МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фандрейзинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Фандрейзинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 20152024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г., д.с.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Максимова С.Г., д.с.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучить основы организации и проведения фандрейзинга, а также приобрести навыки реализации данной технологии в социальной сфере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования процессов, направленных на улучшение условий жизнедеятельности граждан
ПК-4.1 Применяет технологии социального прогнозирования в сфере социальной защиты населения
ПК-4.2 Разрабатывает проекты, направленные на обеспечение социального благополучия и социальной защиты граждан
ПК-5Способен к подготовке и организации мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих (волонтерских) организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан
ПК-5.1 Разрабатывает стратегии по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих (волонтерских)организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан
ПК-5.2 Владеет навыками организации мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих волонтерских)организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4.1: Применяет технологии социального прогнозирования в сфере социальной защиты населения
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5.1: Разрабатывает стратегии по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих (волонтерских)организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5.2: Владеет навыками организации мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих волонтерских)организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы фандрейзинга
1.1. Фандрейзинг: понятие, природа и социальное значение. Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.2. Некоммерческие организации: классификация и правовые основы Практические 7 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.3. Фандрейзинг: понятие, природа и социальное значение. Сам. работа 7 10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.4. Особенности организации фандрейзинга Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.5. Особенности организации фандрейзинга Практические 7 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.6. Опыт проведения фандрейзинговых компаний: исторический экскурс Сам. работа 7 6 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.7. Формы и методы фандрейзинга Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.8. Методы финансирования фандрейзинговых кампании Практические 7 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.9. Методы финансирования фандрейзинговых кампании Сам. работа 7 8 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.10. Разработка проектов и программ в социально-культурной и научно-образовательных программ Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.11. Маркетинг и менеджмент в фандрейзинге Практические 7 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.12. Методические основы написанию заявки на грант Лекции 7 10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.13. Написание заявки на грант Практические 7 10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.14. Методические основы написанию заявки на грант Сам. работа 7 21 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1314

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен диагностировать социальные проблемы граждан и социальных групп и определять индивидуальные потребности в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Добровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц в форме предоставления получателям минимальной финансовой, организационной и иной благотворительной помощи. Формы благотворительности - меценатство и спонсорство - это:
а) Спонсор
б) Бесприбыльный (некоммерческий) проект
в) Благотворительность
г) Меценат
2. Физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь на бескорыстной добровольной основе - это:
а) Спонсор
б) Бесприбыльный (некоммерческий) проект
в) Благотворительность
г) Меценат
3. Фандрейзинг, связанный с привлечением средств на покрытие текущих расходов организаций и учреждений, занимающихся деятельностью, которую невозможно осуществить в коммерческом режиме, называется:
а) Оперативный
б) Проектный
в) Текущий
г) Коммерческий
4. Фандрейзинг, имеющий целью привлечение необходимых средств под реализацию проектов и программ, называется:
а) Оперативный
б) Проектный
в) Текущий
г) Коммерческий
5. Укажите все возможные инструменты фандрейзинга:
а) Мероприятия
б) Печать книг
в) «Новые медиа» (New Media)
г) Face-2-Face
д) Агитация на площадях
6. Показатель разницы между полученным доходом и затратами, связанными со сбором этого дохода, называется:
а) Показатель фандрайзинга
б) Чистая прибыль
в) Средний размер пожертвований
7. Результатом фандрайзинга могут быть:
а) Денежные средства
б) Материальные ресурсы
в) Снижение цен на товары/услуги
г) Время волонтеров
8. План, устанавливающий потребности финансирования организации, проекта или события, наряду с установленными и запланированными действиями, возможными сроками и источниками финансирования для удовлетворения этих потребностей - это
а) Фандрейзинг
б) Социальный проект
в) Стратегия
г) Устав организации
9. Может ли стратегия фандрейзинга использоваться как самостоятельный документ для конкретного проекта?
а) нет
б) да
10. Разработка стратегии фандрейзинга позволяет организации удостовериться в том, что:
а) Существует общее понимание целей и приоритетов организации
б) Установленные приоритеты соответствуют миссии и уставным обязательствам организации
в) Установленные приоритеты дополняют иную местную деятельность и услуги и не дублируют деятельность, предпринимаемую другими местными организациями
г) все выше перечисленное
11. Какие вида планирования проекта в зависимости от сроков планового периода не существует?
а) долгосрочное планирование
б) срочное или экстренное
в) краткосрочное планирование
г) среднесрочное планирование
12. На каком этапе проектирования происходит инициации проекта?
а) Этап реализации проекта
б) Этап завершения проекта
в) Концептуальный этап
13. Технология привлечения ресурсов, деятельность некоммерческих организаций, базирующаяся на ее уникальной миссии, использующая эффективные и продуктивные способы получения ею ресурсов, необходимых для реализации ее программ и достижения, стоящих перед ней целей, обеспечивающая желаемую удовлетворенность дарителю и имеющая конечным результатом укрепление благополучия в обществе - это:
а) Социальное проектирование
б) Фандрейзинг
в) Социальная работа
г) Социальный фандрейзинг
14. Верно ли , что фандрайзинг - это специально организованный процесс сбора пожертвований для некоммерческих и благотворительных организаций или для обеспечения социально значимых программ?
а) верно
б) частично верно
в) неверно
15.Денежные средства, оставшиеся после покрытия затрат - это показатель:
а) Показатель ответов
б) Затраты фандрайзинга
в) Чистая прибыль
г) Затраты фандрайзинга

Ответы:
1. в
2. г
3. а
4. б
5. а,в,г
6. а
7. а,б,в,г
8. в
9. б
10. г
11. б
12. в
13. б
14. а
15. в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Юридическое или физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь неприбыльным организациям на постоянной добровольной бескорыстной основе - это _________
Ответ: донор
2. Как называется благотворительный взнос или пожертвование, имеющее целевой характер, предоставленное физическими и юридическими лицами в денежной и натуральной формах?
Ответ: грант
3. Как называют комплекс запланированных мероприятий, объединенных общими задачами, целью которого является достижение социально значимого эффекта, а не получение прибыли?
Ответ: Бесприбыльный (некоммерческий) проект
4. Как называется вид фандрейзинга, имеющий целью привлечение необходимых средств под реализацию проектов и программ?
Ответ: проектный
5. В какой стране впервые возникла технология фандрейзинга?
Ответ: США или Америка
6. _____________________________– поиск ресурсов (людей, оборудования, времени, финансирования, информации), необходимых для осуществления какой-либо деятельности и/или поддержания существования организации.
Ответ: Фандрайзинг
7. Верно ли, что фандрейзинг и привлечение инвестиций - это одно и то же?
Ответ: нет
8. Деятельность по преобразованию социальной действительности, результатами которой является создание специфических социальных или культурных продуктов или услуг, приносящих пользу обществу или отдельным социальным группам называется _____________________
Ответ: социальный проект
9. Что включается в себя привлекательность социального проекта?
Ответ: социальная значимость, политическая привлекательность, экономическая привлекательность
10. Перечислите этапы разработки социального проекта.
Ответ: 1) организационный этап, 2) разработка проекта, 3) согласование и утверждение, 4) пропаганда и контроль выполнения
11. Перечислите виды анализов в фандрейзинге.
Ответ: Бостонская Матрица, SWOT-анализ, STEEP-анализ
12. Процент тех, кто отвечают на ваше сообщение/обращение, составляет показатель ответов - это ______________
Ответ: Показатель ответов
13. Как называется инструмент фандрейзинга, при котором организовывается промо-акция в людных местах или с представителями бизнеса рассказывают о социальной проблеме и предлагают сделать пожертвование?
Ответ: Прямой диалог (Face-2-Face)
14. __________ – это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и спецификой организации
Ответ: проект
15. Перечислите этапы жизненного цикла проекта.
Ответ: 1.Замысел, идея; 2.Анализ проблемы; 3.Разработка концепции; 4.Разработка проекта; 5.Оценка результатов, итогов; 6.Подведение итогов (закрытие проекта)
16. На каком этапе проект подвергают проверке или анализу, а команду, работающую над ним распускают?
Ответ: Этап завершения проекта или заключительный этап
17. Как называется инструмент фандрейзинга, при котором обращения за поддержкой через Интернет, мобильные телефоны (SMS, MMS, мобильные приложения и т. п.)?
Ответ: «Новые медиа» (New Media)
18. Перечислите все инструменты фандрейзинга.
Ответ: 1. Массовые рассылки и вложения, 2. Безадресные обращения, 3. Ящики для пожертвований, 4. Прямой диалог (Face-2-Face), 5. Мероприятия, 6. Реклама и СМИ, 7. «Новые медиа» (New Media), 8. Партнерство с бизнесом, 9. «Приведи друга»
19. Укажите элементы анализа в Бостонской матрице.
Ответ: Проблемные дети, Звезды, Дойная корова, Собаки
20. Как называется инструмент фандрейзинге, в котором письмо-обращение запечатывается в конверт и отправляется сотням и тысячам адресатов?
Ответ: Массовые рассылки

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1.Фандрейзинг: понятие, природа и социальное значение
2.Фандрейзинг: история и причины заимствования.
3.Некоммерческие организации и некоммерческая деятельность
4.Виды и формы некоммерческих организаций: специфика деятельности.
5.Этический кодекс фандрейзера.
6.Цели, задачи, виды фандрейзинга
7.Соотношение фандрейзинга и благотворительности: общее и различное.
8.Сравнительная характеристика благотворительных фондов и общественных организаций
9.Стратегия фандрейзинга
10.Этапы разработки стратегии фандрейзинга
11.Основные аналитические инструменты фандрейзинга.
12.Управление организационными элементами в контексте процесса фандрейзинга
13.Основные типы и способы привлечения средств.
14.Самофинансирование организации и внешнее финансирование.
15.Организационное обеспечение фандрейзинга
16.Проведение фандрейзинговой кампании
17.Специальные технологии фандрейзинга
18.Виды проектов и программ в социально-культурной и научно-образовательной сферах.
19.Этапы разработки проектов и программ.
20.Маркетинг в фандрейзинге.
21.Менеджмент в фандрейзинге.
22.Грант и эндаумент: основная специфика и характеристики.
23.Методологические составляющие грантовой формы заявки.
24.Критерии эффективности проекта в долгосрочной перспективе.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:

1.Укажите последовательность этапов фандрайзинговой деятельности:
Этап Номер по порядку
FR-кампания
Ресурсообеспечение проекта
Анализ потребностей проекта в ресурсах
Анализ источников ресурсов

2.Перечислите виды ресурсов НКО
1. _______________________________
2.________________________________
3.________________________________
4.________________________________


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чигаева В.Ю. Деятельность негосударственных организаций и учреждений в социальной работе: учебное пособие Кемерово: КемГУ, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232330
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ткаченко Н. В. Креативная реклама. Технологии проектирования.: учебное пособие М. :Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Пчелина, О.В. Предпринимательство, управление проектами и реклама в социальной сфере: учебное пособие Йошкар-Ола : ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Игнатюк, Н.А. Государственно-частное партнерство: учебник Москва : Юстицинформ, 2012 biblioclub.ru
Л2.4 Оксинойд, К.Э. Управление социальным развитием организации : учебное пособие Москва : Издательство «Флинта», 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Пермского регионального правозащитного центра www.prpc.ru/met_nko/met_fan.shtml
Э2 Сайт Дмитрия Даушева о фандрейзинге www.fundraisingpro.ru
Э3 Сайт "Мой компас" www.moikompas.ru/compas/9512523
Э4 Электронный журнал о благотворительности philanthropy.ru
Э5 Курс в Moodle "Фандрейзинг " portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.