МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория креативности и социальные инновации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 23
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 23 23 23 23
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
старший преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория креативности и социальные инновации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 20182025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г., д.с.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Максимова С.Г., д.с.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение студентами основных знаний об проблемах социальной инноватики, формировании новых подходов к их решению через использование в своей деятельности креативного мышления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-2.1 Определяет технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-2.2 Оформляет документацию, необходимую для предоставления мер социальной защиты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1: Определяет технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.1: Определяет технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.1: Определяет технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория творчества и креативности
1.1. Креативность: понятие, происхождение, виды, принципы. Основные теории креативности. Способы и приемы раскрытия креативности в личности Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Этапы творческого процесса. Виды креативности Практические 6 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.3. Этапы творческого процесса. Виды креативности Сам. работа 6 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.4. Основные теории креативности. Способы и приемы раскрытия креативности в личности Сам. работа 6 5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.5. Теоретические основы социальной инноватики. Принципы, методы и виды инновационных процессов в социальной сфере Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.6. Метод "мандала" как диагностика и катализатор творческого потенциала Практические 6 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.7. Теоретические основы социальной инноватики. Принципы, методы и виды инновационных процессов в социальной сфере Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.8. Общая характеристика инновационной системы. Структура инновации в социальной работе Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.9. Общая характеристика инновационной системы. Структура инновации в социальной работе Практические 6 6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.10. Общая характеристика инновационной системы. Структура инновации в социальной работе Сам. работа 6 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.11. Креативность в социальных инновациях: теоретико-методологические основания Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.12. Креативность в социальных инновациях: теоретико-методологические основания Сам. работа 6 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6272

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Правовое закрепление понятийного аппарата в области инновационной деятельности закреплён в следующем законе :
а) ФЗ № 254 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
б) ФЗ 442 "О социальном обслуживании граждан РФ"
в) ФЗ 125 "О инновационной деятельности"
2. Целевое изменение в функционировании системы, причем в широком смысле это могут быть качественные и (или) количественные изменения в различных сферах и элементах системы - это...
а) Социальные инновации
б) Инновации
в) Нововведение
3. Запланированные целенаправленные комплексные действия предприятия (учреждения) по качественному изменению любого из элементов его бизнеса - это
а) Инновация как процесс
б) Инновация как явление
в) Инновация как вид деятельности
4. Действия, осуществляемые работниками предприятий (учреждений) для последовательного внесения изменений в товары или услуг (технологические процессы, документооборот, действующую организационную структуру, источники сырья и материалов, рынки сбыта и др.) - это
а) Инновация как процесс
б) Инновация как явление
в) Инновация как вид деятельности
5. Материализованные изменения, вызванные реальной или потенциальной потребностью рынка (спросом), обусловленные научно-техническим прогрессом или специально проводимыми научными исследованиям - это
а) Инновация как вид деятельности
б) Инновация как процесс
в) Инновация как явление
6. Верно ли следующее утверждение: Каждому человеку присущи и креативность, и творческие способности.
а) неверно
б) верно
7. Понятие, которое объединяет в себе субъективные и объективные аспекты понимания и оценивания новшества и выражает отношение индивида или общества к результату человеческой деятельности.
а) Новшество
б) Новизна
в) Нововведение
г) Нововведение
8. Элемент или комбинацию элементов, до сих пор неизвестных в рассматриваемой культуре или социальной системе - это
а) Новшество
б) Новизна
в) Инновация
г) Нововведение
9. Деятельность представляет собой процесс разрешения различных социальных проблем на основе использования социальными службами, работниками инноваций - это
а) Технологическая инновация
б) Социально-психологическая инновация
в) Социальная инновация
10. Определите, к какому направлению в понимании творчества относится данное утверждение:
Творчество – это десексуализация, т. е. перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность.
а) Когнитивная теория
б) Психоаналитическая теория
в) Теория развития творческой личности
11. Какого вида творчества НЕ существует?
а) Светского
б) Обыденного
в) Социального
г) Технологического
12. К важнейшим характеристикам инновации специалисты относят:
а) Универсальность
б) Новизну
в) Безопасностью
г) Реализуемость
д) Все выше перечисленное
13. Верно ли, что инновация может быть выражена в товаре, услуге, процессе, деятельности, технологии?
а) верно
б) неверно
14. Деятельность, состоящая в выборе цели инновации, формулировке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и материализации идеи - это:
а) идея
б) инициация
в) замысел
г) новизна
15. Распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках и в новой финансово-экономической ситуации - это:
а) новведение
б) распространение
в) выпуск
г) диффузия

Ответы:

1. а
2. б
3. в
4. а
5. в
6. б
7. б
8. а
9. в
10. б
11. а
12. д
13. а
14. б
15. г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Целевое изменение в функционировании системы, причем в широком смысле это могут быть качественные и (или) количественные изменения в различных сферах и элементах системы - это...
Ответ: Инновации
2. Понятие, которое объединяет в себе субъективные и объективные аспекты понимания и оценивания новшества и выражает отношение индивида или общества к результату человеческой деятельности.
Ответ: новизна
3. Деятельность, представляет собой процесс разрешения различных социальных проблем на основе использования социальными службами, работниками инноваций - это ______________
Ответ: социальная инновация
4. Какие основные элементы включает в себя инновационный процесс?
Ответ: Инициация, Маркетинг инноваций, Выпуск (производство) инноваций, Реализация инноваций, Продвижение инноваций, Оценка экономической эффективности инновации, Диффузия инновации
5. Что является началом инновационного процесса?
Ответ: инициация
6. Что такое диффузия инновации?
Ответ: распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках и в новой финансово-экономической ситуации.
7. Назовите инновационную технологию социальной поддержки малоимущих граждан в Российской Федерации.
Ответ: социальный контракт
8. Какие разновидности новизны существуют?
Ответ: Индивидуальная, локальна, региональная, всемирная
9. Какие два термина в теории инновации являются синонимами?
Ответ: нововведение и инновация
10. Какую инновационную технологию по типу "одного окна" внедрили в процесс оказания социальных и государственных услуг с целью оптимизации и экономии временных затрат клиентов?
Ответ: МФЦ или многофункциональный центр
11. В каком веке появилось понятие инноваций?
Ответ: в XIX вв.
12. Какого принято считать основоположником социологического подхода в теории инноваций?
Ответ: Т. Парсонса.
13. Перечислите виды социальных инноваций.
Ответ: Социально-управленческие; Социально-экономические; Экономические; Организационно-управленческие; Инновации социальной среды; Правовые; Педагогические.
14. Как называют разработчиков новых материальных продуктов; новых технологии; методов деятельности; новых социальных норм?
Ответ: инноваторы
15. ____________ теория творчества А. Адлера рассматривает науку, искусство и другие области культуры как способ компенсации человеком своих недостатков.
Ответ: Компенсационная
16. Какому ученому принадлежит выражение: «Творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения»?
Ответ: А. Маслоу
17. С точки зрения какой теории, способность к творчеству – не талант, а природа человека. Творчество – норма человеческого бытия?
Ответ: Теория развития творческой личности
18.___________________ социальных инноваций являются изменения внешней среды: возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить с помощью традиционных методов; изменения потребностей общества, его членов, необходимость их полного удовлетворения.
Ответ: Источниками
19. В роли _____________ нововведений могут выступать сами работники организаций, то есть непосредственные пользователи, дирекция предприятия или вышестоящие организации.
Ответ: инициатора
20. Характеристика какой функции инновации представлена: "удовлетворение той общественной потребности, ради которой создают и внедряют нововведение"?
Ответ: прагматическая


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1.Понятие "креативности", основные компоненты феномена.
2.Теории креативности: основные подходы, история становления.
3.Методы и формы развития креативности.
4.Личность и креативность: соотношение понятий.
5.Творчество и креативность: основные отличия и сходства.
6.Арт-терапия: основные понятия, сфера применения, типологизация.
7.Типы арт-терапевтических групп.
8.Креативная личность.
9.Соотношения понятий «креатив» и «творчество».
10.Инновации: понятие, виды, функции.
11.Соотношение понятий «новация», «инновация», «изобретение», «нововведение»
12.Теоретические основы социальных инноваций.
13.Социальный проект как основы социальных инноваций.
14.Классификация инновационных процессов.
15.Инноватика: виды, методологические основания.
16.Соотношение понятий "креативность" и "инновация".
17.Этапы творческого процесса.
18.Феномен креативности.
19.Инновационная деятельность как личностная, профессиональная, общественная единица измерения.
20.Закономерности инновационного процесса.
21.Инновационные практики социальной работы с различными группами населения.
22.Инновационное проектирование в социальной работе.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:

1.Перечислите этапы, характеризующие инновационный процесс.
2.Приведите примеры инноваций в социальной сфере.
3.Оцените востребованность предлагаемых инновационных услуг для следующих категорий населения: дети и подростки,члены семей группы риска, лица с ограниченными возможностями всех возрастов, лица пенсионного возраста.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.А. Карлова, Е.А. Ноздренко, И.А. Пантелеева, И.А. Карлов Теория и практика креативной деятельности : Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 О.А. Карлова, Е.А. Ноздренко, И.А. Пантелеева, И.А. Карлов Теория и практика креативной деятельности: Красноярск : Сибирский федеральный университет,, 2012 biblioclub.ru
Л1.3 Черникова, И.В. Социальные инновации: учебное пособие Ставрополь : СКФУ, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ткаченко Н. В. Креативная реклама. Технологии проектирования.: учебное пособие М. :Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Инновационные технологии социального обслуживания населения: практика деятельности социальных служб в процессе модернизации: сборник статей , 2014 biblioclub.ru
Л2.3 И.В. Черникова Социальные инновации: практикум Ставрополь : СКФУ, 2015 biblioclub.ru
Л2.4 Утемов, В.В. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: учебное пособие Киров : АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 сайт "Креативное мышление" http://creativethinking.net/articlesandtechniques/#sthash.bedj1Gsq.dpbs -
Э2 сайт о основные напрвления и методах теории креативности kolesnik.ru
Э3 сайт, посвященный краткому обзору большого количества креативных методик www.mycoted.com
Э4 Курс в системе Moodle "Теория креативности и социальнные инновации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.