МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология труда

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильОрганизация работы с молодежью в сфере молодежной политики и развития молодежи
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРМ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология труда

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 09.05.2022 г. № №1
Срок действия программы: 20212025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 09.05.2022 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить теоретические основы психологии труда
Изучить методологические основания дисциплины
Обучить методам исследования в области психологии труда

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные категории психологии труда. Исторические этапы развития психологии труда. Принципы использования методов исследования в оценке проблем труда и процессов трудовой деятельности личности. Законы успешной кооперации с коллегами в трудовых коллективах. Специфику психологии труда в контексте своей будущей профессии, значимость своей профессии, специфику принятия решений в профессиональной деятельности, границы своей ответственности. Законы успешной кооперации с коллегами в трудовых коллективах
Умеет: Анализировать социальную значимость своей профессии, находить проблемы и решать их в контексте своей профессии, нести ответственность за результат своей деятельности. Давать собственную оценку рассматриваемым проблемам, ориентироваться и применять полученную информацию в рамках организации. Использовать законы кооперации в своей профессиональной деятельности


3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать социальную значимость своей профессии, находить проблемы и решать их в контексте своей профессии, нести ответственность за результат своей деятельности. Давать собственную оценку рассматриваемым проблемам, ориентироваться и применять полученную информацию в рамках организации. Использовать законы кооперации в своей профессиональной деятельности.
Давать собственную оценку рассматриваемым проблемам, ориентироваться и применять полученную информацию в рамках организации

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками анализа механизмов регулирования успешной кооперации в труде. Навыками организации и планирования работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по проблемам труда, занятости, профориентации, профессионального самоопределения, предпринимательства и.т.п. Анализом механизмов регулирования успешной кооперации в труде. Навыками профессиональной ориентации в оценке своей профессиональной мотивации, навыками диагностики профессиональных затруднений, навыками их адекватного решения, навыками ответственного отношения за результаты своего труда. Анализом механизмов и моделей молодежного поведения в труде на основе классификации научной информации.
Анализом механизмов и моделей молодежного поведения в труде на основе классификации научной информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы психологии труда
1.1. Введение в психологию труда Лекции 7 2 УК-1.1 Л1.3, Л1.1
1.2. Профессиональное самоопределение Лекции 7 4 УК-1.2 Л1.2, Л1.1
1.3. Трудовая деятельность и профпригодность работника Лекции 7 4 УК-1.3 Л1.3, Л1.4, Л1.1
1.4. Праксические состояния работника Сам. работа 7 20 УК-1.3 Л1.4, Л1.1
1.5. Мотивация работника как фактор успешности труда Лекции 7 6 УК-1.4 Л1.2, Л1.4, Л1.1
1.6. Психология работника Практические 7 8 УК-1.1 Л1.5, Л1.1
1.7. Профессиональное развитие работника Практические 7 10 УК-1.2 Л1.5, Л1.1
1.8. Организационная психология Практические 7 8 УК-1.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1
1.9. Организационная психология Сам. работа 7 6 УК-1.3 Л1.4, Л1.1
1.10. Основы инженерной психологии Сам. работа 7 20 УК-1.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1
1.11. Основные отрасли психологии труда Сам. работа 7 20 УК-1.1 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Теоретические вопросы
1. Объект, предмет изучения. Задачи психологии труда.
2. Категории «деятельность» и «труд» в психологии.
3. Взаимосвязи психологии труда с другими дисциплинами.
4. Парадигмы психологии труда.
5. Краткая история психологии труда.
6. Основные разделы психологии труда.
7. Инженерная психология.
8. Системны подход в исследовании предмета психологии труда.
9. Профессия как система социальных отношений.
10. Методы изучения трудовой деятельности.
11. Пути развития трудовой деятельности.
12. Профессиональный стресс.
13. Работоспособность.
14. Эффективность трудовой деятельности.
15. Психология безопасности.
16. Психологические механизмы адаптации человека к труду.
17. Профессиональная пригодность.
18. Кризисы профессионального становления.
Практические задания
19. Опишите свой стиль деятельности.
20. Определите принципы определения профессиональной пригодности.
21. Сформулируйте профессиограмму и психограмму специалиста по ОРМ.
22. Опишите профессиографию.
23. Обозначьте профессионально важные качества.
24. Опишите динамику требований к ПВК субъекта.
25. Опишите профессионализм и модели специалиста.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
Раздел 1. Психология труда как область научного знания.
1.Объект, предмет изучения.
2. Задачи психологии труда.
3. Категории «деятельность» и «труд» в психологии.
4. Взаимосвязи психологии труда с другими дисциплинами.
5. Парадигмы психологии труда. Краткая история психологии труда.
6. Основные разделы психологии труда.
7. Инженерная психология.
8. Системны подход в исследовании предмета психологии труда.
9. Профессия как система социальных отношений.
10. Методы изучения трудовой деятельности.
Раздел 2. Условия профессиональной деятельности. Эффективность труда. Адаптация человека к профессиональной деятельности. Профессионализм.
1. Пути развития трудовой деятельности.
2. Профессиональный стресс.
3. Работоспособность.
4. Эффективность трудовой деятельности.
5. Психология безопасности.
6. Психологические механизмы адаптации человека к труду.
7. Профессиональная пригодность.
8. Кризисы профессионального становления.
9. Стиль деятельности.
10. Принципы определения профессиональной пригодности.
11. Профессиограмма и психограмма. Профессиография.
12. Профессионально важные качества. Динамика требований к ПВК субъекта.
13. Профессионализм и модели специалиста.
Раздел 3. Профессиональный отбор, подбор, расстановка и обучение специалистов. Профессиональное самоопределение субъекта. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности.
1. Профессиональный отбор как элемент управления персоналом.
2. Подбор, найм и расстановка кадров.
3. Методы оценки профессионального потенциала.
4. Обучение и переподготовка персонала.
5. Профессиональное становление субъекта.
Практические задания
6. Опишите свою мотивацию к труду.
7. Опишите безработицу в контексте нарушения профессионального самоопределения.
8. Опишите свою планируемую профессиональную карьеру.
9. Напишите периодизацию своего профессионального развития.
10. Опишите внешнюю среду, карьеру и становление профессионала.
11. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности.
12. Технологии ресурсосбережения в труде.
13. Опишите свой самомоменеджмент жизни


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пряжникова Е.Ю. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л1.2 Климов Е.А. - отв. ред., Носкова О.Г. - отв. ред., Солнцева Г.Н. - отв. ред. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Климов Е.А. - отв. ред., Носкова О.Г. - отв. ред., Солнцева Г.Н. - отв. ред. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Климов Е.А. - отв. ред., Носкова О.Г. - отв. ред. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Манухина С.Ю. - отв. ред. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle психология труда portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.