Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.03. Организация работы с молодежью |
Профиль | Цифровые и сетевые технологии работы с молодежью |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_03_Организация работы с молодежью_ЦСТ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Лабораторные | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна
1.1. | обеспечение формирования у обучающихся профессиональных компетенций через изучение цифровых и сетевых технологий организации работы с молодежью, а также методов диагностики и управленчиских решений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-3 | Способен разрабатывать, внедрять, прогнозировать и проектировать программы в молодежной среде на основе цифровых и сетевых технологий |
ПК-3.1 | Знает технологии прогнозирования, проектирования и моделирования работы с молодежью |
ПК-3.2 | Умеет собирать и анализировать информацию по проекту, анализировать и разрабатывать план-график проведения мероприятия |
ПК-3.3 | Владеет навыками планирования работ по реализации социального проекта, координации работ по достижению целей проекта, оценки социальной значимости проекта, способами распределения ответственности за результаты проекта на основе цифровых и сетевых технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает технологии прогнозирования, проектирования и моделирования работы с молодежью |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет собирать и анализировать информацию по проекту, анализировать и разрабатывать план-график проведения мероприятия |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет навыками планирования работ по реализации социального проекта, координации работ по достижению целей проекта, оценки социальной значимости проекта, способами распределения ответственности за результаты проекта на основе цифровых и сетевых технологий |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Цифровизация и сетевизация как основные тренды развития современного общества | ||||||
1.1. | Цифровой прогресс и его влияние на современное общество | Лекции | 6 | 2 | Л1.1 | |
1.2. | Цифровизация и молодежь | Лабораторные | 6 | 2 | Л1.1 | |
1.3. | Сетевой подход к анализу процессов в молодежной среде | Лекции | 6 | 2 | ||
1.4. | Социальные сети в молодежной среде | Лабораторные | 6 | 4 | ||
1.5. | Подготовка теоретических докладов по тематике курса | Сам. работа | 6 | 22 | ||
Раздел 2. Диагностика в работе молодежью в условиях цифрового общества | ||||||
2.1. | Диагностика социальных процессов в молодежной среде | Лекции | 6 | 6 | Л1.1 | |
2.2. | Цели, задачи, объект и предмет диагностики в работе с молодежью | Лабораторные | 6 | 2 | Л1.1 | |
2.3. | Основы цифровой диагностики: методы и технологии | Лекции | 6 | 2 | ||
2.4. | Цифровые методы диагностики в работе с молодежью | Лабораторные | 6 | 4 | ||
2.5. | Подготовка инструментария для проведения индивидуального исследования по тематике курса | Сам. работа | 6 | 22 | ||
Раздел 3. Технологии прогнозирования, проектирования и моделирования в организации работы с молодежью как часть диагностического процесса | ||||||
3.1. | Социальное проектирование как технология работы с молодежью: особенности диагностики | Лабораторные | 6 | 4 | ||
3.2. | Моделирование социальных процессов в работе с молодежью | Лабораторные | 6 | 4 | ||
3.3. | Социальное прознозирование в молодежной среде как задача диагностики | Лабораторные | 6 | 4 | ||
Раздел 4. Практические акспекты социальной диагностики в молодежной среде | ||||||
4.1. | Диагностика цифровой компетентности современной молодежи | Лабораторные | 6 | 2 | ||
4.2. | Диагностика социальной напряженности в молодежной среде | Лабораторные | 6 | 2 | ||
4.3. | Диагностика идентификационных процессов в молодежной среде в условиях цифровизации | Лабораторные | 6 | 2 | ||
4.4. | Подготовка индивидуальных проектов по курсу | Сам. работа | 6 | 22 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11302 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3 Способен разрабатывать, внедрять, прогнозировать и проектировать программы в молодежной среде на основе цифровых и сетевых технологий ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Прогноз – это: a. заключение о состоянии какого-либо социального процесса или явления b. вероятностное, научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного явления, объекта в будущем c. предсказание о состоянии какого-либо явления, системы и их последствий d. информация об альтернативных путях развития и сроках осуществления предсказаний e. суждение о причинах, вызвавших то или иное явление Ответ: bcd 2. Какие виды прогнозов выделяются по периодам времени прогнозирования? a. глобальные, b. дальнесрочные c. структурные (межотраслевые и межрегиональные), d. поисковые, e. макропрогнозы, f. микропрогнозы. g. среднесрочные h. нормативные. i. оперативные j. долгосрочные Ответ: bgij 3. Что входит в структуру социального прогнозирования? a. аксиология научного знания b. гносеология и логика научного предвидения c. методология социального прогнозирования d. методы социального проектирования e. методика социальных прогнозов (анкетирование, экстраполирование, моделирование, прогнозы на базе анализа патентов и т.д.) Ответ: bce 4. К каким методам диагностики относятся такие, как: анализ, синтез, экстраполяция, интерполяция, индукция, дедукция? a. Общенаучным b. Интернаучным c. Частнонаучным Ответ: a 5. Вид деятельности по преодолению разнообразных социальных проблем и конструированию индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели, локализованного по месту, времени и ресурсам: a. Социального прогнозирование b. Социальное проектирование c. Социальное моделирование d. Социальная технология Ответ: b 6. В чем заключается отличие проекта от процесса? a. Уникальная технология реализации b. Повторяющаяся последовательность исполнения c. Требования к результату связаны с изменениями d. Стандартизированные требования к результату e. Высокая степень неопределенности Ответ: ace 7. Для какого этапа научных представлений о социальном моделировании характерен отказ от взгляда на мир как на завершенную и неизменную систему? a. Классического b. Неклассического c. Постнеклассического Ответ: c 8. Какие технологии по работе с молодежью ориентированы на достижение долгосрочных целей и реализуются на длительных этапах развития молодежной политики? a. стратегические b. тактические технологии c. оперативные технологии Ответ: a 9. Широкое распространение термина «социальные технологии» связывается с работами: a. Г. В. Ф. Гегеля b. К. Маркса c. К. Поппера d. И. Лакатоса Ответ: c 10. Идеи социальных преобразований, основанные на принципах соответствия человеческой природе, фундаментальном изучении конкретных социальных условий, необходимости апробации на небольших масштабах, соответствия нормативно-правовым рамкам, были развиты: a. Н. И. Кареевым b. П. А. Сорокиным c. А. А. Богдановым Ответ: b 11. Какой подход определяет социальные технологии как средства, инструменты, системы методов, обеспечивающих перенос достижений науки в практическую плоскость. a. деятельностный b. инструментальный c. эпистемиологический d. утилитарный Ответ: b 12. Какая характеристика социальной технологии предполагает возможность ее применения на различных по масштабам и специфике объектах? a. конструктивность b. результативность c. универсальность d. оперативность e. надежность f. гибкость Ответ: c 13. Предметом социальных технологий могут выступать: a. межличностные процессы b. процессы, происходящие во взаимоотношениях между индивидом и группой c. процессы, происходящие внутри группы d. процессы, происходящие в отношениях между группами Ответ: abcd 14. Какие факторы способствуют развитию технологического подхода в молодежной сфере? a. усложнение и динамизм социальных, экономических, культурных процессов и сфер общественной жизни b. развитие научно-технического прогресса, становление информационного общества c. возрастание роли субъективного фактора в развитии социальных общностей и процессов d. ограниченность ресурсов e. все перечисленные Ответ: e 15. Систематическая, комплексная и плановая деятельность по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о положении молодежи, молодых семей и молодежных общественных объединений на основе стандартизированных показателей: a. Диагностика b. Мониторинг c. Оценка d. Прогноз Ответ: b КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Дайте определение цифровизации. Ответ: Цифровизация – это общий термин для цифровой трансформации общества и экономики. Он описывает переход от индустриальной эпохи, характеризующейся аналоговыми технологиями, к эпохе знаний и творчества, характеризующейся цифровыми технологиями и цифровыми бизнес-инновациями. 2. Приведите пример цифровых технологий, которые используются в современном обществе. Ответ: искусственный интеллект и машинное обучение, высокоскоростной интернет, интернет вещей, дополненная реальность и 3D-печать, технологии сервиса сбора и аналитической обработки больших данных (Big Data), облачные компьютерные сервисы, «умные» робототехнические комплексы и устройства. 3. Дайте определение социальной диагностики. Ответ: Социальная диагностика – комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. 4. В чем заключается сущность социального диагноза в организации работы с молодежью? Ответ: Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни молодежи. Социальный диагноз предполагает сбор информации о молодежи и условиях ее жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи молодежи. 5. Назовите основные принципы социальной диагностики в работе с молодежью. Ответ: принцип конфиденциальности, принцип научной обоснованности, принцип ненанесения ущерба, принцип объективности, принцип эффективности. 6. Какие задачи решает социальная диагностика в молодежной среде? Социальная диагностика решает следующие задачи: выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения молодежи; определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях; описание диагностируемых особенностей молодежи, когда это необходимо; ранжирование специфических свойств. 7. Наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего. Ответ: прогностика. 8. Метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа. Ответ: прогнозирование. 9. Назовите основные принципы прогнозирования. Ответ: непрерывность, сочетание перспективных и текущих прогнозов, согласование, многовариантность. 10. Какие этапы предполагает процесс прогнозирования? Ответ: 1) выбор объекта социального прогнозирования; 2) выбор направления исследования; 3) подготовка и обработка информации по прогнозной проблеме; 4) выбор методов прогноза; 5) проведение прогнозного исследования; 6) обработка результатов, анализ полученной информации применительно к проблеме исследования; 7) определение достоверности прогноза. 11. Ограниченное по времени мероприятие, направленное на создание продукта, услуги или других результатов, называется ___________. Ответ: проект. 12. Назовите основные характеристики (признаки) проекта. Ответ: наличие конкретной цели, направленность на изменения, ограниченность во времени, ограниченность в ресурсах, комплексность, разграничение, специальная организационная структура, уникальность. 13. Приложение знаний, навыков, инструментов и методов к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту. Ответ: управление проектом. 14. Какие группы процессов включены в проектирование? Ответ: инициация, планирование, исполнение, мониторинг и контроль, закрытие. 15. Процесс построения, изучения и использования фрагментов реальности, являющихся её идеализацией, упрощением, но отражающим при этом её некоторые существенные свойства. Ответ: социальное моделирование. 16. Система последовательных действий по решению задач и достижению целей, который направлен на приведение исходных данных к искомому результату. Ответ: алгоритм. 17. Какие технологии организации работы с молодежью считаются инновационными? Ответ: Инновационные (новаторские) технологии представляют собой такие процедуры и методы инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения в деятельности органов государственной и муниципальной власти, осуществляющие молодежную политику, работу с молодежью, осуществляются инициативы, вызывающие качественные изменения в разных сферах жизнедеятельности молодежи, рационализируется использование материальных, экономических, социальных и иных ресурсов молодежи. 18. Назовите 4-5 ключевых характеристик социальных технологий. Ответ: универсальность, конструктивность, результативность, оперативность, простота, надежность, гибкость. 19. Команда технологов, руководителей, которые занимаются разработкой, внедрением и обеспечением функционирования социальной технологии для организованного и целенаправленного преобразования социальной действительности. Ответ: Субъект социальной технологии. 20. Что может выступать объектом социальных технологий организации работы с молодежью? Ответ: Объекты социальных технологий – социальные общности, организации, т. е. объединения людей, на которые направлено управленческое воздействие субъектов технологизации и которые выступают основанием для этого воздействия. Помимо социальных общностей разного уровня объектом технологии могут быть разнообразные общественные отношения (политические, управленческие, эстетические, нравственные и т. д.). Следовательно, объектом социальных технологий организации работы с молодежью может выступать молодежь как особая социально-демографическая группа общества, отдельные категории молодежи (работающая, учащаяся молодежь, сельская, творческая молодежь и пр.), а также система социальных отношений в молодежной среде, включающая отношения между молодыми людьми, отношения между поколениями, и социальные отношения, в которые молодежь включается в ходе выполнения ею различных видов деятельности – образовательной, культурной, политической, экономической и др. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ростовская, Т. К., Князькова Е. А. | Молодежная политика в современной России : учебное пособие для вузов: | Юрайт, 2021 | URL: https://urait.ru/bcode/477013 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Диагностика в области молодежной политики" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
«Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)». Язык программирования для статистической обработки данных и работы с графикой R-4.3.1 Интегрированная среда разработки RStudio | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||