МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессию

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильОрганизация работы с молодежью в сфере молодежной политики и развития молодежи
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРМ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат социологических наук, доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессию

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 20182023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование целостных представлений об объектах, видах и областях профессиональной деятельности бакалавров по работе с молодежью, в том числе свойств и состояний молодежи, социокультурных процессов в молодежной среде, молодежной политики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
3.2.Уметь:
3.2.1.участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в специальность
1.1. Работа с молодежью как профессиональная деятельность Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Работа с молодежью как профессиональная деятельность Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Работа с молодежью как профессиональная деятельность Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1
1.4. Теоретико-организационные основы работы с молодежью Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Теоретико-организационные основы работы с молодежью Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Теоретико-организационные основы работы с молодежью Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1
1.7. Самоидентификация современной молодежи как особой социально-демографической группы Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.8. Самоидентификация современной молодежи как особой социально-демографической группы Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
1.9. Самоидентификация современной молодежи как особой социально-демографической группы Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1
1.10. Молодежь и межпоколенные взаимодействия Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.11. Молодежь и межпоколенные взаимодействия Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
1.12. Молодежь и межпоколенные взаимодействия Сам. работа 1 3 Л1.1, Л2.1
1.13. Траектории социализации современной молодежи Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.14. Траектории социализации современной молодежи Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1
1.15. Траектории социализации современной молодежи Лекции 1 4 Л1.1, Л2.2
1.16. Молодежь и молодежная культура Лекции 1 4 Л1.1, Л2.1
1.17. Молодежь и молодежная культура Практические 1 2 Л2.3, Л1.1
1.18. Молодежь и молодежная культура Сам. работа 1 5 Л1.1, Л2.1
1.19. Молодежная политика в современном обществе Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.20. Молодежная политика в современном обществе Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.21. Молодежная политика в современном обществе Сам. работа 1 5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.22. Практические методы работы и социальные технологии в работе с молодежью Практические 1 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.23. Практические методы работы и социальные технологии в работе с молодежью Сам. работа 1 6 Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.24. Учреждения и организации, ведущие работу с молодежью Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.25. Учреждения и организации, ведущие работу с молодежью Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.26. Учреждения и организации, ведущие работу с молодежью Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Простые, элементарные связи между отдельными индивидами — это:
А. социальные действия
Б. социальные взаимодействия
В. социальные контакты
Г. социальные отношения
ОТВЕТ: В.
Вопрос 2. Особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов — это:
А. социальный конфликт
Б. социальный контакт
В. деловое партнёрство
Г. социальный контроль
ОТВЕТ: А.
Вопрос 3. Верны ли следующие суждения о социальном взаимодействии?
А. При социальном взаимодействии осуществляется обмен действиями разного характера.
Б. При социальном взаимодействии действия одного участника автономны по отношению к действиям другого.
А. верно только А
Б. верно только Б
В. верны оба суждения
Г. оба суждения неверны
ОТВЕТ: А.
Вопрос 4. Верны ли следующие суждения о причинах социального конфликта?
А. Причиной социального конфликта могут быть различия в манере поведения и жизненном опыте.
Б. Причиной социального конфликта может быть плохая передача информации.
А. верно только А
Б. верно только Б
В. верны оба суждения
Г. оба суждения неверны
ОТВЕТ: В.
Вопрос 5. Верны ли следующие суждения о последствиях социальных конфликтов?
А. Социальные конфликты всегда усиливают ожесточение, отвлекают людей от решения насущных проблем.
Б. Социальные конфликты всегда помогают разрешить проблемы, позволяют людям осознать свои интересы.
А. верно только А
Б. верно только Б
В. верны оба суждения
Г. оба суждения неверны
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 6. Метод исследования – это:
А. способ достижения, какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения
Б. точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления
В. инструмент для добывания фактического материала
ОТВЕТ: А.
Вопрос 7. Что такое лидерство?
А. Управление;
Б. Тип управленческого взаимодействия
В. Метод управления
Г. Способ воздействия на подчиненных.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 8. На чем из нижеперечисленного концентрирует внимание лидерство?
А. Чтобы люди совершали правильные поступки;
Б. Чтобы «правильные» люди правильно поступали;
В. Чтобы «правильные» люди делали правильные вещи.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 9. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к социально-психологическим качествам молодёжи. Укажите лишние характеристики.
А. низкий уровень толерантности
Б. стремление выделиться
В. специфическая субкультура
Г. неустойчивость психики
Д. высокий уровень толерантности
Е. устойчивая психика.
ОТВЕТ: Д, Е.
Вопрос 10. Выберите верные суждения о молодёжи как социальной группе и запишите буквы, под которыми они указаны:
А. Возраст является основным решающим критерием для определения молодёжи, как группы
Б. Ведущим видом деятельности молодёжи является чаще всего ценностно-ориентировочная
В. Для молодёжи как группы характерен особый психологический склад
Г. Ведущим видом деятельности молодёжи является учебная
Д. Для молодёжи всегда характерна приверженность патриархальным ценностям.
ОТВЕТ: А, В, Г.
Вопрос 11. Выберите верные суждения о молодежной субкультуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
А. Под молодежной субкультурой понимают культуру молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
Б. Для молодежной субкультуры характерны вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни.
В. Участники молодежных неформальных объединений отличаются конформизмом — стремлением приспособиться к требованиям и поведению других людей.
Г. Участников неформальных молодежных групп объединяют своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке.
Д. Молодежная субкультура всегда враждебна доминирующей культуре.
ОТВЕТ: А, Б, Г.
Вопрос 12. К элементам культуры относятся:
А. знания, влияние, ответственность, экономность
Б. ценности, шалость, непослушание, ответственность
В. язык, убеждения, ценности, обычаи, традиции.
ОТВЕТ: В.
Вопрос 13. Молодёжные субкультуры характерны для периода перехода
А. от индустриального к постиндустриальному обществу
Б. от доиндустриального к индустриальному обществу
В. от постиндустриального к цифровому обществу
ОТВЕТ: А.
Вопрос 14. Атрибутом авторитарного стиля управления является…
А. Децентрализация полномочий
Б. Преобладание неформальных коммуникаций
В. Инициативность
Г. Директивность
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 15. Можно ли заслужить должное уважение в коллективе, принимая всю ответственность на себя за ошибки своих подчиненных?
А. всегда;
Б. да, если они допущены из-за того, что вы не акцентировали внимание на возможности их появления.
В. никогда;
Г. в случае неразумных решений подчинённых.
ОТВЕТ: Б.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Правила, вырабатываемые и принятые группой, которые обязаны соблюдать ее члены, называются групповыми …
Ответ: нормами.
2. Коммуникация между индивидами без использования слов, представленных в прямой или какой- либо знаковой форме, – это …
Ответ: невербальное общение.
3. _____________ – это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.
Ответ: лидерство в малой группе.
4. Управление собственными психическими состояниями и поведением в рамках сложившихся ситуаций называется …
Ответ: саморегуляцией.
5. Критерии, стандарты, на основании которых индивид или группа оценивает какой-либо предмет, или явление, оправдывает и защищает сделанный поведенческий выбор, — это:
Ответ: ценности.
6. Степень признания человека со стороны членов группы, которая связана с его личными достоинствами (авторитет личности), — это ____________________ статус.
Ответ: неформальный.
7. Тип лидера, который заботится об эффективности выполняемой работы, но мало внимания обращает на моральный настрой членов группы, — это ____________________ лидерство.
Ответ: авторитарное.
8. Эмоциональные способности человека, благодаря которым его оценивают как одаренного особыми качествами, исключительного и способного оказывать эффективное влияние на других, - это:
Ответ: харизма.
9. В рамках какого подхода была разработана теория «эдипова комплекса», в соответствии с которой природа межпоколенных конфликтов, причины агрессивности молодежи и прочие формы сублимации свойственной ей энергии?
Ответ: психоаналитический подход.
10. Согласно какому подходу «молодежная культура появилась именно потому, что она решала определенные проблемы, возникшие в результате послевоенных изменений в американском обществе, прежде всего, в результате индустриализации».
Ответ: функционализм.
11. ____________ - активные действия молодых людей, связанные с удовлетворением своих интересов и потребностей.
Ответ: молодежная активность.
12. ___________ - любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящихся во взаимодействии.
Ответ: социальная группа.
13. Руководитель, который высоко ориентирован на задачи и низко ориентирован на отношения в ситуации, которая не требует такого поведения; поэтому он менее эффективен, не уверен в других, невежлив и заинтересован только в текущих делах, — это:
Ответ: автократ.
14. ___________ - это показатель единства, прочности и устойчивости межличностных взаимоотношений и взаимодействия в группе, которые характеризуются взаимной эмоциональной притягательностью между членами группы и их удовлетворением от вхождения в данную группу.
Ответ: групповая сплоченность.
15. Совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их жизнеспособности, сплоченности, активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей – это:
Ответ: криминальная субкультура.
16. Согласно представителям данного подхода, классовая принадлежность играет ключевую роль в социализации молодого поколения, будучи связанной с социальной стратификацией и степенью доступа к материальным благам.
Ответ: классовый подход ИЛИ субкультурный подход.
17. Совокупность приемов, применяемых лидером для оказания влияния на остальных членов группы - это:
Ответ: стиль лидерства.
18. Групповая сплоченность выражается ...
Ответ: в стремлении членов группы к сотрудничеству и сохранению группы при решении групповых задач.
19. _____________ - течение, отрицающее ценности доминирующей культуры и стремящееся найти альтернативу образу жизни, характерному для большинства населения.
Ответ: контркультура.
20. Молодежная субкультура, культивирующая элементы господствующей культуры, называется…
Ответ: конформистская субкультура.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Верны ли следующие суждения о культуре?
1. Культура является результатом деятельности человека;
2. Культура пронизывает все сферы человеческой деятельности;
А. верно только 1;
Б. верно только 2;
В. оба суждения верны.
ОТВЕТ: В.
Вопрос 2. Продукты народной культуры отличаются тем, что…
А. они удовлетворяют запросы специально подготовленного потребителя, знатока
Б. их производство имеет ярко выраженную коммерческую направленность
В. их творцы и создатели, как правило, анонимны.
ОТВЕТ: В.
Вопрос 3. К элементам культуры относятся:
А. знания, влияние, ответственность, экономность
Б. ценности, шалость, непослушание, ответственность
В. язык, убеждения, ценности, обычаи, традиции.
ОТВЕТ: В.
Вопрос 4. Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?
А. этнической
Б. профессиональной;
В. демографической.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 5. Одним из признаков народа как этнокультурной общности является:
А. единая территория проживания;
Б. единство убеждений;
В. общность религии.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 6. К историческим разновидностям этнических общностей относят:
А. племена;
Б. сословия;
В. конфессии.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 7. Верны ли следующие суждения о национальной политике?
1. В Российской Федерации национальная политика направлена на формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.
2. Характер национальной политики зависит от конкретных исторических условий.
А. верно только 1;
Б. верно только 2;
В. верны оба суждения.
ОТВЕТ: В.
Вопрос 8. К культуре межнациональных отношений НЕ относится:
А. реализация прав и свобод лиц любой национальной принадлежности;
Б. проявление национального недоверия
В. признание права каждого народа на доступ к достижениям мировой цивилизации.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 9. Систему адаптированных идей, норм, ценностей, идеалов доминирующей культуры для конкретной социальной группы, выражающую социальный протест на явление социальной дифференциации, называют:
А. культурой
Б. субкультурой
В. контркультурой.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 10. К молодежным субкультурам, отличающимся определенным мировоззрением и образом жизни, относят:
А. сатанисты, сектанты, кришнаиты
Б. хиппи, индианисты, панки, растаманы
В. мажоры, рейверы, хипстеры
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 11. Родиной субкультуры хиппи является:
А. Великобритания
Б. Испания
В. США
ОТВЕТ: В.
Вопрос 12. Субкультура хиппи возникла в:
А. 1960-е гг.
Б. 1970-е гг.
В. 1980-е гг.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 13. Расширение границ повседневно-традиционного образа жизни, «уход» от реалий обыденности характер для:
А. толкиенисты, индианисты, геймеры;
Б. рейверы, рэпперы, роллеры;
В. правозащитники, пацифисты, антифашисты.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 14. Термин контркультура был введен в научный оборот
А. Т. Роззаком
Б. П. Сорокиным
В. Р. Мертоном
ОТВЕТ: А.
Вопрос 15. Мифы, легенды, сказки – примеры ____________культуры.
А. элитарной;
Б. народной;
В. массовой.
ОТВЕТ: Б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Вариант аккультурации, в коде которого происходит идентификация индивид как с родной, так и с новой культурой, называют:
Ответ: интеграцией.
2. Вариант аккультурации, в ходе которого человек полностью принимает ценности и нормы новой культуры, отказываясь при этом от норм и ценностей своей культуры, называют:
Ответ: ассимиляцией.
3. Для дешифровки текста какой-либо национальной культуры необходимо знание:
Ответ: 1) национальной картины мира данной культуры; 2) невербальных средств общения; 3) обрядов и традиций; 4) языка.
4. Искаженное представление о национальных характерах – это…
Ответ: национальные стереотипы.
5. Как называется восприятие своей культуры как идеальной?
Ответ: «культурные очки».
6. ___________ - способность понимать и разделять переживания другого человека через эмоциональное сопереживание.
Ответ: эмпатия.
7. _____________ - состояние физического и эмоционального дискомфорта, которое возникает, когда человек сталкивается с иной культурной реальностью; его реакция на конфликт между привычными для него ценностями, нормами и новыми.
Ответ: культурный шок.
8. Принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом, - это:
Ответ: культурная идентичность.
9. Тип общения, при котором партнеров по общению объединяют интересы дела, совместная деятельность.
Ответ: деловое общение.
10. ____________ - идеология и политика, ставящая интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в национальную вражду.
Ответ: национализм.
11. ____________ - отношения между этносами, охватывающее все сферы общественной жизни.
Ответ: межнациональные отношения.
12. К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи?
Ответ: международная интеграция ИЛИ тенденция сближения наций.
13. Назовите три признака, определяющих этническую принадлежность индивида.
Ответ: общая территория, общность языка, общность культуры.
14. В пригороде Парижа в доме адвоката каждый месяц собираются потомки русских эмигрантов, живущие в Германии, Франции, Швейцарии. Они хорошо знают русский язык, поют русские песни, читают стихи русских поэтов. Они считают себя русскими и гордятся этим. К какой социальной общности можно отнести это объединение?
Ответ: этническая (этносоциальная общность).
15. В Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» численность этноса выступает одним из критериев определения малочисленного народа. Какова эта численность?
Ответ: менее 50000 тысяч человек.
16. Какая из конфессий России занимает второе место по численности своих приверженцев после православия? Ответ: ислам.
17. Признание исторической обусловленности этнополитических и этноконфессиональных кризисов и конфликтов, свойственно подходу, который называется:
Ответ: примордиализм.
18. Правильная последовательность стадий в процессе регулирования межэтнического конфликта такова:
Ответ: распознавание, оценка, отслеживание, регулирование, примирение.
19. __________ - деятельность, направленная на активизацию этнической идентичности.
Ответ: этническая мобилизация.
20. ____________ - это общение людей, которые представляют разные культуры.
Ответ: межкультурная коммуникация.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Понятия молодости и молодежи. Связь молодости и возраста.
2. Взросление как движение от безответственности к ответственности и от зависимости к независимости.
3. Понятие молодежной культуры, субкультуры и контркультуры, их специфика и взаимосвязь. Экстернальная культура.
4. Функции молодежной субкультуры.
5. Типология молодежных субкультур.
6. Динамическая модель молодежной субкультуры.
7. Сущность функционального подхода в его применении к молодежной культуре. Основные позиции критики функционализма.
8. Теории конфликта поколений (Ш. Эйзенштадт, К. Дэвис, М. Мид).
9. Классовый подход к анализу молодежной культуры.
10. Гендерный подход к анализу молодежной культуры.
11. Расовый подход к анализу молодежной культуры.
12. Классовые корни молодежной культуры: история происхождения субкультурного подхода.
13. Символическое сопротивление и механизм наклеивания ярлыков.
14. Основные недостатки субкультурной теории. Феминистская и либеральная критика субкультурной теории.
15. Создание контркультуры. Основные контркультурные ценности и общие черты.
16. Молодежная культура в советское время.
17. Тенденции в развитии современных молодежных субкультур.
18. Молодежная культура и потребительство.
19. Молодежная культура и постмодернизм.
20. Глобализация и молодежная культура.
21. Особенности романтико-эскапистских молодежных субкультур.
22. Особенности гедонистско-развлекательных молодежных субкультур.
23. Особенности политических субкультур.
24. Понятия информационной культуры и субкультуры. Формы проявления и аспекты информационной субкультуры.
25. Особенности сетевых и технических субкультур.
26. Западное и восточное понимание культурной глобализации.
27. Нарративы: искаженное отражение, культурный империализм, одностороннее влияние.
28. Глобализация как основная тенденция развития общества.
29. Причины и условия процесса глобализации.
30. Россия в условиях глобализации.
31. Молодежные субкультуры и общество.
32. Моральные паники.
33. «Культурный осадок» субкультур.
34. Составляющие субкультурного стиля: имидж, манеры, арго.
35. Классические субкультуры: хиппи, панки.
36. Субкультуры 90-х: рейверы, клубисты, растафариенсы.
37. Культурные коды и контексты их прочтения – сленг, «прикид», практики.
38. Идеология современных субкультур. Культовая музыка.
39. Воспроизводство субкультурных инноваций. «Ритуальные» битвы.
40. Поколение «X», поколение «Y».
41. «Правильное» позиционирование.
42. Рутинизация управления риском.
43. Стилевые профили профессиональных стратегий: «Карнегианцы», «Отцы семейства» «Геймеры» «Домашние хозяйки».
44. Типологические молодежные группы: «авангардные», консервативная, левые и правые экстремисты, резерв криминальных группировок.
45. Жизненные стратегии и стилевые практики

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Организация работы с молодежью: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шурбе В. З. Молодежь и общество: Научные монографии НГТУ, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Журавлева О. В. Молодежь на рынке труда: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 АлтГУ Молодежь Алтая: оценка современного положения, социально-экономической и политической активности: монография Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 курс Введение в профессию portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.