МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии социальной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Мазайлова Т.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., Профессор , Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Технологии социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Срок действия программы: 2017-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г., д.с.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой Максимова С.Г., д.с.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение студентами как теоретическими знаниями о возможностях использования креативных технологий в социальной работе, так и практическими навыками их применения при работе с разными категориями клиентов социальной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-1.1 Применяет методы диагностики причин, ухудшающие условия жизнедеятельности граждан
ПК-1.2 Использует комплексные подходы оценки потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-2способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-2.1 Определяет технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-2.2 Оформляет документацию, необходимую для предоставления мер социальной защиты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Применяет методы диагностики причин, ухудшающие условия жизнедеятельности граждан
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2: Использует комплексные подходы оценки потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.1: Определяет технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы
1.1. Исторические предпосылки и социальные факторы становления и развития реабилитационных практик Лекции 4 2 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
1.2. Исторические предпосылки и социальные факторы становления и развития реабилитационных практик Практические 4 1 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
1.3. Исторические предпосылки и социальные факторы становления и развития реабилитационных практик Сам. работа 4 8 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
1.4. Социальная реабилитация; цели, задачи, процесс и технология. Составляющие компоненты социальной реабилитации Лекции 4 4 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
1.5. Социальная реабилитация; цели, задачи, процесс и технология. Составляющие компоненты социальной реабилитации Практические 4 2 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
1.6. Социальная реабилитация; цели, задачи, процесс и технология. Составляющие компоненты социальной реабилитации Сам. работа 4 8 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
1.7. Социальная адаптация в процессе социальной реабилитации Лекции 4 2 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
1.8. Социальная адаптация в процессе социальной реабилитации Практические 4 2 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
1.9. Социальная адаптация в процессе социальной реабилитации Сам. работа 4 8 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
1.10. Социальная диагностика в ходе социальной реабилитации Лекции 4 2 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
1.11. Социальная диагностика в ходе социальной реабилитации Практические 4 2 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
1.12. Социальная диагностика в ходе социальной реабилитации Сам. работа 4 6 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
1.13. Социально-трудовая, профессиональная, социально- медицинская, социально-культурная, социально-бытовая реабилитация различных групп населения Лекции 4 4 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
1.14. Социально-трудовая, профессиональная, социально- медицинская, социально-культурная, социально-бытовая реабилитация различных групп населения Практические 4 5 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
1.15. Социально-трудовая, профессиональная, социально- медицинская, социально-культурная, социально-бытовая реабилитация различных групп населения Сам. работа 4 6 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Теоретические основы использования креативных технологий в практике социальной работы
2.1. Теоретические основы использования творческих технологий в социальной реабилитации Лекции 4 2 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
2.2. Теоретические основы творчества Практические 4 2 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
2.3. Творчество и искусство. Сам. работа 4 3 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
2.4. Творчество в практике социальной реабилитации Лекции 4 2 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
2.5. Возможности использования творчества в практике социальной работы Практические 4 2 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
2.6. Художественно-творческие технологии в психосоциальной работе Сам. работа 4 4 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
Раздел 3. Организация различных видов творческой деятельности в практике социальной работы
3.1. Виды творческой деятельности в практике социальной работы Лекции 4 2 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
3.2. Техники изобразительной деятельности в практике социальной работы. Практические 4 2 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
3.3. Изобразительная деятельность в практике социальной работы Сам. работа 4 8 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
3.4. Виды и формы театрального творчества в практике социальной работы. Практические 4 2 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
3.5. Театральное творчество в практике социальной работы Сам. работа 4 8 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
3.6. Творческий проект: комплексное применение художественно-творческих технологий. Практические 4 1 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
3.7. Творческий проект в социальной работе. Сам. работа 4 8 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
3.8. Возможности организации художественно-творческой деятельности в социальных учреждениях Алтайского края. Практические 4 1 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
3.9. Организации художественно-творческой деятельности в учреждениях социальной сферы. Сам. работа 4 8 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4
3.10. Экзамен 4 27 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-2: способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
1. Психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений это
a) психологическая дивергенция
b) психологическая компенсация
c) психологическая интервенция
d) психологическая превенция
2. Данная форма мотивации употребления алкоголя и наркотических веществ проявляется в получении удовлетворения, испытания чувства радости от приема опьяняющих веществ на фоне обычного ровного настроения:
a) атарактическая мотивация
b) гедонистическая мотивация
c) мотивация с гиперактивацией поведения
d) гпсевдокультурная мотивация
3. Совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений, называется:
a) традиции
b) мораль
c) социальная норма
d) уголовное право
4. Группы самопомощи «Анонимные наркоманы», «Анонимные алкоголики» действуют в соответствии с программой:
a) «12 шагов»
b) «16 шагов»
c) «14 шагов»
d) «10 шагов»
5. Социальная работа в условиях мест лишения свободы, называется:
a) пенитенциарная
b) поддерживающая
c) реабилитационная
d) Переучивающая
6. Полным принятием социально одобряемых целей и средств их реализации (по Р.Мертону), называется:
a) конформизм
b) ритуализм
c) ретризм
d) инновация
7. К принципам психопрофилактической работы относится:
a) все варианты верны
b) комплексность
c) позитивность информации
d) массовость
8. Перечислить основные виды профилактики:
a) первичная, вторичная, третичная
b) адаптационная, интеграционная
c) комплексная, системообразующая
d) социальная, педагогическая
9. Направление психологии, предметом изучения которого являлось поведение:
a) бихевиоризм
b) психоанализ
c) гештальтпсихология
d) когнитивная психология
10. Превенция - это:
a) предупреждение, предохранение, предотвращение
b) преступность, алкоголизм и наркомания
c) процесс нарушения равновесия личности и среды
d) процесс адаптации индивида к окружающей среде
11. Что из примеров относится к методам социальной диагностики?
