МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная квалитология, стандартизация и оценка качества социальных услуг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Калинина Ю.А.;к.с.н., доцент, Антонович И.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная квалитология, стандартизация и оценка качества социальных услуг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г., д.с.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Максимова С.Г., д.с.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с концептуальными основами квалитологии и социальной квалиметрии, стандартизации социального обслуживания населения, оценки качества социальных услуг; нормативно-правовыми основами, регламентирующими качество социальных услуг, а также конкретно применяемыми методами, способами и приемами оценки качества социальных услуг.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен к использованию, контролю и оценке методов и приемов осуществления профессиональной деятельности в сфере социальной работы
ОПК-4.1 Применяет основные методы и приемы профессиональной деятельности в сфере социальной работы
ОПК-4.2 Оценивает эффективность применения конкретных методов и приемов профессиональной деятельности в сфере социальной работы
ОПК-4.3 Применяет методы контроля в профессиональной деятельности в сфере социальной работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Применяет основные методы и приемы профессиональной деятельности в сфере социальной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.Оценивает эффективность применения конкретных методов и приемов профессиональной деятельности в сфере социальной работы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Применяет методы контроля в профессиональной деятельности в сфере социальной работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы социальной квалиметрии
1.1. Социальная квалиметрия в системе квалитологии Лекции 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Социальная квалиметрия в системе наук. Исследователи в области качества Практические 8 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Понятие квалиметрии, социальные измерения. Социальная квалиметрия и социология, метрология Сам. работа 8 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Социальная квалиметрия и социальная работа Лекции 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Многоаспектность категории качества. Качество услуги, качество процесса социального обслуживания. Практические 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Социальная квалиметрия: основные направления, методы и технологии Сам. работа 8 5 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Стандартизация социального обслуживания населения
2.1. Развитие стандартизации в России Лекции 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.2. Стандартизация социального обслуживания в России: история и современность. Практические 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.3. Разработка и утверждение национальных стандартов и стандартов организаций Сам. работа 8 5 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.4. Нормативно-правовые основы стандартизации Лекции 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.5. Цели, принципы стандартизации в РФ. Объекты и уровни стандартизации. Практические 8 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.6. Документы в области стандартизации Сам. работа 8 5 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.7. Национальные стандарты и стандарты организаций Лекции 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.8. Национальные стандарты и стандарты организаций. Международные и отечественные стандарты качества. Стандарты социального обслуживания Практические 8 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.9. Особенности оказания социальных услуг и их стандартизации Сам. работа 8 5 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Оценка качества социальных услуг
3.1. Качество социальных услуг: сущность, критерии и показатели оценки Лекции 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Требования к оценке качества услуг. Показатели качества услуг Практические 8 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Показатели оценки качества социальных услуг Сам. работа 8 7 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Инструментарий оценки качества социальных услуг Лекции 8 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Инструментарий оценки качества социальных услуг. «Независимая оценка» как инструмент повышения эффективности деятельности организаций социального обслуживания в части предоставления социальных услуг Практические 8 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.6. Подтверждение соответствия как инструмент оценки соотвтествия социального обслуживания требованиям стандартов Сам. работа 8 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.7. Экзамен 8 27 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»https://portal.edu.asu.ru/mod/lesson/edit.php?id=91100
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-4: Способен к использованию, контролю и оценке методов и приемов осуществления профессиональной деятельности в сфере социальной работы

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются правила осуществления и характеристики выполнения работ или оказания услуг (Выберите один ответ):
a. национальный стандарт
b. административный регламент
c. договор
d. профессиональный стандарт
ответ: а
2.Применительно к процессу социального обслуживания можно выделить следующие объекты стандартизации (Выберите один или несколько ответов):
a. качество услуг
b. виды услуг
c. объемы услуг
d. документация
e. требования к персоналу
f. условия обслуживания
g. все выше перечисленные варианты
ответ: g
3.Как соотносятся понятия «стандарт – качество» (Выберите один ответ):
a. тождественны
b. равны
c. не равны
ответ: c
4. Технический комитет по стандартизации – это…
a. группа исследователей, изучающая проблемы в области стандартизации
b. группа экспертов, осуществляющая государственный надзор за соблюдением существующих стандартов в РФ
c. объединение специалистов, заинтересованных организаций, создаваемое на добровольной основе для разработки национальных стандартов
ответ: с
5. Особенности социальной услуги: (Выберите один или несколько ответов)
a. социальная услуга – это продукт не только исполнителя, но и потребителя
b. сохраняемость услуги
c. несохраняемость услуги
d. неосязаемость
e. социальную услугу не всегда можно оценить только положительно
f. непостоянство качества социальной услуги
ответ: а, с
6. Укажите укрупненные виды социальных услуг, обозначенные в национальном стандарте ГОСТ Р 52143-2021. (Выберите один или несколько ответов)
a. социально-педагогические
b. социально-психологические
c. юридические
d. социально-правовые
e. социально-медицинские
f. социально-бытовые
h. медицинские
ответ а,b,d,e,f
7. Квалиметрия – это (Выберите один ответ)
a. наука, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества продукции или услуги
b. наука, изучающая и реализующая методы измерения социума
c. наука, занимающаяся разработкой научных основ и методов управления социальными явлениями
d. наука, занимающаяся исследованием природы человека
ответ а,
8. Автор циклически повторяющегося процесса принятия решения, используемого в управлении качеством является ...(Выберите один ответ)
a. Форд Г.
b. Фейгенбаум А.
c. Маслоу А.
d. Деминг Э.
ответ d
9. Услуга как объект государственной стандартизации была впервые введена в государственную систему стандартизации в РФ в: (Выберите один ответ)
a. 1992 г.
b. 2000 г.
c. 2010 г.
d. 2020 г.
ответ а
10. Согласны ли Вы с тем, что мнение получателей о качестве условий оказания услуг изучаются с помощью методов: анкетирование, интервьюирование, телефонный опрос, интернет-опрос, в том числе на официальном сайте организации?
a. да
b. нет
ответ а
11. Согласны ли Вы с тем, что в ходе независимой оценки качества оцениваются официальные сайты учреждений социального обслуживания?
a. да
b. нет
ответ а
12. Согласны ли Вы с тем, что в ходе независимой оценки качества оцениваются информационные стенды в помещениях учреждений социального обслуживания?
a. да
b. нет
ответ а
13. Согласны ли Вы с тем, что профессиональный стандарт специалиста по социальной работе имеет обязательный характер применения?
a. да
b. нет
ответ: а
14.Согласны ли Вы с тем, что Национальные стандарты (ГОСТ Р) имеют добровольный характер применения?
a. да
b. нет
ответ: а
15. Согласны ли Вы с тем, что стандарт предоставления услуги, содержащийся в Административном регламенте предоставления государственной услуги, имеет обязательный характер применения?
a. да
b. нет
ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В России начала XXI века стратегически актуальной стала проблематика социальной квалитологии – науки и практики осуществления оценки __________ общественного и личностного развития, определения социальной эффективности реформ, их коррекции с учетом результатов, выработки новых стратегий, направлений социального развития общества и человека, оптимизации функционирования общественных институтов.
ответ: качества
2. Квалитология в современном обществе в условиях его масштабного усложнения и роста динамики развития, как комплексная система научного знания о качестве, его оценке, активно стимулирует совершенствование _________________ - науки, образовательной и социально-технологической практики мониторинга качества социальной реальности, социальных качеств человека и общества, пространства их бытия.
ответ: социальной квалиметрии
3. Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества разного рода объектов сформировалась в конце----------
ответ: 1960-х годов
4. .Современные исследователи выделяют определенные походы к определению задач квалиметрии. Во-первых, это анализ проблем квалиметрии только с целью комплексной оценки, построения интегрированного показателя качества, то есть создания обоснованных, корректных методов свертывания, «сжатия» показателей, отдельных частных оценок в обобщенную, комплексную ___________объекта (его отдельные свойства).
ответ: характеристику
5. Средством измерения, обеспечивающим воспроизведение и хранение единицы измерения, а так же передачу её размера нижестоящим по проверочной схеме, является__________. Это точная мера или точный измерительный прибор, служащие для воспроизведения, хранения и передачи единицы измерения какой-либо величины.
ответ: эталон
6. Квалитология объединяет содержательно и квалиметрию, и метрологию, и научное обеспечение мониторинга количественных и ______________-измерений параметров духовной и материальной жизни. В соответствии с этим метрологию можно рассматривать как науку об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и требуемой точности.
ответ: качественных
7. Объект ______________- продукция, работы, услуги, процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты.
Ответ: стандартизации
8. Стандартизация___________ - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на повышение конкурентоспособности услуг.
Ответ: услуг
9. Национальный __________________- документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.
Ответ: стандарт
10. Стандарт __________________ - документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Ответ: организации

11. Нематериальная _____________ направлена на удовлетворение социально-культурных потребностей потребителя, среди которых здоровье человека, образование, информация, культура, духовные ценности; ее результатом выступает измененное состояние самого человека.
ответ: услуга
12. К 2023 году в России действует более __ Национальных стандарта социального обслуживания.
ответ: 30
13. В стандарте ГОСТ Р 52142-2021 установлены основные положения, определяющие качество _____________услуг.
ответ: социальных
14. В Великобритании создана специальная инспекция социальных служб для совершенствования стандартов и повышения качества оказываемых услуг, повышения эффективности работы, гарантии безопасности жизни и ____________ потребителей услуг.
ответ: здоровья
15. Особенностью социального обслуживания за рубежом является участие клиентов и лиц, ухаживающих за ними, в подборе персонала, разработке штатного расписания, определении круга производственных обязанностей, оценке работы персонала социальных служб потребителями, которая проводится один раз в _____ месяцев.
Ответ: шесть (6)
16. В настоящее время исследователи в области управления качеством выделяют определенную ______________ показателей качества, применяемых при оценке качества продукции различных видов.
Ответ: классификацию
17. Показатели качества социальных услуг можно рассматривать, с точки зрения ___________________(субъектов, потребляющих услугу).
Ответ: потребителей
18. Первоначальной классификацией показателей и критериев ____________ является, согласно ИСО 9004.2, дифференциация количественных и качественных характеристик услуг.
Ответ: качества услуг
19. В настоящее время исследователи в области управления качеством выделяют определенную ____________ показателей качества, применяемых при оценке качества продукции различных видов.
Ответ: классификацию
20. Показатели качества социальных услуг можно рассматривать, с точки зрения _______________ (субъектов, потребляющих услугу).
Ответ: потребителей

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамена по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. В. Крысова Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учебное пособие Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 И. С. Романычев, Н. Н. Стрельникова, Л. В. Топчий и др. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учебник для бакалавров М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю.П. Зубков, Ю.Н. Берновский, А.Г. Зекунов и др. ред. В.М. Мишина Основы стандартизации, метрологии и сертификации: Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Стандартизация продукции, процессов и услуг: учебно-практическое пособие Москва : АСМС, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136767 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ www.rosmintrud.ru
Э2 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения Алтайского края www.aksp.ru
Э3 Официальный католог национальных стандаров (Ростехрегулирование) protect.gost.ru
Э4 Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (доступно из корпоративной сети Алтайского государственного университета) portal.edu.asu.ru
Э5 Сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) www.gost.ru
Э6 Журнал «Стандарты и качество» ria-stk.ru
Э7 Сайт Интернет-версии системы Гарант iv.garant.ru
Э8 Курс в Moodle «Социальная квалитология, стандартизация и оценка качества социальных услуг» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятия