МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное проектирование и прогнозирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильУправление в молодежной политике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., профессор, Колесникова О.Н.;к.с.н., доцент, Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальное проектирование и прогнозирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.воспитание культуры научного анализа социальной проблемы, освоение студентами методологии и методов системного анализа, социального моделирования, прогнозирования и проектирования, обучение практическим навыкам формирования моделей социальных явлений и процессов, прогноза их состояний в будущем, разработки социальных проектов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает основные технологии проведения социологических исследований по проблемам в молодежной среде.
ПК-3.1. Знает технологии прогнозирования, проектирования и моделирования работы с молодежью.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2. Умеет описывать социальные явления и процессы на основе комплексной информации.
ОПК-3.1. Умеет систематизировать результаты профессиональной деятельности в сфере молодежной политики в форме отчетов.
ПК-3.2. Умеет собирать и анализировать информацию по проекту, анализировать и разрабатывать план-график проведения мероприятия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.4. Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач.
ОПК-4.3. Владеет навыками реализации и координации проектов и программ в сфере молодежной политики совместно с общественными институтами, молодежными и детскими общественными объединениями.
ПК-3.3. Владеет навыками планирования работ по реализации социального проекта, координации работ по достижению целей проекта, оценки социальной значимости проекта, способами распределения ответственности за результаты проекта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальное прогнозирование
1.1. Социальное прогнозирование как метод научного познания Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Социальное прогнозирование как метод научного познания Сам. работа 5 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Методические и технологические основы социального прогнозирования Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Методические и технологические основы социального прогнозирования Практические 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Методические и технологические основы социального прогнозирования Сам. работа 5 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Социальное моделирование
2.1. Теоретико-методологические аспекты социального моделирования Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Теоретико-методологические аспекты социального моделирования Сам. работа 5 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Содержательные и технологические аспекты социального моделирования Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Содержательные и технологические аспекты социального моделирования Практические 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Содержательные и технологические аспекты социального моделирования Сам. работа 5 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Социальная диагностика и социальная экспертиза
3.1. Социальная диагностика и экспертиза Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Социальная диагностика и экспертиза Практические 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Социальная диагностика и экспертиза Сам. работа 5 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Социальное проектирование
4.1. Теоретико-методологические аспекты социального проектирования Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Теоретико-методологические аспекты социального проектирования Практические 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Теоретико-методологические аспекты социального проектирования Сам. работа 5 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.4. Методические и технологические основы разработки социального проекта Лекции 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.5. Методические и технологические основы разработки социального проекта Практические 5 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.6. Методические и технологические основы разработки социального проекта Сам. работа 5 18 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен подготовить проектное предложение для организации на основе результатов проведенного социологического исследования (самостоятельно или под руководством)

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какая информация может быть представлена на титульном листе проектного предложения?
a) Название проекта
b) Название программы, на участие в которой подается проект
c) Руководителя проекта
d) Состав проектного коллектива
e) Все перечисленное
ОТВЕТ: e

Вопрос 2. Что следует указать в аннотации проекта?
a) Актуальность
b) Уникальность
c) Используемую литературу
d) Руководителя проекта
ОТВЕТ: a, b

Вопрос 3. Верно ли следующее суждение:
В аннотации отсутствуют подробности и какие-либо расчеты, только резюме разделов.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 4. Негативные факторы и ситуации, которые могут помешать выполнению проекта?
a) Ресурсы
b) Задачи
c) Риски
d) Индикаторы достижения
e) Предварительные условия
ОТВЕТ: с

Вопрос 5. Обязательные условия, выполнение которых необходимо для начала работ по проекту.
a) Ресурсы
b) Задачи
c) Риски
d) Индикаторы достижения
e) Предварительные условия
ОТВЕТ: е

Вопрос 6. Как называется метод сбора социологической информации, который осуществляется с помощью интернет-технологий?
a) Поквартирный опрос
b) Онлайн-опрос
c) Телефонный опрос
ОТВЕТ: b

Вопрос 7. Аннотация к проекту должна быть:
a) Ясной
b) Сжатой
c) Выразительной
d) Обширной
ОТВЕТ: а, b, с

Вопрос 8. Финансовый план распределения денежных ресурсов, необходимых для выполнения проекта, по соответствующим видам расходов по проекту.
a) Календарный план
b) Смета
c) Матрица проекта
d) Обоснование проекта
ОТВЕТ: b

Вопрос 9. Сравнение полученных результатов проекта с запланированными, определение степени решения проблемы (достижение цели проекта) и удовлетворенности целевых групп проекта.
a) Смета
b) Оценка
c) Матрица проекта
d) Обоснование проекта
ОТВЕТ: b

Вопрос 10. Какой метод сбора данных не относится к качественным?
a) Наблюдение
b) Опрос
c) Интервью
d) Биографическая прогулка
ОТВЕТ: b

Вопрос 11. Верно ли следующее определение:
Программа исследования — это изложение теоретико-методологических предпосылок в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 12. Верно ли следующее определение:
В широком смысле под дизайном социологического исследования понимается конфигурация различных элементов, включающая теоретические подходы, методы, жанр проекта, выборку и др., позволяющая провести полевое исследование.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 13. Характеристика какой функции программы социологического исследования представлена: разработка общего логического плана исследования, использование методов сбора и анализа информации, разработка процедуры исследования?
a) Методологическая
b) Методическая
ОТВЕТ: b

Вопрос 14. Методический раздел программы содержит:
a) Определение обследуемой совокупности
b) Выбор методов сбора информации
c) Определение объекта и предмета исследования
d) Интерпретацию основных понятий
ОТВЕТ: a, b

Вопрос 15. … проблемной ситуации должен начинаться с выявления характеризующих ее противоречий.
a) Формулировка
b) Анализ
c) Решение
ОТВЕТ: b

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что представляет собой концентрированное изложение всего проекта, повторяющее все его части?
ОТВЕТ: Аннотация

Вопрос 2. В рамках какого исследования осуществляются регулярные замеры характеристик или состояния одного и того же субъекта/объекта на протяжении длительного периода времени, иногда даже в течение нескольких десятков лет?
ОТВЕТ: Лонгитюдное

Вопрос 3. В каком разделе проекта необходимо указать почему проект необходим (зачем нужны изменения) и какие проблемы он будет решать?
ОТВЕТ: Обоснование проекта

Вопрос 4. Те, кому проект помогает, чьи проблемы он решает напрямую или чьи потребности удовлетворяет?
ОТВЕТ: Целевая группа проекта

Вопрос 5. Как называется стратегия исследования, направленная на последовательное и детальное изучение одного объекта с учетом различных доступных способов сбора информации?
ОТВЕТ: Сase - study

Вопрос 6. Какие методы не предполагают статистической обработки?
ОТВЕТ: Качественные

Вопрос 7. Позитивная ситуация, на достижение которой направлен проект?
ОТВЕТ: Цель проекта

Вопрос 8. Мини-цели, которые необходимо выполнить для достижения цели проекта?
ОТВЕТ: Задачи проекта

Вопрос 9. Добавьте пропущенное слово: Все элементы программы должны быть изложены в … последовательности.
ОТВЕТ: логической

Вопрос 10. Какой раздел программы социологического исследования представляет определение объекта и предмета исследования, интерпретацию основных понятий, выдвижение гипотез?
ОТВЕТ: Методологический

Вопрос 11. Добавьте пропущенное слово: … – это противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-либо результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации.
ОТВЕТ: Проблема

Вопрос 12. Добавьте пропущенное слово: … социологического исследования – это ожидаемый конечный результат (решение проблемы), который можно достигнуть только с помощью исследования.
ОТВЕТ: Цель

Вопрос 13. Добавьте пропущенное слово: … социологического исследования – совокупность конкретных установок, направленных на анализ и решения проблемы.
ОТВЕТ: Задачи

Вопрос 14. Добавьте пропущенное слово: … социологического исследования – явление или процесс, на которое направлено социологическое исследование.
ОТВЕТ: Объект

Вопрос 15. Добавьте пропущенное слово: … исследования представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.
ОТВЕТ: Предмет

Вопрос 16. Все то, что необходимо для успешного выполнения деятельности по проекту: специалисты, информация, материально-техническая база, время, финансы и др.
ОТВЕТ: Ресурсы

Вопрос 17. Позволяют проверить реалистичность и выполнимость запланированного.
ОТВЕТ: Индикаторы достижения

Вопрос 18. Вопросы, отражающие социальнодемографические характеристики респондента: пол, возраст, образование, профессия, семейное положение, уровень дохода и др., может располагаться как в начале, так и в конце анкеты.
ОТВЕТ: паспортичка

Вопрос 19. Добавьте пропущенное слово: Правильная … социологической информации позволяет исследователю сделать объективные обобщения и выводы, предложить соответствующие рекомендации, обосновать возможности их внедрения, выстроить прогнозы развития событий.
ОТВЕТ: интерпретация

Вопрос 20. Что представляет собой документ, который в установленной форме отражает содержание программы исследования, ее выполнение, полученные в конечном итоге выводы, практические рекомендации, возможности их внедрения?
ОТВЕТ: отчет

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Характеристика методов прогнозирования.
2. Техника разработки прогноза.
3. Содержание основных понятий социального прогнозирования.
4. Типология прогнозов.
5. Сферы применения прогнозов.
6. Социальная диагностика проекта.
7. Методы социальной диагностики.
8. Социальная экспертиза проекта.
9. Методы социальной экспертизы.
10. Сущность понятий модель и моделирование.
11. Типологии моделей.
12. Технология построения социальных моделей.
13. Сферы применения метода социального моделирования.
14. Сущность социального проектирования.
15. Современные концепции социально-проектной деятельности.
16. Философия социального проектирования.
17. Понятие социального проекта.
18. Предмет социального проектирования.
19. Типология социальных проектов.
20. Технология социального проектирования.
21. Методы коллективной работы над проектом.
22. Жизненный цикл социального проекта.
23. Механизм реализации социального проекта.
24. Предметная и проблемная область социального проектирования.
25. Теоретико-методологические аспекты социального проектирования.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Разработка прогноза развития социального явления, процесса
2. Разработка модели социального явления или процесса
3. Диагностика и экспертиза прогноза или модели
4. Оценка значимость реализации социальных проектов в различных сферах для развития общества.
5. Графическое изображение жизненного цикла социального проекта.
6. Разработка необычного способа привлечь спонсоров к реализации социального проекта.
7. Формулирование критических суждений о принятых критериях оценки эффективности социальных проектов.
8. Разработка плана коллективной работы над социальным проектом.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стегний В.Н. Социальное прогнозирование и проектирование: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/38F67521-FBD4-4CCB-8259-61EA0A271125
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Солодянкина О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/9522632B-DFF5-4970-BAAF-9DA2B4C4CADB
Л2.2 О. Н. Колесникова Социальное проектирование и прогнозирование: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Социальное проектирование и прогнозирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практическом занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Творческое задание
Творческое задание предполагает групповую работу и публичное представление подготовленных проектов с дальнейшим их обсуждением, на основе которого оценивается задание. При оценивании творческого задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Зачет
Студент на зачете отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.