МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Мазайлова Т.А.;старший преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., Профессор , Максимомва С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Социальная педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова Светлана Геннадьевна, д.с.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна, д.с.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1. сформировать у студентов представление о сущности социальной педагогики как науки и практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-2.1 Определяет технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-2.2 Оформляет документацию, необходимую для предоставления мер социальной защиты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.Определяет технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная педагогика как наука, история ее становления и развития
1.1. Социальная педагогика в системе наук о человеке Сам. работа 3 8 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.2. Социальная педагогика, ее предмет и роль в обществе Лекции 3 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.3. Социальная педагогика в системе наук о человеке Практические 3 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.4. Становление и развитие социальной педагогики в России и Европе Лекции 3 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.5. Становление и развитие социальной педагогики в России и Европе Практические 3 4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.6. Становление и развитие социальной педагогики в России и Европе Сам. работа 3 6 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.7. Социальное воспитание: принципы, направления, концепции и т.д. Лекции 3 4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.8. Социальное воспитание: принципы, направления, концепции и т.д. Практические 3 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.9. Социальное воспитание: принципы, направления, концепции и т.д. Сам. работа 3 6 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.10. Социально-педагогическая сущность процесса социализации Лекции 3 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.11. Социально-педагогическая сущность процесса социализации Практические 3 2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.12. Социально-педагогическая сущность процесса социализации Сам. работа 3 6 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.13. Социальная педагогика как профессиональная деятельность Лекции 3 4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.14. Социальная педагогика как профессиональная деятельность Практические 3 4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.15. Социальная педагогика как профессиональная деятельность Сам. работа 3 6 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.16. Социально-педагогические методы и технологии работы Лекции 3 4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.17. Социально-педагогические методы и технологии работы Практические 3 4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.18. Социально-педагогические методы и технологии работы Сам. работа 3 13 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.19. Подготовка к экзамену Экзамен 3 27 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=762
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Укажите один правильный вариант ответа:
1. Социальная педагогика - это
а) Педагогика, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.
б) Наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки
в) Педагогика, разрабатывающая вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в традициях православного христианства.
г) Педагогика, в которой обучение рассматривается как процесс познавательной деятельности, соответствующий естественным законам развития ребенка.

2. Социальное воспитание – это
a) Целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых ей для успешной социализации.
b) Целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации личности.
c) Социальный процесс передачи знаний, формирования навыков социальной жизни, организации социальной деятельности

3. Социальное обучение -
a) Целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации личности.
b) Целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых ей для успешной социализации.
c) Социальный процесс передачи знаний, формирования навыков социальной жизни, организации социальной деятельности

4.Укажите один правильный вариант ответа. В отечественной науке наибольший вклад в постановку и рассмотрение проблемы социализации внес:
a) А.С. Макаренко.
b) К.Д.Ушинский
c) . И.С. Кон
d) . В.А.Сухомлинский



5. Социальная среда - это
a) А. Социальная зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками человека.
b) Б. Ближайшее окружение человека: семья, школа, свободное общение по месту жительства, компания, зона непосредственного взаимодействия человека и среды, где осуществляется его повседневная деятельность, отношения и общение.
c) В. Специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг другу.
d) Г. Совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становления его как личности.

6. Социальный институт - это
a) Совокупность социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной социальной потребности (семья, образовательное учреждение и т.д.).
b) Совокупность формальных требований к социальным ролям человека;
c) Формат организованной коммуникации с целью социальных преобразований

7. Институт десоциализации
a) Криминальные неформальные подростковые группы, преступные группировки, сообщества алкоголиков, спекулянтов, лиц без определенных занятий, а также семьи аморального либо асоциального типа.
b) Организованные условия проведения неформальных встреч подрастающего поколения с целью демонстрации своего превосходства
c) Совокупность социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной социальной потребности (семья, образовательное учреждение и т.д.).

8. Основные направления социальной работы с молодежью
a) Трудоустройство, оздоровление межличностных отношений, выработка навыков общения с представителями других возрастных групп.
b) Формирование новых стратегий коммуникации и воспитательных факторов успешности
c) Организация летнего и зимнего отдыха

9. Гуманизация образования – это
a) Распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, её деятельного участия в жизни общества.
b) Система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование личной зрелости обучаемых.
c) это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.

10. Гуманитаризация образования это -
a) Система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование личной зрелости обучаемых.
b) Распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, её деятельного участия в жизни общества.
c) это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.
11. Широкая трактовка предмета социальной педагогики принадлежит:
a) Адольфу Дистервергу.
b) Паулю Наторпу
c) Мудрику А.В
12. Знаменитый польский педагог, врач, общественный деятель, создавший специальные школы для детей и умерший вместе с детьми в газовой камере во время 2 мировой войны.
a) Я.Корчак
b) Я. Коменский
c) Я. Кон
13. 10. Какие универсальные механизмы социализации человека доминируют в условиях села:
а) традиционный
б) институциональный
в) стилизованный
г) межличностный

14. Советский педагог, создать школы-коммуны им.Достоевского, для трудновоспитуемых подростков
a) В.Н.Сорока-Росинский
b) А.Макаренко
c) Я.Кон
15. Авторы книги о педагогических методах воспитания трудновоспитуемых, беспризорных подростков «Республика ШКИД» –
a) Л. Пантелеев, Г. Белых
b) А.Мудрик, Н.Сободев
c) В.Н.Сорока-Росинский, А.Макаренко

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. A
2. А
3. А
4. A
5. А
6. A
7. А
8. A
9. А
10. A
11. A
12. А
13. А
14. A
15. А
Критерииоценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Идеи каких античных деятелей о роли общества легли основу воспитании человека
(Сократ, Платон, Аристотель)
2. Какая основная идея социально-гуманистического воспитания легла в основу в педагогических учений в эпоху Возрождения. (идея гуманизма)
4. В чем состоит основная концепция социального воспитания Дж. Локка (идея о том, что практический опыт важен в воспитании )
5. В каком веке впервые был сформулирован термин «социальная педагогика» (в 19 веке)
6. Кто впервые выделил социальную педагогику из общей педагогики и сформулировал ее предмет? (А. Дистерверга)
7. На каком возрастном этапе социализация оказывает наибольшее влияние на воспитание ребенка ? (на подростковом этапе)
8. Кто является агентами социализации ? (семья, школа, университет, кружки, друзья, государство, культура)
9. Кто выступает агентом первичной социализации? (семья, родители, бабушки дедушки)
10. Основные факторы негативной социализации в семье? (неблагополучие родителей, неприятие ребенка родителями, конфликты в семье, частые переезды)
11. Факторы позитивной социализации (книги, друзья, отсутствие агрессии, имеющиеся увлечения у ребенка, поддержка со стороны близких)
12. Что такое ресоциализация? (приспособление человека к жизни в новом сообществе)
13. Какие группы людей проходят ресоциализацию? (осужденные, эмигранты, потребители наркотиков)
14. Стихийная социализация это – (непреднамеренное влияние членов социума в процессе социализации)
15. Вторичная социализация это – (процесс освоения новых социальных ролей, норм и ценностей)
16. Какие существуют формы жизнеустройства детей- сирот, оставшихся без попечения родителей? (усыновление, опека, приемная семья)
17. Типы отклонений в развитии ребенка, выделяемых в социальной педагогике ? (физические, социальные, психические, педагогические)
18. Что значит термин «девиация»? (отклонение от нормы)
19. Стадии социализации ( дотрудовая (период детства и обучения), трудовая (период зрелости), послетрудовая (период старения).
20. Условия успешного обучения ребенка в школе? (стабильность в семье, положительная коммуникация в семье, адаптация к условиям обучения в школе)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине

1. . Особенности различных периодов в развитии социальной педагогики
2. Предмет, специфика и принципы социальной педагогики.
3. Направления, виды и содержание социально-педагогической деятельности
4. Технологии социально-педагогической деятельности в социуме
5. Социализация человека как социально-педагогическое явление.
6. Основные виды и стадии социализации человека
7. Агенты социализации.
8. Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни.
9. Социально-педагогические проблемы социализации детей и подростков.
10. Норма и отклонение в социальной педагогике: понятия и характеристики.
11. Типы отклонений, выделяемые в социальной педагогике.
12. Семья как первичный институт социализации личности
13. Семья как субъект социализации и воспитания
14. Социально-педагогическая деятельность с семьей
15. Основные факторы негативной социализации ребенка в семье
16. Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
17. Деятельность социального педагога с приемной семьей.
18. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения.
19. Особенности и основные проблемы социального развития и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
20. Типичные группы воспитанников интернатного учреждения и их характеристика.
21. Приведите примеры влияния интернатного воспитания на социализацию воспитанников.
22. Приведите примеры и причины возникновения социального сиротства?
23. Как по вашему мнению можно профилактировать социальное сиротство?
24. Ребенок часто убегает из дома, приведите пример мер для решения этих проблем?
25. Выделите современные причины формирования детской безнадзорности с учетом специфики нашего региона.
26. Приведите примеры методов работы социального педагога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
27. Ребенок не может адаптироваться в школе. Если бы вы работали социальным педагогом то какие шаги предприняли?
28. Какие формы девиантного поведения свойственны детям 12-16 лет в современном обществе?
29. Что является причинами девиантного поведения детей в современном обществе?.
30. Психологические аспекты отклоняющегося поведения. Делинквентное поведение.
31. Основные направления, средства, методы и формы воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения.

Форма проведения промежуточной аттестации: экзамен.
Процедура проведения:
Экзамен (Зачет) проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос

Оценивание ответа на экзамене (зачете)
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Голованова, Н. Ф. Педагогика: учебник и практикум для вузов . М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7E727000-6289-4B94-A30D-CA1AD840BEB7.
Л1.2 Соколова Н.А. - отв. ред СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата : , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сластенин В.А. - Отв. ред., Каширин В.П. - Отв. ред ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для СПО : Московский педагогический государственный университет (г. Москва), 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, М. И. Рожков, А. П. Чернявская ; отв. ред. Л. В. Байбородова. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C77D12F3-14D7-483E-8C87-886ECDB61980
Л2.3 Б.Р. Мандель Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э2 www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э3 www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э4 Курс в системе Moodle "Социальная педагогика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Образовательная платформа Юрайт https://urait.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.