МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Семейноцентрированная социальная работа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 74
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 74 74 74 74
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц. наук, зав. кафедрой, Чудова С.Г.

Рецензент(ы):
к.соц. наук, доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Семейноцентрированная социальная работа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2028-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г. д. соц. н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Максимова С.Г. д. соц. н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов системы теоретических знаний об особенностях развития и функционирования семьи как системы, социальной группы и социального института, а также практических навыков семейноцентированной социальной работы социальной работы с семьями различных категорий


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-1.1 Применяет методы диагностики причин, ухудшающие условия жизнедеятельности граждан
ПК-1.2 Использует комплексные подходы оценки потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-2способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-2.1 Определяет технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-2.2 Оформляет документацию, необходимую для предоставления мер социальной защиты
ПК-3способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-3.1 Применяет законодательные и другие нормативные акты федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-3.2 Применяет современные технологии социальной работы, направленные на обеспечения прав человека в сфере социальной защиты и профилактику обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.типы, виды, функции семьи, основные параметры семейной системы и их деформацию, основные положения действующего законодательства, регулирующего вопросы семейной политики и социальной работы с семьей; генезис, дефициты, мишени и ресурсы социальной поддержки различных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять основные дефициты различных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; определять мишени социальной работы с семьей; адекватно оценивать и использовать ресурсы социальной поддержки различных категорий семей на основе семейноцениророванного подхода.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки обстоятельств и индивидуальной потребности различных категорий граждан и семей в социальной поддержке.навыками разработки превентивных программ в отношении различных категорий семей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие семьи, ее функции и типы. Семья и брак. Семья и быт
1.1. Понятие семьи. Семья как малая социальная группа. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Семья как социальный институт. Функции семьи. Типы семьи. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Основные функции семьи и особенности их реализации.Альтернативные браки как реальность современной жизни. Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Подготовка рефератов, слайдовых презентаций Сам. работа 5 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Семья как система. Законы функционирования, основные параметры, деформации.
2.1. Семья как система. Параметры семейной системы. Лекции 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Уровни фукнционирования семейной системы Кластеры параметров семейной системы. Признаки деформации семейно системы и их интерпретация Практические 5 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Подготовка рефератов, слайдовых презентаций Сам. работа 5 19 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Молодая семья как объект социальной политики
3.1. Понятие молодой семьи, критерии молодой семьи.Возрастные этапы молодой семьи: младший супружеский возраст, младший родительский возраст, средний супружеский возраст. Социальный портрет современной молодой семьи. Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Виды молодой семьи. Проблемы молодой семьи. Понятие брачной адаптации и ее виды. Социальная помощь молодой семье Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Подготовка слайдовых презентаций. Вторичный анализ социологических исследований Сам. работа 5 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе (неполные и многодетные семьи; семья, имеющая детей с ограниченными возможностями; социопатогенная и асоциальная семья)
4.1. Понятие многодетной семьи и ее особенности. Основные проблемы современной многодетной семьи: материальное положение, жилищные условия, неполноценное питание, проблемы, связанные с воспитанием и обучением детей. Типы многодетной семьи. Технологии социальной работы с многодетными семьями. Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Понятие неполной семьи и ее особенности. Источники формирования неполных семей. Проблемы неполных семей. Проблемы воспитания и социализации детей в неполных семьях. Особенности социальной работы с неполными семьями. Законодательная база по защите прав и социальной помощи неполным семьям. Понятие многодетной семьи и ее особенности. Основные проблемы современной многодетной семьи. Типы многодетной семьи. Технологии социальной работы с многодетными семьями. Законодательная база по защите прав и социальной помощи многодетным семьям. Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Подготовка социальных проектов, составление аналитических записок, подготовка слайдовых презентаций Сам. работа 5 5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Технологии социальной работы с различными типами семей. Направления социальной защиты семьи, материнства и детства
5.1. Социальная работа и ее роль в жизнедеятельности общества. Социальная работа с семьей в системе социальной защиты населения. Социальная работа с семьей как профессиональная деятельность. Социальная работа с семьями социального риска.Основные задачи и функции специалиста по социальной работе с семьей. Принципы деятельности специалиста по социальной работе с семьей. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Методические основы новых технологий формирования системы социальной поддержки семьи в регионе. Развитие и совершенствование денежных и натуральных выплат семье. Принципы социальной защиты семьи. Модели помощи современной семье. Служба социальной помощи семье. Структура, функции, учреждения. Функции муниципальных образований, общественных организаций, социальных служб (центры по планированию семьи, кризисные центры, реабилитационные центры и т.д.) и их роль в жизнедеятельности общества. Практические 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Подготовка рефератов, докладов, слайдовых презентаций Сам. работа 5 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Нормативно-правовая база функционирования семьи. Совершенствование законодательства в области государственной семейной политики
6.1. Нормативно-правовая база функционирования семьи. Совершенствование законодательства в области государственной семейной политики.Совершенствование законодательства в области государственной семейной политики. Обзор действующего Семейного кодекса РФ по вопросам осуществления родительских прав. Опека (попечительство) над несовершеннолетними. Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Подгготоовка рефератов, обзоров действующего законодательстав, контент анализ региональной нормативно-правовой базы Сам. работа 5 20 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3219

