МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология молодежи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильЦифровые и сетевые технологии работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_ЦСТ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна;к.с.н., старший преподаватель, Шахова Екатерина Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат социологических наук, доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология молодежи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 20182025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о сущности молодежи как социально-демографической группы с точки зрения ее роли и места в общественном воспроизводстве; систематическое изложение основных социальных проблем, возникающих в связи с положением молодежи в социальной структуре общества, особенностями ее сознания и поведения; обеспечение необходимых знаний о методах социологического исследования социальных проблем молодежи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен применять социальные технологии (в том числе инновационные) в работе с молодежью и при организации мероприятий в сфере молодежной политики
ПК-1.1 Знает основные социальные технологии (в том числе инновационные) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики
ПК-1.2 Использует инновационные социальные технологии и методы предоставления социальных услуг в сфере организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи, профилактики асоциальных явлений в молодежной среде
ПК-1.3 Владеет навыками работы по продвижению и популяризации позитивного опыта реализации социальных услуг в сфере молодежной политики
ПК-2Способен осуществлять проектно-аналитическую и экспертно-консультационную деятельность по вопросам оценки положения молодежи в обществе в области цифровых и сетевых технологий
ПК-2.1 Знает основные технологии проведения проектно-аналитических работ по проблемам в молодежной среде
ПК-2.2 Владеет цифровыми технологиями экспертно-аналитической деятельности по выявлению проблем в молодежной среде
ПК-2.3 Умеет систематизировать и анализироватьинформацию с целью составления методических рекомендаций по совершенствованию реализации услуг (работ) в сфере цифровой и сетевой технологии организации работы с молодежью
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные технологии проведения проектно-аналитических работ по проблемам в молодежной среде;
основные социальные технологии (в том числе инновационные) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики
3.2.Уметь:
3.2.1.систематизировать и анализировать информацию с целью составления методических рекомендаций по совершенствованию реализации услуг (работ) в сфере цифровой и сетевой технологии организации работы с молодежью
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет цифровыми технологиями экспертно-аналитической деятельности по выявлению проблем в молодежной среде;
Владеет навыками работы по продвижению и популяризации позитивного опыта реализации социальных услуг в сфере молодежной политики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология молодежи: особенности объекта и предмет науки
1.1. Молодежь в системе социологического знания. Молодежь как социальная группа. Предмет социологии молодежи Лекции 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Молодежь: концептуализация понятия и направления исследований. Определение возрастных границ молодежи. Социальный статус. Современные социологические концепции молодежи Лекции 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Социология молодежи: особенности объекта и предмет науки Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Методологические проблемы социологического изучения процесса социализации. Социальное развитие молодежи
2.1. Личность молодого человека как предмет социологии Лекции 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Личность молодого человека как предмет социологии Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Проблемы социализации и воспитания. Социальное развитие молодежи Лекции 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Проблемы социализации и воспитания. Социальное развитие молодежи Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Интеграция молодежи в социальную структуру. Молодежь в общественном воспроизводстве. Преемственность и конфликт поколений. Молодежь в воспроизводстве социальной структуры общества Лекции 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Интеграция молодежи в социальную структуру. Молодежь в общественном воспроизводстве. Преемственность и конфликт поколений. Молодежь в воспроизводстве социальной структуры общества Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Социальная стратификация молодежи. Проблемы труда и занятости молодежи в материальном производстве. Воспроизводство социально-профессиональной структуры Лекции 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Социальная стратификация молодежи. Проблемы труда и занятости молодежи в материальном производстве. Воспроизводство социально-профессиональной структуры Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Молодежь в сфере распределительных отношений и потребления. Проблемы социального расслоения Лекции 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Молодежь в сфере распределительных отношений и потребления. Проблемы социального расслоения Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Социальное самочувствие молодежи. Воспроизводство духовной жизни Лекции 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Социальное самочувствие молодежи. Воспроизводство духовной жизни Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.13. Демографическое воспроизводство. Состояние здоровья молодежи Лекции 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.14. Демографическое воспроизводство. Состояние здоровья молодежи Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.15. Этнический статус в молодежной среде. Проблемы воспроизводства Лекции 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.16. Этнический статус в молодежной среде. Проблемы воспроизводства Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.17. Методологические проблемы социологического изучения процесса социализации. Социальное развитие молодежи Сам. работа 6 11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Молодежь в политической жизни общества. Социальные конфликты в молодежной среде
3.1. Социальная самоидентификация молодежи. Особенности молодежи как субъекта политических отношений. Характеристика политического сознания молодежи Лекции 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Положение молодежи в структуре власти и формы ее участия в политической жизни Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Государственная молодежная политика Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Социальная интеграция как форма реализации конфликтов Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Социальное исключение молодежи. Проблемы девиантного поведения Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Молодежь в политической жизни общества. Социальные конфликты в молодежной среде Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Методические проблемы социологического исследования молодежи
4.1. Организация социологических исследований проблем молодежи. Релевантность методов опроса специфике молодежи как объекту исследования Лекции 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Организация социологических исследований проблем молодежи. Релевантность методов опроса специфике молодежи как объекту исследования Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Методы, процедуры и организация социологических исследований проблем молодежи Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Выбор методов опроса. Предпочтение методов опроса различными возрастными и социальными группами молодежи Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Методические проблемы социологического исследования молодежи Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3830.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен осуществлять проектно-аналитическую и экспертно-консультационную деятельность по вопросам оценки положения молодежи в обществе в области цифровых и сетевых технологий

