МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессию: цифровые и сетевые технологии работы с молодежью

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильЦифровые и сетевые технологии работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_ЦСТ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат социологических наук, доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессию: цифровые и сетевые технологии работы с молодежью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование целостных представлений об объектах, видах и областях профессиональной деятельности бакалавров по работе с молодежью, в том числе свойств и состояний молодежи, социокультурных процессов в молодежной среде, молодежной политики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
3.2.Уметь:
3.2.1.участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в специальность
1.1. Работа с молодежью как профессиональная деятельность Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Работа с молодежью как профессиональная деятельность Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Работа с молодежью как профессиональная деятельность Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1
1.4. Теоретико-организационные основы работы с молодежью Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Теоретико-организационные основы работы с молодежью Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Теоретико-организационные основы работы с молодежью Сам. работа 1 9 Л1.1, Л2.1
1.7. Самоидентификация современной молодежи как особой социально-демографической группы Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.8. Самоидентификация современной молодежи как особой социально-демографической группы Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
1.9. Самоидентификация современной молодежи как особой социально-демографической группы Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1
1.10. Молодежь и межпоколенные взаимодействия Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.11. Молодежь и межпоколенные взаимодействия Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
1.12. Молодежь и межпоколенные взаимодействия Сам. работа 1 3 Л1.1, Л2.1
1.13. Траектории социализации современной молодежи Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.14. Траектории социализации современной молодежи Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1
1.15. Траектории социализации современной молодежи Лекции 1 4 Л1.1, Л2.2
1.16. Молодежь и молодежная культура Лекции 1 4 Л1.1, Л2.1
1.17. Молодежь и молодежная культура Практические 1 2 Л2.3, Л1.1
1.18. Молодежь и молодежная культура Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1
1.19. Молодежная политика в современном обществе Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.20. Молодежная политика в современном обществе Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.21. Молодежная политика в современном обществе Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.22. Практические методы работы и социальные технологии в работе с молодежью Практические 1 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.23. Практические методы работы и социальные технологии в работе с молодежью Сам. работа 1 6 Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.24. Учреждения и организации, ведущие работу с молодежью Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.25. Учреждения и организации, ведущие работу с молодежью Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.26. Учреждения и организации, ведущие работу с молодежью Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=405572
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Сущность социализации состоит в …
А) сочетании адаптации и дезадаптации человека в социуме;
Б) сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества;
В) помощи самоопределения и личностного развития индивида
ОТВЕТ: Б
2. Средства массовой коммуникации выполняют социализирующие функции:
А) социально-нравственную, социально-эстетическую, социально эмоциональную;
Б) рекреативную, релаксационную, нормативную;
В) объективную, субъективную;
Г) коммуникативную, нравственную, ценностную
ОТВЕТ: Г
3. Совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, вкусов), влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» - это из следующих понятий …
А) экокультура;
Б) субкультура;
В) социкультура;
Г) этнокультура.
ОТВЕТ: Б
4. Семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 35-летнего возраста – это …
А) нуклеарная семья;
Б) молодая семья;
В) семья на стадии адаптации;
Г) студенческая семья.
ОТВЕТ: Б
5. В системе социальной работы с молодежью действуют практикоориентированные подходы в поддержке инициатив:
А) федеральный, региональный, муниципальный;
Б) общегосударственный, локальный;
В) личностно-ориентированный и деятельностный;
Г) территориальный и институциональный.
ОТВЕТ: А
6. Что из нижеперечисленного НЕ относится к специфицирующим характеристикам молодежи:
А) наличие возрастных границ;
Б) наличие специфических биологических и психологических свойств;
В) переходное состояние от детства к взрослости;
Г) склонность к девиантному поведению;
Д) нет правильного варианта ответа.
ОТВЕТ: Г
7. Устойчивая структура взаимосвязанной деятельности различных субъектов общественной жизни – это
А) социальный институт;
Б) общество;
В) социальная структура;
Г) нет правильного варианта ответа.
ОТВЕТ: А
8. Профессиональная деятельность, направленная на решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения, взаимодействия с государственными организациями и общественными институтами, молодежными и детскими общественными объединениями, а также с работодателями – это:
А) волонтерство;
Б) работа с молодежью;
В) профориентационная деятельность;
Г) нет правильного варианта ответа.
ОТВЕТ: Б
9. Какие границы молодежного возраста приняты в Российской Федерации:
А) 14-30 лет;
Б) 18-35 лет;
В) 14-35 лет;
Г) 15-29 лет.
ОТВЕТ: В
10. В рамках какой концепции молодежь рассматривается как целостная система позиций (статусов), которые занимают индивиды и в соответствии с которыми они выполняют свои социальные роли?
А) рискологической;
Б) психоаналитической;
В) структурно-функциональной;
Г) гуманистической.
ОТВЕТ: В
11. Когда был утвержден Профессиональный стандарт специалиста по работе с молодежью?
А) приказом Министерства труда и социальной защиты от 21 февраля 2019 года № 59 н.
Б) приказом Министерства труда и социальной защиты от 12 февраля 2020 года № 59 н.
В) приказом Министерства труда и социальной защиты от 12 мая 2021 года № 59 н.
Г) нет правильного варианта ответа.
ОТВЕТ: Б
12. Что из нижеперечисленного НЕ ОТНОСИТСЯ к трудовым функциям Обобщенной трудовой функции «Реализация услуг (работ) в сфере молодежной политики»:
А) организация мероприятий в сфере молодежной политики;
Б) организация досуга и отдыха детей, подростков и молодежи;
В) сопровождение деятельности специализированных (профильных) лагерей;
Г) планирование, координация и контроль организации досуга и отдыха детей и молодежи.
ОТВЕТ: Г
13. Укажите характеристики молодежной контркультуры (возможно несколько вариантов ответа):
А) Возникает в обеспеченных обществах как протест против всеобщего потребления;
Б) Наличие оппозиции «Мы» – «Они»;
В) Борьба за победу;
Г) Пассивно-оборонительная позиция;
Д) Закрытость от внешнего мира.
ОТВЕТ: А, В.
14. Какой тип взаимоотношений между молодежью и обществом характеризуется жестким патернализмом и опекой молодого поколения со стороны общества и государства:
А) демократический;
Б) смешанный;
В) авторитарный;
Г) нейтральный.
ОТВЕТ: В
15. Осознание индивидом усвоенных им правил, требований, норм – это:
А) адаптация;
Б) социализация;
В) ресоциализация;
В) интериоризация;
Г) идентификация.
ОТВЕТ: В
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дайте определение эгалитарной семьи?
Ответ: семья, в которой фактически все роли распределяются между мужем и женой преимущественно поровну.
2. Как называется постепенный процесс взаимного приспособления супругов, основанное, прежде всего, на положительных привязанностях и положительных чувствах (симпатия, влюбленность, дружба, любовь)?
Ответ: брачная адаптация
3. Как называется процесс передачи, усвоения, сохранения и применения материальных и духовных ценностей, норм и правил, традиций и обычаев, инструментальной информации и опыта разных поколений, взаимодействующих друг с другом?
Ответ: преемственность поколений.
4. Что представляет собой молодежный рынок труда?
Ответ: систему социально-экономических взаимоотношений между молодыми людьми, вступающими в трудовую жизнь, и работодателем по поводу найма или продажи рабочей силы, с учетом уровня квалификации, знаний, умений и навыков.
5. Как называется этап усвоения индивидом специализированных знаний, умений и навыков, реализуемых в трудовой деятельности?
Ответ: профессиональная подготовка.
6. Перечислите источники формирования молодежного рынка труда?
Ответ: а) подростки (до 18 лет); б)люди, в возрасте от 25 до 29 лет, сделавшие свой профессиональный выбор, студенческая молодежь.
7. Какой вид безработицы формируется вследствие усложнения производства и сокращения рабочих мест, где использовался неквалифицированный труд?
Ответ: технологическая молодежная безработица.
8. Укажите трудовую функцию Профессионального стандарта специалиста по работе с молодежью, к которой относится развитие кружковой, секционной деятельности, вовлечение молодых семей в совместное проведение досуга, организацию активного, познавательного досуга и отдыха?
Ответ: Трудовой функции «Организация досуга и отдыха детей, подростков и молодежи».
9. Перечислите основный механизмы социализации?
Ответ: идентификация, адаптация, интериоризация.
10. Укажите характеристики молодежи как социальной группы?
Ответ: возрастные границы молодежного возраста; специфика социального статуса; ролевые функции и особенности поведения; социально-психологические характеристики; процесс социализации в конкретный исторический период; самоидентификация и самоопределение молодежи как социальной группы.
11. Согласно какой концепции основными темами исследований становятся проблемы, касающиеся природы молодости, особенностей процесса взросления молодых людей, конфликты представителей разных поколений, особенности гендерного поведения молодых людей, причины агрессивного отношения молодежи к существующему общественному строю?
Ответ: психоаналитическая концепция.
12. В рамках какой концепции мир молодежи анализируется в соотнесении с конкретными идеями, образами, представлениями, мотивами, целями поведения молодых людей, включенных в определенное социокультурное пространство?
Ответ: культурологическая концепция.
13. Как называется социальная позиция молодого поколения в обществе, определяемая его социальными ролями и выполняемыми функциями?
Ответ: социальный статус молодежи.
14. Какой тип взаимоотношений общества и молодежи характеризуется жестким патернализмом и опекой молодого поколения со стороны общества и государства. Посредством строго регламентированной деятельности системы социальных институтов и политических организаций в отношении детей, подростков и молодежи определяются место, роль, права и обязанности всего молодого поколения в общественном воспроизводстве, в социальной жизни?
Ответ: авторитарный тип.
15. Перечислите факторы, влияющие на степень выраженности этнической самоидентификации?
Ответ: место проживания; возраст; уровень образования.
16. Дайте определение понятия "социализация"?
Ответ: это двусторонний процесс, в ходе которого общество передаёт, а индивид в течение всей жизни усваивает социальные нормы, культурные ценности, образцы поведения, позволяющие индивиду функционировать в данном обществе.
17. Перечислите элементы процесса социализации?
Ответ: этапы, агенты, механизмы и условия социализации.
18. Как называется небольшая группа людей, объединенных супружескими и родственными связями, общим бюджетом и, как правило, общим жильем?
Ответ: семья.
19. Перечислите типы культур, через смену которых М. Мид рассматривает развитие человеческой истории, передачу опыта от поколения к поколению?
Ответ: постфигуративные культуры; конфигуративные культуры; префигуративные культуры.
20. Дайте определение социальной структуре общества?
Ответ: совокупность различных по численности, общественному положению относительно устойчивых групп и общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=405572
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Сущность социализации состоит в …
А) сочетании адаптации и дезадаптации человека в социуме;
Б) сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества;
В) помощи самоопределения и личностного развития индивида
ОТВЕТ: Б
2. Средства массовой коммуникации выполняют социализирующие функции:
А) социально-нравственную, социально-эстетическую, социально эмоциональную;
Б) рекреативную, релаксационную, нормативную;
В) объективную, субъективную;
Г) коммуникативную, нравственную, ценностную
ОТВЕТ: Г
3. Совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, вкусов), влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» - это из следующих понятий …
А) экокультура;
Б) субкультура;
В) социкультура;
Г) этнокультура.
ОТВЕТ: Б
4. Семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 35-летнего возраста – это …
А) нуклеарная семья;
Б) молодая семья;
В) семья на стадии адаптации;
Г) студенческая семья.
ОТВЕТ: Б
5. В системе социальной работы с молодежью действуют практикоориентированные подходы в поддержке инициатив:
А) федеральный, региональный, муниципальный;
Б) общегосударственный, локальный;
В) личностно-ориентированный и деятельностный;
Г) территориальный и институциональный.
ОТВЕТ: А
6. Что из нижеперечисленного НЕ относится к специфицирующим характеристикам молодежи:
А) наличие возрастных границ;
Б) наличие специфических биологических и психологических свойств;
В) переходное состояние от детства к взрослости;
Г) склонность к девиантному поведению;
Д) нет правильного варианта ответа.
ОТВЕТ: Г
7. Устойчивая структура взаимосвязанной деятельности различных субъектов общественной жизни – это
А) социальный институт;
Б) общество;
В) социальная структура;
Г) нет правильного варианта ответа.
ОТВЕТ: А
8. Профессиональная деятельность, направленная на решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения, взаимодействия с государственными организациями и общественными институтами, молодежными и детскими общественными объединениями, а также с работодателями – это:
А) волонтерство;
Б) работа с молодежью;
В) профориентационная деятельность;
Г) нет правильного варианта ответа.
ОТВЕТ: Б
9. Какие границы молодежного возраста приняты в Российской Федерации:
А) 14-30 лет;
Б) 18-35 лет;
В) 14-35 лет;
Г) 15-29 лет.
ОТВЕТ: В
10. В рамках какой концепции молодежь рассматривается как целостная система позиций (статусов), которые занимают индивиды и в соответствии с которыми они выполняют свои социальные роли?
А) рискологической;
Б) психоаналитической;
В) структурно-функциональной;
Г) гуманистической.
ОТВЕТ: В
11. Когда был утвержден Профессиональный стандарт специалиста по работе с молодежью?
А) приказом Министерства труда и социальной защиты от 21 февраля 2019 года № 59 н.
Б) приказом Министерства труда и социальной защиты от 12 февраля 2020 года № 59 н.
В) приказом Министерства труда и социальной защиты от 12 мая 2021 года № 59 н.
Г) нет правильного варианта ответа.
ОТВЕТ: Б
12. Что из нижеперечисленного НЕ ОТНОСИТСЯ к трудовым функциям Обобщенной трудовой функции «Реализация услуг (работ) в сфере молодежной политики»:
А) организация мероприятий в сфере молодежной политики;
Б) организация досуга и отдыха детей, подростков и молодежи;
В) сопровождение деятельности специализированных (профильных) лагерей;
Г) планирование, координация и контроль организации досуга и отдыха детей и молодежи.
ОТВЕТ: Г
13. Укажите характеристики молодежной контркультуры (возможно несколько вариантов ответа):
А) Возникает в обеспеченных обществах как протест против всеобщего потребления;
Б) Наличие оппозиции «Мы» – «Они»;
В) Борьба за победу;
Г) Пассивно-оборонительная позиция;
Д) Закрытость от внешнего мира.
ОТВЕТ: А, В.
14. Какой тип взаимоотношений между молодежью и обществом характеризуется жестким патернализмом и опекой молодого поколения со стороны общества и государства:
А) демократический;
Б) смешанный;
В) авторитарный;
Г) нейтральный.
ОТВЕТ: В
15. Осознание индивидом усвоенных им правил, требований, норм – это:
А) адаптация;
Б) социализация;
В) ресоциализация;
В) интериоризация;
Г) идентификация.
ОТВЕТ: В
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дайте определение эгалитарной семьи?
Ответ: семья, в которой фактически все роли распределяются между мужем и женой преимущественно поровну.
2. Как называется постепенный процесс взаимного приспособления супругов, основанное, прежде всего, на положительных привязанностях и положительных чувствах (симпатия, влюбленность, дружба, любовь)?
Ответ: брачная адаптация
3. Как называется процесс передачи, усвоения, сохранения и применения материальных и духовных ценностей, норм и правил, традиций и обычаев, инструментальной информации и опыта разных поколений, взаимодействующих друг с другом?
Ответ: преемственность поколений.
4. Что представляет собой молодежный рынок труда?
Ответ: систему социально-экономических взаимоотношений между молодыми людьми, вступающими в трудовую жизнь, и работодателем по поводу найма или продажи рабочей силы, с учетом уровня квалификации, знаний, умений и навыков.
5. Как называется этап усвоения индивидом специализированных знаний, умений и навыков, реализуемых в трудовой деятельности?
Ответ: профессиональная подготовка.
6. Перечислите источники формирования молодежного рынка труда?
Ответ: а) подростки (до 18 лет); б)люди, в возрасте от 25 до 29 лет, сделавшие свой профессиональный выбор, студенческая молодежь.
7. Какой вид безработицы формируется вследствие усложнения производства и сокращения рабочих мест, где использовался неквалифицированный труд?
Ответ: технологическая молодежная безработица.
8. Укажите трудовую функцию Профессионального стандарта специалиста по работе с молодежью, к которой относится развитие кружковой, секционной деятельности, вовлечение молодых семей в совместное проведение досуга, организацию активного, познавательного досуга и отдыха?
Ответ: Трудовой функции «Организация досуга и отдыха детей, подростков и молодежи».
9. Перечислите основный механизмы социализации?
Ответ: идентификация, адаптация, интериоризация.
10. Укажите характеристики молодежи как социальной группы?
Ответ: возрастные границы молодежного возраста; специфика социального статуса; ролевые функции и особенности поведения; социально-психологические характеристики; процесс социализации в конкретный исторический период; самоидентификация и самоопределение молодежи как социальной группы.
11. Согласно какой концепции основными темами исследований становятся проблемы, касающиеся природы молодости, особенностей процесса взросления молодых людей, конфликты представителей разных поколений, особенности гендерного поведения молодых людей, причины агрессивного отношения молодежи к существующему общественному строю?
Ответ: психоаналитическая концепция.
12. В рамках какой концепции мир молодежи анализируется в соотнесении с конкретными идеями, образами, представлениями, мотивами, целями поведения молодых людей, включенных в определенное социокультурное пространство?
Ответ: культурологическая концепция.
13. Как называется социальная позиция молодого поколения в обществе, определяемая его социальными ролями и выполняемыми функциями?
Ответ: социальный статус молодежи.
14. Какой тип взаимоотношений общества и молодежи характеризуется жестким патернализмом и опекой молодого поколения со стороны общества и государства. Посредством строго регламентированной деятельности системы социальных институтов и политических организаций в отношении детей, подростков и молодежи определяются место, роль, права и обязанности всего молодого поколения в общественном воспроизводстве, в социальной жизни?
Ответ: авторитарный тип.
15. Перечислите факторы, влияющие на степень выраженности этнической самоидентификации?
Ответ: место проживания; возраст; уровень образования.
16. Дайте определение понятия "социализация"?
Ответ: это двусторонний процесс, в ходе которого общество передаёт, а индивид в течение всей жизни усваивает социальные нормы, культурные ценности, образцы поведения, позволяющие индивиду функционировать в данном обществе.
17. Перечислите элементы процесса социализации?
Ответ: этапы, агенты, механизмы и условия социализации.
18. Как называется небольшая группа людей, объединенных супружескими и родственными связями, общим бюджетом и, как правило, общим жильем?
Ответ: семья.
19. Перечислите типы культур, через смену которых М. Мид рассматривает развитие человеческой истории, передачу опыта от поколения к поколению?
Ответ: постфигуративные культуры; конфигуративные культуры; префигуративные культуры.
20. Дайте определение социальной структуре общества?
Ответ: совокупность различных по численности, общественному положению относительно устойчивых групп и общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Организация работы с молодежью: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шурбе В. З. Молодежь и общество: Научные монографии НГТУ, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Журавлева О. В. Молодежь на рынке труда: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 АлтГУ Молодежь Алтая: оценка современного положения, социально-экономической и политической активности: монография Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 курс Введение в профессию portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.