МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этносоциология и этнопсихология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильОрганизация работы с молодежью в сфере молодежной политики и развития молодежи
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРМ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., ст. преподаватель, Эбелинг Э.О.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Этносоциология и этнопсихология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов систему знаний по этносоциологии и этнопсихологии, знания о понятии «этничность», познакомить с особенностями межэтнического взаимодействия, сформировать уважительное отношение к традициям других народов, навыки толерантного поведения при выполнении профессиональных функций

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и категории этносоциологии и этнопсихологии, о влиянии этнического феномена на формирование толерантного сознания, основные теоретические положения этносоциологии и этнопсихологии, способствующие толерантному отношению к людям разного социального, этнического, конфессионального и культурного статуса.
3.2.Уметь:
3.2.1.аргументировать необходимость толерантного отношения к представителям иноэтничных общностей, поддерживать культурный диалог между различными этническими сообществами, применять полученные знания по этносоциологии и этнопсихологии для организации межэтнического взаимодействия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.готовностью проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность, исследовательскими методами в области этносоциологии и этнопсихологии, навыками формирования толерантного отношения молодежи к различным этносам и нациям.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Введение в этносоциологию и этнопсихологию Лекции 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Введение в общую этнопсихологию и этносоциологию Практические 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Введение в этносоциологию и этнопсихологию Сам. работа 7 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Этническая идентичность Лекции 7 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Этническая идентичность Сам. работа 7 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Проблемы, цели, задачи и методы исследований в этносоциологии и этнопсихологии Практические 7 4
1.7. Этносоциальная структура общества Сам. работа 7 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Этносоциальная структура общества Лекции 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Этнические процессы Лекции 7 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Этносознание Практические 7 2
1.11. Этнические процессы Сам. работа 7 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Межэтнические коммуникации Лекции 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Межэтнические коммуникации Сам. работа 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Этномышление Практические 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Психология национального характера Сам. работа 7 8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Этностереотипы восприятий и формирование этнообраза Практические 7 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.17. Этномиграционные процессы Сам. работа 7 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.18. Межэтнические конфликты Лекции 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.19. Этнообщение Практические 7 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.20. Межэтнические конфликты Сам. работа 7 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.21. Этнодеятельность Практические 7 4
1.22. Этноконфликты Практические 7 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.23. Межнациональные браки Сам. работа 7 3 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3348
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА.
1. Изучения специфического преломления социальных процессов в разной культурной среде и влияние этнического фактора на протекание общесоциальных процессов и функционирование социальных институтов является предметом изучения:
A) этнологии
B) этнографии
C) этнопсихологии
D) этносоциологии
E) культурологии
ОТВЕТ: D
2. Кто впервые использовал термин «социальный стереотип»?
A) К. Брейли;
B) Р. Липтон;
C) Л. Гумилев;
D) У. Липпман;
E) С. Широкогорова;
ОТВЕТ: D
3. Стереотипные представления о другой этнической группе или нации – это:
A) автостереотипы;
B) гетеростереотипы;
C) контрстереотипы;
ОТВЕТ: B
4. Устойчивые образования, воспроизводящиеся в сознании и поведении человека в соответствующих ситуациях – это:
A) символы;
B) стереотипы;
C) идентичность;
D) идентификация;
ОТВЕТ: B
5. Обмен между двумя или более этническими общностями материальными и духовными продуктами их культурной деятельности – это:
A) этническая идентичность;
B) межэтническая коммуникация;
C) межэтнический конфликт;
ОТВЕТ: B
6. Кто ввел понятие «этноцентризм»?
A) Д. Кэмбелл;
B) У. Самнер;
C) М.Шериф;
D) М. Брауэр;
E) А. Тэшфел;
ОТВЕТ: B
7. Качественное изменение культуры этноса под влиянием более зрелой культуры называется
A) прибавление;
B) усложнение;
C) убавление;
D) обеднение;
ОТВЕТ: B
8. Какие исследователи называют основой межгрупповых конфликтов индивидуальные различия в отношениях человека с другими группами:
A) Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсон, Р. Санфорд;
B) В. Макдугалл, З. Фрейд, К. Лоренц;
C) М. Шериф, Э. Френкель-Брунсвик, К. Лоренц;
D) А. Тэшфел, Д. Левинсон, Р. Санфорд;
ОТВЕТ: A
9. Этническое господство одной расовой группы над какой-либо другой с целью систематического угнетения последней – это
A) геноцид;
B) апартеид;
C) дискриминация;
D) сегрегация;
ОТВЕТ: B
10. Процесс, в ходе которого одна этническая группа, вступая в продолжительный и непосредственный контакт с другой группой, отличной от нее в культурном отношении, изменяет свою первоначальную культурную модель называется:
A) мобилизация;
B) интегрированность;
C) аккультурация;
D) внутренний колониализм;
ОТВЕТ: C
11. Борьба за выход из состава государства – это:
A) территориально-статусные конфликты;
B) сепаратистские конфликты;
C) неотерриториальные конфликты;
D) этнотерриториальные конфликты;
ОТВЕТ: B
12. На ранних этапах развития какого типа этноса характерно отсутствие социального расслоения?
A) племя;
B) народ;
C) нация;
D) племя и народ;
ОТВЕТ: A
13. В работе какого автора впервые и детально было представлено понятие идентичности?
A) Ю.Бромлей;
B) Э. Эриксон;
C) З. Фрейд;
D) Р. Липтон;
E) С. Широкогорова;
ОТВЕТ: B
14. Некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентификация индивида с ней – это:
A) нормальная идентичность;
B) амбивалентная идентичность;
C) этноцентрическая идентичность;
D) этническая индифферентность;
E) этнодоминирующая идентичность;
ОТВЕТ: C
15. Целая система представлений человека о себе, тесно связанная с тем образом своего этноса, который существует в голове этого человека – это этническая «я-концепция» …
A) на уровне этнофора;
B) на уровне этноса в целом;
C) на уровне отдельных групп этноса;
ОТВЕТ: A
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений – это:
ОТВЕТ: этнопсихологии

Изучение специфического преломления социальных процессов в разной культурной среде и влияния этнического фактора на протекание общесоциальных процессов и функционирование социальных институтов является предметом изучения_____
ОТВЕТ: этносоциологии

Дайте определение понятию «этнос».
ОТВЕТ: Этнос (общество, группа, племя, народ), исторически сложившаяся устойчивая общность людей. Основными условиями возникновения является общность территории и языка.

Взгляд на мир через призму этнической идентификации. Жизненные и культурные процессы при этом оцениваются через традиции этнического самосознания, которое выступает в качестве идеального образца.
ОТВЕТ: этноцентризм

На ранних этапах развития, какого типа этноса характерно отсутствие социального расслоения?
ОТВЕТ: племя

Система установок и политических идей об исключительности, превосходстве «своего» народа над другими и действия, направленные на их дискриминацию:
ОТВЕТ: национализм

Кто ввел понятие «этноцентризм»?
ОТВЕТ: У. Самнер

Разновидность националистической политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям.
ОТВЕТ: шовинизм

Запишите определение понятия «Автохтонное население».
ОТВЕТ: первоначальное, исконное население какой-либо местности, территории, страны.

Ненависть, нетерпимость к чему-нибудь чужому, незнакомому, иностранному.
ОТВЕТ: ксенофобия

Перечислите основные факторы, влияющие на межэтнические отношения.
ОТВЕТ: исторические, политические, социально-структурные, культурные, социально-психологические и ситуативные факторы.

Радикальное политическое течение сутью которого является тоталитарные террористические методы власти, а также официальная градация всех наций по степени их "полноценности".
ОТВЕТ: нацизм;

Автор концепции о межэтнической комплиментарности?
ОТВЕТ: Л. Гумилев
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Предмет исследований в этнопсихологии и этносоциологии. Социально-психологические причины роста этнической тематики в современном мире.
2. История возникновения и становления этнопсихологии за рубежом.
3. История современной западной этнической психологии.
4. История этнопсихологии в России.
5. Теории происхождения этносов (примордиальный, конструктивистский и инструменталистский подходы).
6. История формирования этносоциологии в России.
7. Понятие «этнос». Признаки этноса.
8. Понятие «национальный характер». Особенности изучения национального характера: противоречивость, изменчивость и др.
9. Теории «национального характера».
10. Этническая идентичность: понятие и структура.
11. Этапы формирования этнической идентичности, факторы формирования этнической идентичности.
12. Типы этнической идентичности.
13. Формирование этнического самосознания.
14. Этнические стереотипы: понятие, свойства, виды, функции.
15. Межэтнические отношения: сущность и формы.
16. Факторы межэтнических отношений.
17. Особенности адаптации к новой культурной среде.
18. Этнические конфликты: понятие, источники и формы конфликтов.
19. Этнические конфликты: этапы развития и пути разрешения конфликтов.
20. Национализм в современном мире: понятие и формы.
21. Этапы формирования семейных отношений и их национальная специфика. Типы межнациональных браков.
22. Основные методы этнопсихологических и этносоциологических исследований.
23. Понятия этнических процессов, их классификация: эволюционные и трансформационные процессы.
24. Виды миграций и их этнический аспект.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Национально-психологические особенности представителей тюркской и алтайской групп народов.
2. Национально-психологические особенности представителей финноугорской группы народов.
3. Национально-психологические особенности представителей монгольской группы народов.
4. Национально-психологические особенности представителей тунгусоманьчжурской группы народов.
5. Национально-психологические особенности представителей народов Северного Кавказа.
6. Национально-психологические особенности белорусов и украинцев.
7. Психология народов Закавказья: грузины, армяне и азербайджанцы.
8. Национально-психологические особенности народов Средней Азии.
9. Национально-психологические особенности казахов.
10. Психология народов Прибалтики: латыши, литовцы и эстонцы.
11. Психологическая характеристика народов дальнего зарубежья.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лебедева, Н. М. Этнопсихология: учебник и практикум для академического бакалавриата М : Издательство Юрайт, 2016 ЭБС «Издательство «ЮРАЙТ»
Л1.2 Дугин А.Г. Этносоциология: М.: Академический Проект, Фонд "Мир", 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Крысько В. Г. Этническая психология : учебник для бакалавров М. : Издательство Юрайт, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 Курс в Moodle "Этносоциология и этнопсихология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Перечень программного обеспечения следующий:
«Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Теоретические занятия (лекции)
Задача лекционного курса состоит в том, чтобы сформировать представления об основах этносоциологии и этнопсихологии, нацелить студентов на самостоятельную работу по углублению знаний по данной дисциплине и освоение дополнительных тем курса, а также на ознакомление с научной и учебной литературой по данному курсу.
По содержанию лекции носят обзорный характер с выделением учебных проблем, их краткой характеристикой и обозначением путей их рассмотрения.
2. Практические (семинарские) занятия
Используются такие формы семинарских занятий как сообщения, дискуссия, обсуждение.
3. Методические модели процесса обучения
На семинарских занятиях по дисциплине «Этносоциология и этнопсихология» применяются следующие методики:
Устный опрос – с целью определения знаний студентов. Подготовка сообщений (докладов) по отдельным вопросам темы семинара, свободная дискуссия – с целью закрепления и углубления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы студентов.
Обсуждение в ходе семинарского занятия вопросов по конкретным темам курса – с целью активизации мыслительной деятельности.
Каждая тема, предлагаемая на семинар (практическое занятие) начинается с обсуждения теоретических вопросов, то есть с выяснения степени освоения студентами основных понятий и категорий. Эти вопросы не дублируют полностью лекции, а формулируются таким образом, чтобы сконцентрировать внимание студентов на наиболее важных и трудных для усвоения проблемах данной темы.
Методика проверки теоретических знаний может быть различной: назначение докладчиков и содокладчиков, групповая беседа без предварительного выступления докладчика и т.д. Главная задача этой части занятий состоит в развитии у слушателей навыков осмысления основ этносоциологии и этнопсихологии.
4. Самостоятельная работа
Студенты должны самостоятельно изучать вопросы, которые включены в программу, но не выносятся на аудиторные занятия, а также самостоятельно расширять и углублять свои знания по всем остальным вопросам курса. Для эффективного прохождения теоретической части дисциплины и приобретения необходимых практических навыков целесообразна и необходима подготовка к занятиям с использованием методического материала.