Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.02. Социальная работа |
Профиль | Социальная работа в сфере социальной защиты населения |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_02_СР-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 27.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Максимова С.Г., д.с.н., профессор
1.1. | Ознакомление студентов с концептуальными основами квалитологии и социальной квалиметрии, стандартизации социального обслуживания населения, оценки качества социальных услуг; нормативно-правовыми основами, регламентирующими качество социальных услуг, а также конкретно применяемыми методами, способами и приемами оценки качества социальных услуг. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4 |
ОПК-4 | Способен к использованию, контролю и оценке методов и приемов осуществления профессиональной деятельности в сфере социальной работы |
ОПК-4.1 | Применяет основные методы и приемы профессиональной деятельности в сфере социальной работы |
ОПК-4.2 | Оценивает эффективность применения конкретных методов и приемов профессиональной деятельности в сфере социальной работы |
ОПК-4.3 | Применяет методы контроля в профессиональной деятельности в сфере социальной работы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Применяет основные методы и приемы профессиональной деятельности в сфере социальной работы |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Оценивает эффективность применения конкретных методов и приемов профессиональной деятельности в сфере социальной работы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Применяет методы контроля в профессиональной деятельности в сфере социальной работы |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методологические основы социальной квалиметрии | ||||||
1.1. | Социальная квалиметрия в системе квалитологии | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Социальная квалиметрия в системе наук. Исследователи в области качества | Практические | 8 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Понятие квалиметрии, социальные измерения. Социальная квалиметрия и социология, метрология | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Социальная квалиметрия и социальная работа | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Многоаспектность категории качества. Качество услуги, качество процесса социального обслуживания. | Практические | 8 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.6. | Социальная квалиметрия: основные направления, методы и технологии | Сам. работа | 8 | 5 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Стандартизация социального обслуживания населения | ||||||
2.1. | Развитие стандартизации в России | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.2. | Стандартизация социального обслуживания в России: история и современность. | Практические | 8 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.3. | Разработка и утверждение национальных стандартов и стандартов организаций | Сам. работа | 8 | 5 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.4. | Нормативно-правовые основы стандартизации | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.5. | Цели, принципы стандартизации в РФ. Объекты и уровни стандартизации. | Практические | 8 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.6. | Документы в области стандартизации | Сам. работа | 8 | 5 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.7. | Национальные стандарты и стандарты организаций | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.8. | Национальные стандарты и стандарты организаций. Международные и отечественные стандарты качества. Стандарты социального обслуживания | Практические | 8 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.9. | Особенности оказания социальных услуг и их стандартизации | Сам. работа | 8 | 5 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
Раздел 3. Оценка качества социальных услуг | ||||||
3.1. | Качество социальных услуг: сущность, критерии и показатели оценки | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Требования к оценке качества услуг. Показатели качества услуг | Практические | 8 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Показатели оценки качества социальных услуг | Сам. работа | 8 | 7 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.4. | Инструментарий оценки качества социальных услуг | Лекции | 8 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.5. | Инструментарий оценки качества социальных услуг. «Независимая оценка» как инструмент повышения эффективности деятельности организаций социального обслуживания в части предоставления социальных услуг | Практические | 8 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.6. | Подтверждение соответствия как инструмент оценки соотвтествия социального обслуживания требованиям стандартов | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.7. | Экзамен | 8 | 27 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»https://portal.edu.asu.ru/mod/lesson/edit.php?id=91100 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен к использованию, контролю и оценке методов и приемов осуществления профессиональной деятельности в сфере социальной работы ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1.Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются правила осуществления и характеристики выполнения работ или оказания услуг (Выберите один ответ): a. национальный стандарт b. административный регламент c. договор d. профессиональный стандарт ответ: а 2.Применительно к процессу социального обслуживания можно выделить следующие объекты стандартизации (Выберите один или несколько ответов): a. качество услуг b. виды услуг c. объемы услуг d. документация e. требования к персоналу f. условия обслуживания g. все выше перечисленные варианты ответ: g 3.Как соотносятся понятия «стандарт – качество» (Выберите один ответ): a. тождественны b. равны c. не равны ответ: c 4. Технический комитет по стандартизации – это… a. группа исследователей, изучающая проблемы в области стандартизации b. группа экспертов, осуществляющая государственный надзор за соблюдением существующих стандартов в РФ c. объединение специалистов, заинтересованных организаций, создаваемое на добровольной основе для разработки национальных стандартов ответ: с 5. Особенности социальной услуги: (Выберите один или несколько ответов) a. социальная услуга – это продукт не только исполнителя, но и потребителя b. сохраняемость услуги c. несохраняемость услуги d. неосязаемость e. социальную услугу не всегда можно оценить только положительно f. непостоянство качества социальной услуги ответ: а, с 6. Укажите укрупненные виды социальных услуг, обозначенные в национальном стандарте ГОСТ Р 52143-2021. (Выберите один или несколько ответов) a. социально-педагогические b. социально-психологические c. юридические d. социально-правовые e. социально-медицинские f. социально-бытовые h. медицинские ответ а,b,d,e,f 7. Квалиметрия – это (Выберите один ответ) a. наука, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества продукции или услуги b. наука, изучающая и реализующая методы измерения социума c. наука, занимающаяся разработкой научных основ и методов управления социальными явлениями d. наука, занимающаяся исследованием природы человека ответ а, 8. Автор циклически повторяющегося процесса принятия решения, используемого в управлении качеством является ...(Выберите один ответ) a. Форд Г. b. Фейгенбаум А. c. Маслоу А. d. Деминг Э. ответ d 9. Услуга как объект государственной стандартизации была впервые введена в государственную систему стандартизации в РФ в: (Выберите один ответ) a. 1992 г. b. 2000 г. c. 2010 г. d. 2020 г. ответ а 10. Согласны ли Вы с тем, что мнение получателей о качестве условий оказания услуг изучаются с помощью методов: анкетирование, интервьюирование, телефонный опрос, интернет-опрос, в том числе на официальном сайте организации? a. да b. нет ответ а 11. Согласны ли Вы с тем, что в ходе независимой оценки качества оцениваются официальные сайты учреждений социального обслуживания? a. да b. нет ответ а 12. Согласны ли Вы с тем, что в ходе независимой оценки качества оцениваются информационные стенды в помещениях учреждений социального обслуживания? a. да b. нет ответ а 13. Согласны ли Вы с тем, что профессиональный стандарт специалиста по социальной работе имеет обязательный характер применения? a. да b. нет ответ: а 14.Согласны ли Вы с тем, что Национальные стандарты (ГОСТ Р) имеют добровольный характер применения? a. да b. нет ответ: а 15. Согласны ли Вы с тем, что стандарт предоставления услуги, содержащийся в Административном регламенте предоставления государственной услуги, имеет обязательный характер применения? a. да b. нет ответ: а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. В России начала XXI века стратегически актуальной стала проблематика социальной квалитологии – науки и практики осуществления оценки __________ общественного и личностного развития, определения социальной эффективности реформ, их коррекции с учетом результатов, выработки новых стратегий, направлений социального развития общества и человека, оптимизации функционирования общественных институтов. ответ: качества 2. Квалитология в современном обществе в условиях его масштабного усложнения и роста динамики развития, как комплексная система научного знания о качестве, его оценке, активно стимулирует совершенствование _________________ - науки, образовательной и социально-технологической практики мониторинга качества социальной реальности, социальных качеств человека и общества, пространства их бытия. ответ: социальной квалиметрии 3. Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества разного рода объектов сформировалась в конце---------- ответ: 1960-х годов 4. .Современные исследователи выделяют определенные походы к определению задач квалиметрии. Во-первых, это анализ проблем квалиметрии только с целью комплексной оценки, построения интегрированного показателя качества, то есть создания обоснованных, корректных методов свертывания, «сжатия» показателей, отдельных частных оценок в обобщенную, комплексную ___________объекта (его отдельные свойства). ответ: характеристику 5. Средством измерения, обеспечивающим воспроизведение и хранение единицы измерения, а так же передачу её размера нижестоящим по проверочной схеме, является__________. Это точная мера или точный измерительный прибор, служащие для воспроизведения, хранения и передачи единицы измерения какой-либо величины. ответ: эталон 6. Квалитология объединяет содержательно и квалиметрию, и метрологию, и научное обеспечение мониторинга количественных и ______________-измерений параметров духовной и материальной жизни. В соответствии с этим метрологию можно рассматривать как науку об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и требуемой точности. ответ: качественных 7. Объект ______________- продукция, работы, услуги, процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты. Ответ: стандартизации 8. Стандартизация___________ - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на повышение конкурентоспособности услуг. Ответ: услуг 9. Национальный __________________- документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации. Ответ: стандарт 10. Стандарт __________________ - документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг. Ответ: организации 11. Нематериальная _____________ направлена на удовлетворение социально-культурных потребностей потребителя, среди которых здоровье человека, образование, информация, культура, духовные ценности; ее результатом выступает измененное состояние самого человека. ответ: услуга 12. К 2023 году в России действует более __ Национальных стандарта социального обслуживания. ответ: 30 13. В стандарте ГОСТ Р 52142-2021 установлены основные положения, определяющие качество _____________услуг. ответ: социальных 14. В Великобритании создана специальная инспекция социальных служб для совершенствования стандартов и повышения качества оказываемых услуг, повышения эффективности работы, гарантии безопасности жизни и ____________ потребителей услуг. ответ: здоровья 15. Особенностью социального обслуживания за рубежом является участие клиентов и лиц, ухаживающих за ними, в подборе персонала, разработке штатного расписания, определении круга производственных обязанностей, оценке работы персонала социальных служб потребителями, которая проводится один раз в _____ месяцев. Ответ: шесть (6) 16. В настоящее время исследователи в области управления качеством выделяют определенную ______________ показателей качества, применяемых при оценке качества продукции различных видов. Ответ: классификацию 17. Показатели качества социальных услуг можно рассматривать, с точки зрения ___________________(субъектов, потребляющих услугу). Ответ: потребителей 18. Первоначальной классификацией показателей и критериев ____________ является, согласно ИСО 9004.2, дифференциация количественных и качественных характеристик услуг. Ответ: качества услуг 19. В настоящее время исследователи в области управления качеством выделяют определенную ____________ показателей качества, применяемых при оценке качества продукции различных видов. Ответ: классификацию 20. Показатели качества социальных услуг можно рассматривать, с точки зрения _______________ (субъектов, потребляющих услугу). Ответ: потребителей КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамена по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е. В. Крысова | Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учебное пособие | Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.2 | И. С. Романычев, Н. Н. Стрельникова, Л. В. Топчий и др. | Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учебник для бакалавров | М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ю.П. Зубков, Ю.Н. Берновский, А.Г. Зекунов и др. ред. В.М. Мишина | Основы стандартизации, метрологии и сертификации: | Москва : Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Крылова, Г.Д. | Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник | Москва : Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Стандартизация продукции, процессов и услуг: учебно-практическое пособие | Москва : АСМС, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136767 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ | www.rosmintrud.ru | ||
Э2 | Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения Алтайского края | www.aksp.ru | ||
Э3 | Официальный католог национальных стандаров (Ростехрегулирование) | protect.gost.ru | ||
Э4 | Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (доступно из корпоративной сети Алтайского государственного университета) | portal.edu.asu.ru | ||
Э5 | Сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) | www.gost.ru | ||
Э6 | Журнал «Стандарты и качество» | ria-stk.ru | ||
Э7 | Сайт Интернет-версии системы Гарант | iv.garant.ru | ||
Э8 | Курс в Moodle «Социальная квалитология, стандартизация и оценка качества социальных услуг» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
511Д | лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц. |
415Д | специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятия |