Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.03. Организация работы с молодежью |
Профиль | Организация работы с молодежью в сфере молодежной политики и развития молодежи |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_03_ОРМ-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.
1.1. | формирование целостных представлений об объектах, видах и областях профессиональной деятельности бакалавров по работе с молодежью, в том числе свойств и состояний молодежи, социокультурных процессов в молодежной среде, молодежной политики. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4 |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
УК-3.1 | Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства |
УК-3.2 | Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи |
УК-3.3 | Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в специальность | ||||||
1.1. | Работа с молодежью как профессиональная деятельность | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Работа с молодежью как профессиональная деятельность | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Работа с молодежью как профессиональная деятельность | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Теоретико-организационные основы работы с молодежью | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.5. | Теоретико-организационные основы работы с молодежью | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.6. | Теоретико-организационные основы работы с молодежью | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
1.7. | Самоидентификация современной молодежи как особой социально-демографической группы | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.8. | Самоидентификация современной молодежи как особой социально-демографической группы | Практические | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
1.9. | Самоидентификация современной молодежи как особой социально-демографической группы | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
1.10. | Молодежь и межпоколенные взаимодействия | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.11. | Молодежь и межпоколенные взаимодействия | Практические | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
1.12. | Молодежь и межпоколенные взаимодействия | Сам. работа | 1 | 3 | Л1.1, Л2.1 | |
1.13. | Траектории социализации современной молодежи | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.14. | Траектории социализации современной молодежи | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
1.15. | Траектории социализации современной молодежи | Лекции | 1 | 4 | Л1.1, Л2.2 | |
1.16. | Молодежь и молодежная культура | Лекции | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
1.17. | Молодежь и молодежная культура | Практические | 1 | 2 | Л2.3, Л1.1 | |
1.18. | Молодежь и молодежная культура | Сам. работа | 1 | 5 | Л1.1, Л2.1 | |
1.19. | Молодежная политика в современном обществе | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.20. | Молодежная политика в современном обществе | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.21. | Молодежная политика в современном обществе | Сам. работа | 1 | 5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.22. | Практические методы работы и социальные технологии в работе с молодежью | Практические | 1 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л2.1 | |
1.23. | Практические методы работы и социальные технологии в работе с молодежью | Сам. работа | 1 | 6 | Л2.3, Л1.1, Л2.1 | |
1.24. | Учреждения и организации, ведущие работу с молодежью | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.25. | Учреждения и организации, ведущие работу с молодежью | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.26. | Учреждения и организации, ведущие работу с молодежью | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Простые, элементарные связи между отдельными индивидами — это: А. социальные действия Б. социальные взаимодействия В. социальные контакты Г. социальные отношения ОТВЕТ: В. Вопрос 2. Особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов — это: А. социальный конфликт Б. социальный контакт В. деловое партнёрство Г. социальный контроль ОТВЕТ: А. Вопрос 3. Верны ли следующие суждения о социальном взаимодействии? А. При социальном взаимодействии осуществляется обмен действиями разного характера. Б. При социальном взаимодействии действия одного участника автономны по отношению к действиям другого. А. верно только А Б. верно только Б В. верны оба суждения Г. оба суждения неверны ОТВЕТ: А. Вопрос 4. Верны ли следующие суждения о причинах социального конфликта? А. Причиной социального конфликта могут быть различия в манере поведения и жизненном опыте. Б. Причиной социального конфликта может быть плохая передача информации. А. верно только А Б. верно только Б В. верны оба суждения Г. оба суждения неверны ОТВЕТ: В. Вопрос 5. Верны ли следующие суждения о последствиях социальных конфликтов? А. Социальные конфликты всегда усиливают ожесточение, отвлекают людей от решения насущных проблем. Б. Социальные конфликты всегда помогают разрешить проблемы, позволяют людям осознать свои интересы. А. верно только А Б. верно только Б В. верны оба суждения Г. оба суждения неверны ОТВЕТ: Г. Вопрос 6. Метод исследования – это: А. способ достижения, какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения Б. точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления В. инструмент для добывания фактического материала ОТВЕТ: А. Вопрос 7. Что такое лидерство? А. Управление; Б. Тип управленческого взаимодействия В. Метод управления Г. Способ воздействия на подчиненных. ОТВЕТ: Б. Вопрос 8. На чем из нижеперечисленного концентрирует внимание лидерство? А. Чтобы люди совершали правильные поступки; Б. Чтобы «правильные» люди правильно поступали; В. Чтобы «правильные» люди делали правильные вещи. ОТВЕТ: А. Вопрос 9. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к социально-психологическим качествам молодёжи. Укажите лишние характеристики. А. низкий уровень толерантности Б. стремление выделиться В. специфическая субкультура Г. неустойчивость психики Д. высокий уровень толерантности Е. устойчивая психика. ОТВЕТ: Д, Е. Вопрос 10. Выберите верные суждения о молодёжи как социальной группе и запишите буквы, под которыми они указаны: А. Возраст является основным решающим критерием для определения молодёжи, как группы Б. Ведущим видом деятельности молодёжи является чаще всего ценностно-ориентировочная В. Для молодёжи как группы характерен особый психологический склад Г. Ведущим видом деятельности молодёжи является учебная Д. Для молодёжи всегда характерна приверженность патриархальным ценностям. ОТВЕТ: А, В, Г. Вопрос 11. Выберите верные суждения о молодежной субкультуре и запишите цифры, под которыми они указаны. А. Под молодежной субкультурой понимают культуру молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Б. Для молодежной субкультуры характерны вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни. В. Участники молодежных неформальных объединений отличаются конформизмом — стремлением приспособиться к требованиям и поведению других людей. Г. Участников неформальных молодежных групп объединяют своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке. Д. Молодежная субкультура всегда враждебна доминирующей культуре. ОТВЕТ: А, Б, Г. Вопрос 12. К элементам культуры относятся: А. знания, влияние, ответственность, экономность Б. ценности, шалость, непослушание, ответственность В. язык, убеждения, ценности, обычаи, традиции. ОТВЕТ: В. Вопрос 13. Молодёжные субкультуры характерны для периода перехода А. от индустриального к постиндустриальному обществу Б. от доиндустриального к индустриальному обществу В. от постиндустриального к цифровому обществу ОТВЕТ: А. Вопрос 14. Атрибутом авторитарного стиля управления является… А. Децентрализация полномочий Б. Преобладание неформальных коммуникаций В. Инициативность Г. Директивность ОТВЕТ: Г. Вопрос 15. Можно ли заслужить должное уважение в коллективе, принимая всю ответственность на себя за ошибки своих подчиненных? А. всегда; Б. да, если они допущены из-за того, что вы не акцентировали внимание на возможности их появления. В. никогда; Г. в случае неразумных решений подчинённых. ОТВЕТ: Б. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Правила, вырабатываемые и принятые группой, которые обязаны соблюдать ее члены, называются групповыми … Ответ: нормами. 2. Коммуникация между индивидами без использования слов, представленных в прямой или какой- либо знаковой форме, – это … Ответ: невербальное общение. 3. _____________ – это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Ответ: лидерство в малой группе. 