a) интервью, мониторинг, социологический опрос, экспертная оценка, экспертный прогноз, биографический метод
b) психогимнастика, игровая коррекция, игротерапия, арттерапия, диагностический обучающий эксперимент, социально-психологический тренинг
c)
d) превентивный метод, социальная терапия, социодрама, группа поддержки
e) эмпатическое слушание, интерпретация, идентификация, фасилитация, выдвижение гипотез
12. . Ведущим видом деятельности подростка является:
a) учебная деятельность
b) учебно-профессиональная деятельность
c) общение со сверстниками
d) эмоциональное общение
13. Модель взаимоотношений между людьми, играющими роли « спасателя, жертвы и преследователя»
a) Треугольник Карпмана
b) Модель Фрейда
c) Матрица проекции
14. Стадии социальной профилактики
a) Стадия предупреждения, стадия предотвращения, стадия пресечения
b) Стадия актуализации, стадия развития, стадия возврата
c) Стадия прогноза, стадия основная стадия завершения
15. Группа методов социальной профилактики направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п (медико-социальные методы)
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. A
2. А
3. А
4. A
5. А
6. A
7. А
8. A
9. А
10. A
11. A
12. А
13. А
14. A
15. А
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
ПК-1: Способен диагностировать социальные проблемы граждан и социальных групп и определять индивидуальные потребности в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. ГЛАВНЫМ ФАКТОРОМ, КОТОРЫЙ ОПРЕДЕЛЯЕТ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ, ЯВЛЯЕТСЯ:
a) культура
b) биологическая наследственность
c) индивидуальный опыт
d) экономика.
e) Власть
2. Девиантное поведение как результат несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социальной структурой, задающей средства их удовлетворения, рассматривает:
a) Э.Дюркгейм
b) Р. Мертон
c) Т.Селлин
d) И.Гофман
3. Автор биологической теории, связавший преступное поведение человека с его анатомическим строением:
a) Э. Дюркгейм
b) К.Лоренц
c) Ф.Гальтон
d) Ч.Ломброзо
4. 3. Ключевое место в клиентцентрированной психологии К.Роджерса занимает понятие:
a) самоактуализация
b) духовность
c) потребность
d) Ценность
5. Навешивание на личность «ярлыка» – это
a) стигматизация личности
b) депривация личности
c) изоляция личности
d) социализация личности
6. Поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей – это:
a. антисоциальное (делинквентное) поведение
b. асоциальное (аморальное) поведение
c. суицидальное поведение
d. аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение
7. Следование девианта за «приклеенным» ему обществом «ярлыком», стремление оправдать ожидания характеризуют:
a) вторичные девиации
b) осознаваемые девиации
c) неосознаваемые девиации
d) первичные девиации
8. Совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих отклоняющееся поведение – это:
a) детерминация
b) аттитюд
c) девиация
d) депривация
9. Нарушения установленных обществом требований и правил поведения, закрепленных в различных правовых актах (кроме Уголовного кодекса) и влекущих за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия – это:
a) проступки
b) преступления
c) отклонения
d) Деформация
10. Совокупность условий, способствующих преодолению стресса - это:
a) копинг-ресурсы
b) копинг-стратегии
c) защитные механизмы
d) копинг- механизмы
11. Целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью - это:
a) суицидальная попытка
b) суицидальное поведение
c) суицидальное намерение
d) завершенный суицид
12. Нервное расстройство, характеризующееся преднамеренным снижением веса, вызываемым и поддерживаемым самим индивидом, - это
a) анорексия
b) булимия
c) клептомания
d) дипсомания
13. Нарушения поведения, которые квалифицируются на основе правовых норм, обозначаются как:
a) делинквентное
b) аутодеструктивное
c) суицидальное
d) Аддиктивное
14. Социально обусловленный вид непатологических отклонений в психическом развитии:

a) педагогическая запущенность;
b) социальная депривация;
c) патохарактерологическое формирование личности
d) краевая психопатия
15 .Форма отклоняющегося поведения, характеризующаяся стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или фиксации на определенных видах деятельности, это:
a) Аддиктивное поведение
b) Компульсивное поведение
c) Деликвентное поведение
d) Саморазрушающее поведение
.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. A
2. А
3. А
4. A
5. А
6. A
7. А
8. A
9. А
10. A
11. A
12. А
13. А
14. A
15. А
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Возвращение или укрепление социальных связей, усвоение индивидом ценностей и норм, отличающихся от усвоенных им ранее, вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им. (Ресоциализация)
2. сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата. (Социальная профилактика )
3. Медико-социальное просвещение относится к группе медико-социальных методов социально鬬¬¬¬¬¬¬¬¬¬_________________( профилактики)
4. Пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж – это методы медико-социальной профилактики? (да)
5. Социальный контроль относится к группе ____________________ методов социальной профилактики (Организационно-административные)
6. социальный надзор относится к группе ____________________ методов социальной профилактики (Организационно-административные)
7. Группа методов социальной профилактики направленные на создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базы, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование, и ряд других (Организационно-административные)
8. Группа методов социальной профилактики направленные разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п. (Правовые методы)
9. Такой метод социальной профилактики как правовые санкции, относится к ____________ методам профилактики (правовым).
10. Правовое просвящение относится к группе правовых методов социальной профилактики (да)
11. Группа методов социальной профилактики направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п. (Экономические)
12. Группа методов социальной профилактики создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках (Политические)
13. Метод экономической профилактики такой как экономическая поддержка направленный на профилактику явления экономическое положение человека или социальной группы, при котором он не может удовлетворить минимальные потребности. Что это за положение (бедность)
14. Совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера (Социальная профилактика)
15. В.В. Бойко определял эту характеристику отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний и поступков партнеров по взаимодействию (Коммуникативная толерантность)
16. Модель поведения, система предписаний, которых должен придерживаться индивид, чтобы его признали соответствующим определенному возрасту (возрастная поведенческая норма)
17. Направление воспитательно-профилактической работы с девиантными подростками, цель которого проведение лекций, бесед, распространения литературы или телефильмов, чтобы воздействовать на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений
(информирование, информационное)
18. Как называется Готовность и способность человека приспосабливаться к различным жизненным ситуациям (является признаком гармоничных характерологических черт) (адаптивность)
19. Метод восстановления утраченных способностей, качеств, система, свойств, с помощью медико-педагогических, социально-культурных, психологических, медицинских мер, направленных на включение человека в социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его возможностей (реабилитация)
20. Исторически сложившиеся в конкретном обществе пределы, меры, образцы допустимого (дозволенного) поведения, деятельности социальных групп, социальных организаций (норма, социальная норма)
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Возвращение или укрепление социальных связей, усвоение индивидом ценностей и норм, отличающихся от усвоенных им ранее, вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им. (Ресоциализация)
2. сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата. (Социальная профилактика )
3. Медико-социальное просвещение относится к группе медико-социальных методов социально鬬¬¬¬¬¬¬¬¬¬_________________( профилактики)
4. Пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж – это методы медико-социальной профилактики? (да)
5. Социальный контроль относится к группе ____________________ методов социальной профилактики (Организационно-административные)
6. социальный надзор относится к группе ____________________ методов социальной профилактики (Организационно-административные)
7. Группа методов социальной профилактики направленные на создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базы, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование, и ряд других (Организационно-административные)
8. Группа методов социальной профилактики направленные разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п. (Правовые методы)
9. Такой метод социальной профилактики как правовые санкции, относится к ____________ методам профилактики (правовым).
10. Правовое просвящение относится к группе правовых методов социальной профилактики (да)
11. Группа методов социальной профилактики направленные– формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся методы образования, воспитания и просвещения. (Педагогические)
12. Воспитание – относится к группе _________________ методов (педагогических)
13. Группа методов социальной профилактики направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п. (Экономические)
14. Группа методов социальной профилактики создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках (Политические)
15. Метод экономической профилактики такой как экономическая поддержка направленный на профилактику явления экономическое положение человека или социальной группы, при котором он не может удовлетворить минимальные потребности. Что это за положение (бедность)
16. Совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера (Социальная профилактика)
17. В.В. Бойко определял эту характеристику отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний и поступков партнеров по взаимодействию (Коммуникативная толерантность)
18. Модель поведения, система предписаний, которых должен придерживаться индивид, чтобы его признали соответствующим определенному возрасту (возрастная поведенческая норма)
19. Направление воспитательно-профилактической работы с девиантными подростками, цель которого проведение лекций, бесед, распространения литературы или телефильмов, чтобы воздействовать на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений
(информирование, информационное)
20. Как называется Готовность и способность человека приспосабливаться к различным жизненным ситуациям (является признаком гармоничных характерологических черт) (адаптивность)
21. Метод восстановления утраченных способностей, качеств, система, свойств, с помощью медико-педагогических, социально-культурных, психологических, медицинских мер, направленных на включение человека в социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его возможностей (реабилитация)
22. Исторически сложившиеся в конкретном обществе пределы, меры, образцы допустимого (дозволенного) поведения, деятельности социальных групп, социальных организаций (норма, социальная норма)


Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Социальная реабилитация как технология социальной работы.
2. Социальная реабилитация: цели, задачи, принципы
3. Объекты социально-реабилитационной деятельности
4. Функции социальной реабилитации
5. Взаимодействие специалиста по социальной работе с другими специалистами в процессе социальной реабилитации
6. Исторические предпосылки развития и становления социальной реабилитации как технологии помощи клиенту
7. Групповые и индивидуальные формы социальной реабилитации
8. Программа реабилитации: сущность, особенности разработки
9. Взаимосвязь социальной реабилитации и социальной диагностики
10. Взаимосвязь социальной реабилитации и профилактики
11. Взаимосвязь социальной реабилитации и социальной адаптации
12. Взаимосвязь социальной реабилитации и социальной терапии
13. Взаимосвязь социальной реабилитации и социальной экспертизы
14. Социально-культурная реабилитация: сущность, цели, задачи
15. Социально-бытовая реабилитация: сущность, цели, задачи
16. Социально-медицинская реабилитация: сущность, цели, задачи
17. Социально-психологическая реабилитация: сущность, цели, задачи
18. Субъекты социальной реабилитации
19. Реабилитационное пространство: понятие и роль в процессе реабилитации
20. Реабилитационный прогноз
21. Реабилитационный потенциал
22. Индивидуальная реабилитация: сущность, особенности применения
23. Групповая реабилитация: сущность, особенности применения
24. Креативные технологии реабилитации: сущность, специфика использования
25. Методы игровой терапии
26. Сказкотерапия: сущность, специфика применения
27. Танцетерапия: сущность, специфика применения.
28. Гарденотеряпи: сущность, специфика применения
29. Музыкотерапия: сущность, специфика применения
30. Технологи арт-терапии в работе с клиентами
31. Тестоплатика: сущность, особенности использования
32. Изо - технологии: сущность, цель, особенности применения
33. Характеристики основных субъектов социальной реабилитации
34. Медико-социальная экспертиза в социальной реабилитации человека
35. Профессиональная и трудовая реабилитация

Процедура проведения:
Зачет (экзамен) проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос

Оценивание ответа на экзамене (зачете)
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.

Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (незачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Медведевой Е.А. АРТПЕДАГОГИКА И АРТТЕРАПИЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Кононова Л. И., Холостова Е. И. ; Отв. ред. Кононова Л. И., Холостова Е. И. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.3 Приступа Е.Н. - отв. ред. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Нагорнова А.Ю. ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Юрайт. Электронная библиотека, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Приступа Е.Н. - отв. ред. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Яргина Ю. В. Технологии социальной работы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ, 2017 biblioclub.ru
Л2.4 Павленок Петр Денисович Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие ИНФРА-М, 2018 znanium.com
Л2.5 АлтГУ, Фак. социологии, Каф. соц. работы Психология социальной работы. Социальная работа в кризисных ситуациях: учеб.-метод. пособие по изучению курсов Изд-во АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.6 АлтГУ Инновационные практики социальной работы [Электронный ресурс]: коллективная монография АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.aksp.ru (Главное Управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне)
Э2 курс в мудле portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, выполнить все практические задания, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.).
Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала.
3. Семинарское занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия.
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии).
На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте рассмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Выполнение заданий для самостоятельной работы необходимо для успешного освоения курса.