МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Молодежные движения в России и за рубежом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильУправление в молодежной политике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 24 24 24 24 48 48
Сам. работа 66 66 39 39 105 105
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Эбелинг Э.О.;к.с.н. , доцент, Омельченко Д.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Молодежные движения в России и за рубежом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Рассмотрение важнейших теоретико-методологических и социально-прикладных вопросов исторического развития и современного состояния молодежного движения в Российской Федерации, актуализация интереса и получение основных навыков для участия в общественной жизни общества, становление активной социальной позиции, гражданского самосознания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен к осуществлению внутриведомственного и межведомственного взаимодействия для эффективного решения профессиональных задач в сфере молодежной политики
ОПК-4.1 Знает специфику, основные формы, методы осуществления внутриведомственного и межведомственного взаимодействия для эффективного решения профессиональных задач в сфере молодежной политики
ОПК-4.2 Умеет составить план внутриведомственного и межведомственного взаимодействия для реализации программы в сфере молодежной политики совместно
ПК-1Способен осуществлять работу по организации мероприятий в сфере молодежной политики на основе социальных технологий (в том числе инновационных)
ПК-1.1 Знает социальные технологии (в том числе инновационные) в сфере молодежной политики, основные приемы и методы применения этих технологий, типологию мероприятий в молодежной среде
ПК-1.2 Умеет составлять план мероприятий в молодежной среде с использованием социальных технологий (в том числе инновационных)
ПК-1.3 Владеет навыками отбора социальных технологий при планировании мероприятий в молодежной сфере
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Этапы развития общественно-политической мысли и прогрессивных идей относительно детства и юношества, осознавать важность сохранения истории молодежных движений для современности. Основные этапы развития молодежного движения в России и мире, перечислить названия важнейших молодежных объединений, в том числе студенческих, общественно-политических, объединений юношества, неформальных объединений. Ведущие общественные и политические движения молодежи современности, назвать их лидеров, даты основания, политическую ориентацию, основные направления деятельности. Понимать особенности функционирования и развития общественных и политических молодежных движений на современном этапе. Исторические предпосылки и основные этапы становления молодежного движения, назвать организационно-правовые формы молодежных объединений, их особенности, знать условия для получения молодежным объединением государственной поддержки, а также виды и формы государственной поддержки, оказываемой молодежным объединениям, перечислить ведущие общественные объединения молодежи и юношества, направления их активности. Знать нормативно-правовую основу, регулирующую деятельность молодежных и детских общественных объединений.
Основные молодежные движения в России и за рубежом с учетом их этнической, культурной, социальной и конфессиональной специфики, осознавать специфику их появления на том или ином этапе общественного развития.
Закономерности формирования общественных движений как неформальных коллективов, социальных организаций, социальных институтов. Знать ключевые социологические парадигмы, используемые для анализа молодежных движений, в том числе социальных, этнических, религиозных. Принципы управления и лидерства в молодежных движениях, молодежного самоуправления, международные и российские нормативные и правовые основы, закрепляющие принципы справедливости и толерантности в работе с молодежью из разных социальных, этнических, конфессиональных групп.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уважительно и объективно относиться ко всем периодами истории, историческим личностям, этническим, религиозным, культурным традициям, сопровождающим историю молодежного движения. Объективно описывать историю молодежных движений, воссоздавать хронологию событий, прослеживать аналогии между существовавшими ранее и актуальными молодежными движениями. Анализировать деятельность молодежных движений с использованием современных социологических методов, выявлять проблемы и предлагать решения этих проблем. Заполнить пакет документов и выполнить необходимые административные процедуры для создания детского и молодежного объединения, определять миссию и основные приоритеты создаваемого объединения, планировать направления деятельности и формировать ресурсы, уметь оценивать эффективность работы общественного объединения. Проявлять принципы толерантности при анализе молодежных движений различной направленности, в том числе религиозных, культурных, неформальных, национально специфических. Определять тип молодежного движения, направленность его деятельности, этнические, религиозные, культурные различия.Использовать принципы международного и российского права для обеспечения деятельности молодежных движений, прав на добровольное осуществление их деятельности, реализации прав культурных, этнических, конфессиональных групп молодежи. Работать в молодежном коллективе, толерантно относиться к социальным, этническим, культурным различиям.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками исторической реконструкции эпохи, атрибутов и социальных действий участников молодежных движений.
Навыками критической оценки исторических и архивных источников, связанных с вопросами развития молодежного движения, сравнения различных точек зрения на события, связанные с историей молодежных движений в России, оценки их роли в социально-историческом процессе. Навыками применения социологических методов для изучения общественных движений молодежи, навыками применения социальных технологий для решения проблем общественных и политических движений молодежи. Навыками установления сотрудничества и позитивного взаимодействия с другими общественными объединениями, владение навыками делового и неформального общения в молодежном коллективе, основанного на толерантности.
Навыками толерантного отношения к различным социальным, этническим, культурным, религиозным группам молодежи, отстаивающим свои интересы посредством молодежных движений. Способностью к взаимодействию с различными типами молодежных движений, в зависимости от их социальных, культурных, этнических и конфессиональных различий. Навыками создания и управления молодежными движениями с учетом понимания социальных, культурных, религиозных различий его членов, необходимости толерантного отношения к ним.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Молодежные движения в России: исторические аспекты развития
1.1. Введение в курс. Возникновение молодежного движения в России и его развитие до 1917 г. Лекции 3 2 Л1.1
1.2. Молодежное движение в предреволюционные десятилетия. Практическое занятие. Страница Практические 3 2 Л1.1
1.3. Документальные фильмы о декабрьском восстании 1825 года "Мираж пленительного счастья" и "Бунты России. После бунта. Декабристы". Письменное задание. Сам. работа 3 14 Л1.1
1.4. Государственное регулирование и демократия – два полюса в политике социализации молодежи заложенные революциями 1917 г. Лекции 3 2 Л1.1
1.5. Молодежное движение в революционные годы. Практические 3 2 Л1.1
1.6. Молодежное движение в 1920-30-е годы Лекции 3 2 Л1.1
1.7. Молодежное движение в 1920-30-е годы Практические 3 4 Л1.1
1.8. Советская молодежь в годы Великой отечественной войны и в первое послевоенное десятилетие Лекции 3 2 Л1.1
1.9. Советская молодежь в годы Великой отечественной войны и в первое послевоенное десятилетие Практические 3 4 Л1.1
1.10. Фильмы о неформальном движении "стиляги". Письменное задание. Сам. работа 3 14 Л1.1
1.11. Молодежное движение в 1954-1985 гг. Лекции 3 2 Л1.1
1.12. Молодежное движение в период "оттепели" и "застоя" Практические 3 2 Л1.1
1.13. Документальный фильм о прошедшем в 1957 г. в Москве Шестом всемирном фестивале молодежи и студентов."Любовь и голуби. Фестиваль-57". Письменное задание. Сам. работа 3 18 Л1.1
1.14. Молодежное движение в период 1986 г. – 1990-е гг. Лекции 3 4 Л1.1
1.15. Молодежное движение в России во второй половине 80-х–90-е гг. Практические 3 2 Л1.1
1.16. Фильм П.Бардина "Россия 88". Письменное задание Сам. работа 3 20 Л1.1
Раздел 2. Развитие молодежного движения России в XXI веке
2.1. Молодежное движение в России "нулевых" и "десятых" Лекции 3 2 Л1.1
2.2. Современные молодежные общественно-политические и общественные организации: основные направления деятельности, опыт, сетевые взаимодействия Практические 3 4 Л1.1
2.3. Молодежное самоуправление и молодежный парламентаризм Лекции 3 2 Л1.1
2.4. Молодежное самоуправление и молодежный парламентаризм Практические 3 4 Л1.1
2.5. Зачет 3 0 Л1.1
Раздел 3. Молодежное движение за рубежом: история развития до XXI века
3.1. Основные научные парадигмы изучения молодежных движений за рубежом: возможности и ограничения в современных условиях Лекции 4 2 Л1.1
3.2. Основные научные парадигмы изучения молодежных движений за рубежом: возможности и ограничения в современных условиях Сам. работа 4 4 Л1.1
3.3. Предпосылки возникновения первых молодежных объединений в Европе и Америке Лекции 4 1 Л1.1
3.4. Предпосылки возникновения первых молодежных объединений в Европе и Америке Практические 4 2 Л1.1
3.5. Предпосылки возникновения первых молодежных объединений в Европе и Америке Сам. работа 4 2 Л1.1
3.6. Молодежное движение в Европе и Америке в конце XIX века - первой половине XX века Лекции 4 1 Л1.1
3.7. Молодежное движение в Европе и Америке в конце XIX века - первой половине XX века Практические 4 4 Л1.1
3.8. Молодежное движение в Европе и Америке в конце XIX века - первой половине XX века Сам. работа 4 4 Л1.1
3.9. Молодежное движение в 1930-1940-е гг. Лекции 4 2 Л1.1
3.10. Молодежное движение в 1930-1940-е гг. Практические 4 2 Л1.1
3.11. Участие молодежи Европы в движении Сопротивления и в коллаборационистских объединениях. Практические 4 2 Л1.1
3.12. Участие молодежи Европы в движении Сопротивления и в коллаборационистских объединениях. Сам. работа 4 4 Л1.1
3.13. Молодежное движение за рубежом в послевоенное десятилетие Лекции 4 2 Л1.1
3.14. Молодежное движение за рубежом в послевоенное десятилетие Практические 4 4 Л1.1
3.15. Молодежное движение в Европе и США в 1960-1970-е гг. Лекции 4 2 Л1.1
3.16. 1968 год в истории молодежного движения Практические 4 2 Л1.1
3.17. 1968 год в истории молодежного движения Сам. работа 4 2 Л1.1
3.18. История молодежного движения в странах Азии, Африки, Центральной и Латинской Америки Лекции 4 2 Л1.1
3.19. История молодежного движения в странах Азии, Африки, Центральной и Латинской Америки Практические 4 2 Л1.1
3.20. История молодежного движения в странах Азии, Африки, Центральной и Латинской Америки Сам. работа 4 2 Л1.1
3.21. Конец XX века в истории молодежных движений мира Лекции 4 2 Л1.1
3.22. Конец XX века в истории молодежных движений мира Практические 4 2 Л1.1
3.23. Конец XX века в истории молодежных движений мира Сам. работа 4 4 Л1.1
Раздел 4. Молодежное движение в XXI веке: смена парадигм, технологий, возможностей
4.1. Международное молодежное движение: современный этап Лекции 4 2 Л1.1
4.2. Международное молодежное движение: современный этап Практические 4 2 Л1.1
4.3. Международное молодежное движение: современный этап Сам. работа 4 8 Л1.1
4.4. Роль молодежных движений в реализации "цветных" революций современности Лекции 4 2 Л1.1
4.5. Молодежные протесты "нулевых" и "десятых": глобальный контекст Практические 4 2 Л1.1
4.6. Молодежные протесты "нулевых" и "десятых": глобальный контекст Сам. работа 4 9 Л1.1
4.7. Экзамен 4 27 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=629
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять работу по организации мероприятий в сфере молодежной политики на основе социальных технологий (в том числе инновационных)
ОПК-4: Способен к осуществлению внутриведомственного и межведомственного взаимодействия для эффективного решения профессиональных задач в сфере молодежной политики
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА.
1. Сопоставьте типы политических парадигм и соответствующие им типы общественных движений:
1) парадигма власти
2) распределительная парадигма
3) парадигма стиля жизни

А) либерально-буржуазное движение
Б) рабочее движение
В) новые общественные движения
Ответ: 1А, 2Б, 3В

2. Какая из парадигм появилась раньше:
1) парадигма коллективного поведения
2) парадигма коллективного действия
3) парадигма новых движений
Ответ: 1

3. Какие основные показатели описывают структуру политических возможностей:
8. степень открытости политической системы
9. степень стабильности расстановки политических сил
10. наличие союзников движения в рамках политической системы
11. наличие организационных ресурсов
12. типы мобилизации и рекрутирования
13. характер взаимодействия властей и групп по интересам
14. наличие раскола и согласия в структурах управления государством
Ответ: 1,2,3

4. Какой характер носят формы коллективных действий "новых" движения:
3. преимущественно институциональный
4. преимущественно внеинституциональный
Ответ: 2

5. Какие свойства присущи организационной структуре "новых движений"
6. Децентрализация
7. преобладание горизонтальных связей коммуникации
8. самоуправление
9. строгая иерархия
10. бюрократизация
Ответ: 1,2,3

6. К какому виду исторических источников относятся условные обозначения графическими знаками (математическими, нотными и т.д.)?
A) вещественным
B) изобразительным
C) словесным
D) конвенциональным
E) поведенческим
ОТВЕТ: D

7. Кем и когда было открыто студенческое общество под названием _«Собрание университетских питомцев»?_
A) в 1781 году по инициативе И.Г. Шварца
B) в 1782 году после пожертвования П.А. Татищева
C) в 1771 году по инициативе Н.И. Новикова
D) в 1785 году благодаря влиянию Н.М. Карамзина
ОТВЕТ: A

8. Тайный юношеский кружок «Чока», созданный Н.Н. Муравьевым, члены которого мечтали об основании республики на о.Сахалин действовал в период:
A) 1811/1812 гг.
B) 1812/1813 гг.
C) 1810/1811 гг.
D) 1817/1818 гг.
ОТВЕТ: A

9. Правила «О студенческих организациях и устройстве собраний в вузах» (11 июня 1907г.)::
A) были направлены против революционных студенческих организаций
B) вводили должность попечителя учебного округа
C) разрешали курсовые сходки студентов и институт курсовых старост
D) расширяли полномочия советов университетов
ОТВЕТ: A

10. Д.Каракозов являлся участником:
A) «Малороссийской общины»
B) кружка С.Г.Нечаева
C) организации московского отделения «Земли и воли»
D) революционной народнической группы Н.А.Ишутина–И.А.Худякова
ОТВЕТ: D

11. Проект нового университетского устава Сабурова – Милютина (1880г.)
A) вводил экзаменационную систему через особые министерские комиссии
B) расширял полномочия попечителей учебных округов
C) запрещал отдавать студентов «за беспорядки» в солдаты
D) разрешал сходки, студенческие кассы, дешевые столовые
ОТВЕТ: D

12. В какие годы С.Г.Нечаев, П.Н.Ткачев являлись лидерами студенческого движения:
A) 1861/1862 гг.
B) 1868/1869 гг.
C) первой половины 1870-х гг.
D) 1878/1880 гг.
ОТВЕТ: B

13. После закрытия общество «Сеттлмент» преобразуется в:
A) колонию «Бодрая жизнь»
B) общество «Детский труд и отдых»
C) колонию имени М. Горького
ОТВЕТ: B

14. В период какой пятилетки зародилось «стахановское движение»?
A) первой (1928-1932)
B) второй (1933-1937)
C) третьей (1938-1942)
ОТВЕТ: B

15. Отправной точкой развития и началом широкого распространения правозащитного (диссидентского) движения считается:
A) события в Новочеркасске в 1962 г.
B) митинг гласности в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля 5 декабря 1965 года
ОТВЕТ: B

16. Какое решение было принято Первой Всероссийской конференцией РКСМ в июне 1921 года?
A) о массовом приеме в союз молодых крестьян
B) об укреплении пролетарского ядра
C) массовом приеме учащихся и интеллегенции
ОТВЕТ: B

17. Институт ассистента инспектора труда, учрежденный в 1920 г., позволял молодым комсомольцам:
A) распоряжаться имуществом и финансами
B) докладывать о нарушениях трудового законодательства инспекторам труда
C) производить кадровые перестановки
ОТВЕТ: B
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. При каком университете в 1820-е гг. существовало студенческое корпоративное общество «Ландсманншафт»?
ОТВЕТ: Московском университете

2. Какими учеными предлагается модель центрального конфликта для понимания современного постиндустриального общества:
Выберите один или несколько Ответов:
Ответ: М.Кастельс, А.Турен

3. В каких годах возникли первые марксистские студенческие кружки?
ОТВЕТ: в 1890-х гг.

4. В каком году состоялась Первая Всероссийская студенческая забастовка?
ОТВЕТ: в 1899 г.

5. Одной из первых студенческих организаций Петербурга, действовавшей в 1750-х гг., был ____________
ОТВЕТ: кружок любителей русской словесности

6. Какой театральный деятель, организовавший при Сухопутном шляхетском кадетском корпусе любительскую драматическую труппу, считается "отцом русского театра"?
ОТВЕТ: А.Сумароков

7. Тайное общество будущих декабристов, созданное в 1816 г.П.И. Пестелем, А.Н. Муравьевым, С.П. Трубецким, называлось:
ОТВЕТ: "Союз спасения"

8. Кто был создателем и руководителем "Южного общества" декабристов:
ОТВЕТ: П.И. Пестель

9. В каком году был образован РКСМ?
ОТВЕТ: в 1918

10. Детская массовая организация, образовавшаяся в 1918 г. и находящаяся во введении трех ведомств: Наркомпроса, Наркомздрава и Всевобуча:
ОТВЕТ: юки

11. Назовите день образования пионерской организации:
ОТВЕТ: 19 мая 1922 года

12. Первым секретарем ЦК ВЛКСМ, осуществлявшим руководство комсомолом в 1918-1919 гг., был:
ОТВЕТ: Е.В. Цетлин

13. Какая тенденция проявляется в альтернативном комсомолу молодежном движении к середине 50-х годов?
ОТВЕТ: антикоммунистическая

14. Когда и где прошел шестой всемирный фестиваль молодежи и студентов?
ОТВЕТ: в 1957 – Москва

15. Каким по счету был последний съезд ВЛКСМ?
ОТВЕТ: XXII

16. С какими объектами были связаны первые общественные призывы молодежи на новые стройки советской эпохи?
ОТВЕТ: со строительством Каширской и Шатурской электростанций

17. В декабре 1987 года на пленуме ЦК комсомола было принято решение:
A) не предпринимать никаких решений до стабилизации обстановки в стране
B) поддержать идеи демократического реформирования экономики
C) следовать собственной траектории, отличной от курса властей
ОТВЕТ: B

18. Когда состоялся Всесоюзный студенческий форум?
ОТВЕТ: в ноябре 1989 г.

19. Какая организация стала правоприемником ВЛКСМ?
ОТВЕТ: Российский союз молодежи (РСМ)

20. Согласно классификации исторических источников И.Дройзена, произведения всех наук, ремесел, искусств, свидетельствующие о потребностях, способностях, взглядах, настроениях, состояниях, представляют собой _________
ОТВЕТ: остатки
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тема. Возникновение молодежного движения в России и его развитие до 1917 г.
Задание
Сравните два документальных фильма (фильм из цикла «Бунты России». Фильм четвертый: «После бунта. Декабристы» и фильм В.Кузьминой и А. Горяинова «Мираж пленительного счастья»). Какой версии о событиях 1825 года придерживаются авторы первого и второго фильма? Эти версии относится к общепринятым или альтернативным? На какие исторические источники опираются авторы при аргументации? Ответы на эти вопросы и свои размышления о движении декабристов, его целях, мотивах и судьбах участников, роли движения в истории России оформите в виде научного эссе (5-10 стр. машинописного текста). При написании эссе обязательно использовать первоисточники из хрестоматии, доступной для скачивания на странице курса.


Тема. Молодежное движение в период 1986 г. – 1990-е гг.
Фильм П.Бардина "Россия 88". Письменное задание
Вопросы:
1. Опираясь на просмотренный видео материал дайте описание кодам визуального поведения, характеризующих молодёжную субкультуру НС-скинхедов.
2. Опираясь на просмотренный видео материал дайте описание формам социальной реализации характерным для молодёжной субкультуры НС-скинхедов.
3. Опираясь на просмотренный видео материал дайте описание психолого-мировоззренческого аспекта молодёжной субкультуры НС-скинхедов.
4. Исходя из описанного Вами сделайте обобщающий вывод о субкультуре НС-скинхедов.

Научное эссе - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем или самим студентом (но, в любом случае, должна получить согласование преподавателя). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Написание эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, аргументировать свои выводы; овладевать научным стилем речи.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с на основании исходного фактического материала (первоисточников, аудиовизуальных материалов и пр.), выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из научной литературы и использование изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.
Процесс создания эссе
Написание эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.
Структура эссе.
Титульный лист (заполняется по единой форме, так же как для рефератов и курсовых работ. Указывается тип работы "Научное эссе");
Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически;
На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.
Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.
В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:
Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое,
Постоянство — изменчивость.
В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.
Хорошо проверенный способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы
Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Требования к фактическим данным и другим источникам
При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения). Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, необходимо убедится в том, что они соответствуют необходимому для исследований времени и месту. Соответствующая спецификация данных по времени и месту — один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может, например, стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано, а не быть голословным утверждением).
Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают аргументы и рассуждения и свидетельствуют о том, что автор умеет использовать данные должным образом. Нельзя забывать также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От автора не ждут определенного или окончательного ответа. Необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом (соответствующие индикаторы? насколько надежны данные для построения таких индикаторов? к какому заключению можно прийти на основании имеющихся данных и индикаторов относительно причин и следствий? и т.д.), и продемонстрировать это в эссе. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.
Как подготовить и написать эссе?
Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:
исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);
качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);
аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

Критерий Требования к студенту Максимальное количество баллов
Знание и понимание теоретического материала. - определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы. 2 балла
Анализ и оценка информации - грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);
- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;
- дает личную оценку проблеме; 4 балла
Построение суждений - ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.
- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи. 3 балла
Оформление работы - работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
- соответствие формальным требованиям. 1 балл

Максимальное количество баллов, которое студент может получить - 10.
Поскольку одним из главных качеств эссе является его самостоятельность, все эссе будут проходить проверку на плагиат. В случае если объем оригинального текста будет менее 85% (с учетом правильно оформленных цитат, то есть "законных" заимствований), эссе оцениваться не будет.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 2 вопроса теоретического характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Взаимодействие с детскими общественными объединениями как одно из важнейших направлений формирования государственной политики в условиях развития гражданского общества в России.
2. Деятельность молодежных общественных объединений: опыт и перспективы.
3. Деятельность детских и молодежных общественных объединений как один из важнейших институтов социализации личности молодого человека.
4. Молодежный парламентаризм: история, достижения, перспективы.
5. Нормативно-правовые основы регулирования деятельности детских и молодежных объединений.
6. История молодежного движения в России: основные этапы, итоги и перспективы.
7. История скаутинга в России.
8. Молодежное христианское движение в России.
9. Комсомол: уроки истории.
10. Зарождение, расцвет и закат пионерской организации.
11. Военно-патриотическое молодежное движение: сущность, история, основные направления и организации.
12. Неформальные молодежные движения в России: история и современность.
13. Молодежные общественно-политические движения современной России.
14. Молодежный акционизм как форма политического участия и политическая технология. Нормативно-правовые основы регулирования массовых политических действий в современной России.
15. Политические практики молодежи: субкультурный аспект.
16. Современные креативные формы политического участия молодежи: флеш-мобы, перфомансы, хеппенинги, наномитинги.
17. Протестная активность молодежи в современной России.
18. Эволюция политического активизма молодежи в России: основные этапы, сущность трансформации, анализ практик.
19. Сетевые формы организации политической активности молодежи.
20. Молодежные движения как объект и субъект современной молодежной политики.
21. Молодежный парламентаризм как форма участия молодежи в общественном управлении.
22. Зарождение молодежных движений в России (от Петра I до 1881 г.).
23. Молодежный активизм в предреволюционные десятилетия (1882-1917 гг.).
24. Монополизация коммунистического движения (1917 г. - начало 1920-х гг.)
25. Молодежное движение в 1920–1930-е гг.
26. Молодежное движение в годы Великой отечественной войны и первые послевоенные годы.
27. Молодежное движение в период "оттепели" и "застоя".
28. Молодежное движение в период 1986 г. – 1990-е гг.
29. Развитие молодежного движения России в XXI веке.
30. Предпосылки возникновения первых молодежных объединений в Европе и Америке.
31. Молодежное движение в Америке в конце XIX века - первой половине XX века.
32. Молодежное движение в Европе и Америке до начала Второй мировой войны.
33. Молодежное движение в Европе в период Второй мировой войны.
34. Участие молодежи Европы в движении Сопротивления.
35. Молодежное движение в Европе и США в 1960-1970-е гг.
36. Международное молодежное движение: современный этап.
37. Молодежные протесты "нулевых" и "десятых": глобальный контекст.
38. Личность Че Гевара в истории молодежного движения.
39. История фестивального движения молодежи и студентов.
40. Основные черты современного молодежного движения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. А. Кудинов, Д. А. Омельченко, О. В. Попова История молодежного и детского движения в России: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html - электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.
Э7 http://www.althisto.ru/ - сайт об истории Алтайского края.
Э8 www.altruism.ru – сайт, посвященный неформальным движениям и альтернативной педагогике.
Э9 www.altaimolodoi.ru - официальный сайт управления Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Э10 www.fadm.gov.ru –официальный сайт Федерального агентства по делам молодежи.
Э11 www.zavtra.ru/cgi/veil/zavtra/atlas.html - Атлас молодежных политических движений России.
Э12 www.yhrm.org.ru. – Молодежное правозащитное движение.
Э13 курс Молодежные движения в России и за рубежом portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
«Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)».
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс поделен на разделы в соответствии с логикой проведения аудиторных лекционных и практических занятий. В каждом разделе есть лекции, позволяющие повторить и уточнить материал, практические и творческие задания, выполняемые на основе интерактивных материалов, анализа первоисточников по теме.

Для допуска к экзамену/зачету студенту необходимо набрать минимум 35 баллов. Выполнение письменных работ (эссе, кейс-задач, итогового тестирования по исторической части, тестирование по парадигмам) является обязательным. Студенты, не выполнившие письменные задания, к экзамену/зачету не допускаются. Минимум баллов для прохождения аттестации по дисциплине – 51 балл. Студенты, набравшие по итогам текущей успеваемости и сдачи экзамена 50 баллов и менее, направляются на пересдачу. Студентам, не имеющим необходимого количества баллов перед экзаменом, для получения допуска необходимо выполнить дополнительное письменное задание в виде письменного реферата (аналитического обзора), максимальная стоимость которого составляет 10 баллов.