Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.03. Организация работы с молодежью |
Профиль | Цифровые и сетевые технологии работы с молодежью |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_03_Организация работы с молодежью_ЦСТ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г
1.1. | Сформировать у студентов необходимые общекультурные и профессиональные компетенции, предусмотренные для дисциплины «Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях» Федеральным государственным образовательным стандартом. Сформировать у студентов систему профессиональных представлений о различных видах трудных жизненных ситуаций и психологических закономерностях их отреагирования; Сформировать у студентов навыки оказания психологической помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен применять социальные технологии (в том числе инновационные) в работе с молодежью и при организации мероприятий в сфере молодежной политики |
ПК-1.1 | Знает основные социальные технологии (в том числе инновационные) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики |
ПК-1.2 | Использует инновационные социальные технологии и методы предоставления социальных услуг в сфере организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи, профилактики асоциальных явлений в молодежной среде |
ПК-1.3 | Владеет навыками работы по продвижению и популяризации позитивного опыта реализации социальных услуг в сфере молодежной политики |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Психологические закономерности переживания трудных жизненных ситуаций и факторы успешного преодоления стрессовых состояний. Теоретические подходы и эмпирические модели оказания психологической помощи в трудных жизненных ситуациях. Возможности и ограничения конкретных методов психологической поддержки и сопровождения личности в условиях трудной жизненной ситуации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Распознавать и анализировать характеристики трудных жизненных ситуаций, значимые с точки зрения выбора оптимальной стратегии психологической помощи. Осуществлять профилактику возникновения трудных жизненных ситуаций, сопряженного с рискованным поведением молодежи. Формировать навыки эффективного преодоления сложных жизненных ситуаций у молодежи. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками разработки программ и методов психологической помощи молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Навыками целесообразного отбора помогающих психологических методик и техник и их корректного использования. Навыками оценки и оптимизации собственного психологического состояния в процессе оказания психологической помощи в кризисных ситуациях. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях | ||||||
1.1. | Психология жизненных ситуаций. Сравнительный анализ понятий «трудная жизненная ситуация», «экстремальная ситуация», «кризисная ситуация». Классификация трудных жизненных ситуаций | Лекции | 7 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Типология стрессоров и стрессотравмирующих событий. Психологические факторы стрессоустойчивости | Практические | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.3. | Понятие трудной жизненной ситуации. | Сам. работа | 7 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.4. | Объективные и субъективные факторы возникновения трудных жизненных ситуаций. Позиция личности в условиях трудной жизненной ситуации | Лекции | 7 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.5. | Особенности эмоционального переживания трудных жизненных обстоятельств. Процесс горевания | Практические | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.6. | Модели, стратегии, защитные механизмы поведения человека в трудных жизненных ситуациях | Практические | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.7. | Классификация трудных жизненных ситуаций. | Сам. работа | 7 | 13 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.8. | Понятие психологической травмы. Теории психологической травмы | Лекции | 7 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.9. | Индивидуальные кризисы жизненного пути, закономерности их возникновения и условия разрешения | Практические | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.10. | Объективные и субъективные факторы возникновения трудных жизненных ситуаций | Сам. работа | 7 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.11. | Понятие посттравматического стресса. Теоретические и эмпирические модели посттравматического стресса | Лекции | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.12. | Современные экзистенциальные кризисы как предмет психологической практики | Практические | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.13. | Технологии психологической помощи лицам, пережившим насилие | Практические | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.14. | Закономерности восприятия трудной жизненной ситуации. | Сам. работа | 7 | 6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.15. | Принципы и технологии психологического сопровождения личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации | Лекции | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.16. | Психологическая поддержка в ситуации значимой потери | Практические | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.17. | Теории психологической травмы. | Сам. работа | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.18. | Психологическое сопровождение в ситуации болезни и умирания | Практические | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.19. | Принципы психологического сопровождения личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации | Сам. работа | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.20. | Посттравматическое стрессовое расстройство: понятие, факторы, диагностические признаки. | Сам. работа | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.21. | Особенности оказания психологической помощи участникам боевых действий и жертвам военных конфликтов | Практические | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.22. | Цели психологической помощи в экстремальной ситуации. | Сам. работа | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.23. | Психологическое сопровождение в условиях риска суицидального поведения | Практические | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.24. | Принципы психологической реабилитации лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами | Практические | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.25. | Методы психологической помощи при посттравматическом стрессе. | Сам. работа | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.26. | Вторичная травматизация специалистов помогающих профессий: профилактика и преодоление негативных последствий | Практические | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.27. | Теории посттравматического стресса. | Сам. работа | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.28. | Оказание психологической помощи в экстренных ситуациях: основные принципы, цели и методы работы | Практические | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен применять социальные технологии (в том числе инновационные) в работе с молодежью и при организации мероприятий в сфере молодежной политики Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Кто определял период подросткового возраста как период «бури и натиска» (sturm und drang)? а. Арнольд Гезелл. б. Чарльз Дарвин. в. Грэнвилл Стэнли Холл. г. Зигмунд Фрейд. ОТВЕТ: в Вопрос 2. Какой фактор психического развития считал ключевым Арнольд Гезелл? а. Социальный. б. Генетический. в. Культурный. г. Экономический. ОТВЕТ: б Вопрос 3. Какой процесс в человеческой психике, по мнению Эрика Эриксона, происходит в течение подросткового периода? а. Формирование идентичности. б. Развитие Эдипова комплекса. в. Формирование базового доверия к миру. г. Ассимиляция. ОТВЕТ: а Вопрос 4. Когда, по мнению Жана Пиаже, наступает стадия формальных операций? а. До 2 лет. б. От 2 до 7 лет. в. От 7 до 11 лет. г. После 11 лет. ОТВЕТ: г Вопрос 5. Кто разработал теорию принятия социальной роли? а. Жан Пиаже. б. Роберт Селман. в. Альфред Бине. г. Лев Выготский. ОТВЕТ: б Вопрос 6. Какие из перечисленных исследователей считали, что на поведение подростков и молодых людей наибольшее влияние оказывают культурные нормы, традиции и ценности? а. Роберт Хэвигхерст. б. Курт Левин. в. Анна Фрейд. г. Ури Бронфенбреннер. ОТВЕТ: абг Вопрос 7. Какие из перечисленных исследователей были представителями антропологического подхода к исследованию подросткового и юношеского возраста? а. Маргарет Мид. б. Альфред Адлер. в. Рут Бенедикт. г. Карен Хорни. ОТВЕТ: ав Вопрос 8. Какая из стадий эпистемического развития, по Бойесу и Чендлеру, является завершающей? а. Догматизм и скептицизм. б. Защищающийся реализм. в. Постскептический рационализм. г. Наивный реализм. ОТВЕТ: в Вопрос 9. При помощи каких тестов проводится оценка когнитивных способностей? а. Тесты оценки мотивации к обучению. б. Тесты оценки достижений. в. Тесты оценки интеллекта. г. Тесты оценки личностных особенностей. ОТВЕТ: бв Вопрос 10. На какие группы делятся способности с точки зрения триархической теории интеллекта? а. Межличностный интеллект. б. Экспериментальный интеллект. в. Контекстуальный интеллект. г. Компонентный интеллект. ОТВЕТ: бвг Вопрос 11. Кто предложил теорию множественного интеллекта? а. Роберт Стернберг. б. Реймонд Кеттел. в. Фома Аквинский. г. Говард Гарднер. ОТВЕТ: г Вопрос 12. Какова ведущая деятельность в подростковом возрасте, по мнению Д.Б. Эльконина? а. Общественно полезная деятельность. б. Общение со сверстниками. в. Учебно-профессиональная деятельность. г. Труд. ОТВЕТ: б Вопрос 13. Какова ведущая деятельность в подростковом возрасте, по мнению Д.И. Фельдштейна? а. Общественно полезная деятельность. б. Общение со сверстниками. в. Учебно-профессиональная деятельность. г. Труд. ОТВЕТ: а Вопрос 14. На какие три стадии делится процесс принятия решения о выборе профессии? Расположите стадии в хронологическом порядке от ранних к поздним. а. Стадия пробного выбора. б. Стадия посториентировочного выбора. в. Стадия реалистического выбора. г. Стадия фантастического выбора. ОТВЕТ: гав Вопрос 15. Какие группы интересов («доминанты») подростка выделял Л.С. Выготский? а. Доминанта усилия. б. Доминанта общения. в. Идентификационная доминанта. г. Эгоцентрическая доминанта. д Аккомодационная доминанта. е Доминанта дали. ж Доминанта самоанализа. з Доминанта романтики. ОТВЕТ: агез КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. «______________ – это санкционированный обществом переходный период между детством и взрослостью, в течение которого индивид, свободно пробуя различные роли, находит собственную нишу». Вставьте пропущенное словосочетание. Ответ: Психосоциальный мораторий. 2. Какие четыре стадии когнитивного развития выделял Жан Пиаже? Ответ: Сенсорно-моторная, дооперациональная, конкретных операций, формальных операций. 3. Как называется теория, согласно которой поступки взрослых и создаваемые ими ролевые примеры гораздо сильнее влияют на поведение подростков, чем любые слова? Ответ: Теория социального научения ИЛИ социально-когнитивная теория научения. 4. Из каких компонентов состоит экологическая модель Ури Бронфенбреннера? Ответ: Микросистема (все, с кем подросток вступает в близкий контакт); мезосистема (взаимоотношения между микросистемами); экзосистема (те элементы окружающей подростка социальной среды, в которых он не играет активной роли, но которые опосредованно оказывают на него влияние); макросистема (идеология, установки, нравы, традиции и законы культуры, внутри которой развивается подросток). 5. Маленькие дети полагают, что неживые объекты – особенно имеющие те же характеристики (например, глаза и лица), – испытывают эмоции и они, безусловно, живые. Как называется это явление? Ответ: Анимизм. 6. Как называется тенденция к концентрации внимания на одной детали и неспособность переключать его на другие аспекты ситуации? Ответ: Центрация. 7. Как называется операция мышления, которая включает понимание, что один и тот же результат может быть получен различными комбинациями, или соединением в группы, или действиями? Ответ: Ассоциативность. 8. На какой стадии когнитивного развития, по Жану Пиаже, индивид начинает применять вторую систему символов: набор символов для символов (например, метафоры, алгебраические символы)? Ответ: Стадия формальных операций. 9. Охарактеризуйте качество подросткового мышления, которое Дэвид Элкинд называл псевдоглупостью. Ответ: Это тенденция выбирать слишком сложный подход к проблеме, что приводит к неудаче не потому, что проблема сложна, а потому, что она слишком проста. Подростки излишне анализируют ситуацию, ища нюансы, которые, скорее всего, не будут найдены, и их действия парализуются, поскольку задача выглядит слишком сложной. 10. Как называется явление, состоящее в убежденности подростков в уникальности их личных переживаний? Ответ: Миф о собственной исключительности. 11. Сколько элементов принятия решений включили в свою модель Манн с коллегами? Ответ: Девять. 12. Перечислите типы интеллекта, выделенные Говардом Гарднером в книге «Структура интеллекта». Ответ: Лингвистический, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный. 13. Кто разработал первый тест, направленный на оценку интеллекта? Ответ: Альфред Бине. 14. С какого возраста испытуемых можно применять для измерения интеллекта шкалу Векслера для взрослых? Ответ: От 16 лет и старше. 15. «______________ – это совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Вставьте пропущенное словосочетание. Ответ: Социальная ситуация развития. 16. Какие два типа возрастных периодов выделял Л.С. Выготский? Ответ: Стабильные и критические. 17. Какие три показателя характеризуют каждый психологический возраст, по мнению Д.Б. Эльконина? Ответ: 1. Социальная ситуация развития; 2. Ведущая деятельность; 3. Основные новообразования. 18. Каково центральное психологическое новообразование юношеского возраста? Ответ: Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее. 19. Чем отличаются нормативные кризисы взрослости от детских кризисов? Ответ: В зрелом возрасте перечень основных деятельностей нередко остается постоянным (трудовая деятельность, семья, общение и т.д.) в отличие от периода детства, когда происходит периодическая смена ведущих деятельностей; глубокие изменения происходят внутри самих основных деятельностей взрослого человека, в их соотношении между собой; кризисы зрелости возникают реже, с большим временным разрывом (7—10 лет), они менее привязаны к определенному хронологическому возрасту и более тесно зависят от социальной ситуации, личных обстоятельств жизни; развитие в интервалах между кризисами происходит более сглаженно; кризисы зрелости проходят более осознанно и менее демонстративно для окружающих; преодоление кризиса взрослости связано с необходимостью собственной внутриличностной работы, а решающая роль в становлении личности принадлежит самому человеку. 20. Перечислите показатели успешной адаптации к отцовству. Ответ: Удовлетворенность своей отцовской ролью; отцовская компетентность; отсутствие проблем во взаимодействии с ребенком; успешное развитие ребенка (в том числе, его общее эмоциональное благополучие). КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. Вопросы к экзамену по курсу Понятие трудной жизненной ситуации. Разграничение понятий «трудная жизненная ситуация», «экстремальная ситуация», «кризисная ситуация». Классификация трудных жизненных ситуаций. Объективные и субъективные факторы возникновения трудных жизненных ситуаций. Закономерности восприятия трудной жизненной ситуации. Теории психологической травмы. Теории посттравматического стресса. Принципы психологического сопровождения личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации Цели психологической помощи в экстремальной ситуации. Посттравматическое стрессовое расстройство: понятие, факторы, диагностические признаки. Методы психологической помощи при посттравматическом стрессе. Закономерности восприятия трудной жизненной ситуации. Теории психологической травмы. Теории посттравматического стресса. Методы психологической помощи при посттравматическом стрессе. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Патраков Э. В., Абдуллаева С. Г., Деточенко Л. С. | Социально-психологическая помощь лицам с социальной дезадаптацией (на основе когнитивно-поведенческого подхода): Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство Южного федерального университета, 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Е. А. Ипполитова | Психологическая помощь человеку, переживающему кризис: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А., Родина А. М. ; Под ред. Кораблиной Е.П. | ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека | |||
Э2 | http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ | |||
Э3 | www.e-library.ru - Научная электронная библиотека | |||
Э4 | http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн» | |||
Э5 | Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/ | |||
Э6 | Вопросы психологии – каталог полнотекстовых статей - http://www.voppsy.ru/ | |||
Э7 | Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/ | |||
Э8 | Интернет-служба экстренной психологической помощи – портал - http://www.psi.mchs.gov.ru/ | |||
Э9 | психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях В МУДЛ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение для просмотра документальных видеоматериалов: Media Player Classic Home Cinema. Программное обеспечение для визуализации лекционного материала: Microsoft office Power Point. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |