МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная безопасность и управленческие риски

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология публичной и деловой сферы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_Социология_СПиДС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 5
индивидуальные консультации 50
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 5 5 5 5
Консультации 50 50 50 50
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
д.с.н, профессор, Сергиенко Алие Мустафаевна

Рабочая программа дисциплины
Социальная безопасность и управленческие риски

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент В.В. Нагайцев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент В.В. Нагайцев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение методологических и прикладных подходов к анализу социальной безопасности и управленческих рисков,формирование на этой основе систематизированного представления обо всем спектре актуальных проблем безопасности населения Сибири и в более широком контексте социальной безопасности российского социума.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен к разработке отчетов, аналитических записок, других материалов по результатам исследований публичной и деловой сферы общества
ПК-2.1 Знает правила написания отчетов и аналитических записок по проблемам публичной и деловой сфер
ПК-2.2 Умеет представлять заказчикам и научному сообществу результаты социологического исследования публичной и деловой сфер общества
ПК-2.3 Владеет навыками написания отчетов и аналитических записок по проблемам публичной и деловой сфер
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правила написания отчетов и аналитических записок по проблемам публичной и деловой сфер; методы и основные принципы
критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
3.2.Уметь:
3.2.1.представлять заказчикам и научному сообществу результаты социологического исследования публичной и деловой сфер общества;анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск
вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками написания отчетов и аналитических записок по проблемам публичной и деловой сфер; применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, механизмы формирования и содержание социальной безопасности
1.1. Безопасность как критерий нормального функционирования и развития социальных систем Лекции 2 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Безопасность как критерий нормального функционирования и развития социальных систем Сам. работа 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Исследование проблем безопасности Практические 2 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Исследование проблем безопасности Сам. работа 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Сущность управленческих рисков
2.1. Анализ рисков Лекции 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Анализ рисков Практические 2 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Анализ рисков Сам. работа 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Методы управления рисками Лекции 2 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Методы управления рисками Практические 2 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Методы управления рисками Сам. работа 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Консультации 2 50 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)

1. Что НЕ является основным моментом системы:
А) изучение феномена целостности и установление состава целого, его элементов;
В) исследование закономерностей соединения элементов в систему, т.е. структуры объекта, что образует ядро системного подхода;
С) исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими системами;
D) изучение каждого элемента системы.

2. Без какого компонента, по мнению П. Сорокина, не может существовать социальная система?
А) мораль;
В) традиция;
С) религия;
D) право.

3. Кто из ученых рассматривал общество как стабильную систему, находящуюся в состоянии равновесия, но при этом не рассматривал становление, развитие и отклонения социальной системы от состояния равновесия?
А) Дж. Хоманс;
В) Т. Парсонс;
С) П. Сорокин;
D) К. Поппер.

4. Процессы в системе, определяющие ее функционирование –
А) структурный компонент рассмотрения при системной подходе;
В) функциональный компонент рассмотрения при системной подходе;
С) содержательный компонент рассмотрения при системной подходе;
D) элементный компонент рассмотрения при системной подходе.

5. Что не входит в анализ проблемной ситуации?
А) определение актуальности проблемы;
В) установление причин возникновения проблемной ситуации;
С) определение взаимосвязи с другими проблемами;
D) определение возможности разрешимости проблемы.

6. Какие этапы работы с проблемой выделяет В.С. Юкаева? (возможно несколько вариантов ответов):
А) разделение проблемы на части;
В) предвидение проблем;
С) выделение основных и второстепенных характеристик проблемы;
D) прогнозирование и анализ требуемых действий;
Е) систематизация и классификация проблемы.

7. Критический анализ проблемной ситуации включает (возможно несколько вариантов ответов):
А) выделение затруднений, противоречий;
В) выявление смыслов, причинно-следственных связей;
С) определение границ проблемной ситуации;
D) структурирование.

8. Отличительной чертой дискурс-анализа является:
А) является социально-нейтральным;
В) не является социально-нейтральным;
С) когнитивность;
D) индуктивность.

9. Что НЕ входит в структуру критического анализа исследования:
А) цель;
В) факты;
С) гипотезы;
D) рекомендации.

10. Прогноз развития событий может быть целью:
А) дискур-анализа;
В) информационного анализа;
С) литературного анализа;
D) анализа исследования.
Правильные ответы:
1-Д
2-А
3-В
4-С
5- А
6- А, C, D
7- А, В
8- В
9- Д
10-В
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. В основе системного подхода лежит ________________
Ответ: анализ и рассмотрение объекта как более целостного механизма, как целостного множества отношений и связей, которые возникают между людьми в процессе жизнедеятельности.

2. Дайте определение системы ________
Система - объект, функционирование которого, необходимое и достаточное для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается (в определенных условиях среды) совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом.

3. Перечислите основные принципы системного подхода
Ответ: целостность, иерархичность, структуризация, множественность

4. Что П. Сорокин понимал под социальной системой?
Ответ: социальная система – это система, состоящая из людей, вещей и идей

5. Для того, чтобы цивилизация как система функционировала и сохраняла свою структуру, по мнению А. Тойнби, нужна скрепляющая идея, которая должна быть __________________
Ответ: религиозной

6. Какие ключевые понятия лежат в основе развития системного подхода?
Ответ: система, организация, целостность

7. Какие основные аспекты включаются в рассмотрение при системном подходе?
Ответ: элементный, структурный, функциональный, содержательный, коммуникативный, исторический, аспект развития.

8. Что включает понятие проблемной ситуации?
Ответ: понятие проблемы несоответствие между желаемым и фактическим состоянием и понятие ситуации - комплекс условий, в которых существует проблема.

9. В качестве источников информации о проблемной ситуации используются _________
Ответ: распорядительная, отчетная и статистическая документация, результаты наблюдения, научные исследования и проведение экспериментов, мнения экспертов

10. Что является главной задачей критического анализа проблемной ситуации?
Ответ: объяснить суть возникшей проблемной ситуации.

11. Перечислите принципы критического анализа
Ответ: интуитивный, социально-ориентированный, когнитивно-ориентированный, принцип историзма, принцип ключевых понятий

12. Назовите виды критического анализа
Ответ: дискурс-анализ, литературный анализ, информационный анализ, анализ исследования.

13. Что означает концепция в критическом анализе?
Ответ: изучение и оценка основной мысли, системы взглядов автора материала на проблему.

14. Корректная постановка задач и их решение является целью ___________
Ответ: анализа исследования.

15. Назовите уровни литературного критического анализа
Ответ: тематический репертуар, когнитивный, лингвистический.

16. Системность национальной безопасности как ее главная содержательная характеристика отражает _____
Ответ: внутренние зависимости элементов национальной безопасности (объектов, интересов, угроз, сфер безопасности) и внешние связи национальной безопасности.

17. Исследование социальной безопасности и управленческих рисков в рамках системного подхода предполагает ___________________
Ответ: рассмотрение как системы элементов, каждый из которых выполняет свою функцию во взаимосвязи с другими элементами системы, а сама система является элементом системы более высокого порядка.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-2: Способен к разработке отчетов, аналитических записок, других материалов по результатам исследований публичной и деловой сферы общества
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Что НЕ является функцией публичной сферы:
А) организация взаимодействия граждан;
В) артикуляция общественных интересов;
С) публичный контроль деятельности власти;
D) влияние на формирование государственной политики;
E) политическое просвещение граждан.

2. Что НЕ входит в характеристику пространства публичной сферы:
А) пространство, дающее возможность развития правового государства;
В) пространство, где возможны открытое выражение своего мнения;
С) пространство, дающее возможность развития гражданского общества;
D) пространство, которое обеспечивает инклюзивность.

3. Что не включается или включается в ограниченном количестве в аналитическую записку (возможно несколько вариантов ответов)?
А) графики;
В) таблицы;
С) выводы;
D) рекомендации.

4. Максимальный объем аналитической записки обычно составляет:
А) 45 страниц;
В) 35 страниц;
С) 25 страниц;
D) 15 страниц.

5. Род занятий, национальность – это
А) количественной группировочный признак социологической информации;
В) номинальный группировочный признак социологической информации;
С) качественный группировочный признак социологической информации;
D) факторный группировочный признак социологической информации.

6. Как правило, отчет по исследованию адресован:
А) СМИ;
В) широкой публике;
С) профессиональному сообществу;
D) заказчикам.

7. Какие аспекты НЕ включает Стратегия национальной безопасности РФ?
А) анализ угроз социальной безопасности;
В) национальные интересы и приоритеты;
С) обеспечение национальной безопасности;
D) вопросы, касающиеся стратегической стабильности и взаимовыгодного сотрудничества.

8. Какие рекомендации НЕ включает аналитическая записка по исследованию проблем в области обеспечения экономической безопасности?
А) поддержание инфляции на стабильно низком уровне;
В) создание высокотехнологичных производств;
С) противодействие незаконной миграции;
D) развитие производства информационных технологий.

9. Согласно Стратегии национальной безопасности, одним из критериев оценки состояния национальной безопасности является:
А) качество жизни;
В) уровень инфляции;
С) уровень жизни;

10. Основным признаком безопасности социальной системы является:
А) высокая продолжительность жизни;
В) отсутствие внешних угроз;
С) низкий уровень преступности;
Правильные ответы:
1- А
2- А
3- А, В
4- С
5- В
6- D
7- А
8 - С
9- В
10- А
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Какие подходы могут применяться для анализа угроз и исследования направлений обеспечения безопасности в публичной сфере?
Ответ: факторный анализ, деятельностный, субъектно-ориентированный, институциональный, сетевой и цивилизационный подходы

2. В чем отличие отчета о социологическом исследовании от аналитической записки?
Ответ: в отчете сначала осуществляются анализ и интерпретация социологических данных, а потом на этой основе делаются выводы, то в справке каждый пункт излагается в форме выводов и рекомендаций (иногда рекомендации могут быть вынесены и в конец справки), а социологические данные приводятся лишь для подтверждения выводов.

3. Назовите основные формальные требования к составлению отчета о социологическом исследовании в публичной и деловой сфере____________
Ответ: Название организации, проводившей исследование; даты проведения исследования; используемые источники информации, эмпирическая база исследования; Тип (вид) выборки, ее объем, сведения о ремонте выборки, ошибка выборки; описание методов сбора данных; описание методов анализа данных.

4. Объем аналитической записки обычно составляет____________
Ответ: от 5 до 25 страниц.

5. Главными содержательными требованиями к отчету о социологическом исследовании являются:
Ответ: полнота, ясность структуры, обоснованность предположений и рекомендаций, достоверность формулировок, правильность использования профессиональной терминологии,

6. Можно ли на основе отчета о социологическом исследовании составить несколько аналитических записок по отдельным вопроса?
Ответ: можно.

7. Вносится ли в отчет вклад каждого участника исследовательской группы?
Ответ: да

8. Какими параметрами определяется качество отчета о социологическом исследовании?
Ответ: степень достижения цели, теоретическая и практическая значимость, достоверность информации.

9. Какие аспекты необходимо отразить в отчете о социологическом исследовании проблем безопасности в публичной сфере на основании Стратегии национальной безопасности РФ?
Ответ: анализ основных возможностей и тенденций развития, национальных интересов и стратегических национальных приоритетов, анализ проблем обеспечения национальной безопасности.

10. Должна ли включать аналитическая записка по исследованию проблем внутренней безопасности РФ рекомендации по противодействию терроризма?
Ответ: должна

11. Должна ли включать аналитическая записка по исследованию проблем обеспечения государственной и общественной безопасности рекомендации по вопросам развития взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности?
Ответ: должна.

12. Назовите особенности публичной сферы
Ответ: наблюдается процесс некоторого размывания публичной сферы; публичная сфера возникла как противопоставление приватной сфере;
публичная сфера – признак демократического общества, предполагающего возможность свободного обмена мнениями между его членами.

13. Каково понятие публичной сферы буржуазного общества по Ю. Хабермасу?
Ответ: Публичная сфера – это прежде всего область социальной жизни, которая является предметом спора между публичным мнением и публичной властью.

14. В каких трудах сформировалось следующее определение публичной сферы: Публичная сфера – сфера общественной и политической деятельности, которая предполагает активное и открытое участие граждан в обсуждении общественно значимых вопросов, выработке и принятии общественно значимых решений
Ответ: В трудах «Ответ на вопрос: что такое просвещение?» И. Канта, «VITA ACTIVА, или О деятельной жизни» Х. Арендт, «Структурные изменения публичной сферы» Ю. Хабермаса.

15. Назовите признаки размывания публичной сферы по мнению французского исследователя Д. Боню, имеющие важное значение для урегулирования конфликтов в организации
Ответ: а) повсеместное внедрение массмедиа как элемента публичной сферы в частную (приватную) сферу индивида;
б) срастание экономического рынка и рекламы, когда публичная сфера оказывается под давлением экономики;
в) модернизация СМК, способствующая «замиранию» коммуникации как двустороннего информационного обмена (адресат чаще всего становится исключительно получателем).


Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу). Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» на странице курса https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8342. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 80-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-79% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 55-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко, С. А. Социология риска и безопасности: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рягин Ю.И. РИСКОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Рягин Ю.И. РИСКОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э2 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ре-сурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э3 http://ru.wikipedia.org/wiki/социальная безопасность
Э4 Курс в moodle "Социальная безопасность и управленческие риски" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
2.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.