Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.03. Организация работы с молодежью |
Профиль | Управление в молодежной политике |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна
1.1. | Формирование у студентов профессиональных знаний в области карьерных стратегий молодёжи |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
УК-3.1 | Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства |
УК-3.2 | Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи |
УК-3.3 | Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | содержание понятия карьера и ее виды; 3.1.2 • этапы карьеры и их специфику; принципы планирования и управления карьерой; типологию карьерных стратегий молодых специалистов; специфику составления резюме молодого специалиста; правила поведения в организации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять профессиональную самооценку; организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодёжных сообществах по месту учёбы и работы; использовать полученные знания для участия в развитии проектно-аналитической и экспертно- консультационной деятельности в молодёжной среде. учитывать карьерных стратегии при организации и реализации профессиональной ориентации; учитывать карьерных стратегии при трудоустройстве, занятости и профессиональном развитии молодежи; применять различные |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | организации профессиональной ориентации с учетом карьерных стратегий; организации и планирования содействия занятости молодежи с учетом карьерных стратегий; обеспечивать регулирование занятости молодежи с учетом различных типов карьерных стратегий; составления резюме молодого специалиста; проводить исследование по положению молодежи на рынке труда и специфике молодежного труда; прохождения собеседования |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Теоретико-методологические основы изучения карьеры | Лекции | 8 | 4 | Л1.4, Л1.3, Л1.2 | |
1.2. | Теоретико-методологические основы изучения карьеры | Практические | 8 | 4 | Л1.2 | |
1.3. | Теоретико-методологические основы изучения карьеры | Сам. работа | 8 | 4 | Л1.3 | |
1.4. | Молодёжь на рынке труда | Лекции | 8 | 4 | Л1.3, Л1.1 | |
1.5. | Молодёжь на рынке труда | Практические | 8 | 4 | Л1.1 | |
1.6. | Молодёжь на рынке труда | Сам. работа | 8 | 20 | Л1.3 | |
1.7. | Карьерные стратегии молодежи: возможности их планирования | Лекции | 8 | 4 | Л1.4 | |
1.8. | Карьерные стратегии молодежи: возможности их планирования | Практические | 8 | 10 | Л1.3, Л1.2 | |
1.9. | Карьерные стратегии молодежи: возможности их планирования | Сам. работа | 8 | 22 | Л1.4, Л1.2 | |
1.10. | Методы и технологии эффективного трудоустройства | Лекции | 8 | 8 | Л1.2 | |
1.11. | Методы и технологии эффективного трудоустройства | Практические | 8 | 4 | Л1.3 | |
1.12. | Методы и технологии эффективного трудоустройства | Сам. работа | 8 | 20 | Л1.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2562 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и свою роль в команде ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Предмет дисциплины«Карьерные стратегии молодежи» включает? А.Методы психологического изучения субъектов управления В.Методы исследования карьеры и управленческих знаний в профессиональной деятельности современной молодежи. С. Методы социального изучения субъектов управления ОТВЕТ В. 2. Карьера -это? А.Результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. В.Результат исследования карьеры и управленческих знаний в профессиональной деятельности современной молодежи. С. Результат социального изучения субъектов управления ОТВЕТ А. 3. Крьерная стратегия -это? А.Результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. В.Результат исследования карьеры и управленческих знаний в профессиональной деятельности современной молодежи. С. Это комплекс мероприятий, направленных на организацию и продвижение профессиональной деятельности человека и достижение стратегической цели по обеспечению устойчивого роста. ОТВЕТ С. 4. Что учитывают при формироварии стратегий? А.Результаты осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. В. Цели карьеры, жизненные ценности, основные принципы и правила реализации запланированных действий. С. Комплекс мероприятий, направленных на организацию и продвижение профессиональной деятельности человека и достижение стратегической цели по обеспечению устойчивого роста. ОТВЕТ В. 5. Что включают карьерные ресурсы индивида? А.Результаты осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. В. Цели карьеры, жизненные ценности, основные принципы и правила реализации запланированных действий. С. Способности индивида, уровень проявления мотивации, уверенность и целеустремленность, профессиональные знания и опыт, способности к быстрому приобретению необходимых навыков, здоровье. ОТВЕТ С. 6. Что такое карьера в широком смысле? А.Это последовательность занимаемых должностей, видов деятельности и даже социальных ролей. В. Это жизненные ценности, основные принципы и правила реализации запланированных действий. С. Это способности индивида, уровень проявления мотивации, уверенность и целеустремленность, профессиональные знания и опыт, способности к быстрому приобретению необходимых навыков, здоровье. ОТВЕТ А 7. Что обозначает правильно выбранная стратегия? А.Это последовательность занимаемых должностей, видов деятельности и даже социальных ролей. В. Это означает успешность трудового пути, с учетом факторов сдерживания и сопротивления. С. Это способности индивида, уровень проявления мотивации, уверенность и целеустремленность, профессиональные знания и опыт, способности к быстрому приобретению необходимых навыков, здоровье. ОТВЕТ В. 8. Что обозначает эффективная стратегия? А.Это последовательность занимаемых должностей, видов деятельности и даже социальных ролей. В. Это означает успешность трудового пути, с учетом факторов сдерживания и сопротивления. С. Это и продвижение, и остановки в пути, карьерные маневры и даже смена деятельности. ОТВЕТ С. 9. Одним из важны показателей карьеры современного человека, является? А.Правильная оследовательность занимаемых должностей, видов деятельности и даже социальных ролей. В. Успешность трудового пути, с учетом факторов сдерживания и сопротивления. С. Умение работать в команде ОТВЕТ С. 10. Особую социальную значимость в карьере имеет? А.Правильная оследовательность занимаемых должностей, видов деятельности и даже социальных ролей. В. Успешность трудового пути, с учетом факторов сдерживания и сопротивления. С. Социальное взаимодействие с членами профессиональной команды ОТВЕТ С. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Дайте определение карьеры.? Ответ: Карьера — успешное продвижение в области служебной, социальной, научной и другой деятельности; продвижение вверх по служебной лестнице. 2.Выделите стадии карьеры? Ответ: Среди стадий выделяют обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию 3. Назовите типы профессиональной карьеры? Ответ: остоянная (карьера постоянного положения; стабильная карьера) · Линейная (базируется на предыдущей + постепенно вверх по престижу должности) · Спиралевидная (похожа на линейную: каждая работа базируется на предыдущей; но нельзя сказать, что есть повышение по должности) · Мимолетная (преходящая) -Постоянная 4. Какие качества влияют на карьеру? Ответ: Важным фактором для достижения успеха являются некоторые ключевые личностные характеристики, такие как целеустремленность, настойчивость, креативность, самодисциплина и амбициозность 5. Что такое центростремительная карьера? Ответ: Она характеризуется расширением уровня влияния сотрудника при отсутствии смены должности. Так же при таком карьерном росте сотрудник развивает деловые связи внутри компании. 6. Какие этапы проходит человек в свонй карьере? ОТвет: становление / испытательная /ранняя карьера (от 18 до 30 лет) продвижение / консолидация (стабилизация) / средняя карьера (от 31 до 45 лет) сохранение / поддержание / зрелая карьера (после 45 лет) 7. Что такое карьерный рост? Ответ: действия, предпринимаемые сотрудником для реализации своего плана. Карьерный рост – это одно из ярких проявлений профессионального развития личности. 8. От чего зависит выбор личное карьеры? Ответ: От взаимодействия внешних условий и внутренних ресурсов личности. 9. Низовите факторы успешности в карьере? Ответ: опыт работы в профессии, умение работать вкоманде. трудолюбие и усердие, хорошие отношения с начальством, уровень компетенций, наличие профильного образования. 10.Что необходимо учитвать для грамотного построения карьеры? Ответ: Для грамотного построения карьерной стратегии важно учитывать уровень образования человека, его материальный уровень, запросы и желания человека, его психологические установки, убеждения и стереотипы. 11. Что представляет собой карьера как объект управления? Ответ: К наиболее значимым составляющим карьеры как объекта управления относятся сам индивид (его личность и психофизиологические особенности), его карьерные цели и возможные пути их достижения, а также внешняя по отношению к индивиду среда, влияющая на него. 12. Что такое планирование карьеры? Ответ: Планирование карьеры - процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей работника с требования-ми организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в разработке программы профессионального и должностного роста (карьерного плана). 13. По каким критериям можно оценить успешность собственной карьеры? Ответ: Внутренние (субъективные) критерии: увлеченность работой; стремление к профессиональному самосовершенствованию; получение удовлетворение от работы и своего уровня достижений; Читать ещё 1 пункт Внешние (объективные) критерии: высокая профессиональная репутация, признание коллег; занимаемая высокая должность; КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1.Бизнес -инкубаторы и их роль в формировании лидерских качеств молодых людей. 2.Подходы к построению карьеры в зависимости от самооценки и уровня притязаний работника. 3. Основные методы оценки деловой активности молодежи: качественные, количественные, комбинированные |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. Вопросы к зачету 1.Предмет и объект дисциплины«Карьерные стратегии молодежи» 2. Место дисциплины в системе подготовки специалистов по организации работы с молодежью. 3. Теоретические подходы к понятию стратегия. 4. Классификация стратегий. 5. Жизненные и карьерные стратегии. 6. Психологические типы индивида и совместимость профессий. 7. Методы определения совместимости психологического типа личности. 8. Социометрический метод в определении карьерных предпочтений 9. Роль школьного психолога в определении карьеры молодого человека. 10. Основные этапы конструирования карьеры. 11. Активные и пассивные методы поиска путей построения карьеры. 12. Роль биржы труда в процессе построение карьеры молодого человека. 13. Роль общественных организаций в выборе карьеры молодых людей. 14. Жизненный цикл карьеры молодого человека. 15. Основные этапы подготовки резюме. 16. Размещение резюме в специализированных СМИ. 17. Эффективность активной формы построения карьеры. 18. Подготовка самопрезентации. 19. Вербальные и невербальные средства коммуникации при осуществлении собеседования. Зона делового общения. 20. Факторы успешной самопрезентации. 21. Лидерство и построение карьеры.. 22. Признаки лидера. Типология лидерства. 23. Лидерство и ответственность. 24. Построение карьерных стратегий молодежи, как важный элемент государственной молодежной политики. 25. Кадровая политика ведущих компаний с акцентом на молодежь, как форма участия бизнеса в построении карьерных стратегий молодых специалистов. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под редакцией Басов Н. Ф. | Социальная работа с молодежью: учебное пособие | М.: Дашков и Ко // ЭБС. "Университетская библиотека онлайн.//http://www.biblioclub.ru, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253961 |
Л1.2 | Яковенко Е. Г. , Христолюбова Н. Е. , Мостова В. Д. | Экономика труда: учебное пособие | М.: Юнити-Дана//ЭБС "Университетская библиотека on-line, 2012 | |
Л1.3 | под ред. И. А. Бушмина | Рынок труда Алтайского края в 2005-2010 гг.: основные показатели, механизмы регулирования, направления развития: | Барнаул : Азбука, 2011 | |
Л1.4 | Арькова Татьяна Юрьевна | Управление человеческими ресурсами организации на основе HR-брендинга: автореферат дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 | Казань, 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | курс "Карьерные стратегии молодежи" в MOODLE | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
средства MS Office (Word, Excel, PowerPoint) Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, выполнить все практические задания, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.). Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала. 3. Семинарское занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия. Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии). На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте рассмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Выполнение заданий для самостоятельной работы необходимо для успешного освоения курса. |