МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология организаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология цифрового общества
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_Социология_СЦО-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 85
индивидуальные консультации 66
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 85 85 85 85
Консультации 66 66 66 66
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Стерлядева Н.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., Заведующий кафедрой, Нагайцев В. В.

Рабочая программа дисциплины
Социология организаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.привить студентам знания в области исоциологического изучения организаций и компетенции, необходимые для реализации профессиональных задач

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен использовать современные социальные технологии в сфере индивидуальной и коллективной жизни человека в условиях цифрового общества
ПК-2.1 Знает основные современные социальные технологии
ПК-2.2 Умеет использовать современные социальные технологии в сфере индивидуальной и коллективной жизни человека в условиях цифрового общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные современные социальные технологии
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать современные социальные технологии в сфере индивидуальной и коллективной жизни человека в условиях цифрового общества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования современных социальных технологий в сфере индивидуальной и коллективной жизни человека в условиях цифрового общества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология организаций как наука
1.1. Предмет социологии организаций Лекции 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.2. Предмет социологии организаций Практические 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.3. Предмет социологии организаций Сам. работа 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.4. Классическая школа научного управления Лекции 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.5. Классическая школа научного управления Практические 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.6. Классическая школа научного управления Сам. работа 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.7. Основные теоретические направления в социологии организаций Лекции 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.8. Основные теоретические направления в социологии организаций Практические 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
1.9. Основные теоретические направления в социологии организаций Сам. работа 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Институциональное взаимодействие организационных и рыночных структур
2.1. Базовые различия организации и рынка. Организация и рынок в различных сферах общественной жизни Лекции 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
2.2. Базовые различия организации и рынка. Организация и рынок в различных сферах общественной жизни Практические 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
2.3. Базовые различия организации и рынка. Организация и рынок в различных сферах общественной жизни Сам. работа 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
2.4. Организационное и рыночное сознание Лекции 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
2.5. Организационное и рыночное сознание Практические 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
2.6. Организационное и рыночное сознание Сам. работа 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Организационные структуры
3.1. Структуры на основе распределения ответственности Лекции 7 1 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
3.2. Структуры на основе распределения ответственности Практические 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
3.3. Структуры на основе распределения ответственности Сам. работа 7 12 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
3.4. Централизованные и децентрализованные структуры. Механические и органические структуры Лекции 7 1 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
3.5. Централизованные и децентрализованные структуры. Механические и органические структуры Практические 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
3.6. Централизованные и децентрализованные структуры. Механические и органические структуры Сам. работа 7 12 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Организационная культура
4.1. Понятие организационной культуры. Структурные элементы организационной культуры. Практические аспекты организационной культуры Лекции 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
4.2. Понятие организационной культуры. Структурные элементы организационной культуры. Практические аспекты организационной культуры Практические 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
4.3. Понятие организационной культуры. Структурные элементы организационной культуры. Практические аспекты организационной культуры Сам. работа 7 12 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
4.4. Управление организационной культурой Практические 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
4.5. Управление организационной культурой Лекции 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
4.6. Управление организационной культурой Сам. работа 7 10 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Управление организацией. Управление риском в организациях
5.1. Сущность управления организацией. Роль социологии в изучении управления организацией Лекции 7 1 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
5.2. Сущность управления организацией. Роль социологии в изучении управления организацией Практические 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
5.3. Сущность управления организацией. Роль социологии в изучении управления организацией Сам. работа 7 9 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
5.4. Выявление и оценка рисков Лекции 7 1 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
5.5. Консультации 7 66 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
5.6. Экзамен 7 27 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-2. Способен использовать современные социальные технологии в сфере индивидуальной и коллективной жизни человека в условиях цифрового общества
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного или нескольких ответа)


1. На что первоначально было ориентировано использование технологий?
А) на исследование социальных институтов;
В) на деятельность в экономической сфере;
С) на деятельность в производственной сфере;
D) на деятельность в публичной сфере.
1-С

2. Согласно К. Р. Попперу, ______________вид социальной технологии разрабатывался в качестве методологии социально-реформистской деятельности для решения задач социально-экономического характера:
А) холистский;
В) утопический;
С) частичный;
D) общий.
2-А

3. М. А. Марков выделяет в процессах социальной технологизации следующие процедуры (уберите лишнее):
А) определение цели, которая должна быть реализована в результате применения данной технологии;
В) построение системы критериев для выбора возможных вариантов;
С) выбор оптимального варианта;
D) определение эффективности выбранного варианта.
3-D

4. Когда стало использоваться в науке понятие «социальная технология»?
А) в 30-х гг. XX в.;
В) в 40-х гг. XX в.;
С) в 50-х гг. XX в.;
D) в 60-х гг. XX в.
4-В

5. Кто определил социальную технологию как способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения?
А) В. Н. Иванов и В. И. Патрушев;
В) В.И. Курбатов и О. В. Курбатова;
С) В. Г. Афанасьев;
D) Г. И. Иконникова.
5-А

6. В каком подходе социальные технологии понимаются как инновационный метод оценки и использования социальных объектов, как способ реализации социального проекта?
А) в инструментальном;
В) в эпистемологическом;
С) в деятельностном;
D) в утилитарном.
6-D

7. К характеристикам социальных технологий НЕ относится:
А) гомогенность;
В) научная обоснованность;
С) системность;
D) контролируемость.
7-А

8. Опережающее отражение действительности, создание прообраза объекта, на который направлена деятельность – это:
А) социальное моделирование;
В) социальное прогнозирование;
С) социальное проектирование;
D) социальная диагностика.
8-С

9. Как называется метод, используемый в социальной технологии формирования исторического знания, при котором на определённые исторические периоды, или на целые страны навешивается идеологизированный ярлык?
А) метод большой лжи;
В) метод отрицания оптом;
С) метод гиперболизации и манипуляции цифрами;
D) метод своевременной лжи.
9-В

10. Что НЕ относится к компонентам технологии «мягкой силы»:
А) лоббирование;
В) дипломатия;
С) поддержка частной инициативы;
D) цифровые технологии.
10-А

11. Что НЕ относится к механизмам повышения эффективности технологии «мягкой силы»?
А) анализ ресурсной базы государства;
В) формирование материального и нематериального контента;
С) анализ СМИ;
D) создание информационных каналов.
11-С

12. Объектом социальных технологий в сфере политики НЕ является:
А) межличностные процессы, касающиеся индивидов, групп;
В) политическое сознание масс;
С) социальные классы;
D) нации.
12-А

13. Технология решения психологических задач индивидуальной и коллективной жизни человека предполагает:
А) понимание психологических особенностей и закономерностей формирования основных психических состояний человека;
В) овладение приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности, творческого потенциала;
С) знание психологических приемов и методов, которые применяются на практике;
D) все варианты верны.
13-D

14. В какой период формулировались принципы организации, критерии формирования организационных структур и на систематической основе стали проводиться исследования по теории организации?
А) с 1920–1940 гг.;
В) с 1940–1960 гг.;
С) с 1960–1980 гг.;
14-А

15. Укажите элементы, выделяемые в организационной структуре управления:
Материальная и духовная культура (уберите лишнее):
А) предмет управления;
В) мотивация;
С) уровни управления;
D) объект управления.
15-С


Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» - верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» - верно 50% или менее 50% заданий


Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Технология – это
Ответ: система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

2. Американский философ К. Р. Поппер определил социальные технологии как ___________________
Ответ: способ применения теоретических выводов в практических целях.

3. Кто отмечал, что социальная технология — это своеобразный механизм соединения знаний с условиями их реализации.
Ответ: Г. И. Иконникова.

4. Кто определил социальную технологию как «метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах — качество, свойство, объемы, целостность деятельности и т. п.»
Ответ: В. Н. Иванов и В. И. Патрушев.

5. __________конкретизирует понимание социальных технологий как способа осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения.
Ответ: Н. С. Данакин.

6. Перечислите основные особенности социальных технологий:
Ответ: определенный способ достижения общественных целей; содержание этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности; операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно; эта разработка проводится на основе и с использованием научных знаний; при разработке операций учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность; социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом; социальная технология — элемент человеческой культуры

7. Какой подход рассматривает социальные технологии как средство социальных преобразований, обеспечивающее реализацию научных теорий в практике?
Ответ: инструментальный.

8. Назовите характеристики социальных технологий:
Ответ: научная обоснованность, целенаправленность, системность, алгоритмичность, расчлененность на этапы и операции, последовательность, скоординированность действий, контролируемость, тиражируемость, рациональность, гарантированность результатов.

9. Могут ли внутриличностные процессы быть предметом социальных технологий?
Ответ: да.

10. Могут ли процессы, происходящие внутри группы в организации (н-р, сотрудничество, конфронтация) быть продетом социальных технологий?
Ответ: да.

11. Перечислите основные черты организации как системы
Ответ: наличие сотрудников; наличие общих целей; производство прибавочного продукта; преобразование материалов и ресурсов в процессе осуществляемой деятельности.

12. Находится ли организация как система в зависимости от внешней среды?
Ответ: да.

13. Социально-технологическая деятельность представляет собой систему, объединяющую:
Ответ: социальную диагностику; социальное проектирование; прогнозирование; модерирование; контроль и экспертизу.

14. Включает ли социально-технологическая деятельность социальное консультирование?
Ответ: да.

15. Как называются субъекты и объекты действий, которые участвуют в реализации социальных технологий?
Ответ: социальные структуры, люди

16. Назовите основные виды социальных технологий:
Ответ: социальные технологии формирования исторического знания; социальные технологии «мягкой силы»; социальные технологии управления электоральным поведением; социальные технологии в политике; технологии прогнозирования социально-экономических процессов; технологии психологической помощи.

17. Используется ли в технологии формирования исторического знания метод хронологических смещений?
Ответ: да.

18. Что означает метод «Эффект CNN», который используется в технологии формирования исторического знания?
Ответ: Демонстрация по телевидению потрясающих психику аудитории актуальных событий в реальном времени.

19. Перечислите основные компоненты технологии «мягкой силы»:
Ответ: культура, дипломатия, система государственного управления, система науки и образования, цифровые технологии, поддержка частной инициативы, спортивные достижения, защита окружающей среды.

20. Что является предметом социальных технологий?
Ответ: в политике – внутри и межличностные процессы, касающиеся индивидов, групп, всего человечества.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Предмет социологии организаций.
2. Формирование социологии организаций в рамках теории менеджмента
3. Классическая школа научного управления
4. Основные теоретические направления в социологии организаций
5. Базовые различия организации и рынка
6. Организация и трансакционные издержки
7. Рациональность организации и иррациональность рынка
8. Организация и рынок в различных сферах общественной жизни
9. Цели организаций и рынков
10. Организационное и рыночное сознание
11. Гибридные организационно-рыночные формы
12. Исторические тенденции развития организаций
13. Организация в доиндустриальную и индустриальную эпохи
14. Тенденции развития организаций в постиндустриальную эпоху
15. Уменьшение численности персонала
16. Участие персонала в прибылях организации
17. Демократизация управления организациями
18. Развитие малоуровневых структур управления и организационных сетей
19. Классификация организационных структур
20. Структуры на основе распределения ответственности
21. Организационные процессы
22. Организационная структура и этапы жизненного цикла организации
23. Процессы дифференциации и интеграции, процессы адаптации и контрадаптации
24. Понятие организационной культуры
25. Структурные элементы организационной культуры
26. Практические аспекты организационной культуры
27. Управление организационной культурой
28. Типологии организационной культуры
29. Организационная культура современных российских компаний
30. Сущность управления организацией
31. Функция планирования
32. Сущность и виды планирования
33. Стратегическое планирование
34. Текущее планирование
35. Методы планирования
36. Функция организации
37. Модели управления персоналом
38. Содержание управления персоналом
39. Управление риском в организациях
40. Выявление и оценка рисков

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. На примере вашего города исследуйте имеющиеся разновидности перспективных форм организаций.
2. Охарактеризуйте технологию как структурообразующий фактор в процессе образования организации.
3. Найдите примеры основных стратегий в отношениях организации с внешней средой.
4. Выберите интересующую вас организацию и создайте микропроект данной организации.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Башмаков В. И. Социология управления : учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколов С. В. Социология: учеб. пособие для вузов М.: ФОРУМ, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
- Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности