МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильЦифровые и сетевые технологии работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_ЦСТ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Эбелинг Эвелина Олеговна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, Профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов необходимые общекультурные и профессиональные компетенции, предусмотренные для дисциплины «Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях» Федеральным государственным образовательным стандартом.
Сформировать у студентов систему профессиональных представлений о различных видах трудных жизненных ситуаций и психологических закономерностях их отреагирования;
Сформировать у студентов навыки оказания психологической помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен применять социальные технологии (в том числе инновационные) в работе с молодежью и при организации мероприятий в сфере молодежной политики
ПК-1.1 Знает основные социальные технологии (в том числе инновационные) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики
ПК-1.2 Использует инновационные социальные технологии и методы предоставления социальных услуг в сфере организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи, профилактики асоциальных явлений в молодежной среде
ПК-1.3 Владеет навыками работы по продвижению и популяризации позитивного опыта реализации социальных услуг в сфере молодежной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Психологические закономерности переживания трудных жизненных ситуаций и факторы успешного преодоления стрессовых состояний.
Теоретические подходы и эмпирические модели оказания психологической помощи в трудных жизненных ситуациях.
Возможности и ограничения конкретных методов психологической поддержки и сопровождения личности в условиях трудной жизненной ситуации.
3.2.Уметь:
3.2.1.Распознавать и анализировать характеристики трудных жизненных ситуаций, значимые с точки зрения выбора оптимальной стратегии психологической помощи.
Осуществлять профилактику возникновения трудных жизненных ситуаций, сопряженного с рискованным поведением молодежи.
Формировать навыки эффективного преодоления сложных жизненных ситуаций у молодежи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками разработки программ и методов психологической помощи молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Навыками целесообразного отбора помогающих психологических методик и техник и их корректного использования.
Навыками оценки и оптимизации собственного психологического состояния в процессе оказания психологической помощи в кризисных ситуациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях
1.1. Психология жизненных ситуаций. Сравнительный анализ понятий «трудная жизненная ситуация», «экстремальная ситуация», «кризисная ситуация». Классификация трудных жизненных ситуаций Лекции 7 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Типология стрессоров и стрессотравмирующих событий. Психологические факторы стрессоустойчивости Практические 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие трудной жизненной ситуации. Сам. работа 7 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Объективные и субъективные факторы возникновения трудных жизненных ситуаций. Позиция личности в условиях трудной жизненной ситуации Лекции 7 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Особенности эмоционального переживания трудных жизненных обстоятельств. Процесс горевания Практические 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Модели, стратегии, защитные механизмы поведения человека в трудных жизненных ситуациях Практические 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Классификация трудных жизненных ситуаций. Сам. работа 7 13 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Понятие психологической травмы. Теории психологической травмы Лекции 7 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Индивидуальные кризисы жизненного пути, закономерности их возникновения и условия разрешения Практические 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Объективные и субъективные факторы возникновения трудных жизненных ситуаций Сам. работа 7 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Понятие посттравматического стресса. Теоретические и эмпирические модели посттравматического стресса Лекции 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Современные экзистенциальные кризисы как предмет психологической практики Практические 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Технологии психологической помощи лицам, пережившим насилие Практические 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Закономерности восприятия трудной жизненной ситуации. Сам. работа 7 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Принципы и технологии психологического сопровождения личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации Лекции 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Психологическая поддержка в ситуации значимой потери Практические 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.17. Теории психологической травмы. Сам. работа 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.18. Психологическое сопровождение в ситуации болезни и умирания Практические 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.19. Принципы психологического сопровождения личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации Сам. работа 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.20. Посттравматическое стрессовое расстройство: понятие, факторы, диагностические признаки. Сам. работа 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.21. Особенности оказания психологической помощи участникам боевых действий и жертвам военных конфликтов Практические 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.22. Цели психологической помощи в экстремальной ситуации. Сам. работа 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.23. Психологическое сопровождение в условиях риска суицидального поведения Практические 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.24. Принципы психологической реабилитации лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами Практические 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.25. Методы психологической помощи при посттравматическом стрессе. Сам. работа 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.26. Вторичная травматизация специалистов помогающих профессий: профилактика и преодоление негативных последствий Практические 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.27. Теории посттравматического стресса. Сам. работа 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.28. Оказание психологической помощи в экстренных ситуациях: основные принципы, цели и методы работы Практические 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен применять социальные технологии (в том числе инновационные) в работе с молодежью и при организации мероприятий в сфере молодежной политики
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Кто определял период подросткового возраста как период «бури и натиска» (sturm und drang)?
а. Арнольд Гезелл.
б. Чарльз Дарвин.
в. Грэнвилл Стэнли Холл.
г. Зигмунд Фрейд.
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. Какой фактор психического развития считал ключевым Арнольд Гезелл?
а. Социальный.
б. Генетический.
в. Культурный.
г. Экономический.
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. Какой процесс в человеческой психике, по мнению Эрика Эриксона, происходит в течение подросткового периода?
а. Формирование идентичности.
б. Развитие Эдипова комплекса.
в. Формирование базового доверия к миру.
г. Ассимиляция.
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. Когда, по мнению Жана Пиаже, наступает стадия формальных операций?
а. До 2 лет.
б. От 2 до 7 лет.
в. От 7 до 11 лет.
г. После 11 лет.
ОТВЕТ: г

Вопрос 5. Кто разработал теорию принятия социальной роли?
а. Жан Пиаже.
б. Роберт Селман.
в. Альфред Бине.
г. Лев Выготский.
ОТВЕТ: б

Вопрос 6. Какие из перечисленных исследователей считали, что на поведение подростков и молодых людей наибольшее влияние оказывают культурные нормы, традиции и ценности?
а. Роберт Хэвигхерст.
б. Курт Левин.
в. Анна Фрейд.
г. Ури Бронфенбреннер.
ОТВЕТ: абг

Вопрос 7. Какие из перечисленных исследователей были представителями антропологического подхода к исследованию подросткового и юношеского возраста?
а. Маргарет Мид.
б. Альфред Адлер.
в. Рут Бенедикт.
г. Карен Хорни.
ОТВЕТ: ав

Вопрос 8. Какая из стадий эпистемического развития, по Бойесу и Чендлеру, является завершающей?
а. Догматизм и скептицизм.
б. Защищающийся реализм.
в. Постскептический рационализм.
г. Наивный реализм.
ОТВЕТ: в

Вопрос 9. При помощи каких тестов проводится оценка когнитивных способностей?
а. Тесты оценки мотивации к обучению.
б. Тесты оценки достижений.
в. Тесты оценки интеллекта.
г. Тесты оценки личностных особенностей.
ОТВЕТ: бв

Вопрос 10. На какие группы делятся способности с точки зрения триархической теории интеллекта?
а. Межличностный интеллект.
б. Экспериментальный интеллект.
в. Контекстуальный интеллект.
г. Компонентный интеллект.
ОТВЕТ: бвг

Вопрос 11. Кто предложил теорию множественного интеллекта?
а. Роберт Стернберг.
б. Реймонд Кеттел.
в. Фома Аквинский.
г. Говард Гарднер.
ОТВЕТ: г

Вопрос 12. Какова ведущая деятельность в подростковом возрасте, по мнению Д.Б. Эльконина?
а. Общественно полезная деятельность.
б. Общение со сверстниками.
в. Учебно-профессиональная деятельность.
г. Труд.
ОТВЕТ: б

Вопрос 13. Какова ведущая деятельность в подростковом возрасте, по мнению Д.И. Фельдштейна?
а. Общественно полезная деятельность.
б. Общение со сверстниками.
в. Учебно-профессиональная деятельность.
г. Труд.
ОТВЕТ: а

Вопрос 14. На какие три стадии делится процесс принятия решения о выборе профессии? Расположите стадии в хронологическом порядке от ранних к поздним.
а. Стадия пробного выбора.
б. Стадия посториентировочного выбора.
в. Стадия реалистического выбора.
г. Стадия фантастического выбора.
ОТВЕТ: гав

Вопрос 15. Какие группы интересов («доминанты») подростка выделял Л.С. Выготский?
а. Доминанта усилия.
б. Доминанта общения.
в. Идентификационная доминанта.
г. Эгоцентрическая доминанта.
д Аккомодационная доминанта.
е Доминанта дали.
ж Доминанта самоанализа.
з Доминанта романтики.
ОТВЕТ: агез

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. «______________ – это санкционированный обществом переходный период между детством и взрослостью, в течение которого индивид, свободно пробуя различные роли, находит собственную нишу». Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: Психосоциальный мораторий.

2. Какие четыре стадии когнитивного развития выделял Жан Пиаже?
Ответ: Сенсорно-моторная, дооперациональная, конкретных операций, формальных операций.

3. Как называется теория, согласно которой поступки взрослых и создаваемые ими ролевые примеры гораздо сильнее влияют на поведение подростков, чем любые слова?
Ответ: Теория социального научения ИЛИ социально-когнитивная теория научения.

4. Из каких компонентов состоит экологическая модель Ури Бронфенбреннера?
Ответ: Микросистема (все, с кем подросток вступает в близкий контакт); мезосистема (взаимоотношения между микросистемами); экзосистема (те элементы окружающей подростка социальной среды, в которых он не играет активной роли, но которые опосредованно оказывают на него влияние); макросистема (идеология, установки, нравы, традиции и законы культуры, внутри которой развивается подросток).

5. Маленькие дети полагают, что неживые объекты – особенно имеющие те же характеристики (например, глаза и лица), – испытывают эмоции и они, безусловно, живые. Как называется это явление?
Ответ: Анимизм.

6. Как называется тенденция к концентрации внимания на одной детали и неспособность переключать его на другие аспекты ситуации?
Ответ: Центрация.

7. Как называется операция мышления, которая включает понимание, что один и тот же результат может быть получен различными комбинациями, или соединением в группы, или действиями?
Ответ: Ассоциативность.

8. На какой стадии когнитивного развития, по Жану Пиаже, индивид начинает применять вторую систему символов: набор символов для символов (например, метафоры, алгебраические символы)?
Ответ: Стадия формальных операций.

9. Охарактеризуйте качество подросткового мышления, которое Дэвид Элкинд называл псевдоглупостью.
Ответ: Это тенденция выбирать слишком сложный подход к проблеме, что приводит к неудаче не потому, что проблема сложна, а потому, что она слишком проста. Подростки излишне анализируют ситуацию, ища нюансы, которые, скорее всего, не будут найдены, и их действия парализуются, поскольку задача выглядит слишком сложной.

10. Как называется явление, состоящее в убежденности подростков в уникальности их личных переживаний?
Ответ: Миф о собственной исключительности.

11. Сколько элементов принятия решений включили в свою модель Манн с коллегами?
Ответ: Девять.

12. Перечислите типы интеллекта, выделенные Говардом Гарднером в книге «Структура интеллекта».
Ответ: Лингвистический, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный.

13. Кто разработал первый тест, направленный на оценку интеллекта?
Ответ: Альфред Бине.

14. С какого возраста испытуемых можно применять для измерения интеллекта шкалу Векслера для взрослых?
Ответ: От 16 лет и старше.

15. «______________ – это совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: Социальная ситуация развития.

16. Какие два типа возрастных периодов выделял Л.С. Выготский?
Ответ: Стабильные и критические.

17. Какие три показателя характеризуют каждый психологический возраст, по мнению Д.Б. Эльконина?
Ответ: 1. Социальная ситуация развития; 2. Ведущая деятельность; 3. Основные новообразования.

18. Каково центральное психологическое новообразование юношеского возраста?
Ответ: Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее.

19. Чем отличаются нормативные кризисы взрослости от детских кризисов?
Ответ: В зрелом возрасте перечень основных деятельностей нередко остается постоянным (трудовая деятельность, семья, общение и т.д.) в отличие от периода детства, когда происходит периодическая смена ведущих деятельностей; глубокие изменения происходят внутри самих основных деятельностей взрослого человека, в их соотношении между собой; кризисы зрелости возникают реже, с большим временным разрывом (7—10 лет), они менее привязаны к определенному хронологическому возрасту и более тесно зависят от социальной ситуации, личных обстоятельств жизни; развитие в интервалах между кризисами происходит более сглаженно; кризисы зрелости проходят более осознанно и менее демонстративно для окружающих; преодоление кризиса взрослости связано с необходимостью собственной внутриличностной работы, а решающая роль в становлении личности принадлежит самому человеку.

20. Перечислите показатели успешной адаптации к отцовству.
Ответ: Удовлетворенность своей отцовской ролью; отцовская компетентность; отсутствие проблем во взаимодействии с ребенком; успешное развитие ребенка (в том числе, его общее эмоциональное благополучие).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Вопросы к экзамену по курсу

Понятие трудной жизненной ситуации.
Разграничение понятий «трудная жизненная ситуация», «экстремальная ситуация», «кризисная ситуация».
Классификация трудных жизненных ситуаций.
Объективные и субъективные факторы возникновения трудных жизненных ситуаций.
Закономерности восприятия трудной жизненной ситуации.
Теории психологической травмы.
Теории посттравматического стресса.
Принципы психологического сопровождения личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации
Цели психологической помощи в экстремальной ситуации.
Посттравматическое стрессовое расстройство: понятие, факторы, диагностические признаки.
Методы психологической помощи при посттравматическом стрессе.
Закономерности восприятия трудной жизненной ситуации.
Теории психологической травмы.
Теории посттравматического стресса.
Методы психологической помощи при посттравматическом стрессе.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Патраков Э. В., Абдуллаева С. Г., Деточенко Л. С. Социально-психологическая помощь лицам с социальной дезадаптацией (на основе когнитивно-поведенческого подхода): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Е. А. Ипполитова Психологическая помощь человеку, переживающему кризис: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А., Родина А. М. ; Под ред. Кораблиной Е.П. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э5 Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Э6 Вопросы психологии – каталог полнотекстовых статей - http://www.voppsy.ru/
Э7 Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/
Э8 Интернет-служба экстренной психологической помощи – портал - http://www.psi.mchs.gov.ru/
Э9 психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях В МУДЛ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для просмотра документальных видеоматериалов: Media Player Classic Home Cinema.
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала: Microsoft office Power Point.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.