МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Интернет-коммуникации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильЦифровые и сетевые технологии работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_ЦСТ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна;к.с.н., старший преподаватель, Шахова Екатерина Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат социологических наук, доцент, Ноянзина Оксана Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Интернет-коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.04.2021 г. № 6
Срок действия программы: 20212025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.04.2021 г. № 6
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.повышение информационной компетентности студентов, изучение принципов информирования молодежи, информационных каналов и ресурсов, опыта реализации информационных проектов, овладение теоретическими знаниями по курсу и навыками поиска информации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
3.2.Уметь:
3.2.1.определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методиками саморегуляции эмоционально-психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности;
Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информирование молодежи и развитие информационной компетентности молодежи как приоритет молодежной политики
1.1. Информирование молодежи и развитие информационной компетентности молодежи как приоритет молодежной политики Лекции 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Виртуализация общества как социальный процесс. Молодежь в процессе виртуализации общества. Понятие и проявления симуляции социальных отношений Информационная компетентность. Технологическая грамотность в контексте социальной адаптации современной молодежи. Проблемы социальной дезадаптации молодежи в информационном пространстве Лекции 5 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Содержание информационной компетентности: базы данных литературных источников методического кабинета «Фолиант», Decision Tree,Deductor Studio Light,программы терминального доступа Практические 5 6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Информирование молодежи и развитие информационной компетентности молодежи как приоритет молодежной политики Сам. работа 5 12 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Принципы отбора содержания информации для молодежи
2.1. Принципы отбора содержания информации для молодежи. Система информационного обеспечения молодежи. Задачи молодежной информационной системы. Лекции 5 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Федеральная система информационного обеспечения молодежи. Практические 5 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Принципы отбора содержания информации для молодежи Сам. работа 5 12 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Каналы и ресурсы информирования молодежи
3.1. Сетевое общество. Каналы и ресурсы информирования молодежи. Информационные базы данных. Классификация подходов, методов и средств хранения и обработки социальной и социологической информации. Классификация информационных систем. Архитектура информационной системы. Лекции 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Информационные системы. Информационные базы данных. Практические 5 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Каналы и ресурсы информирования молодежи Сам. работа 5 14 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Развитие молодежных СМИ и каналов информирования
4.1. Развитие молодежных СМИ и каналов информирования. Структура и содержание молодежных СМИ в современной России. Лекции 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Контент-анализ журналов для молодежи в СССР, контент-анализ молодежных журналов в России. Практические 5 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Развитие молодежных СМИ и каналов информирования Сам. работа 5 14 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Специфика и требования к разработке проектов информирования молодежи
5.1. Специфика и требования к разработке проектов информирования молодежи. Современный этап развития архивов социологических данных в России. Концепция построения единого информационного пространства объектов культуры. Организация архивов. Функции архивов социологических данных. Типология архивов данных. Организация массивов социологических данных в архивах. Лекции 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Работа с архивом социологических данных Практические 5 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Работа с архивом социологических данных Практические 5 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.4. Специфика и требования к разработке проектов информирования молодежи Сам. работа 5 14 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА.
Вопрос 1. Метод планирования жизни Б. Франклина, в котором стратегия личностного развития базируется на ценностном подходе. Данная стратегия представляет собой иерархическое распределение целей в соответствии с ценностями. Расставьте ценности в хронологическом порядке (от определяемых первыми к определяемым последними).
А) Жизненные ценности.
Б) На день.
В) Долгосрочный (годы).
Г) Генеральный план.
Д) Краткосрочный (месяцы).
Е) Конкретная цель.
Ответ: А, Е, Г, В, Д, Б.

Вопрос 2. Если из одной или нескольких жизненных ситуаций выводится некое общее правило, которое принимает абсолютный характер и экстраполируется на все дальнейшие жизненные события, как например, «Все мужчины одинаковы». «Все женщины любят деньги». «Из меня никогда ничего путного не выйдет», то мы имеем дело с этим видом когнитивного искажения:
А) субъективная аргументация.
Б) дихотомическое мышление.
В) модальные операторы необходимости, долженствования.
Г) модальные операторы обобщения.
Д) туннельное зрение.
Ответ: Г.

Вопрос 3. Суть этого метода в том, что для получения уникального результата нужно «нарушать правила», выходя из привычной колеи мышления:
А) «метод шести шляп».
Б) метод Эйнштейна.
В) метод У. Диснея.
Г) метод латерального «поперечного мышления».
Ответ: Б.

Вопрос 4. Основная идея данной технологии тайм-менеджмента: перестать хранить дела «в голове», а вести их учет, составляя так называемые to-do-списки:
А) методика Getting Things Done (GTD) Дэвида Аллена.
Б) матрица управления временем по С. Кови.
В) «Автофокус» Марка Форстера.
Г) Zero Inbox Мерлина Манна.
Ответ: А.

Вопрос 5. Рассмотрите матрицу управления временем по С. Кови.
Преимущественное нахождение в каком квадрате подразумевает стратегическое видение, равновесие, дисциплину, контроль, редкое возникновение кризисных ситуаций?
А) 2.
Б) 1.
В) 4.
Г) 3.
Ответ: А.

Вопрос 6. Расположите в правильной последовательности этапы технологии тайм-менеджмента:
А) выполнение.
Б) борьба с «похитителями» времени, самомотивация.
В) сбор и анализ информации, целеполагание.
Г) делегирование.
Д) планирование, расстановка приоритетов.
Е) контроль.
Ответ: В, Д, Г, Б, А, Е.

Вопрос 7. Считается, что на планирование следует расходовать:
А) не более 1% времени от общего планового периода.
Б) не менее 5 % времени от общего планового периода.
В) не более 5 % времени от общего планового периода.
Г) столько, сколько необходимо для тщательной проработки плана.
Ответ: А.

Вопрос 8. Соотношение 60:40, используемое при планировании времени, означает, что планом должно быть «охвачено» _________ рабочего времени.
А) не более 40%.
Б) не более 60%.
В) не менее 40%.
Г) не менее 60%.
Ответ: Б.

Вопрос 9. Используемый при планировании времени принцип разнообразия означает необходимость:
А) учета особенностей конкретной ситуации.
Б) использования разнообразных методов планирования.
В) внесения разнообразия в свою деятельность.
Г) определения всей совокупности факторов, влияющих на возможность выполнения плана.
Ответ: В.

Вопрос 10. Для большего эффекта паузы в работе должны:
А) длиться не менее 10 мин.
Б) предполагать двигательную активность.
В) длиться не более 10 мин.
Г) давать возможность расслабиться
Ответ: Б, В.

Вопрос 11. Задачи очень важные, но не срочные следует:
А) по возможности полностью или частично поручить подчиненным.
Б) полностью поручить подчиненным.
В) выполнять вместе с подчиненными.
Г) выполнять самому.
Ответ: А.

Вопрос 12. Задачи не очень важные, но срочные следует:
А) выполнять самому.
Б) по возможности полностью или частично поручить подчиненным.
В) полностью поручить подчиненным.
Г) выполнять вместе с подчиненными.
Ответ: В.

Вопрос 13. Регулярные перерывы в работе с точки зрения временного менеджмента – это:
А) возможность расслабиться.
Б) возможность оценить сделанное.
В) пустая трата времени.
Г) возможность повысить работоспособность.
Ответ: Г.

Вопрос 14. Принцип согласования планов в тайм-менеджменте означает необходимость согласования:
А) сроков выполнения дел с рабочим календарем.
Б) между собой дел, включаемых в план.
В) дел, включаемых в план, с людьми, от которых зависит их выполнение.
Г) дел, включаемых в план, с вышестоящим руководством.
Ответ: В.

Вопрос 15. В письменном общении в Интернете часто используются аббревиатуры (акронимы). Среди этих выражений наиболее значительную долю составляют:
А) просьбы.
Б) советы.
В) ругательства.
Г) команды для пользователей.
Д) выражения благодарности.
Ответ: В.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА.
1. Тайм-менеджмент (управление временем, организация времени) ¬– это …
Ответ: Управление человеком собственной деятельностью, организацией выполнения задач и распределением всех ресурсов.

2. Контент – это …
Ответ: информационное наполнение сайта, беседы, мероприятия.

3. Матрица Эйзенхауэра – это …
Ответ: способ расстановки приоритетов, оценка всех дел по критериям «важно» и «срочно».

4. Расстановка приоритетов с использованием системы критериев для принятия решения в ситуации выбора (при наличии большого количества вариантов) – это …
Ответ: Метод многокритериальной оценки.

5. Пирамида Франклина – это система управления временем, разработанная Бенджамином Франклином. Основана на …
Ответ: Соподчинении целей более низкого порядка целям более высокого порядка.

6. _____________ подход к жизни – это выстраивание ее по своему желанию, активное влияние на события и обстоятельства. Самостоятельное формирование своей жизни и принятие за нее ответственности.
Ответ: Проактивный.

7. ________________ – это склонность личности откладывать дела любой важности на неустановленное время.
Ответ: Прокрастинация.

8. _______________ – это защитная реакция организма, с помощью которой он пытается выкроить время на творчество.
Ответ: Творческая лень.

9. Техника _____________ – метод планирования и выполнения одного дела в течение 25-минутных интервалов с 5-минутными перерывами между ними.
Ответ: «Помидора».

10. ___________ – это учет расходов времени путем простой письменной фиксации, дающей материал для анализа и принятия решений и являющийся инструментом повышения эффективности мышления.
Ответ: Хронометраж.

11. Что такое Целеполагание?
Ответ: Определение, построение цели, формулирование образа желаемого будущего.

12. Центр жизненных интересов – это …
Ответ: область восприятия жизни, в которой человек ощущает себя наиболее комфортно, к которой он постоянно стремится и с позиции которой может наиболее эффективно решать собственные проблемы.

13. ___________ – это любой материальный объект, любой стимул (визуальный, аудиальный образ, жест, поза, движение, цвет, запах), вызывающий определенные эмоциональные состояния.
Ответ: Якорь.

14. В чем заключается смысл делегирования?
Ответ: Передача всех возможных дел, которые могут сделать другие.

15. Борьба с «похитителями» заключается в …
Ответ: Выделить дела, ситуации, которые отнимают время, но не дают продвижения к главным целям.

16. Как правило, блоги-________ используются в периоды кризисов, когда возникает потребность в улучшении общественного мнения и притоке новой, позитивной информации. Они в большинстве своем анонимны и никак не комментируют источники публикуемой информации.
Ответ: блоги-инсайдеры.

17. Назовите автора техники «Колесо жизненного баланса».
Ответ: Пол Дж. Майер.

18. На сколько сегментов, делится классическое колесо жизненного баланса.
Ответ: 8.

19. __________ матрица, предложенная Бостонской консультативной группой (BCG) в конце 1960-х гг. для анализа стратегии выхода товаров на рынок. Являясь простым, но эффективным инструментом, она позволяет выявить наиболее перспективные и, напротив, самые «слабые» продукты или подразделения предприятия. Матрица делит все дела на 4 группы, дает им образные, запоминающиеся названия: «Звезды», «Дохлые собаки», «Трудные дети» и «Дойные коровы».
Ответ: Бостонская матрица.

20. Назовите основоположника российской школы тайм-менеджмента.
Ответ: Г.А. Архангельский.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Информирование молодежи и развитие информационной компетентности молодежи как приоритет молодежной политики.
2. Виртуализация общества как социальный процесс. Молодежь в процессе виртуализации общества. Понятие и проявления симуляции социальных отношений.
3. Информационная компетентность.
4. Проблемы социальной дезадаптации молодежи в информационном пространстве.
5. Принципы отбора содержания информации для молодежи.
6. Система информационного обеспечения молодежи. Федеральная система информационного обеспечения молодежи.
7. Сетевое общество. Каналы и ресурсы информирования молодежи
8. Каналы информирования молодежи в системе социальных институтов образования, семьи, армии, здравоохранения и пр.
9. Информационные системы.
10. Проблемно-ориентированные информационные системы социологических данных. Основные архивы опросов общественного мнения.
11. История и этапы создания европейской базы данных.
12. Информационные базы данных.
13. Классификация подходов, методов и средств хранения и обработки социальной и социологической информации. Классификация информационных систем.
14. Архитектура информационной системы.
15. Развитие молодежных СМИ и каналов информирования

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Проведите сравнительный анализ социальных информационных систем.
2. Сформулируйте задачи молодежной информационной системы.
3. Выделите основные ресурсы информирования молодежи.
4. Сформулируйте требования к разработке проектов информирования молодежи

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шапцев В.А., Бидуля Ю.В. ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Баженов О. В. Информационное обеспечение стратегического менеджмента: планирование и анализ (на примере предприятий медной промышленности): Научные монографии БИБЛИО-ГЛОБУС, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Новиков В.Э. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ КОМПАНИЙ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ - «Университетская библиотека онлайн»
Э6 базы данных литературных источников методического кабинета «Фолиант»,
Э7 Decision Tree,
Э8 Deductor Studio Light,
Э9 программы терминального доступа
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.