МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология бизнеса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильЦифровые и сетевые технологии работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_ЦСТ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
Доцент, Эбелинг Эвелина Олеговна

Рабочая программа дисциплины
Психология бизнеса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 20212026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системы знаний о психологической специфике предпринимательской деятельности, выработка представлений о психологических особенностях успешных предпринимателей, развитие навыков эффективного управления собственными интеллектуальными и временными ресурсами, развитие умений преодоления негативных психологических состояний в условиях деловой конкуренции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
3.2.Уметь:
3.2.1. Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути.
Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности. Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни.
Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология бизнеса
1.1. Общие психологические особенности предпринимательской деятельности Лекции 8 6 Л1.1, Л2.1
1.2. Психологические факторы предпринимательской активности Практические 8 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Мотивация создания бизнеса. Стереотипы в отношении создания своего дела Практические 8 4 Л1.1, Л2.1
1.4. Общие психологические особенности предпринимательской деятельности Сам. работа 8 16 Л1.1, Л2.1
1.5. Психологические факторы эффективности деятельности бизнесмена Лекции 8 6 Л1.1, Л2.1
1.6. Психологическая культура бизнесмена Практические 8 4 Л1.1, Л2.1
1.7. Приемы самоконтроля и самоорганизации Практические 8 2 Л1.1, Л2.1
1.8. Управление личностными ресурсами Практические 8 2 Л1.1, Л2.1
1.9. Психологические факторы эффективности деятельности бизнесмена Сам. работа 8 26 Л1.1, Л2.1
1.10. Психология рыночных отношений Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1
1.11. Психоэргономика рабочего пространства бизнесмена Практические 8 2 Л1.1, Л2.1
1.12. Конкуренция и психологическая борьба Практические 8 4 Л1.1, Л2.1
1.13. Стратегии обеспечения психологической безопасности в бизнесе Практические 8 4 Л1.1, Л2.1
1.14. Психология рыночных отношений Сам. работа 8 24 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4425.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. В ряду методов развития креативного мышления
А. систематический перебор
Б. метод «Шесть шляп мышления»
В. метод инверсии
Г. случайный перебор
Д. метод четырех стадий
Е. рациональный перебор
ОТВЕТ: Б, В, Д.
ВОПРОС 2. ... является методом анализа конфликтов при возникновении коммуникативных противоречий
А. Метод аналогий
Б. Брейнсторминг
В. Метод инверсии
Г. Трансактный анализ
ОТВЕТ: Б.
ВОПРОС 3. Лидерский потенциал - это ...
А. форма мотивации, которую предприниматель использует для удержания и укрепления командных целей
Б. распределение и перераспределение ресурсов для получения готовой продукции
В. построение организационной структуры новой бизнес-единицы и создание внутрифирменных регламентов
Г. определение ключевых сегментов рынка и разработка портрета целевой аудитории
ОТВЕТ: А.
ВОПРОС 4. Неверно, что к созданию теории интеллекта имел отношение ...
А. Чарльз Спирмен
Б. Луис Терстоун
В. Джой Пол Гилфорд
Г. Чарльз Спилбергер
Д. Ховард Гарднер
ОТВЕТ: Г.
ВОПРОС 5. Способность осознанно выполнить конкретное действие, составляющая основу мастерства, называется ...
А. умением
Б. привычкой
В. навыком
Г. операцией
ОТВЕТ: А.
ВОПРОС 6. Коммуникативная эффективность предпринимателя - это ...
А. Исключительная способность распространять неопределенное и сильное влияние на взгляды, ценности, поступки и деятельность окружающих его людей
Б. система внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникации с окружающими в определенном круге ситуаций
В. важная часть эмоционального интеллекта, которая проявляется в способности человека устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми
Г. специфическая форма взаимодействия, в которой реализуются различные социальные отношения
ОТВЕТ: Б.
ВОПРОС 7. Тактика поведения в конфликтной ситуации, требующая максимально полного удовлетворения интересов обеих сторон, - это...
А. уступка
Б. компромисс
В. сотрудничество
Г. противоборство
Д. избегание
ОТВЕТ: В.
ВОПРОС 8. Стресс ... роль в управлении психикой
А. играет нейтральную
Б. играет отрицательную
В. играет положительную
Г. может играть положительную, отрицательную или нейтральную
ОТВЕТ: Г.
ВОПРОС 9. Особый метод фасилитации групповой работы, который направлен на генерацию новых идей,
стимулирующих творческое мышление.. - это ...
А. мозговой штурм
Б. метод аналогий
В. метод инверсии
Г. метод «Выход за рамки»
ОТВЕТ: А.
ВОПРОС 10. Мышление всегда направлено на ...
А. принятие себя
Б. умение адекватно воспринимать окружающих
В. формирование и формулирование мыслей
Г. решение какой-либо задачи
ОТВЕТ: Г.
ВОПРОС 11. В ряду обязательных условий для проведения брейнсторминга -...
А. равенство всех участников по положению
Б. отсутствие критики
В. парадоксальность мышления
Г. шаблонность мышления
Д. снятие эмоциональных барьеров
Е. конкуренция в поиске решений
ОТВЕТ: А, Б, Д, Е.
ВОПРОС 12. Интеллект успеха в бизнесе - это сочетание ...
А. высокого уровня эмоциональной гибкости, развитой рефлексии., достаточной мотивации и адекватной самооценки
Б. высокого уровня сопереживания, развитой рефлексии, средней мотивации и адекватной самооценки
В. высокого уровня рефлексии., низкой мотивации и умения логически мыслить
Г. высокого уровня академического интеллекта (IQ).. мотивации и развитой рефлексии
ОТВЕТ: А.
ВОПРОС 13. Пик внимания и максимальная коммуникативная активность слушателей приходятся на ... четверть
часа выступления
А. первую
Б. вторую
В. третью
Г. последнюю
ОТВЕТ: А.
ВОПРОС 14. Известная формула «20 / 80» означает, что двадцать процентов ...
А. сотрудников противятся любым изменениям внутри бизнес-структуры
Б. активного меньшинства способны осуществлять уникальные преобразования в сфере бизнеса
В. пассивных членов команды способны затормозить любые системные преобразования в сфере бизнеса
Г. сотрудников всегда готовы к социальным преобразованиям внутри компании
ОТВЕТ: Б.
ВОПРОС 15. Метод поиска хорошего решения., или игра «в наоборот», с целью стимулирования нетривиального
подхода к решению проблемы, - это ...
А. метод аналогий
Б. метод инверсии
В. ментальная интеллект-карта
Г. синектика
ОТВЕТ: Б.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Укажите уровни анализа бизнеса?
Ответ: личностный уровень, социально-психологический уровень, социологический уровень.
2. ______________ - междисциплинарная отрасль психологической науки и практики, изучающая бизнес как целостное многоплановое явление и направлена на разработку практических рекомендаций по интеграции интересов бизнеса и общества, повышению эффективности бизнес-деятельности, оказанию психологической помощи субъектам бизнеса.
Ответ: психология бизнеса.
3. 4. Что характеризуется словосочетанием "малое предприятие"?
Ответ: предприятие с численностью работников до 100 человек и доходом не более 800 млн. рублей в год.
5. Знак соответствия — это:
Ответ: знак, используемый согласно правилам системы сертификации о соответствии продукции требованиям стандартов.
6. Дайте определение термина "дивиденд"?
Ответ: это часть чистой прибыли, которую акционеры распределяют между собой.
7. Документ, закрепляющий необходимые условия для реализации коммерческой сделки, — это:
Ответ: контракт.
8. "Ниша рынка" для предпринимательства — это:
Ответ: узкая область, место еще незанятое или недостаточно используемое конкурентами.
9. Интрапредпринимательство — это:
Ответ: Деятельность по внедрению нововведений внутри фирмы.
10. Перечислите формы предпринимательства.
Ответ: индивидуальное, партнерское, кооперативное.
11. Перечислите побудительные мотивы деятельности предпринимателя по мнению И. Шумпетера?
Ответ: стремление к успеху, внедрение инноваций.
12. Что является источниками формирования предпринимательской идеи?
Ответ: Конкуренция, географические и структурные «разрывы», достижения НТП, новые возможности применения существующего товара или услуги, не осознанные потребителем или пока не удовлетворенные потребительские запросы.
13. Что лежит в основе любой предпринимательской деятельности?
Ответ: четкая направленность на получение финансового результата.
14. Лидерство – это
Ответ: Положение определенной личности в группе или в обществе в целом, которое характеризуется способностью занимающего его лица оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение определенных целей.
15. Какова оптимальная численность сотрудников в команде согласно «Закону парадокса и кооперации»?
Ответ: не более 12-15 человек.
16. Общая структура стратегического управления включает в себя следующие этапы:
Ответ: 1) анализ среды, 2) определение миссии и целей, 3) выбор стратегии, 4) реализацию стратегии, 5) осуществление контроля.
17. Основное назначение стратегического планирования:
Ответ: Стратегическое планирование – это процесс определения направления развития компании, который обычно выполняют ее руководители. Он включает в себя установление приоритетов и принятие решений о том, как будут распределяться ресурсы, в целях поддержки выработанной концепции.
18. Какие факторы внешней среды оказывают прямое воздействие на организацию?
Ответ: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, законы и государственные органы
19. . Назовите 3 основных стиля руководства коллективом?
Ответ: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский).
20. Слово «конкуренция» происходит от латинского глагола concurrere, который в переводе означает...
Ответ: соперничать.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Аналитическая оценка интонаций, мимики, позы и жестов человека является инструментом ...
А. оперативной диагностики его психических состояний
Б. оперативной диагностики его эмоциональных состояний
В. установки его текущего состояния
Г. установки его прошедших эмоциональных состояний
ОТВЕТ: Б.
ВОПРОС 2. Коммуникативная компетентность - это ...
А. исключительная способность распространять неопределенное и сильное влияние на взгляды, ценности, поступки и деятельность окружающих людей
Б. система внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникации с окружающими в определенном круге ситуаций
В. важная часть эмоционального интеллекта, которая проявляется в способности человека устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми
Г. специфическая форма взаимодействия, в которой реализуются различные социальные отношения
ОТВЕТ: В.
ВОПРОС 3. Утомлением считается ...
А. состояние, которое возникает вследствие работы при недостаточности восстановительных процессов и проявляется в снижении работоспособности, нарушении координации
Б. состояние, при котором человек пребывает в эмоциональном равнодушии, безразличии и бездеятельности
В. состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности
ОТВЕТ: А.
ВОПРОС 4. Интеллектом считается ...
А. уникальное сочетание личностных качеств человека и его особых профессиональных умений
Б. совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных
В. своеобразное сочетание свойств человека, отличающее его от других людей
Г. числовой показатель умственного развития человека
ОТВЕТ: Б.
ВОПРОС 5. Оптимальный темп речи для презентации, позволяющий адекватно воспринимать информацию на
слух, составляет
А. 150 слов/мин.
Б. 120-130 слов/мин.
В. 90 слов/мин.
Г. 70 слов/мин.
ОТВЕТ: Б
ВОПРОС 6. Харизма - это...
А. исключительная способность распространять неопределенное и сильное влияние на взгляды, ценности, поступки и деятельность окружающих людей
Б. система внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникации с окружающими в определенном круге ситуаций
В. важная часть эмоционального интеллекта, которая проявляется в способности человека устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми
Г. специфическая форма взаимодействия, в которой реализуются различные социальные отношения
ОТВЕТ: А.
ВОПРОС 7. Способность осознанно выполнить конкретное действие, составляющая основу мастерства,
называется ...
А. умением
Б. привычкой
В. навыком
Г. операцией
ОТВЕТ: А.
ВОПРОС 8. Автором теории множественного интеллекта является ...
А. Чарльз Спирмен
Б. Луис Терстоун
В. Джой Пол Гилфорд
Г. Чарльз Спилбергер
Д. Ховард Гарднер
ОТВЕТ: Д.
ВОПРОС 9. Неверно, что к основным стилям (тактикам) поведения, которыми пользуются соперники в конфликтной ситуации, относится ...
А. уступка
Б. компромисс
В. сотрудничество
Г. манипулирование
Д. противоборство
Е. избегание
ОТВЕТ: Г.
ВОПРОС 10. Я-концепция успешных предпринимателей ...
А. более реалистична и объективна у молодых предпринимателей и ориентирована на развитие их профессиональных качеств
Б. направлена на развитие уверенности в себе и самодостаточности
В. регулирует поведение, влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие бизнеса исходя из личностных особенностей предпринимателей (добавил слово), уровня развития аффективно-волевой сферы,
познавательных способностей, самосознания
Г. выражается в свойственных предпринимателю установках на себя, на свой жизненный опыт, умственное развитие и реальность, в которой он живет
ОТВЕТ: А.
ВОПРОС 11. К лидерским умениям, которые определяют стратегию поведения предпринимателей,
А. ориентированных на результат, относится способность...
Б. продвигать бизнес-проект независимо от того, насколько он важен и привлекателен для членов команды
В. знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны
Г. анализировать потребности рынка и строить бизнес с учетом целевой аудитории
Д. учитывать объем ресурсов и производственных мощностей, необходимых для производства товаров/работ/услуг
ОТВЕТ: Б.
ВОПРОС 12. Наибольшая эффективность восприятия и усвоения информации происходит в режиме
А. групповой работы
Б. мини-лекции
В. разборов конкретных ситуаций
Г. записей под диктовку
ВОПРОС 13. В основе формирования нового уровня мышления предпринимателя XXI в. (по Стивену Кови) лежит, в частности, изменение парадигмы срочности на парадигму ...
А. необходимости
Б. тайм-менеджмента
В. важности
Г. сиюминутности
ВОПРОС 14. Психика - это...
А. общее понятие, обозначающее совокупность мыслительных процессов
Б. процесс познания, связанный с открытием нового знания
В. общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений., изучаемых в психологии
Г. система движений, связанных с выполнением конкретного действия, направленных на достижение его цели
ОТВЕТ: В.
ВОПРОС 15. Самый известный коллективный метод поиска новых идей - это ...
А. корабельный совет
Б. синектика
В. мозговой штурм
Г. круглый стол
ОТВЕТ: В.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА.
1. Коммерческий риск — это...
Ответ: риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг.
2. Основная цель, которую ставит перед собой предприниматель, — это...
Ответ: получение прибыли.
3. Основным механизмом отбора в рыночной экономике наиболее эффективных предприятий является:
Ответ: уровень прибыльности
4. Что характеризуется словосочетанием "малое предприятие"?
Ответ: предприятие с численностью работников до 100 человек и доходом не более 800 млн. рублей в год.
5. Знак соответствия — это:
Ответ: знак, используемый согласно правилам системы сертификации о соответствии продукции требованиям стандартов.
6. Дайте определение термина "дивиденд"?
Ответ: это часть чистой прибыли, которую акционеры распределяют между собой.
7. Документ, закрепляющий необходимые условия для реализации коммерческой сделки, — это:
Ответ: контракт.
8. "Ниша рынка" для предпринимательства — это:
Ответ: узкая область, место еще незанятое или недостаточно используемое конкурентами.
9. Интрапредпринимательство — это:
Ответ: Деятельность по внедрению нововведений внутри фирмы.
10. Перечислите формы предпринимательства.
Ответ: индивидуальное, партнерское, кооперативное.
11. Перечислите побудительные мотивы деятельности предпринимателя по мнению И. Шумпетера?
Ответ: стремление к успеху, внедрение инноваций.
12. Что является источниками формирования предпринимательской идеи?
Ответ: Конкуренция, географические и структурные «разрывы», достижения НТП, новые возможности применения существующего товара или услуги, не осознанные потребителем или пока не удовлетворенные потребительские запросы.
13. Что лежит в основе любой предпринимательской деятельности?
Ответ: четкая направленность на получение финансового результата.
14. Лидерство – это
Ответ: Положение определенной личности в группе или в обществе в целом, которое характеризуется способностью занимающего его лица оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение определенных целей.
15. Какова оптимальная численность сотрудников в команде согласно «Закону парадокса и кооперации»?
Ответ: не более 12-15 человек.
16. Общая структура стратегического управления включает в себя следующие этапы:
Ответ: 1) анализ среды, 2) определение миссии и целей, 3) выбор стратегии, 4) реализацию стратегии, 5) осуществление контроля.
17. Основное назначение стратегического планирования:
Ответ: Стратегическое планирование – это процесс определения направления развития компании, который обычно выполняют ее руководители. Он включает в себя установление приоритетов и принятие решений о том, как будут распределяться ресурсы, в целях поддержки выработанной концепции.
18. Какие факторы внешней среды оказывают прямое воздействие на организацию?
Ответ: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, законы и государственные органы
19. . Назовите 3 основных стиля руководства коллективом?
Ответ: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский).
20. Слово «конкуренция» происходит от латинского глагола concurrere, который в переводе означает...
Ответ: соперничать.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена (выбрать нужное) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.
1. Общие психологические особенности предпринимательской деятельности.
2. Психология бизнеса как учебная дисциплина; связь психологии бизнеса с другими отраслями психологии.
3. Предпринимательская деятельность: научный подход и обыденные представления
4. Субъекты бизнеса.
5. Психология малых групп в бизнесе.
6. Психология принятия индивидуальных и коллективных решений.
7. Интерперсональные коммуникации в бизнесе.
8. Психологические особенности делового общения.
9. Психологическое сопровождение конфликтов.
10. Психологические барьеры проявления предпринимательской активности.
11. Становление предпринимательства в мировом сообществе
12. Развитие предпринимательской деятельности в России
13. Специфика развития бизнеса в постсоветской России.
14. Психологические факторы эффективности деятельности бизнесмена.
15. Психология личности предпринимателя
16. Психологическая сущность предпринимательства.
17. Мотивация предпринимательской деятельности.
18. Гендерные различия в предпринимательстве.
19. Личностные качества предпринимателя, способствующие и препятствующие успеху в бизнесе.
20. Психологические аспекты предпринимательского риска.
21. Психологическое значение конкурентного поведения.
22. Психологическое содержание отношений сотрудничества.
23. Психологические факторы формирования клиентской лояльности.
24. Обеспечение психологической безопасности бизнесмена.
25. Психоэргономика рабочего пространства бизнесмена.
26. Базовые принципы эффективного управления бизнесом.
27. Стресс в деятельности предпринимателя.
28. Основы стресс-менеджмента как значимый фактор успешности в бизнесе.
29. Способы регуляции функционального состояния предпринимателя.
30. Управление личностными ресурсами предпринимателя.
31. Саморазвитие в предпринимательской деятельности.
32. Культура и этика предпринимательства.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иваницкий В.Л. ОСНОВЫ БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЯ СМИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под общ. ред. Ивановой Н.Л., Штроо А.В. ПСИХОЛОГИЯ БИЗНЕСА. Учебник для магистров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 http://www.finbook.biz/ - Электронная библиотека по бизнесу, финансам, экономике и смежным темам
Э7 http://www.koob.ru/success/ - Электронная библиотека
Э8 Курс в Moodle «Психология бизнеса» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.