МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Карьерные стратегии молодежи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильУправление в молодежной политике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., Препод., Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Карьерные стратегии молодежи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова Светлана Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов профессиональных знаний в области карьерных стратегий молодёжи

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание понятия карьера и ее виды;
3.1.2 • этапы карьеры и их специфику;
принципы планирования и управления карьерой;
типологию карьерных стратегий молодых специалистов;
специфику составления резюме молодого специалиста;
правила поведения в организации
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять профессиональную самооценку;
организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодёжных сообществах по месту учёбы
и работы;
использовать полученные знания для участия в развитии проектно-аналитической и экспертно-
консультационной деятельности в молодёжной среде.
учитывать карьерных стратегии при организации и реализации профессиональной ориентации;
учитывать карьерных стратегии при трудоустройстве, занятости и профессиональном развитии
молодежи;
применять различные
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.организации профессиональной ориентации с учетом карьерных стратегий;
организации и планирования содействия занятости молодежи с учетом карьерных стратегий;
обеспечивать регулирование занятости молодежи с учетом различных типов карьерных стратегий;
составления резюме молодого специалиста;
проводить исследование по положению молодежи на рынке труда и специфике молодежного труда;
прохождения собеседования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Теоретико-методологические основы изучения карьеры Лекции 8 4 Л1.4, Л1.3, Л1.2
1.2. Теоретико-методологические основы изучения карьеры Практические 8 4 Л1.2
1.3. Теоретико-методологические основы изучения карьеры Сам. работа 8 4 Л1.3
1.4. Молодёжь на рынке труда Лекции 8 4 Л1.3, Л1.1
1.5. Молодёжь на рынке труда Практические 8 4 Л1.1
1.6. Молодёжь на рынке труда Сам. работа 8 20 Л1.3
1.7. Карьерные стратегии молодежи: возможности их планирования Лекции 8 4 Л1.4
1.8. Карьерные стратегии молодежи: возможности их планирования Практические 8 10 Л1.3, Л1.2
1.9. Карьерные стратегии молодежи: возможности их планирования Сам. работа 8 22 Л1.4, Л1.2
1.10. Методы и технологии эффективного трудоустройства Лекции 8 8 Л1.2
1.11. Методы и технологии эффективного трудоустройства Практические 8 4 Л1.3
1.12. Методы и технологии эффективного трудоустройства Сам. работа 8 20 Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2562

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и свою роль в команде
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Предмет дисциплины«Карьерные стратегии молодежи» включает?
А.Методы психологического изучения субъектов управления
В.Методы исследования карьеры и управленческих знаний в профессиональной деятельности современной молодежи.
С. Методы социального изучения субъектов управления
ОТВЕТ В.

2. Карьера -это?
А.Результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
В.Результат исследования карьеры и управленческих знаний в профессиональной деятельности современной молодежи.
С. Результат социального изучения субъектов управления
ОТВЕТ А.

3. Крьерная стратегия -это?
А.Результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
В.Результат исследования карьеры и управленческих знаний в профессиональной деятельности современной молодежи.
С. Это комплекс мероприятий, направленных на организацию и продвижение профессиональной деятельности человека и достижение стратегической цели по обеспечению устойчивого роста.
ОТВЕТ С.

4. Что учитывают при формироварии стратегий?
А.Результаты осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
В. Цели карьеры, жизненные ценности, основные принципы и правила реализации запланированных действий.
С. Комплекс мероприятий, направленных на организацию и продвижение профессиональной деятельности человека и достижение стратегической цели по обеспечению устойчивого роста.
ОТВЕТ В.
5. Что включают карьерные ресурсы индивида?
А.Результаты осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
В. Цели карьеры, жизненные ценности, основные принципы и правила реализации запланированных действий.
С. Способности индивида, уровень проявления мотивации, уверенность и целеустремленность, профессиональные знания и опыт, способности к быстрому приобретению необходимых навыков, здоровье.
ОТВЕТ С.
6. Что такое карьера в широком смысле?
А.Это последовательность занимаемых должностей, видов деятельности и даже социальных ролей.
В. Это жизненные ценности, основные принципы и правила реализации запланированных действий.
С. Это способности индивида, уровень проявления мотивации, уверенность и целеустремленность, профессиональные знания и опыт, способности к быстрому приобретению необходимых навыков, здоровье.
ОТВЕТ А
7. Что обозначает правильно выбранная стратегия?
А.Это последовательность занимаемых должностей, видов деятельности и даже социальных ролей.
В. Это означает успешность трудового пути, с учетом факторов сдерживания и сопротивления.
С. Это способности индивида, уровень проявления мотивации, уверенность и целеустремленность, профессиональные знания и опыт, способности к быстрому приобретению необходимых навыков, здоровье.
ОТВЕТ В.
8. Что обозначает эффективная стратегия?
А.Это последовательность занимаемых должностей, видов деятельности и даже социальных ролей.
В. Это означает успешность трудового пути, с учетом факторов сдерживания и сопротивления.
С. Это и продвижение, и остановки в пути, карьерные маневры и даже смена деятельности.
ОТВЕТ С.
9. Одним из важны показателей карьеры современного человека, является?
А.Правильная оследовательность занимаемых должностей, видов деятельности и даже социальных ролей.
В. Успешность трудового пути, с учетом факторов сдерживания и сопротивления.
С. Умение работать в команде
ОТВЕТ С.
10. Особую социальную значимость в карьере имеет?
А.Правильная оследовательность занимаемых должностей, видов деятельности и даже социальных ролей.
В. Успешность трудового пути, с учетом факторов сдерживания и сопротивления.
С. Социальное взаимодействие с членами профессиональной команды
ОТВЕТ С.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение карьеры.?
Ответ: Карьера — успешное продвижение в области служебной, социальной, научной и другой деятельности; продвижение вверх по служебной лестнице.
2.Выделите стадии карьеры?
Ответ: Среди стадий выделяют обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию
3. Назовите типы профессиональной карьеры?
Ответ: остоянная (карьера постоянного положения; стабильная карьера)
· Линейная (базируется на предыдущей + постепенно вверх по престижу должности)
· Спиралевидная (похожа на линейную: каждая работа базируется на предыдущей; но нельзя сказать, что есть повышение по должности)
· Мимолетная (преходящая)
-Постоянная
4. Какие качества влияют на карьеру?
Ответ: Важным фактором для достижения успеха являются некоторые ключевые личностные характеристики, такие как целеустремленность, настойчивость, креативность, самодисциплина и амбициозность
5. Что такое центростремительная карьера?
Ответ: Она характеризуется расширением уровня влияния сотрудника при отсутствии смены должности. Так же при таком карьерном росте сотрудник развивает деловые связи внутри компании.
6. Какие этапы проходит человек в свонй карьере?
ОТвет: становление / испытательная /ранняя карьера (от 18 до 30 лет)
продвижение / консолидация (стабилизация) / средняя карьера (от 31 до 45 лет)
сохранение / поддержание / зрелая карьера (после 45 лет)
7. Что такое карьерный рост?
Ответ: действия, предпринимаемые сотрудником для реализации своего плана. Карьерный рост – это одно из ярких проявлений профессионального развития личности.
8. От чего зависит выбор личное карьеры?
Ответ: От взаимодействия внешних условий и внутренних ресурсов личности.
9. Низовите факторы успешности в карьере?
Ответ: опыт работы в профессии, умение работать вкоманде. трудолюбие и усердие, хорошие отношения с начальством, уровень компетенций, наличие профильного образования.
10.Что необходимо учитвать для грамотного построения карьеры?
Ответ: Для грамотного построения карьерной стратегии важно учитывать уровень образования человека, его материальный уровень, запросы и желания человека, его психологические установки, убеждения и стереотипы.
11. Что представляет собой карьера как объект управления?
Ответ: К наиболее значимым составляющим карьеры как объекта управления относятся сам индивид (его личность и психофизиологические особенности), его карьерные цели и возможные пути их достижения, а также внешняя по отношению к индивиду среда, влияющая на него.
12. Что такое планирование карьеры?
Ответ: Планирование карьеры - процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей работника с требования-ми организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в разработке программы профессионального и должностного роста (карьерного плана).
13. По каким критериям можно оценить успешность собственной карьеры?
Ответ: Внутренние (субъективные) критерии:
увлеченность работой;
стремление к профессиональному самосовершенствованию;
получение удовлетворение от работы и своего уровня достижений;
Читать ещё 1 пункт
Внешние (объективные) критерии:
высокая профессиональная репутация, признание коллег;
занимаемая высокая должность;
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Бизнес -инкубаторы и их роль в формировании лидерских качеств молодых людей.
2.Подходы к построению карьеры в зависимости от самооценки и уровня притязаний работника.
3. Основные методы оценки деловой активности молодежи: качественные, количественные, комбинированные
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

Вопросы к зачету

1.Предмет и объект дисциплины«Карьерные стратегии молодежи»
2. Место дисциплины в системе подготовки специалистов по организации работы с молодежью.
3. Теоретические подходы к понятию стратегия.
4. Классификация стратегий.
5. Жизненные и карьерные стратегии.
6. Психологические типы индивида и совместимость профессий.
7. Методы определения совместимости психологического типа личности.
8. Социометрический метод в определении карьерных предпочтений
9. Роль школьного психолога в определении карьеры молодого человека.
10. Основные этапы конструирования карьеры.
11. Активные и пассивные методы поиска путей построения карьеры.
12. Роль биржы труда в процессе построение карьеры молодого человека.
13. Роль общественных организаций в выборе карьеры молодых людей.
14. Жизненный цикл карьеры молодого человека.
15. Основные этапы подготовки резюме.
16. Размещение резюме в специализированных СМИ.
17. Эффективность активной формы построения карьеры.
18. Подготовка самопрезентации.
19. Вербальные и невербальные средства коммуникации при осуществлении собеседования. Зона делового общения.
20. Факторы успешной самопрезентации.
21. Лидерство и построение карьеры..
22. Признаки лидера. Типология лидерства.
23. Лидерство и ответственность.
24. Построение карьерных стратегий молодежи, как важный элемент государственной молодежной политики.
25. Кадровая политика ведущих компаний с акцентом на молодежь, как форма участия бизнеса в построении
карьерных стратегий молодых специалистов.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под редакцией Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие М.: Дашков и Ко // ЭБС. "Университетская библиотека онлайн.//http://www.biblioclub.ru, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253961
Л1.2 Яковенко Е. Г. , Христолюбова Н. Е. , Мостова В. Д. Экономика труда: учебное пособие М.: Юнити-Дана//ЭБС "Университетская библиотека on-line, 2012
Л1.3 под ред. И. А. Бушмина Рынок труда Алтайского края в 2005-2010 гг.: основные показатели, механизмы регулирования, направления развития: Барнаул : Азбука, 2011
Л1.4 Арькова Татьяна Юрьевна Управление человеческими ресурсами организации на основе HR-брендинга: автореферат дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 Казань, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс "Карьерные стратегии молодежи" в MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
средства MS Office (Word, Excel, PowerPoint)
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, выполнить все практические задания, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.).
Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала.
3. Семинарское занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия.
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии).
На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте рассмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Выполнение заданий для самостоятельной работы необходимо для успешного освоения курса.