4. Управление собственными психическими состояниями и поведением в рамках сложившихся ситуаций называется … Ответ: саморегуляцией. 5. Критерии, стандарты, на основании которых индивид или группа оценивает какой-либо предмет, или явление, оправдывает и защищает сделанный поведенческий выбор, — это: Ответ: ценности. 6. Степень признания человека со стороны членов группы, которая связана с его личными достоинствами (авторитет личности), — это ____________________ статус. Ответ: неформальный. 7. Тип лидера, который заботится об эффективности выполняемой работы, но мало внимания обращает на моральный настрой членов группы, — это ____________________ лидерство. Ответ: авторитарное. 8. Эмоциональные способности человека, благодаря которым его оценивают как одаренного особыми качествами, исключительного и способного оказывать эффективное влияние на других, - это: Ответ: харизма. 9. В рамках какого подхода была разработана теория «эдипова комплекса», в соответствии с которой природа межпоколенных конфликтов, причины агрессивности молодежи и прочие формы сублимации свойственной ей энергии? Ответ: психоаналитический подход. 10. Согласно какому подходу «молодежная культура появилась именно потому, что она решала определенные проблемы, возникшие в результате послевоенных изменений в американском обществе, прежде всего, в результате индустриализации». Ответ: функционализм. 11. ____________ - активные действия молодых людей, связанные с удовлетворением своих интересов и потребностей. Ответ: молодежная активность. 12. ___________ - любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящихся во взаимодействии. Ответ: социальная группа. 13. Руководитель, который высоко ориентирован на задачи и низко ориентирован на отношения в ситуации, которая не требует такого поведения; поэтому он менее эффективен, не уверен в других, невежлив и заинтересован только в текущих делах, — это: Ответ: автократ. 14. ___________ - это показатель единства, прочности и устойчивости межличностных взаимоотношений и взаимодействия в группе, которые характеризуются взаимной эмоциональной притягательностью между членами группы и их удовлетворением от вхождения в данную группу. Ответ: групповая сплоченность. 15. Совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их жизнеспособности, сплоченности, активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей – это: Ответ: криминальная субкультура. 16. Согласно представителям данного подхода, классовая принадлежность играет ключевую роль в социализации молодого поколения, будучи связанной с социальной стратификацией и степенью доступа к материальным благам. Ответ: классовый подход ИЛИ субкультурный подход. 17. Совокупность приемов, применяемых лидером для оказания влияния на остальных членов группы - это: Ответ: стиль лидерства. 18. Групповая сплоченность выражается ... Ответ: в стремлении членов группы к сотрудничеству и сохранению группы при решении групповых задач. 19. _____________ - течение, отрицающее ценности доминирующей культуры и стремящееся найти альтернативу образу жизни, характерному для большинства населения. Ответ: контркультура. 20. Молодежная субкультура, культивирующая элементы господствующей культуры, называется… Ответ: конформистская субкультура. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Верны ли следующие суждения о культуре? 1. Культура является результатом деятельности человека; 2. Культура пронизывает все сферы человеческой деятельности; А. верно только 1; Б. верно только 2; В. оба суждения верны. ОТВЕТ: В. Вопрос 2. Продукты народной культуры отличаются тем, что… А. они удовлетворяют запросы специально подготовленного потребителя, знатока Б. их производство имеет ярко выраженную коммерческую направленность В. их творцы и создатели, как правило, анонимны. ОТВЕТ: В. Вопрос 3. К элементам культуры относятся: А. знания, влияние, ответственность, экономность Б. ценности, шалость, непослушание, ответственность В. язык, убеждения, ценности, обычаи, традиции. ОТВЕТ: В. Вопрос 4. Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память? А. этнической Б. профессиональной; В. демографической. ОТВЕТ: А. Вопрос 5. Одним из признаков народа как этнокультурной общности является: А. единая территория проживания; Б. единство убеждений; В. общность религии. ОТВЕТ: А. Вопрос 6. К историческим разновидностям этнических общностей относят: А. племена; Б. сословия; В. конфессии. ОТВЕТ: Б. Вопрос 7. Верны ли следующие суждения о национальной политике? 1. В Российской Федерации национальная политика направлена на формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. 2. Характер национальной политики зависит от конкретных исторических условий. А. верно только 1; Б. верно только 2; В. верны оба суждения. ОТВЕТ: В. Вопрос 8. К культуре межнациональных отношений НЕ относится: А. реализация прав и свобод лиц любой национальной принадлежности; Б. проявление национального недоверия В. признание права каждого народа на доступ к достижениям мировой цивилизации. ОТВЕТ: Б. Вопрос 9. Систему адаптированных идей, норм, ценностей, идеалов доминирующей культуры для конкретной социальной группы, выражающую социальный протест на явление социальной дифференциации, называют: А. культурой Б. субкультурой В. контркультурой. ОТВЕТ: Б. Вопрос 10. К молодежным субкультурам, отличающимся определенным мировоззрением и образом жизни, относят: А. сатанисты, сектанты, кришнаиты Б. хиппи, индианисты, панки, растаманы В. мажоры, рейверы, хипстеры ОТВЕТ: Б. Вопрос 11. Родиной субкультуры хиппи является: А. Великобритания Б. Испания В. США ОТВЕТ: В. Вопрос 12. Субкультура хиппи возникла в: А. 1960-е гг. Б. 1970-е гг. В. 1980-е гг. ОТВЕТ: А. Вопрос 13. Расширение границ повседневно-традиционного образа жизни, «уход» от реалий обыденности характер для: А. толкиенисты, индианисты, геймеры; Б. рейверы, рэпперы, роллеры; В. правозащитники, пацифисты, антифашисты. ОТВЕТ: А. Вопрос 14. Термин контркультура был введен в научный оборот А. Т. Роззаком Б. П. Сорокиным В. Р. Мертоном ОТВЕТ: А. Вопрос 15. Мифы, легенды, сказки – примеры ____________культуры. А. элитарной; Б. народной; В. массовой. ОТВЕТ: Б. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Вариант аккультурации, в коде которого происходит идентификация индивид как с родной, так и с новой культурой, называют: Ответ: интеграцией. 2. Вариант аккультурации, в ходе которого человек полностью принимает ценности и нормы новой культуры, отказываясь при этом от норм и ценностей своей культуры, называют: Ответ: ассимиляцией. 3. Для дешифровки текста какой-либо национальной культуры необходимо знание: Ответ: 1) национальной картины мира данной культуры; 2) невербальных средств общения; 3) обрядов и традиций; 4) языка. 4. Искаженное представление о национальных характерах – это… Ответ: национальные стереотипы. 5. Как называется восприятие своей культуры как идеальной? Ответ: «культурные очки». 6. ___________ - способность понимать и разделять переживания другого человека через эмоциональное сопереживание. Ответ: эмпатия. 7. _____________ - состояние физического и эмоционального дискомфорта, которое возникает, когда человек сталкивается с иной культурной реальностью; его реакция на конфликт между привычными для него ценностями, нормами и новыми. Ответ: культурный шок. 8. Принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом, - это: Ответ: культурная идентичность. 9. Тип общения, при котором партнеров по общению объединяют интересы дела, совместная деятельность. Ответ: деловое общение. 10. ____________ - идеология и политика, ставящая интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в национальную вражду. Ответ: национализм. 11. ____________ - отношения между этносами, охватывающее все сферы общественной жизни. Ответ: межнациональные отношения. 12. К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Ответ: международная интеграция ИЛИ тенденция сближения наций. 13. Назовите три признака, определяющих этническую принадлежность индивида. Ответ: общая территория, общность языка, общность культуры. 14. В пригороде Парижа в доме адвоката каждый месяц собираются потомки русских эмигрантов, живущие в Германии, Франции, Швейцарии. Они хорошо знают русский язык, поют русские песни, читают стихи русских поэтов. Они считают себя русскими и гордятся этим. К какой социальной общности можно отнести это объединение? Ответ: этническая (этносоциальная общность). 15. В Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» численность этноса выступает одним из критериев определения малочисленного народа. Какова эта численность? Ответ: менее 50000 тысяч человек. 16. Какая из конфессий России занимает второе место по численности своих приверженцев после православия? Ответ: ислам. 17. Признание исторической обусловленности этнополитических и этноконфессиональных кризисов и конфликтов, свойственно подходу, который называется: Ответ: примордиализм. 18. Правильная последовательность стадий в процессе регулирования межэтнического конфликта такова: Ответ: распознавание, оценка, отслеживание, регулирование, примирение. 19. __________ - деятельность, направленная на активизацию этнической идентичности. Ответ: этническая мобилизация. 20. ____________ - это общение людей, которые представляют разные культуры. Ответ: межкультурная коммуникация. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 1. Понятия молодости и молодежи. Связь молодости и возраста. 2. Взросление как движение от безответственности к ответственности и от зависимости к независимости. 3. Понятие молодежной культуры, субкультуры и контркультуры, их специфика и взаимосвязь. Экстернальная культура. 4. Функции молодежной субкультуры. 5. Типология молодежных субкультур. 6. Динамическая модель молодежной субкультуры. 7. Сущность функционального подхода в его применении к молодежной культуре. Основные позиции критики функционализма. 8. Теории конфликта поколений (Ш. Эйзенштадт, К. Дэвис, М. Мид). 9. Классовый подход к анализу молодежной культуры. 10. Гендерный подход к анализу молодежной культуры. 11. Расовый подход к анализу молодежной культуры. 12. Классовые корни молодежной культуры: история происхождения субкультурного подхода. 13. Символическое сопротивление и механизм наклеивания ярлыков. 14. Основные недостатки субкультурной теории. Феминистская и либеральная критика субкультурной теории. 15. Создание контркультуры. Основные контркультурные ценности и общие черты. 16. Молодежная культура в советское время. 17. Тенденции в развитии современных молодежных субкультур. 18. Молодежная культура и потребительство. 19. Молодежная культура и постмодернизм. 20. Глобализация и молодежная культура. 21. Особенности романтико-эскапистских молодежных субкультур. 22. Особенности гедонистско-развлекательных молодежных субкультур. 23. Особенности политических субкультур. 24. Понятия информационной культуры и субкультуры. Формы проявления и аспекты информационной субкультуры. 25. Особенности сетевых и технических субкультур. 26. Западное и восточное понимание культурной глобализации. 27. Нарративы: искаженное отражение, культурный империализм, одностороннее влияние. 28. Глобализация как основная тенденция развития общества. 29. Причины и условия процесса глобализации. 30. Россия в условиях глобализации. 31. Молодежные субкультуры и общество. 32. Моральные паники. 33. «Культурный осадок» субкультур. 34. Составляющие субкультурного стиля: имидж, манеры, арго. 35. Классические субкультуры: хиппи, панки. 36. Субкультуры 90-х: рейверы, клубисты, растафариенсы. 37. Культурные коды и контексты их прочтения – сленг, «прикид», практики. 38. Идеология современных субкультур. Культовая музыка. 39. Воспроизводство субкультурных инноваций. «Ритуальные» битвы. 40. Поколение «X», поколение «Y». 41. «Правильное» позиционирование. 42. Рутинизация управления риском. 43. Стилевые профили профессиональных стратегий: «Карнегианцы», «Отцы семейства» «Геймеры» «Домашние хозяйки». 44. Типологические молодежные группы: «авангардные», консервативная, левые и правые экстремисты, резерв криминальных группировок. 45. Жизненные стратегии и стилевые практики |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Организация работы с молодежью: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шурбе В. З. | Молодежь и общество: Научные монографии | НГТУ, 2013 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Журавлева О. В. | Молодежь на рынке труда: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Кемеровский государственный университет, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.3 | АлтГУ | Молодежь Алтая: оценка современного положения, социально-экономической и политической активности: монография | Изд-во АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека | |||
Э2 | http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ | |||
Э3 | www.e-library.ru - Научная электронная библиотека | |||
Э4 | http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» | |||
Э5 | http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн» | |||
Э6 | курс Введение в профессию | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |