, ставить цели и
устанавливать приоритеты собственного
профессионально-карьерного развития с
учетом условий, средств, личностных
возможностей и временной перспективы
достижения; осуществлять самоанализ и
рефлексию собственного жизненного и
профессионального пути
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методиками саморегуляции
эмоционально- психологических состояний в
различных условиях деятельности, приемами
самооценки уровня развития своих
индивидуально-психологических
особенностей; технологиями проектирования
профессионально-карьерного развития;
способами планирования, организации,
самоконтроля и самооценки деятельности
Применяет разнообразные способы,
приемы техники самообразования и
самовоспитания на основе принципов
образования в течение всей жизни

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы исследования международных отношений
1.1. Становление социологии международных отношений Лекции 8 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
1.2. Становление социологии международных отношений Сам. работа 8 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
1.3. Россия в системе современных международных отношений Практические 8 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
1.4. Россия в системе современных международных отношений Сам. работа 8 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Социология международных отношений как специальная социологическая теория
2.1. Основные положения социологии международных отношений Лекции 8 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
2.2. Социология международных отношений как научная дисциплина: объект, предмет, закономерности Практические 8 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
2.3. Социология международных отношений как научная дисциплина: объект, предмет, закономерности Сам. работа 8 6 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
2.4. Методы исследования в социологии международных отношений. Анализ процесса принятия решений Лекции 8 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
2.5. Методы исследования в социологии международных отношений Практические 8 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
2.6. Методы исследования в социологии международных отношений Сам. работа 8 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
2.7. Анализ процесса принятия решений Сам. работа 8 3 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Теоретические школы в исследовании международных отношений
3.1. Классическая традиция в исследовании международных отношений Лекции 8 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
3.2. Международные отношения в истории социально-политической мысли: традиции и парадигмы Практические 8 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
3.3. Международные отношения в истории социально-политической мысли: традиции и парадигмы Сам. работа 8 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
3.4. Либерально-идеалистическая и марксистская традиции в исследовании международных отношений Лекции 8 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
3.5. Основные теоретические подходы в исследовании международных отношений Лекции 8 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Современные теории в социологии международных отношений
4.1. Современные теории в социологии международных отношений:неореализм и неолиберализм; разновидности неолиберализма, неомарксизм, транснационализм и постмодернизм Лекции 8 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
4.2. Современные теории в социологии международных отношений Практические 8 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
4.3. Современные теории в социологии международных отношений Сам. работа 8 6 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
4.4. Основные направления в современной социологии международных отношений Практические 8 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Международные отношения как особый вид общественных отношений
5.1. Система, структура, среда международных отношений. Особенности среды международных отношений Лекции 8 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
5.2. Международные отношения как особый вид общественных отношений: система, структура, среда Практические 8 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
5.3. Международные отношения как особый вид общественных отношений: система, структура, среда Сам. работа 8 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
5.4. Основные классификации международных систем Лекции 8 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
5.5. Участники международных отношений. Цели, средства, интересы участников международных отношений Лекции 8 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
5.6. Принципы, право и мораль в международных отношениях Лекции 8 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
5.7. Принципы, право и мораль в международных отношениях Сам. работа 8 6 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1
5.8. Консультации 8 12 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4
5.9. Экзамен 8 27 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК – 6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного или нескольких вариантов ответа)

1. Э. Эриксон назвал идентичность личности (уберите неверное):
А) всепроникающая;
В) туманная;
С) непостижимая;
D) непознаваемая.

2. Кокой вид идентичности складывается у населения наднациональных общностей?
А) транснациональная идентичность;
В) многополярная идентичность;
С) космополитическая идентичность;
D) поликультурная идентичность.

3. Современные специалисты в области международных отношений пытаются ввести в научный оборот понятие «бессознательный компонент национального интереса», основываясь на теории
А) К. Юнга;
В) А. Адлера;
С) Э. Эриксона;
D) З. Фрейда.

4. К принципам тайм-менеджмента НЕ относится:
А) планирование;
В) делегирование;
С) мотивация;
D) саморегуляция.

5. Основные критерии международных отношений базируются на (возможны несколько вариантов ответа):

А) специфике участников международных отношений;
В) взаимодействии между государствами;
С) плюрализме суверенитетов;
D) особой природе международных отношений.

6. Теория комплексной взаимозависимости является разновидностью:
А) неореализма;
В) неолиберализма;
С) неомарксизма;
D) структурного реализма.

7. Кто считается родоначальником классического или традиционного направления в современной науке о международных отношениях?
А) Фукидид;
В) Т. Гоббс;
С) Э. де Ваттель;
D) И.Кант.

8. Сортировка относится:
А) к принципам тайм-менеджмента;
В) к техникам тайм-менеджмента;
С) к направлениям тайм-менеджмента.

9. К экспликативным методам изучения международных отношений относятся (возможны несколько вариантов ответа):
А) сравнение;
В) изучение документов;
С) контент-анализ;
D) когнитивное картирование.

10. Кто из исследователей систематизировал методы анализа процесса принятия решений?
А) Ф. Брайар и М.-Р. Джалили;
В) Б. Рассет и X. Старр;
С) А. Рапопорт;
D) М. Мерль.
11. Способствует ли систематический анализ международных отношений самообразованию и саморазвитию личности?
А) да;
В) нет;
С) способствует одностороннему образованию и разитию.

12. Основные направления внешней политики РФ определяет:
А) МИД;
В) Глава МИД;
С) Председатель Правительства;
D) Президент

13. Понятие «государство-цивилизация», закрепленное в Концепции внешней политики, означает (возможно несколько вариантов ответа):
А) страна самодостаточна;
В) стана исходит из своих интересов;
С) страна никуда не интегрируется;
D) страна сохраняет монокультурные ценности

14. Международные отношения характеризуются:
А) отсутствием консенсуса между их участниками относительно общих ценностей;
В) отсутствием общепринятых социальных правил, гарантируемых юридическими или моральными нормами;
С) отсутствием центральной власти;
D) совокупностью всех перечисленных моментов

15. Представители какого направления считают, что национальный интерес определяется через понятие силы?
А) марксизма;
В) политического реализма;
С) либерализма;
D) транснационализма.

Правильные ответы:
1- D
2- С
3- А
4- D
5- А, D
6- В
7- А
8- В
9- С, D
10- А
11- А
12- D
13- А,В,С
14- D
15- В

Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» - верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» - верно 50% или менее 50% заданий


Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Вопрос об идентичности выходит на первый план при __________международных отношениях
Ответ: нестабильных.

2. В ракурсе международных отношений идентичность позволяет четко определить _________________.
Ответ: национальные интересы.

3. Назовите виды идентичности, проявляющиеся в международных отношениях:
Ответ: позитивная; негативная; предписываемая; приобретаемая; монокультурная; бикультурная; космополитическая.

4. Верно ли, что государства стараются сохранять преемственность идентичности и придерживаться одной линии поведения?
Ответ: верно.

5. Могут ли внешние события нарушить стабильность идентичности?
Ответ: могут

6. Назовите основные теории идентичности:
Ответ: психоаналитические теории, символический интеракционизм, когнитивно-ориентированная психология; конструктивизм.

7. Назовите четыре статуса идентичности, выделенные Дж. Марсиа, которые могут быть применимы к международным отношениям:
Ответ: диффузная идентичность; предрешенность; мораторий; достижение идентичности

8. Какие отрасли науки изучают вопросы идентичности государства?
Ответ: геополитика; кросскультурная психология

9. Назовите принципы тайм-менеджмента:
Ответ: мотивация; делегирование; планирование; структурирование; приоритеты; рационализация привычек; анализ; планирование отдыха.

10. Назовите основные техники тайм-менеджмента (не менее пяти):
Ответ: техника Эйзенхауэра; метод ABCDЕ; принцип Парето; Pomodoro; Домино.

11. Закон Паркинсона - _________ тайм-менеджмента.
Ответ: техника.

12. Система тайм-менеджмента создана в ________году
Ответ: 1975.

13. Отличительной чертой системы тайм-менеджмента является:
Ответ: распределение времени в разрезе задач и вопросов, которые необходимо решить для достижения поставленных целей

14. Назовите современные подходы к изучению международных отношений:
Ответ: неореализм; неолиберализм; неомарксизм; транснационализм; постмодернизм.

15. Перечислите аналитические методы изучения международных отношений:
Ответ: наблюдение; изучение документов; сравнение
16. Может ли РФ использовать армию для защиты территории союзников?
Ответ: да

17. Центральное понятие новой Концепции внешней политики ____________
Ответ: «государство-цивилизация»

18. Является ли одним из приоритетов внешней политики РФ обеспечение прав граждан России и организаций за рубежом?
Ответ: да

19. Основные критерии международных отношений базируются на:
Ответ: специфике участников международных отношений; особой природе международных отношений; «локализации»

20. Политика строится на основе множества каналов связей – так считают представители:
Ответ: теории комплексной взаимозависимости



Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу). Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» на странице курса https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2497 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 80-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-79% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 55-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баженов, А. М. Социология международных отношений: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/52AC91F5-55F0-4965-A0BE-2AFFDAE9EE7F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каримова, А. Б. Социология международных отношений: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/75725ABA-2D45-4365-9A7D-E39A9BEB7913
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ru.wikipedia.org/wiki/международные отношения.
Э2 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э4 Курс в Moodle «Социология международных отношений» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.