МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессионально этические основы работы с молодежью

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильЦифровые и сетевые технологии работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_ЦСТ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чудова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Профессионально этические основы работы с молодежью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., проф. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.с.н., проф. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать понимание важности этической оценки деятельности, способствовать овладению теоретическими и практическими основами этической регламентации деятельности специалиста по работе с молодежью

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно исторической обусловленности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества;
Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфика профессионально-этической раьоты с молодежью
1.1. Этика как наука Лекции 4 4 Л1.1
1.2. Профессиональная этика организатора работы с молодежью Лекции 4 4 Л1.1
1.3. Личностно-нравственные качества работника Лекции 4 4 Л1.1
1.4. Профессионально-этические кодексы работников различных стран Лекции 4 6 Л1.1
1.5. Социально-психологическая компетентность организатора работы с молодежью Практические 4 6 Л1.1
1.6. Пути повышения эффективности общения организатора работы с молодежью с клиентом Практические 4 8 Л1.1
1.7. Личностно-нравственные качества работника Практические 4 8 Л1.1
1.8. Профессиональные роли и обязанности организатора работы с молодежью. Практические 4 2 Л1.1
1.9. Профессиональные ценности организации работы с молодежью. Сам. работа 4 12 Л1.1
1.10. Профессиональный долг организатора работы с молодежью. Понятие общения в психологии. Роль общения в практике организации работы с молодежью. Сам. работа 4 6 Л1.1
1.11. Толерантность как принцип работы. Деонтология работы. Сам. работа 4 12 Л1.1
1.12. Этикетные правила в практике организации работы с молодежью. Основные принципы профессионально-этического кодекса социальных работников в России. Особенности отношений в организации работы с молодежью. Сам. работа 4 12 Л1.1
1.13. Основные категории и разделы этики. Основные принципы поведения и облика организатора работы с молодежью. Этические обязательства организатора работы с молодежью перед клиентами Сам. работа 4 24 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3707.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА.
Вопрос 1. Практически ни один кодекс профессиональной этики не обходится без перечисления санкций, применяемых к нарушителям. Максимально серьезной санкцией является:
А) исключение из профессионального сообщества.
Б) привлечение к административной ответственности.
В) порицание профессионального сообщества.
Г) привлечение к уголовной ответственности.
Ответ: А.

Вопрос 2. Основными функциями кодекса профессиональной этики являются:
А) репутационная.
Б) управленческая.
В) развития корпоративной культуры.
Г) престижная.
Ответ: А, Б, В.

Вопрос 3. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции в __________ году.
А) 1992 г.
Б) 2000 г.
В) 2010 г.
Г) 2022 г.
Ответ: В.

Вопрос 4. Целями Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих являются:
А) содействие укреплению авторитета государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления.
Б) установление этических норм и правил служебного поведения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности.
В) обеспечение единых норм поведения государственных и муниципальных служащих, повышение эффективности выполнения служащими своих должностных обязанностей.
Г) снижение уровня коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.
Ответ: А, Б, В.

Вопрос 5. Профессиональная этика как наука включает в себя присущие определенной сфере профессиональной деятельности:
А) нравственные убеждения.
Б) нравственные принципы.
В) нравственные нормы.
Г) нравственные ценности.
Ответ: Б, В, Г.

Вопрос 6. Выберите верное определение:
1. Административная этика — вид профессиональной этики, наука о приложении моральных принципов к поведению должностных лиц в организации.
2. Административная этика — правила и принципы нравственного поведения руководителя или лиц, участвующих в управлении.
А) оба определения неверны.
Б) верно только 2-ое.
В) оба определения верны.
Г) верно только 1-ое.
Ответ: В.

Вопрос 7. Выберите из приведенных определений гуманистическую трактовку добра:
А) положительное отношение человека к какому-либо явлению.
Б) явление, вызывающее в нас одобрительную оценку.
В) отсутствие зла.
Г) все, что служит торжеству человечности, развитию творческих способностей личности, взаимопомощи, солидарности и расцвету жизни.
Ответ: Г.

Вопрос 8. На рубеже XIX–XX вв. в Англии появилось новое направление в моральной философии, основателем которой считается Джордж Эдвард Мур. Это:
А) метаэтика.
Б) философия добра.
В) философия жизни.
Г) экзистенция.
Ответ: А.

Вопрос 9. Какие из перечисленных документов нельзя отнести к ранним образцам правил профессиональной этики:
А) устав рыцарского ордена.
Б) клятва Гиппократа.
В) Новый Завет.
Г) кодекс Хаммурапи.
Ответ: В, Г.

Вопрос 10. Итогом развития взгляда на науку как на автономный от ожиданий общества институт, регулируемый лишь внутренними правилами, стала разработка Роберта Мертона, который выдвинул четыре фундаментальных принципа этоса науки. Выберите из списка лишний принцип:
А) независимость.
Б) коллективизм.
В) организованный скептицизм.
Г) универсализм.
Д) бескорыстность.
Ответ: А.

Вопрос 11. Становление этики науки как самостоятельной дисциплины прошло три стадии. Расположите их последовательно.
А) принятие крупными западными исследовательскими сообществами профессиональных кодексов научной этики.
Б) идея необходимости соблюдения ценностной ориентации науки.
В) споры о том, допускает ли строгое научное исследование ценностную ориентацию.
Ответ: В, Б, А.

Вопрос 12. Субъектом корпоративной этики является
А) менеджмент корпораций.
Б) работники низшего звена корпораций и ее менеджмент.
В) сообщество специалистов.
Г) сообщество людей разных профессий, статусов и интересов.
Ответ: Г.

Вопрос 13. Целью корпоративной этики можно считать:
А) определение санкций, применяемых к нарушителям.
Б) сохранение высоких стандартов профессии.
В) соответствие высоким социальным стандартам.
Г) формирование единого корпоративного духа.
Ответ: Г.

Вопрос 14. Выберите из списка название самой известной хартии академических сообществ:
А) Оксфордская великая хартия университетов.
Б) Великая хартия европейских университетов.
В) Хартия (кодекс этики) работников университетов.
Г) Бухарестская декларация этических ценностей и принципов высшего образования в Европе.
Ответ: Г.

Вопрос 15. Отличие прикладной этики от профессиональных и корпоративных этических кодексов состоит в том, что:
А) она не предполагает дискуссии.
Б) ее цель — регулирование отношений, применение санкций.
В) она обычно построена в виде кодексов и деклараций.
Г) ее цель — найти наиболее приемлемое на данный момент решение.
Ответ: Г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА.

1. Традиционно считается, что первый профессиональных правил составил древнегреческий врач ________________, с которым связано выделение медицины в отдельную науку.
Ответ: Гиппократ.

2. ___________________ – это наука, изучающая специфику морали определенной профессии, нравственные аспекты труда с целью социально-философского истолкования культурно-гуманистического назначения той или иной профессии. Это исторически сложившаяся система нравственных ценностей, принципов и норм, которая функционирует в рамках определенной профессии и определяет ее моральный авторитет в обществе.
Ответ: Профессиональная этика.

3. Профессиональная деонтология – это …
Ответ: оральные нормы, однозначно регламентирующие должное поведение.

4. В профессиональной этике необходимо различать два уровня: теоретический (рассматривающий сущность, специфику профессиональной морали, ее место и роль в жизни общества, ее состояние и тенденции развития) и ____________ (концентрирующий в себе изучение и обновление практических рекомендаций, конкретных нравственных норм).
Ответ: прикладной.

5. ____________________ – это конвенция между профессионалами относительно их поведения по отношению к другим публичным группам и внутри данного профессионального сообщества (группы). Создается в ответ на фактические или ожидаемые этические конфликты в профессиональной деятельности.
Ответ: Этический кодекс.

6. Структура этических профессиональных кодексов включает в себя идеологическую часть (миссия, ценности, цели) и _________________ часть (стандарты рабочего поведения).
Ответ: нормативную.

7. ________________________ представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.

Ответ: Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (Типовой кодекс этики).

8. Типовой кодекс этики имеет следующую структуру: I. Общие положения; II. Основные принципы и правила служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным и муниципальным служащим; III. Рекомендательные этические правила служебного поведения государственных и муниципальных служащих; IV.____________________________.
Ответ: Ответственность за нарушение Кодекса.

9. На сегодняшний день главным отступлением от норм научной этики считается________________________. Под ней понимается ситуация, когда ученый в стремлении совершить открытие подтасовывает факты и тем самым добивается нужного результата незаконным путем.
Ответ: фальсификация данных.

10. Примером преступления в науке считается ______________. Это обобщенное название нарушений в науке, связанных с присвоением результатов чужого труда либо с несправедливым определением авторского вклада в сделанное открытие.
Ответ: Плагиат.

11. _______________ – сфера междисциплинарных исследований различных моральных проблем, вызванных развитием новейших биомедицинских технологий.
Ответ: Биоэтика.

12. Золотое правило нравственности – это важнейший принцип нравственных отношений. Различают две формулировки: положительную: «поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступил по отношению к тебе», и отрицательную – «…».
Ответ: не делай другому того, что не хочешь, чтобы причинили тебе.

13. ______ этика – раздел современной этики, а также практики, построенные вокруг обсуждения сложных, дискуссионных проблем нашего времени, касающихся положения человека в обществе и осуществления его прав.
Ответ: Прикладная.

14. _________________ – это важнейшая нравственная добродетель, чья цель заключается в том, чтобы всем воздать по заслугам.
Ответ: Справедливость.

15. Профессиональная этика специалиста работы с молодежью – это …
Ответ: нравственные нормы, регулирующие взаимоотношения организатора работы с молодежью с коллегами, молодыми людьми, с которыми он ведет работу, а также отношение к своим профессиональным обязанностям, к себе как к профессионалу.

16. Профессиональная _______ специалиста по работе с молодежью – это признание общественным мнением и осознание самим специалистом по работе с молодежью высокой социальной ценности (нужности и важности) своей профессии. Это не только признание прошлых достижений и настоящих заслуг, но и весомый стимул для дальнейшего морального совершенствования, что является залогом успехов в профессиональной деятельности.
Ответ: честь.

17. Что предполагает профессиональная справедливость организатора работы с молодежью?
Ответ: Профессиональная справедливость организатора работы с молодежью предполагает быть специалисту объективным в различных профессиональных ситуациях, не поддаваться эмоциям, мнениям окружающих людей. Организатор работы с молодежью должен рационально оценивать сложившуюся ситуацию и уметь принять независимое, справедливое решение. При работе с группой молодых людей специалист по работе с молодежью должен относиться к каждому молодому человеку в равной степени, без унижений и оскорблений. Быть справедливым, значит, уметь признавать права каждого на уважение его личности и уметь правильно действовать в сложившейся ситуации.

18. Профессиональный такт – это …
Ответ: проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении.

19. Почему тактичность является неотъемлемым требованием к специалисту по работе с молодежью?
Ответ: В связи с тем, что профессиональная деятельность организатора работы с молодежью построена на общении и взаимодействии с людьми.

20. В чем заключается профессиональный такт специалиста по работе с молодежью?
Ответ: Специалист по работе с молодежь должен уметь правильно излагать свои мысли, корректно отвечать и задавать вопросы, избегая ситуаций неловкости и недопонимания, уметь заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, проявлять внимательность и чуткость по отношению к людям.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Социально-психологические барьеры в общении.
2. Этические дилеммы в практике социальной работы и работе с молодежью.
3. Принципы социальной работы и личность профессионала.
4. История становления этических традиций на Руси.
5. Национальный фактор в истории нравственности.
6. Национальные особенности делового общения.
7. Профессиональное общение специалиста по работе с молодежью и социального работника.
8. Нормы морали и социальная работа.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА.
7. Социальные нормы: их роль в общении.
8. Этические кодексы социальных работников различных стран.
9. Процесс восприятия человека человеком (концепция Бодалева А.А.).
10. Вербальные средства общения.
11. Невербальные средства общения.
12. Модели общении, их применение в профессиональной деятельности.
13. Межличностное общении и этикет.
14. Деловой этикет специалиста по работе с молодежью, социального работника.
15. Профессиональное общение с человеком, находящимся в состоянии психологического кризиса.
16. Проблема взаимодействия практика социальной работы и клиента.
17. Пути повышения эффективности профессионального общения специалиста по работе с молодежью, социального работника.
18. Социально-психологические барьеры в общении.
19. Этические дилеммы в практике социальной работы и работе с молодежью.
20. Принципы социальной работы и личность профессионала.
21. История становления этических традиций на Руси.
22. Национальный фактор в истории нравственности.
23. Национальные особенности делового общения.
24. Профессиональное общение специалиста по работе с молодежью и социального работника.
25. Нормы морали и социальная работа.
26. История этических учений.
27. Профессиональный долг специалиста по работе с молодежью, социального работника.
28. Этика делового общения.
29. Этика профессионального общения специалиста по работе с молодежью, социального работника.
30. Культура этики общения.
31. Функции и значение этического кодекса для деятельности специалиста по социальной работе.
32. Профессионально важные качества специалиста по работе с молодежью, социального работника.
33. Профессиональные этические кодексы за рубежом.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА.
1. Выделите и проранжируйте профессиональные ценности специалиста по работе с молодежью и социального работника
2. Опишите необходимые профессионально важные качества специалиста по работе с молодежью, социального работника.
3. Охарактеризуйте специфику делового общения в практике социальной работы и организации работы с молодежью.
4. Сформируйте нарушения этического кодекса делового общения в работе специалиста по ОРМ.
5. Приведите примеры понятия социально-психологического пространства и его роли в общении.
6. Опишите специфику структуру и функции общения специалиста по ОРМ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коныгина М. Н., Горлова Е. Б. Этические основы социальной работы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессионально-этические основы работы с молодежью portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека – www.e-library.ru
Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» – http://e.lanbook.com/
«Университетская библиотека онлайн» – http://www.biblioclub.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.