МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация научно-исследовательской работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 91
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Калинина Ю.А.;к.с.н., доцент, Мазайлова Т.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., Профессор , Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Организация научно-исследовательской работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2021 г. № 8
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова Светлана Геннадьевна, д.с.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2021 г. № 8
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна, д.с.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение теории и методики организации и самоорганизации научно-исследовательской работы в процессе профессионального обучения в вузе;
формирование у обучающихся представлений о сущности и содержании научно-исследовательской работы в целом и студенческой, в частности;
освоение методики работы с литературными и электронными источниками информации в процессе научно-исследовательской работы;
овладение технологией подготовки и написания курсовой работы;
развитие у будущих специалистов умений презентовать результаты проведенной научно-исследовательской работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Подготовка к научно-исследовательской работе
1.1. Содержание и структура научно-исследовательской работы Лекции 4 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Содержание и структура научно-исследовательской работы Практические 4 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Содержание и структура научно-исследовательской работы Сам. работа 4 18 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Организация работы с источниками информации Лекции 4 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Организация работы с источниками информации Практические 4 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Организация работы с источниками информации Сам. работа 4 15 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Методика проведения научного исследования и оформления его результатов
2.1. План проведения научно-исследовательской работы Лекции 4 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. План проведения научно-исследовательской работы Практические 4 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. План проведения научно-исследовательской работы Сам. работа 4 15 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Оформление текста научно-исследовательской работы Лекции 4 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Оформление текста научно-исследовательской работы Сам. работа 4 24 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Оформление текста научно-исследовательской работы Практические 4 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Презентация результатов научно-исследовательской работы Практические 4 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Презентация результатов научно-исследовательской работы Сам. работа 4 19 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля(перечислить их) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Основные формы научно-исследовательской деятельности
a) Семинар
b) Мониторинг
c) Аутсорсинг
2. Научная конференция это:
a) Форма организации научной деятельности, при которой субьекты научной деятельности, собираются для обсуждения вопросов, посвященных какой-то научной теме исследования
b) Форма организации практической деятельности, при которой субьекты научной деятельности, собираются для обсуждения вопросов, посвященных какой-то теме
c) Форма организации технической деятельности, при которой субьекты научной деятельности, собираются для обсуждения вопросов, посвященных какой-то теме
3. Что такое эмпирическое исследование?
a) исследование, в котором выводы исследования делаются строго на основе конкретных эмпирических данных, а значит, "проверяемых" доказательств, данные собраны с помощью количественных и качественных методов исследования
b) исследование, в котором выводы исследования делаются строго на основе личных наблюдений исследователя
c) исследование, в котором выводы исследования делаются строго на основе наблюдения, эксперимента, проведения фокус-группы
4. Теоретические исследования – это
a) Исследования о явлениях и объектах, обеспечивается путем индуктивных и дедуктивных умозаключений, с использованием методов анализа, синтеза, обобщении, индукции, дедукции, моделирования и .т.д.
b) Исследования о явлениях и объектах, обеспечивается путем сбора данных через органы чувств
c) Исследования о явлениях и объектах, обеспечивается путем формирования реестра исследований сделанных ранее по этой теме
5. Научная деятельность это:
a) Процесс
b) Институт
c) Результат

6. Метод теоретического познания:
a) Анализ
b) Проектирование
c) Фокус-группа
7. Метод эмпирического исследования
a) Фокус-группа
b) Анализ
c) Дедукция
8. Источники научной информации
a) Книги, газеты журналы
b) Когнитивные органы
c) Светские хроники
9. Электронные источники информации
a) Глобальные информационные сети
b) Книги
c) Конвекторы
10. Является ли научный журнал источником информации в процессе исследования:
a) Да
b) Нет
11. Какой метод научного исследования не относится к качественным методам?
a) Наблюдение
b) Глубинное интервью
c) Фокус-группа
d) Тестирование
12. Что такое журналы из списка ВАК
a) Перечень рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии
b) Перечень научных изданий Высшего Аттестационного контроля
c) Перечень научных рецензируемых книг для проведения научного анализа

13. Монография это-
a) .Научное исследование, посвящённое одному вопросу, теме
b) Научное исследование, посвящённое терминологии исследования
c) Научное исследование, посвящённое исследованию монокультур
14. Критерий научности эмпирической теории, основанный на возможности ее опровержения, называется принцип:
a) Фальсификации
b) Верификации
c) Рефлексивности
d) Дескриптивности

15. ______________________научного исследования представляет собой логически построенный алгоритм действий, который позволяет связать все элементы работы в единое целое. (Программа)

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. A
2. А
3. А
4. A
5. А
6. A
7. А
8. A
9. А
10. A
11. A
12. А
13. А
14. A
15. А
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. составляемый исследователями, аналитиками опросный лист со списком вопросов, ответы на которые позволяют провести экономическое, социологическое обследование, изучить общественное мнение. (Анкета )
2. способ получения экспертной информации с помощью специально разработанных анкет. (Анкетирование )
3. научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника. Служит в качестве квалификационной работы, призванной показать научно-исследовательский уровень исследования, представленного на соискание ученой степени (Диссертация )
4. Перечень источников из которых взят материал научной Выпускной квалификационной работы - научные журналы, книги, научные статьи, похожие диссертации, иностранная литература, онлайн-источники. (Библиографический список (список литературы)
5. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, недоказанное утверждение, предположение или догадка. Это — экстраполяция от известного — в неизвестное (Гипотеза)
6. Краткие выводы, что было исследовано и обнаружено и как это применимо. Анализ полученных результатов выводится основная суть, которая предлагается для рассмотрения научной общественности, обобщение проведённой работы (Заключение )
7. Форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов. (Категория)
8. Система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения (Концепция)
9. Установленная совокупность операций и правил при измерении, выполнение которых обеспечивает получение необходимых результатов измерений в соответствии с данным методом. (Методика измерений)
10. Учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности, философское учение о методах познания и преобразования действительности; определенная система методов, которые применяются в процессе познания в рамках той или другой науки. (Методология)
11. Печатное произведение, в котором наиболее полно и всесторонне освещается изучаемый предмет или вопрос (Монография)
12. Целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий (Научное исследование)
13. Научный документ, содержащий изложение результатов научноисследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованной в печати или прочитанной в аудитории (Научный доклад)
14. Способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов. (Метод исследования)
15. Способ отражения объективной реальности (получения знания), возникший с возникновением жизни и непрерывно развивающийся от примитивного чувственного восприятия к абстрактному мышлению. (Познание)
16. Система основных понятий в той или иной области знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. (Теория)
17. Изучить, описать, объяснить то или иное явление, предложить новый метод решения актуальной задачи и т.п., то есть то, ради чего и начиналось данное научное исследование (цель исследования)
18. Степень важности темы в данный момент времени , в данной ситуации времени для решения какой-то проблемы (актуальность темы)
19. Задача научного характера, требующая проведения научного исследования, является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы. (Научная тема)
20. Деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, охватывающая три вида работ: фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования, поисковые научные исследования.( Научная (научно-исследовательская) деятельность)
21. Как расшифровывается аббревиатура РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)
22. Научное, систематизированное по какому-либо признаку перечисление и описание книг и других изданий (БИБЛИОГРАФИЯ)
23. Что такое ВКР? (ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА )
24. Самостоятельная письменная работа, предоставляемая при окончании университетов и некоторых других образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, выполняется студентом на последнем году обучения и служит одной из форм проверки его подготовленности к самостоятельной работе по специальности (ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА , дипломная работа)
25. Предусмотренная учебным планом письменная работа студента на определенную тему, содержащая элементы научного исследования (Курсовая работа)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине

1. Сущность научно-исследовательской работы.
2. Цели научно-исследовательской работы.
3. Эмпирическое исследование.
4. Теоретическое исследование.
5. Межпредметное исследование.
6. Методы научного исследования в социальной работе.
7. Правовые акты как источник информации.
8. Монографии и научные статьи как источник информации.
9. Использование Internet-ресурсов в научно-исследовательской работе.
10. Требования к оформлению используемых источников информации.
11. Этапы научного исследования.
12. Структура программы научного исследования.
13. План написания курсовой работы.
14. Оформление тезисов.
15. Оформление курсовой работы.
16. Оформление ссылок в тексте.
17. Оформление наглядности в тексте научно-исследовательской работы.
18. Использование информационно-коммуникативных технологий для презентации результатов научно-исследовательской работы.
19. Научно-практическая конференция как форма презентации результатов научно-исследовательской работы.
20. Публикация материалов исследования.
21. Научная дискуссия.
22. Как формулируется тема ВКР?
23. Структура научного доклада
24. Правила презентации научного доклада
25. Факторы эффективности научного исследования
26. Любая ли проблема может стать объектом научного исследования? Обоснуйте свой ответ.
27. Что называют организацией исследования?
28. Сформулируйте рабочую гипотезу Вашего исследования.
29. Подберите комплекс методов и методик, позволяющих провести исследование по Вашей теме.
30. Подготовить три вопроса по проведённому Вами исследованию.
31. Подберите 10 источников информации по теме ваших научных интересов
32. В чем заключается сущность этапа предварительного планирования исследовательской работы.
33. По выбранной Вами теме научного исследования составьте план (оглавление, содержание).
34. Определите, в чём заключается идея и замысел Вашего исследования.
35. Источники получения эмпирических данных вашего исследования


Процедура проведения:
Зачет (экзамен) проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос

Оценивание ответа на экзамене (зачете)
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.

Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (незачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мокий, М. С. Методология научных исследований: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 М. А. Азарская, В. Л. Поздеев Научно-исследовательская работа в вузе: учебное пособие Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. П. Горелов, С. В. Горелов, Л. В. Садовская Магистерская диссертация: практическое пособие для всех специальностей вузов М. ; Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Мокий, В. С. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Для тех, кто пишет диссертацию, дипломную, курсовую работу или реферат : библиогр. список (1999 – 2009 гг.) / АлтГУ. НБ. БО. – Барнаул, 2010. [Режим доступа: http://www.lib.asu.ru/app/slasu/info=writer] www.lib.asu.ru
Э2 Библиотека диссертаций и авторефератов [Режим доступа: http://www.diss.rsl.ru] www.diss.rsl.ru
Э3 О проекте - Национальная электронная библиотека www.rsl.ru
Э4 СПС «Консультант Плюс»: Интернет-версия системы «Консультант Плюс» [Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/] www.consultant.ru
Э5 СПС «Гарант»: Интернет-версия системы «Гарант» [Режим доступа: http://www.garant.ru/iv/] ivo.garant.ru
Э6 Курс в Moodle «Организация научно-исследовательской работы» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятия