МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бизнес-планирование и коммерциализация инновационных технологий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильЦифровые и сетевые технологии работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_ЦСТ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. экон. наук, Доцент, Деркач Н.О.;канд. экон. наук, Доцент, Лепешкина С.В.;канд. экон. наук, Доцент, Мартенс А.А.

Рецензент(ы):
д-р экон. наук, Зав., Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Бизнес-планирование и коммерциализация инновационных технологий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 15.12.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 15.12.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.заключается в выработке компетенций, ориентированных на актуализацию и
формирование теоретических и практических знаний по вопросам формирования бизнес-плана технологического инновационного проекта и изучение возможностей его коммерциализации.
Изучение теоретических основ направлено на усвоение необходимых в практической деятельности навыков формирования бизнес-плана, определение стадии готовности технологии и формирования стратегии ее коммерциализации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В.ДВ.01.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПКд-6.01 Способен осуществлять бизнес-планирование на основе анализа продуктов и услуг в контексте технологических трендов актуальных на рынке
ПКд-6.02 Способен осуществлять продвижение результатов разработанных проектов технологических стартапов в соответствии с потребностями цифровой экономики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы генерации бизнес-идей и составления бизнес-планов в контексте технологических трендов
стадии готовности технологий и их коммерциализации при продвижении результатов разработанных проектов технологических стартапов
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять бизнес-планы для реализации бизнес-проектов
разрабатывать план продвижения готовых технологий в соответствии с потребностями цифровой экономики
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками представления разработанного бизнес-проекта технологического стартапа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в бизнес-планирование
1.1. Сущность и значение бизнес-плана Лекции 7 1 ПКд-6.01 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Методология, методика и информационное обеспечение бизнес планирования Лекции 7 1 ПКд-6.01 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Методология, методика и информационное обеспечение бизнес планирования Практические 7 2 ПКд-6.01 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Методология, методика и информационное обеспечение бизнес планирования Сам. работа 7 10 ПКд-6.01 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Технология и инструментарий бизнес-планирования
2.1. Анализ рынка. План маркетинга Лекции 7 2 ПКд-6.01 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Анализ рынка. План маркетинга Практические 7 4 ПКд-6.01 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Анализ рынка. План маркетинга Сам. работа 7 10 ПКд-6.01 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. План производства. Организационный план Лекции 7 2 ПКд-6.01 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. План производства. Организационный план Практические 7 2 ПКд-6.01 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. План производства. Организационный план Сам. работа 7 10 ПКд-6.01 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Финансовый план. Анализ и оценка риска Лекции 7 2 ПКд-6.01 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Финансовый план. Анализ и оценка риска Практические 7 4 ПКд-6.01 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Финансовый план. Анализ и оценка риска Сам. работа 7 10 ПКд-6.01 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Современные информационные технологии в бизнес-планировании Лекции 7 2 ПКд-6.01 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Современные информационные технологии в бизнес-планировании Практические 7 2 ПКд-6.01 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Современные информационные технологии в бизнес-планировании Сам. работа 7 10 ПКд-6.01 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Коммерциализация инновационных технологий
3.1. Интеллектуальная собственность как основа коммерциализации технологий Лекции 7 2 ПКд-6.02 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Интеллектуальная собственность как основа коммерциализации технологий Практические 7 4 ПКд-6.02 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Интеллектуальная собственность как основа коммерциализации технологий Сам. работа 7 10 ПКд-6.02 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Основные стратегии коммерциализации инновационных технологий и стадии готовности технологии Лекции 7 2 ПКд-6.02 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Основные стратегии коммерциализации инновационных технологий и стадии готовности технологии Практические 7 4 ПКд-6.02 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Основные стратегии коммерциализации инновационных технологий и стадии готовности технологии Сам. работа 7 12 ПКд-6.02 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
• Сущность основных понятий: «планирование», «план», «прогнозирование», «прогноз», «система планирования».
• Цели планирования. Особенности подходов к бизнес-планированию в России и за рубежом. отличие плана от проекта.
• Сущность стратегического планирования.
• Взаимосвязь стратегии и планирования.
• «Дилемма планирования».
• Сущность бизнес-планирования и бизнес-плана, его цели и задачи.
• Процесс бизнес-планирования и предъявляемые к нему требования.
• Роль и значение бизнес-планирования для продвижения технологического проекта.
• Методология, организация, метод, методика и формы планирования.
• Типы планирования и виды планов.
• Система планов и их взаимосвязь.
• Виды информации, используемой в бизнес-планировании, и источники ее получения.
• Плановые показатели, нормы и нормативы
• Проблемы российской практики планирования бизнеса.
• Перемены и неопределеленность в современом бизнесе.
• Методы планирования и прогнозирования. Методы стратегического и конкурентного анализа.
• Методы прогнозирования.
• Метод построения сценариев.
• Балансовый, нормативный, расчетно-аналитический методы.
• Методы календарного планирования и имитационного моделирования.
• Методики составления бизнес планов: сходства и различия.


Групповые практические задания
Оценочное средство 1.

Исходя из сформированных бизнес идей в дисциплине «Дизайн-мышление и бизнес-моделирование», осуществляя работу тем же составом групп, которые были сформированы при выполнении практических задании ранее изученных дисциплин модуля, опишите отрасль к которой относится ваша бизнес-идея исходя из раскрытия информации по следующим направлениям:
1. рынок digital экономики;
2. шифр отрасли согласно Общероссийскому классификатору видов экономическом деятельности;
3. технологическое развитие отрасли (выбранной согласно классификатору ОКВЭД)
4. описание значимых конкурентов в отрасли;
5. описание аналогичных вашей бизнес-идее продуктов отрасли (если таковые имеются);
6. выявить возможности технологического развития отрасли на основании мнения 2-3 экспертов.

Оценочное средство 2.

Исходя из девяти базовых уровней готовности технологии (TRL) и действующих критериев, рассмотренных в теоретическом курсе, проанализируйте свою технологическую идею (бизнес-проект) на готовность исходя из первых трех уровней:
TRL 1 – Утверждение и публикация базовых принципов технологии.
TRL 2 – Формулировка концепции технологии и оценка области применения.
TRL 3 – Начало исследований и разработок. Подтверждение характеристик.
Сформулируйте свое видение стадий:
TRL 8 – Окончание разработки и испытание системы в условиях эксплуатации.
TRL 9 – Демонстрация технологии в окончательном виде при летных испытаниях образца.

Оценочное средство 3.
Для защиты сформированного бизнес-плана и уровня готовности технологии (в том числе с точки зрения ее коммерциализации) составьте презентацию. Требования к структуре презентации:
1 слайд – название проекта и команды;
2 слайд – участники команды (фото и краткая презентация);
3 слайд – бизнес-идея проекта;
4 -9 слайды – описание бизнес-плана исходя из представленных разделов (по шаблону);
10 слайд – анализ проекта/технологии с позиции возможности его технологического развития и коммерциализации

Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговый результат за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра и защиты итоговой бизнес-модели;

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. методология бизнес-планирования НЕ распространяется на:
а) намерения;
б) заявки на кредит;
в) нововведения;
г) заявки на государственные закупки

2. Выделите требование к бизнес-плану, которое обязательно должно быть применено:
а) текст должен быть изложен научным языком;
б) текст должен быть изложен простым, доступным языком
в) текст должен содержать профессиональную терминологию отрасли в которой формируется бизнес-план;

3. Назначение бизнес-плана состоит в следующем:
а) верны все варианты.
б) изучить перспективы развития будущего ранка сбыта;
в) обнаружить возможные опасности;
г) определить критерии и показатели оценки бизнеса;
д) оценить затраты для изготовления и сбыта продукции.
4. Дилемма планирования заключается в том, чтобы:
а) совместить в процессе планирования мастерство и аналитику плановиков с интуицией и информативностью менеджеров;
б) совместить в процессе планирования мастерство инженеров с сокращением расходов на научно-исследовательскую деятельность;
в) совместить в процессе планирования мастерство топ-менеджеров и возможности маркетологов

5. В бизнес план могут быть включены данные:
а) по всем вариантам планирования, разработанным для реализации технологического проекта;
б) только вариант планирования, отражающий максимально быстрые результаты достижения целевого уровня производства продукта;
в) только один вариант проектного решения, определяемый инициатором технологического проекта

6. Бизнес-план позволяет решить многофакторную задачу, основным выводом которой является
а) обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы
б) расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности
в) подбор персонала, который способен реализовать данный план
г) все перечисленное верно

6. К каким факторам, влияющим на бизнес-планирование следует относить характеристики используемых технологий, оборудования?
а) внешним
б) внутренним
в) специфическим
г) материальным

7. По объему, полноте изложения фактов, документально подтвержденных и научно обоснованных аргументов бизнес-план может быть
а) трех видов: полный, достаточный, резюме
б) только максимально полного вида
в) двух видов: достаточный и сравнительный


8. Бизнес-план отражает:
а) возможность развития бизнеса в нескольких направлениях посредством анализа факторов внешней и внутренней среды на основе расчета сравнительных показателей;
б) возможность модернизации технологической линии при помощи инновационных идей;
в) подробную инструкцию реализации и запуска бизнес-идеи технологического проекта

9. Для осуществления планирования реализации технологического стартапа какой из 4 типов планирования лучше всего использовать?
а) реактивное;
б) инактивное;
в) преактивное;
г) интерактивное.

10. Содержание планирования при разработке технологического проекта определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как:
а) кредиторы и покупатели, субъекты финансового управления и органы государственной власти и т.п.;
б) потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п.
в) кредиторы и покупатели, потребители и поставщики, методы прогнозирования показателей и система налогообложения.

11. Нематериальные ресурсы представляют собой:
а) наличие материальной основы, способной приносить доход в течение длительного периода времени в немонетарной форме;
б) наличие нематериальной основы, часть потенциала бизнеса, которая способна приносить немонетарный доход;
в) потенциал бизнеса, выраженный в материальной основе, способной приносить доход в течение определенного срока;
г) потенциал бизнеса, выраженный в результате уникальных знаний и способный приносить доход в течение определенного периода времени.

12. Лицо, заинтересованное в реализации бизнес-плана, называется ______________________ (стейкхолдер)
13. Выберите факторы, влияющие на реализацию бизнес-плана:
а) Занижение затрат на реализацию проекта для получения ресурсов;
б) Ошибки в моделировании бизнес-процессов;
в) Появление прорывных технологий в отрасли;
г) Кризисные явления в экономике;
д) высокий спрос на продукцию, реализуемую согласно бизнес-плана;
е) уровень воздействия на менеджмент организации.

14. Что является основной проблемой реализации бизнес-плана согласно лекционного материала? ______________________________________________ (отсутствие контроля и несвоевременная корректировка показателей)
15. Кризисные явления в экономики проявляются в:
а) расстройство финансовой системы;
б) рост благосостояния граждан;
в) увеличение потребления товаров и услуг в длительной перспективе;
г) спад производства товаров и услуг;
д) снижение объема потребления товаров и услуг


16. Бизнес-план представляет собой:
а) документ, содержащий основные сведения в отношения описываемого проекта и демонстрирующий целесообразность реализации предпринимательской идеи на основе доступных ресурсов;
б) документ, описывающий бизнес-процессы с целью оптимизации технологии производства;
в) документ, описывающий бизнес и источники поступления и расходования денежных средств от инвестиционной деятельности.

17. Какие из перечисленных функций можно отнести к бизнес-планированию?
а) привлечение ресурсов из внешних источников финансирования;
б) контроль за исполнением бизнес-процессов;
в) регламентирование операционной деятельности предпринимательской структуры;
г) оценка и контроль развития деятельности предпринимательской структуры.

18. Выберите цели, которые могут быть отнесены к формированию бизнес-плана:
а) оценка перспектив развития бизнеса;
б) формирование представления о деятельности бизнес-структуры;
в) поиск инвесторов;
г) поиск новых рынков сбыта на основе корректировки бизнес-процессов.

19. Рациональное использование ресурсов в условиях ограниченности представляет собой:
а) максимум достижения эффективности при минимуме затрат ресурсов;
б) формирование нормы дохода ресурсов с учетом их удаленности от места использования;
в) минимизация затрат на приобретение ресурсов с учетом их качественных характеристик.

20. Принцип единого информационного пространства означает:
а) наличие единого места хранения документов;
б) совокупность инфраструктуры и информационных ресурсов, позволяющих принимать управленческое решение;
в) наличие доступа ко всем информационным ресурсам, необходимым для реализации бизнес-плана в рамках единой инфраструктуры.

21. Классификация по видам ресурсов для предпринимательской деятельности включает следующие виды (выберите 3 правильных варианта ответа):
а) собственные
б) материальные
в) заемные
г) нематериальные
д) трудовые
е) внутренние

22. К материальным ресурсам относятся (выберите 2 правильных варианта ответа):
а) здания
б) патенты
в) деньги
в) сырье
г) ценные бумаги

23. Шеринг-платформы позволяют:
а) приобрести различное сырье и материалы через интернет-магазины
б) арендовать или взять в прокат на короткий срок оборудование для презентаций и офисную мебель
в) нанять сотрудников на неполный рабочий день

24. Когда одна сторона передаёт другой стороне за плату право на определённый вид предпринимательства, используя разработанную бизнес-модель его ведения – это
а) фриланс
б) франшиза
в) лицензионный договор

25. Аутсорсинг дает возможность
а) привлечение дополнительных финансовых ресурсов
б) нанимать на работу сотрудников для выполнения отдельных функций
в) передавать часть функций предпринимательской деятельности сторонней организации

26. Привлечение инвестиций на короткий срок под определенный процент через специализированные платформы – это _____________ (краудлендинг)

27. Оператором инвестиционных платформ может быть
а) только хозяйственное общество, сведения о котором внесены в реестр Банка России
б) только хозяйственное общество, сведения о котором внесены в реестр Федеральной налоговой службы
в) любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель

28. Кредит – это способ привлечения средств на условиях срочности, платности и ______________ (возвратности)

29. Платить налоги нужно при получении финансовых ресурсов посредством
а) только краудлендинга
б) краудлендинга и краудинвестинга
в) краудфандинга с нефинансовым вознаграждением

30. Грант – это ________________ привлечение финансовых ресурсов на открытие и/или поддержание бизнеса (безвозмездное)

31 Какие сквозные цифровые технологии используют предприниматели для проведения маркетинговых исследований
а) промышленный интернет вещей
б) большие данные
в) квантовые технологии

31. Маркетплейс – это электронная ____________________, с помощью которые предприниматели могут продвигать и продавать товары и услуги (витрина)

32. Маркетплейс для автоматизации оптовых продаж – это маркетплейс сектора
а) B2B
б) C2C
в) B2C

33. Конкуренция, при которой на первое место для потребителя выходят качество товара, его производительность или бренд – это _____________________ конкуренция (неценовая)

34. К методам оценки конкурентоспособности относят
а) графический
б) табличный
в) матричный

35. Увеличение скорости обслуживания клиентов при прочих равных условиях
а) повысит конкурентоспособность
б) снизит конкурентоспособность
в) не окажет влияния на конкурентоспособность

36. резюме бизнес-плана представляет собой:
а) обособленный раздел рекламно-информационного характера;
б) входит в состав финансового раздела, подводя итоги всему бизнес-плану;
в) входит в состав раздела «идея проекта», описывает реалистичность реализации предложенной идеи

37. Описание внешней среды бизнеса включается в раздел бизнес-плана:
а) идея проекта;
б) производственный план;
в) организационный план;
г) резюме проекта

38. Что является основанием формирования плана производства?
а) объем доступного финансирования;
б) уровень процентной ставки по кредиту;
в) план реализации выпускаемой продукции (оказываемой услуги, коммерциализации технологии);
г) заинтересованность инвесторов во вложении денежных средств.

39. Раздел «Инвестиционный план» в ППП «Project Expert» включает в себя:
а) план капитальных вложений в подготовку производства, в результате его реализации создаются основные фонды предприятия;
б) план вложений в подготовку реализации продукции;
в) план привлечения инвесторов для приобретения оборудования.

40. Под ресурсами инвестиционного проекта в ППП «Project Expert» подразумеваются:
а) деньги, необходимые для реализации проекта
б) люди, оборудование, услуги других организаций и прочие средства, используемые для реализации плана
в) объем выручки, направляемый на дальнейшее производство товара/услуги

41. Какой этап инновационного процесса характеризуют следующие результаты: «Создание опытных образцов новой продукции, корректировка и передача отработанной технической документации»?
а) этап 3 (ОКР)
б) этап 2 (прикладные НИР)
в) этап 1 (поисковые НИР)
г) этап 4 (освоение производства новой продукции и коммерциализация инновации)

42. Коммерциализация инноваций – это:
а) Прямая продажа объектов интеллектуальной собственности
б) Деятельность по распространению инноваций на рынке для использования их на коммерческой основе
в) Привлечение частного капитала для инновационной деятельности

43. Трансфером технологий является:
a) передача научно-технологической информации для коммерческого использования;
б) передача научно-технологической информации для некоммерческого использования; в) отчуждение прав на объекты интеллектуальной собственности;
г) разработка инновационного продукта; e) верный ответ отсутствует.

44. Субъектами технологического трансфера являются:
a) центры трансфера и коммерциализации технологий;
б) инвестиционные фонды;
в) научно-исследовательские институты;
г) конструкторские бюро;
д) верный ответ отсутствует.

45. Противоречиями технологического трансфера являются:
a) экономическое противоречие;
б) противоречие между законом и судебной практикой в сфере охраны объектов ИС;
в) противоречия в научно-образовательной среде;
г) техническое противоречие;
д) верный ответ отсутствует.

46. Непрямым технологическим трансфером является процесс:
a) передачи наукоемкой разработки от ее автора (собственника) к субъекту промышленного производства;
б) выполнения научно-исследовательских работ (НИР);
в) поиска технологических партнеров и стратегических инвесторов;
г) в ходе которого одним из ключевых субъектов выступает посредник между новатором и производственной организацией;
д) верный ответ отсутствует.

47. Адаптивный трансфер результатов научного исследования:
a) способствует поддержке процесса производства без его структурного преобразования;
б) подготавливает производство к освоению инновационной технологии, не внося коренных изменений;
в) создает условия для перемещения информационных данных в соответствии со стадиями цикла «исследование – производство»;
г) предполагает глубокую трансформацию производства;
д) верный ответ отсутствует

Бинарная шкала
Зачтено - выполнено 50-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
Не зачтено - выполнено 0-49% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Устинова Ю.В., Бизнес-планирование: учебное пособие : Электронное издание , biblioclub.ru
Л1.2 Майоров И.Г. Планирование предпринимательской деятельности : Электронное издание , reader.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Маркеев А. И., Свиридов В. А., Тюкавкин Н. М., Юсупов Р. Инновационное право : Из-во самарского университета, 2020
Л2.2 Р.Н. Муртазаева, Научные основы инновационных технологий: практикум : Волгоград: Волгоградский ГАУ, reader.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на портале "Цифровой университет АлтГУ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- контактная работа;
- самостоятельная работа.
Контактная работа охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении дисциплины, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение основной и дополнительной литературы, интернет-источников, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим ее содержание.

Выполнение самостоятельной работы должно носить творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.

При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.