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен диагностировать социальные проблемы граждан и социальных групп и определять индивидуальные потребности граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1 Традиционная моногамная семья характеризовалась:
a) господством мужа;
b) сексуальной свободой жены
ОТВЕТ: а
Вопрос 2 Детность брака в условиях кризиса патриархальной семьи имеет тенденцию к:
a) понижению;
b) повышению;
c) стабилизации;
d) переменной динамике.
ОТВЕТ: а

Вопрос 3 Нуклеарная семья состоит из:
a) супругов с детьми;
b) супругов и без детей;
c) братьев с женами и детьми;
d) трех поколений.
ОТВЕТ: а

Вопрос 4 Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи обеспечивается регенеративной функцией семьи.
a) да
b) нет
ОТВЕТ: а

Вопрос 5 Какой критерий является основанием для признания семьи малообеспеченной?
a) Официальная заработная плата;
b) Все доходы семьи;
c) Среднедушевой доход семьи;
d) Количество детей в семье.
ОТВЕТ: с

Вопрос 6 К основным видам социальной поддержки малообеспеченных семей НЕ относится:
a) Предоставление льгот на поступление в ВУЗ;
b) Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
c) Адресная социальная помощь;
d) Ежемесячное пособие на ребенка.

ОТВЕТ: а

Вопрос 7 К какому уровню власти относится полномочия по поддержке многодетных семей
a) Федеральный
b) Муниципальный
c) Региональный
ОТВЕТ: с

Вопрос 8 Является ли статус малообеспеченности основанием для предоставления социальных услуг
a) Да
b) нет
ОТВЕТ: нет
Вопрос 9

ОТВЕТ:

Вопрос 10 На каком уровне определяется я в РФ статус многодетной семьи?
a) Федеральный
b) Муниципальный
c) Региональный
ОТВЕТ: с

Вопрос 11 Социальное сопровождение это разновидность социальных услуг?
a) да
b) нет
ОТВЕТ: b

Вопрос 12 Есть ли типовой регламент типовой обеспеченности учреждениями социального обслуживания?
a) да
b) нет
ОТВЕТ: b

ОТВЕТ: Срочное социальное обслуживание предполагает заключение договора?
a) да
b) нет
ОТВЕТ: b

Вопрос 13 Взымается плата за социальное обслуживание несовершеннолетних?
a) да
b) нет
ОТВЕТ: b

Вопрос 14 Может ли общественная организация быть поставщиком социальных услуг?
a) да
b) нет
ОТВЕТ: да
Вопрос 15 Может ли семья быть получателем социальных услуг?
a) да
b) нет
ОТВЕТ: b

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.
• «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий;
• «отлично» и- верно выполнено не менее 85% заданий; «хорошо» 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верн6овыпонено 51069% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Опишите социальный портрет молодой семьи, ее структуру и функции.
2. Раскройте молодую семью как объект социальной политики.
3. Перечислите основные направления социальной помощи молодой семье.
4. Назовите меры социальной, экономической и правовой защиты молодых семей.
5. Перечислите социально-экономические проблемы неполной семьи.
6. Опишите особенности социальной работы с семьями, где отсутствует один из родителей.
7. Раскройте специфику процесса социализации детей, живущих в неполной семье.
8. Назовите проблемы многодетной семьи в современной России.
9. Опишите типы многодетных семей и их особенности.
10. Рассмотрите технологии работы с многодетной семьей в России.
11. Перечислите задачи социального работника в помощи многодетной семье.
12. Раскройте специфику социальной работы с многодетной семьей в сельской местности.
13. Опишите социальные проблемы детей с ограниченными возможностями.
14. Рассмотрите социопатогенную семью: проблемы и социальную работу с ней.
15. Опишите проблемы психотерапии супружеских семейных отношений в социопатогенных семьях.
16. Рассмотрите асоциальную семью как объект социальной работы.
17. Опишите проблемы семей, имеющих детей раннего возраста.
18. Рассмотрите государственную семейную политику в РФ: состояние и перспективы.
19. Раскройте влияние религиозных воззрений на семейные отношения и государственную семейную политику в современной России.
20. Опишите технологии социальной работы с семьями социального риска.
Критерии оценивания:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Суждения фрагментарны .
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1 Традиционная моногамная семья характеризовалась:
c) господством мужа;
d) сексуальной свободой жены
ОТВЕТ: а
Вопрос 2 Детность брака в условиях кризиса патриархальной семьи имеет тенденцию к:
e) понижению;
f) повышению;
g) стабилизации;
h) переменной динамике.
ОТВЕТ: а

Вопрос 3 Нуклеарная семья состоит из:
e) супругов с детьми;
f) супругов и без детей;
g) братьев с женами и детьми;
h) трех поколений.
ОТВЕТ: а

Вопрос 4 Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи обеспечивается регенеративной функцией семьи.
c) да
d) нет
ОТВЕТ: а

Вопрос 5 Какой критерий является основанием для признания семьи малообеспеченной?
e) Официальная заработная плата;
f) Все доходы семьи;
g) Среднедушевой доход семьи;
h) Количество детей в семье.
ОТВЕТ: с

Вопрос 6 К основным видам социальной поддержки малообеспеченных семей НЕ относится:
e) Предоставление льгот на поступление в ВУЗ;
f) Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
g) Адресная социальная помощь;
h) Ежемесячное пособие на ребенка.

ОТВЕТ: а

Вопрос 7 К какому уровню власти относится полномочия по поддержке многодетных семей
d) Федеральный
e) Муниципальный
f) Региональный
ОТВЕТ: с

Вопрос 8 Является ли статус малообеспеченности основанием для предоставления социальных услуг
c) Да
d) нет
ОТВЕТ: нет
Вопрос 9

ОТВЕТ:

Вопрос 10 На каком уровне определяется я в РФ статус многодетной семьи?
d) Федеральный
e) Муниципальный
f) Региональный
ОТВЕТ: с

Вопрос 11 Социальное сопровождение это разновидность социальных услуг?
c) да
d) нет
ОТВЕТ: b

Вопрос 12 Есть ли типовой регламент типовой обеспеченности учреждениями социального обслуживания?
c) да
d) нет
ОТВЕТ: b

ОТВЕТ: Срочное социальное обслуживание предполагает заключение договора?
c) да
d) нет
ОТВЕТ: b

Вопрос 13 Взымается плата за социальное обслуживание несовершеннолетних?
c) да
d) нет
ОТВЕТ: b

Вопрос 14 Может ли общественная организация быть поставщиком социальных услуг?
c) да
d) нет
ОТВЕТ: да
Вопрос 15 Может ли семья быть получателем социальных услуг?
c) да
d) нет
ОТВЕТ: b

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.
• «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий;
• «отлично» и- верно выполнено не менее 85% заданий; «хорошо» 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верн6овыпонено 51069% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Опишите социальный портрет молодой семьи, ее структуру и функции.
2. Раскройте молодую семью как объект социальной политики.
3. Перечислите основные направления социальной помощи молодой семье.
4. Назовите меры социальной, экономической и правовой защиты молодых семей.
5. Перечислите социально-экономические проблемы неполной семьи.
6. Опишите особенности социальной работы с семьями, где отсутствует один из родителей.
7. Раскройте специфику процесса социализации детей, живущих в неполной семье.
8. Назовите проблемы многодетной семьи в современной России.
9. Опишите типы многодетных семей и их особенности.
10. Рассмотрите технологии работы с многодетной семьей в России.
11. Перечислите задачи социального работника в помощи многодетной семье.
12. Раскройте специфику социальной работы с многодетной семьей в сельской местности.
13. Опишите социальные проблемы детей с ограниченными возможностями.
14. Рассмотрите социопатогенную семью: проблемы и социальную работу с ней.
15. Опишите проблемы психотерапии супружеских семейных отношений в социопатогенных семьях.
16. Рассмотрите асоциальную семью как объект социальной работы.
17. Опишите проблемы семей, имеющих детей раннего возраста.
18. Рассмотрите государственную семейную политику в РФ: состояние и перспективы.
19. Раскройте влияние религиозных воззрений на семейные отношения и государственную семейную политику в современной России.
20. Опишите технологии социальной работы с семьями социального риска.
Критерии оценивания:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Суждения фрагментарны .
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1 Традиционная моногамная семья характеризовалась:
e) господством мужа;
f) сексуальной свободой жены
ОТВЕТ: а
Вопрос 2 Детность брака в условиях кризиса патриархальной семьи имеет тенденцию к:
i) понижению;
j) повышению;
k) стабилизации;
l) переменной динамике.
ОТВЕТ: а

Вопрос 3 Нуклеарная семья состоит из:
i) супругов с детьми;
j) супругов и без детей;
k) братьев с женами и детьми;
l) трех поколений.
ОТВЕТ: а

Вопрос 4 Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи обеспечивается регенеративной функцией семьи.
e) да
f) нет
ОТВЕТ: а

Вопрос 5 Какой критерий является основанием для признания семьи малообеспеченной?
i) Официальная заработная плата;
j) Все доходы семьи;
k) Среднедушевой доход семьи;
l) Количество детей в семье.
ОТВЕТ: с

Вопрос 6 К основным видам социальной поддержки малообеспеченных семей НЕ относится:
i) Предоставление льгот на поступление в ВУЗ;
j) Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
k) Адресная социальная помощь;
l) Ежемесячное пособие на ребенка.

ОТВЕТ: а

Вопрос 7 К какому уровню власти относится полномочия по поддержке многодетных семей
g) Федеральный
h) Муниципальный
i) Региональный
ОТВЕТ: с

Вопрос 8 Является ли статус малообеспеченности основанием для предоставления социальных услуг
e) Да
f) нет
ОТВЕТ: нет
Вопрос 9

ОТВЕТ:

Вопрос 10 На каком уровне определяется я в РФ статус многодетной семьи?
g) Федеральный
h) Муниципальный
i) Региональный
ОТВЕТ: с

Вопрос 11 Социальное сопровождение это разновидность социальных услуг?
e) да
f) нет
ОТВЕТ: b

Вопрос 12 Есть ли типовой регламент типовой обеспеченности учреждениями социального обслуживания?
e) да
f) нет
ОТВЕТ: b

ОТВЕТ: Срочное социальное обслуживание предполагает заключение договора?
e) да
f) нет
ОТВЕТ: b

Вопрос 13 Взымается плата за социальное обслуживание несовершеннолетних?
e) да
f) нет
ОТВЕТ: b

Вопрос 14 Может ли общественная организация быть поставщиком социальных услуг?
e) да
f) нет
ОТВЕТ: да
Вопрос 15 Может ли семья быть получателем социальных услуг?
e) да
f) нет
ОТВЕТ: b

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.
• «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий;
• «отлично» и- верно выполнено не менее 85% заданий; «хорошо» 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верн6овыпонено 51069% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Опишите социальный портрет молодой семьи, ее структуру и функции.
2. Раскройте молодую семью как объект социальной политики.
3. Перечислите основные направления социальной помощи молодой семье.
4. Назовите меры социальной, экономической и правовой защиты молодых семей.
5. Перечислите социально-экономические проблемы неполной семьи.
6. Опишите особенности социальной работы с семьями, где отсутствует один из родителей.
7. Раскройте специфику процесса социализации детей, живущих в неполной семье.
8. Назовите проблемы многодетной семьи в современной России.
9. Опишите типы многодетных семей и их особенности.
10. Рассмотрите технологии работы с многодетной семьей в России.
11. Перечислите задачи социального работника в помощи многодетной семье.
12. Раскройте специфику социальной работы с многодетной семьей в сельской местности.
13. Опишите социальные проблемы детей с ограниченными возможностями.
14. Рассмотрите социопатогенную семью: проблемы и социальную работу с ней.
15. Опишите проблемы психотерапии супружеских семейных отношений в социопатогенных семьях.
16. Рассмотрите асоциальную семью как объект социальной работы.
17. Опишите проблемы семей, имеющих детей раннего возраста.
18. Рассмотрите государственную семейную политику в РФ: состояние и перспективы.
19. Раскройте влияние религиозных воззрений на семейные отношения и государственную семейную политику в современной России.
20. Опишите технологии социальной работы с семьями социального риска.
Критерии оценивания:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Суждения фрагментарны .
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену (зачету)
1. Сущность семьи. Основные теории возникновения семьи.
2. Современные направления изучения семьи (функционализм, символический интеракционизм, теория конфликта, феминизм).
3. Социальная сущность брака и семьи.
4. Семья как социальный институт и малая социальная группа.
5. Семья и брак как социальные институты.
6. Структура жизненного цикла семьи и социальные проблемы его отдельных стадий.
7. Современные типы семейных структур (моногамия, экзогамия и т.д.)
8. Основные функции семьи.
9. Государственная семейная политика (сущность, объект, субъекты, принципы, механизмы).
10. Понятие семейного быта. Проблемы культуры и быта.
11. Демографические аспекты состояния и развития семьи.
12. Молодая семья как объект социальной защиты. Социальный портрет молодой семьи.
13. Технологии социальной работы с молодой семьей.
14. Типы социальных служб для семьи и детей (планирование семьи, семейный досуг, социальная реабилитация и т.д.).
15. Многодетная семья. Понятие, категории и особенности многодетной семьи.
16. Проблемы многодетной семьи и основные направления социальной работы с многодетными семьями.
17. Неполная семья (определение, особенности, причины, проблемы неполной семьи, технологии социальной работы).
18. Система социальной помощи неполным семьям.
19. Методы социальной работы с семьей (индивидуальные, групповые).
20. Зарубежный опыт социальной работы с семьей и детьми.
21. Особенности семьи, имеющей детей с ограниченными возможностями (определение, проблемы).
22. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
23. Социальная работа с семьей как фактор стабилизации общества.
24. Учреждения социального обслуживания семьи: виды и специфика.
25. Понятие и особенности социопатогенной и асоциальной семьи. Технологии социальной работы с социопатогенными и асоциальными семьями.
26. Методы социологического исследования семьи.
27. Совершенствование законодательства в области государственной семейной политики.
Критерии оценивания:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. В. Воронина Семейное право: учеб. пособие : учебное пособие АлтГУ.- Барнаул, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Абрамов Я.В. Брак и семья : Учебное пособие Лань, 2014 e.lanbook.com
Л2.2 Сергеенко А.М., Решетникова С.А. Социальная поддержка молодых семей в Алтайком крае: монография АлтГУ.- Барнаул, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Все о детях и семье» www.7ef.ru/pub
Э2 Сайт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения www.sirotstvo.ru
Э3 Сайт Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации www.fond-detyam.ru
Э4 Сайт «Растем и развиваемся месте» www.rastem-wmeste.ru
Э5 Курс в Moodle «Семейноцентрированная социальная работа» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.