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА.
Вопрос 1. Верно ли, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) внесла зависимость от видеоигр в Международную классификацию болезней.
А) Верно.
Б) Не верно.
Ответ: А.

Вопрос 2. Укажите возможные негативные тенденции в развитии детей и молодежи, связанные с современным информационным потоком:
А) стремление к эскапизму.
Б) кибербуллинг.
В) киберзависимость.
Г) отсутствие моральных ориентиров.
Д) негативные эмоциональные состояния.
Е) все перечисленные варианты.
Ответ: Б, В, Д.

Вопрос 3. К критериям сформированности информационной компетентности относят:
А) технологический критерий.
Б) общественный критерий.
В) информационный критерий.
Г) рефлексивно-результативный критерий.
Д) социальный критерий.
Е) личностный критерий.
Ответ: А, В, Г.

Вопрос 4. Функция информационной компетентности, активизирующая умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную, называется:
А) коммуникативная функция.
Б) оценочная функция.
В) нормативная функция.
Г) познавательная функция.
Ответ: Б.

Вопрос 5. Функция информационной компетентности, позволяющая адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе, называется:
А) адаптивная функция.
Б) оценочная функция.
В) нормативная функция.
Г) познавательная функция.
Ответ: А.

Вопрос 6. Функция информационной компетентности, проявляющаяся прежде всего, как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе, называется:
А) адаптивная функция.
Б) оценочная функция.
В) нормативная функция.
Г) познавательная функция.
Ответ: В.

Вопрос 7. Функция информационной компетентности, направленная на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя, называется:
А) адаптивная функция.
Б) оценочная функция.
В) нормативная функция.
Г) познавательная функция.
Ответ: Г.

Вопрос 8. И.Г. Кислой выделен компонентный состав информационной компетентности специалиста и раскрыта объективная значимость каждого компонента как для организации, так и личности в целом. Установите соответствие между компонентом информационной компетентности и личностной значимостью данной компетенции.
1) информационно-оценочная компетенция.
2) информационно-поисковая компетенция.
3) информационно-коммуникационная компетенция.
4) информационно-этическая компетенция.
А) получение новых знаний.
Б) общение с людьми.
В) право на собственное мнение, безопасность частной собственности.
Г) применение полученных или имеющихся знаний в жизненных ситуациях.
Ответ: 1Г, 2А, 3Б, 4В.

Вопрос 9. Интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности, носит название:
А) информационная грамотность.
Б) информационная безопасность.
В) информационная компетентность.
Г) информационная культура.
Ответ: В.

Вопрос 10. Какой период охватывает актуальная версия Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации?
А) 2017—2030 гг.
Б) 2010—2022 гг.
В) 2020—2035 гг.
Г) 2016—2025 гг.
Ответ: А.

Вопрос 11. В каком документе молодежная политика определена как приоритетное направление в социально-экономическом развитии государства?
А) закон «Об общих началах государственной молодежной политики».
Б) Федеральный закон № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
В) постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации».
Г) Указ Президента «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики».
Ответ: Г.

Вопрос 12. Формирование государственной молодежной политики в федеративной России начинается с 90-х гг. XX столетия, что было связано с изменением политического устройства страны, активизацией мирового сообщества в области решения проблем молодежи, разработкой нормативно-правовых документов.
А) 90-х гг. XX столетия.
Б) 50-х гг. XX столетия.
В) 20-х гг. XX столетия.
Г) 30-х гг. XX столетия.
Ответ: А.

Вопрос 13. Верно ли утверждение: «Информационное обеспечение реализации молодежной политики является одним из направлений государственной молодежной политики и не имеет отдельных нормативно-правовых документов, закрепляющих данное направление».
А) Верно.
Б) Не верно.
Ответ: А.

Вопрос 14. Укажите основные направления информационного обеспечения реализации молодежной политики:
А) создание федеральной системы информационного обеспечения молодежи.
Б) проведение общенациональных фестивалей молодежи.
В) популяризация образа гармонично развитого молодого человека.
Г) создание общенациональной молодежной медиаструктуры.
Ответ: А, Г.

Вопрос 15. Учреждение или структурное подразделение, где молодые люди и специалисты могут получить информацию по широкому спектру вопросов, касающихся молодежи; пройти обучение; проконсультироваться и получить поддержку психолога, юриста, социального работника, носит название:
А) молодежно-информационный центр.
Б) молодежно-просветительский центр.
В) молодежно-досуговый центр.
Г) молодежно-культурный центр.
Ответ: А.

Вопрос 16. Структура федеральной системы информационного обеспечения молодежи сформировалась в рамках трех уровней. Информационно-аналитический отдел Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации, ГУ «Центр программно-технического управления федеральной системы информационного обеспечения молодежи» («ЦПТУ ФСИОМ») представляют уровень:
А) федеральный.
Б) региональный.
В) местный.
Ответ: А.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА.
1. Представители какой возрастной группы являются наиболее активными, энергичными и продвинутыми пользователями телекоммуникационных инструментов и сервисов.
Ответ: Молодежь.

2. В каком году был принят Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»?
Ответ: В 2010 году.

3. ___________ – это травля, которая происходит с помощью средств массовой информации и коммуникаций, таких как смартфоны, электронная почта, веб-страницы, социальные сети, блоги и иные Интернет-ресурсы. Преднамеренные агрессивные действия, систематически осуществляемые группой или индивидом на протяжении определенного времени с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя легко защитить.
Ответ: Кибербуллинг.

4. _________________ – это психосоциальная проблема, проявляющаяся в навязчивом желании использовать Интернет без контроля проведенного в нем времени, что приводит к разрыву или потере социальных связей с окружением и замене реальных отношений и интересов виртуальными.
Ответ: Киберзависимость (Интернет-зависимость).

5. С.В. Тришина в структуре категории «информационная компетентнсоть» выделяет такие компоненты, как когнитивный (познавательный), ценностно-мотивационный, технико-технологический, коммуникативный, рефлексивный. Какой их данных компонентов информационной компетентности заключается в осознании собственного уровня саморегуляции, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности, а также в расширении самосознания, самореализации?
Ответ: Рефлексивный.

6. С.В. Тришина в структуре категории «информационная компетентнсоть» выделяет такие компоненты, как когнитивный (познавательный), ценностно-мотивационный, технико-технологический, коммуникативный, рефлексивный. Какой их данных компонентов информационной компетентности заключается в создании условий, которые способствуют вхождению в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций; характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение индивидов к работе и жизни в целом.
Ответ: ценностно-мотивационный.

7. С.В. Тришина в структуре категории «информационная компетентнсоть» выделяет такие компоненты, как когнитивный (познавательный), ценностно-мотивационный, технико-технологический, коммуникативный, рефлексивный. Какой их данных компонентов информационной компетентности отражает знание, понимание, применение языков (естественных, формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных).
Ответ: коммуникативный.

8. Назовите федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей.
Ответ: Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь).

9. В молодежной информационное системе формируются и используются информационные базы в двух направлениях: информация о молодежи (предназначена для структур, работающих с молодежью) и информация _____________ (предназначена для непосредственных потребителей). Два этих направления могут пересекаться, сосуществуя в рамках единой информационной системы.
Ответ: для молодежи.

10. Структура федеральной системы информационного обеспечения молодежи сформировалась в рамках трех уровней. Назовите их.
Ответ: федеральный, региональный, местный.

11. Информационная _______________ – это набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решений.
Ответ: грамотность.

12. Умение адекватно формулировать свою потребность в информации; эффективно осуществлять поиск нужной информации; умение перерабатывать информацию и создавать новую выступают критериями сформированности информационной ________________
Ответ: культуры.

13. Назовите каналы коммуникационного воздействия на молодежь в информационной среде.
Ответ: Интернет, телевидение, радио, печатные СМИ, образовательный канал, «сарафанное» радио, невербальный канал коммуникаций, личностное общение.

14. Наиболее эффективными каналами коммуникационного воздействия у молодежи, по мнению Н. А. Лебедевой, являются ______________.
Ответ: телевидение и Интернет.

15. Н.А. Лебедева делает вывод, что для современного молодого человека_________– привычная среда общения и досуговая деятельность.
Ответ: Интернет.

16. Французский социолог Пьер Бурдье, анализируя процесс стремительного покорения общества телевидением, в качестве одной из главных причин быстрой телевизионной колонизации мира назвал практическое воплощение полемического концепта ирландского епископа и философа П. Беркли: «Быть – значит быть ________________».
Ответ: воспринимаемым.

17. Коммуникация – обмен информацией между ____________ (отправителем, источником) сигналов и получателями (реципиентами, абонентами) сигналов.
Ответ: коммуникатором.

18. Первые экспериментальные телевизионные станции появились в СССР и США практически одновременно – в ________ году.
Ответ: 1931.

19. Одной из причин речевой агрессии в Интернете можно считать так называемое социальное моделирование, иными словами повторение модели коммуникации уже существующей в определенной среде. Замечено, что если интернет-пользователь видит в социальной сети много негативных комментариев, то, скорее всего, он________________________.
Ответ: тоже напишет свой негативный комментарий.

20. В эпоху информационного общества в качестве основного канала воздействия на молодежь следует назвать _________________. Именно они в наше время выполняют функцию массовой коммуникации. Люди стремятся к общению и становятся их активными пользователями. Соответственно, __________ можно считать достаточно мощным способом воздействия на молодежь, в процессе формирования коммуникативного и потребительского поведения юношей и девушек при помощи сети Интернет.
Ответ: социальные сети.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен применять социальные технологии (в том числе инновационные) в работе с молодежью и при организации мероприятий в сфере молодежной политики

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. В современных условиях у значительной части российской молодежи диагностируется «синдром _________» – сознательного и бессознательного уклонения юношей и девушек от активного участия в общественной жизни страны.
А) аггравации.
Б) аттракции.
В) абсентеизма.
Г) негативизма.
Ответ: В.

Вопрос 2. Верно ли утверждение: молодежные организации являются дополнительным механизмом общественного контроля за осуществлением национальных проектов в стране.
А) Верно.
Б) Не верно.
Ответ: А.

Вопрос 3. Назовите термин, использованный Гоулдторпом, чтобы описать процесс, посредством которого молодежь из среднего класса, потерявшая свой статус при входе на рынок труда, впоследствии возвращает его через восходящую профессиональную мобильность.
А) встречная мобильность.
Б) повторная мобильность.
В) итерационная мобильность.
Г) спиральная мобильность.
Ответ: А.

Вопрос 4. ______________ включает тех молодых людей, которые родом из среднего класса и имеют университетский уровень образования, кто двигается непосредственно в направлении умственного труда (отражающий воздействие классового происхождения и образования).
А) Устойчивый средний класс.
Б) Образовательно-мобильный рабочий класс.
В) Встречно-мобильный средний класс.
Г) Рабочий класс рабочего маршрута.
Ответ: А.

Вопрос 5. ________________ – это молодые люди из рабочего класса, кто достигает восходящей мобильности в сферу умственного труда через получение высшего образования.
А) Устойчивый средний класс.
Б) Образовательно-мобильный рабочий класс.
В) Встречно-мобильный средний класс.
Г) Рабочий класс рабочего маршрута.
Ответ: Б.

Вопрос 6. _________________ – это молодые люди из рабочих семей, которые достигают восходящей мобильности через работу, а не через образовательные маршруты.
А) Устойчивый средний класс.
Б) Образовательно-мобильный рабочий класс.
В) Встречно-мобильный средний класс.
Г) Рабочий класс рабочего маршрута.
Ответ: Г.

Вопрос 7. Компонентами индекса социального самочувствия молодежи выступают следующие показатели качества жизни:
А) экономическое благосостояние семьи.
Б) социальные отношения с семьей и сверстниками.
В) отношение к здоровью и безопасности.
Г) классовое и гендерное равноправие.
Ответ: А, Б.

Вопрос 8. К какому типу социального самочувствия относятся молодые люди с четким представлением путей решения проблем, которые возникли на данном этапе их жизни: поиск нового рабочего места, гибкость в выборе нового места работы и т. п.?
А) стабильность.
Б) альтернативная реализация.
В) негативные ожидания.
Г) мобилизация.
Ответ: Г.

Вопрос 9. К какому типу социального самочувствия относятся молодые люди, имеющие постоянное место работы со стабильным заработком, они не ожидают быстрого карьерного роста и им не свойственна предпринимательская деятельность.
А) стабильность.
Б) альтернативная реализация.
В) негативные ожидания.
Г) мобилизация.
Ответ: А.

Вопрос 10. К какому типу социального самочувствия относятся молодые люди, имеющие возможность потерять работу, со сложностями в поисках новой работы, с возможным желанием заняться бизнесом, существует факт ожидаемой или реальной безработицы. К этому типу относятся те, кто боится любых перемен, их страх происходит из неуверенности в себе и в своих силах справиться с предстоящими трудностями.
А) стабильность.
Б) альтернативная реализация.
В) негативные ожидания.
Г) мобилизация.
Ответ: В.

Вопрос 11. В рамках теории персонализации А. В. Петровский изучает проблему социального самочувствия как социально-психологический феномен, основанный на процессах:
А) снижения психологической устойчивости.
Б) самопринятия и самореализации.
В) индивидуации и объективизации человеком своих отношений.
Г) социальной напряженности и неопределенности.
Ответ: В.

Вопрос 12. Содержание какого этапа профессиональной социализации состоит из трех аспектов: образование – передача знаний; обучение – передача умений; воспитание – передача установок?
А) индивидуализация.
Б) персонализация.
В) самоидентификация.
Г) нет правильного ответа.
Ответ: В.

Вопрос 13. Римский клуб редуцирует миссию образования до формирования у молодежи «грамотности в отношении будущего» (англ. futures literacy). Эта так называемая грамотность сведена всего к пяти пунктам. Какой из представленных ниже пунктов содержит ошибку в описании?
А) Образование должно фокусироваться на устойчивости.
Б) Исходить из плюрализма содержания.
В) Необходимо культивировать аналитическое мышление, а не ограничиваться мышлением интегральным.
Г) Образование должно носить ценностный характер, корениться в универсальных ценностях и уважении к культурным различиям.
Д) Образование должно основываться на «связанности».
Ответ: В.

Вопрос 14. В настоящее время практически все вузы взаимодействуют с зарубежными партнерами, коллегами, организуют стажировки для студентов и преподавателей, в некоторых вузах открыты программы двойных дипломов, развивается академический __________.
А) плюрализм.
Б) номадизм.
В) абсентеизм.
Г) негативизм.
Ответ: Б.

Вопрос 15. Домашнее обучение (семейное, хоумскулинг) – форма получения образования вне стен образовательной организации силами семьи. На начало 2015/16 учебного года в России было 8,2 тыс. хоумскулеров, а к концу 2018/19 года:
А) 31 тыс.
Б) 20 тыс.
В) 12 тыс.
Г) 43 тыс.
Ответ: Б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА.
1. Главное препятствие уклонения российских юношей и девушек от активного участия в общественной жизни страны — это:
Ответ: растущая бедность.

2. Первый механизм повышения и усиления роли российской молодежи в общественной жизни страны – ____________.
Ответ: экономический.

3. Второй механизм повышения и усиления роли российской молодежи в общественной жизни страны – ____________. Он заключается в поднятии социального статуса субъектов воспитания и образования молодежи – семьи, школы, армии, вуза, педагогов и ученых – в обществе.
Ответ: институциональный.

4. Третий механизм повышения и усиления роли российской молодежи в общественной жизни страны – активное подключение юношей и девушек к реализации _________________.
Ответ: национальных проектов.

5. _________________ – индикатор сознания, отражающий отношение взаимосвязи между личностными ожиданиями (содержание и характер жизненной стратегии) и степенью удовлетворенности материальных, биологических, социальных, духовных, этических, эстетических потребностей.
Ответ: Социальное самочувствие.

6. Содержание этапа первичной профессиональной социализации, которое получило название «самоидентификация», состоит из трех аспектов: образование – передача знаний; обучение – передача умений; ____________ – передача установок.
Ответ: воспитание.

7. На этапе вторичной профессиональной социализации, который получил название «индивидуализация» активная роль принадлежит самому индивиду, состоявшемуся человеку, индивидуализация осуществляется трехаспектно: самообразование, самообучение и _______________.
Ответ: самовоспитание.

8. В ходе социализации человек должен превратиться в субъект исторического процесса, в социально ответственного и социально функционирующего агента общественной жизни. Этот этап третичной профессиональной социализации называется «_______________» – превращение индивидуальности в персону, личность, субъект общественной жизни. Этот процесс осуществляется за счет самодеятельности, т. е. внутренне мотивированной творческой деятельности.
Ответ: персонализация.

9. Профессиональная ________________ – процесс интериоризации личностью базовой системы ценностей и нормативов поведения профессионального сообщества, составляющих основу социального поведения в профессиональной сфере.
Ответ: социализация.

10. В настоящее время практически все вузы взаимодействуют с зарубежными партнерами, коллегами, организуют стажировки для студентов и преподавателей, в некоторых вузах открыты программы двойных дипломов, развивается академический __________.
Ответ: номадизм.

11. _________________ образование – совокупность новых (созданных обычно по инициативе частных лиц) образовательных учреждений, работающих по экспериментальным программам, сформированным в порядке альтернативы ранее существующим. Как правило, это негосударственные образовательные учреждения, предоставляющие платные образовательные услуги.
Ответ: альтернативное.

12. Существуют ли в России альтернативные школы законодательно?
Ответ: не существуют.

13. _____________ школа – это школа, которая получает государственное финансирование, но действует независимо от государственной школьной системы, в которой находится. В США такие школы являются самыми популярными из школ по выбору в национальной образовательной системе. В России такие школы функционируют пока вне законодательной базы.
Ответ: Чартерные.

14. Концепцию такого типа школ разработал профессор МГУ им. М. В. Ломоносова М. Балабан в 1993 г. Школа характеризуется большой степенью свободы – нет оценок, нет строгого расписания, существует тесное взаимодействие между учителями и учениками. Учителя наблюдают за запросами учеников, их интересами, желаниями и потребностями и в соответствии с этим выстраивают образовательную программу.
Ответ: школы-парки.

15. Основной постулат школ-парков звучит так: выбор используемой в деятельности информации должен быть предоставлен ___________________.
Ответ: самим учащимся.

16. Теория и практика этих школ основана на трудах итальянского педагога и врача. В основе гуманистически ориентированной системы лежат следующие концептуальные идеи: антропоцентризм, обращенность к природе ребенка; индивидуальный подход к ребенку в процессе воспитания; свободное развитие личности; опора в обучении на самопроизвольный интерес; наличие подготовленной среды и подготовленного педагога.
Ответ: Школы М. Монтессори.

17. М. Монтессори выделяет 4 периода роста личности человека: от 0 до 6 лет, от 6 до 12 лет, от 12 до 18 лет, от 18 до 24 лет. Назовите их.
Ответ: младенчество, детство, юношество, взросление.

18. Домашнее обучение (семейное, хоумскулинг) – это …
Ответ: форма получения образования вне стен образовательной организации силами семьи.

19. Диджитализация обучения – это …
Ответ: процесс перехода обучения и обучающих методов в цифровой формат с применением современных технологий.

20. __________________ подход вошел в систему образования в связи со сменой российской образовательной парадигмы, предполагает развитие у студентов профессиональных компетенций как способности постоянно расширять объем знаний и управлять ими для достижения профессиональных целей, т.е. осмысленно работать с комплексом знаний.
Ответ: Компетентностный.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА.
1. Социология молодежи: предмет, объект, основные направления исследований.
2. Положение молодежи в современном российском обществе
3. Социальные проблемы молодежи в современном мире.
4. Психологические теории юношеского возраста.
5. Психологические особенности юношеского возраста.
6. Поколение: определение понятия, признаки, типология, проблемы преемственности.
7. Проблемы генерационного отчуждения между поколениями.
8. Идеи Э. Дюркгейма, М. Мид о взаимоотношении поколений.
9. Теоретические подходы к анализу поколений.
10. Структура родственных связей.
11. Историко-культурологический аспект взаимоотношений поколений.
12. Влияние возрастных социальных стереотипов на взаимоотношение поколений.
13. Анализ отличий социальных проблем молодежи от проблем старших поколений.
14. Теории социализации молодежи.
15. Основные тенденции и факторы социализации молодежи в обществе риска.
16. Модели успешной и неуспешной социализации
17. Семейно-брачные и сексуальные отношения молодежи.
18. Молодая семья в демографическом потенциале общества.
19. Демографические характеристики молодежи.
20. Политическая социализация молодежи: сущность, агенты, основные этапы.
21. Политическая пассивность российской молодежи: причины, проблемы, пути активизации.
22. Политический экстремизм в молодежной среде.
23. Межнациональные конфликты в молодежной среде.
24. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи.
25. Молодежная контркультура.
26. Молодежная субкультура.
27. Религиозность молодежи: тоталитарные и внеконфессиональные секты.
28. Профессиональное образование молодежи.
29. Молодежь на рынке труда: особенности и тенденции профессионального самоопределения. Карьерные стратегии молодежи.
30. Дискриминация подростков и молодежи в сфере занятости и трудоустройства.
31. Молодежь и социальное неравенство.
32. Теоретические подходы к выделению критериев социальной стратификации молодежи
33. Особенности социального статуса молодежи
34. К. Мангейм о социальном статусе молодежи.
35. Т. Парсонс о социальном статусе молодежи.
36. Молодежная миграция в России: понятие, виды, типология мигрантов.
37. Девиантное поведение молодежи: причины, основные формы, направления профилактики.
38. Основные направления государственной молодежной политики.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА.
1. Объясните сущность процесса воспроизводства
2. Выделите особенности восходящей и нисходящей социальной мобильности
3. Проанализируйте молодежный аспект процессов социальной мобильности в современном российском обществе
4. Проанализируйте модели социальной стратификации молодежи
5. Проанализируйте структуру занятости молодежи
6. Рассмотрите соотношение понятий «социальное неравенство», «социальное равенство», «социальная справедливость».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под редакцией Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие М.: Дашков и Ко // ЭБС. "Университетская библиотека онлайн.//http://www.biblioclub.ru, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253961
Л1.2 Леньков Р.В. - отв. ред. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чирун С.Н. Молодежная политика: генезис, состояние, региональная специфика: учеб.пособие Кемерово : [Кузбассвузиздат], 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 Курс в Мудл "Социология молодежи" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.

Студентам необходимо:
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал в бумажном или электронном виде(таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.