Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология публичной и деловой сферы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_04_01_Социология_СПиДС-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 5 | 5 | 5 | 5 |
Консультации | 50 | 50 | 50 | 50 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент В.В. Нагайцев
1.1. | изучение методологических и прикладных подходов к анализу социальной безопасности и управленческих рисков,формирование на этой основе систематизированного представления обо всем спектре актуальных проблем безопасности населения Сибири и в более широком контексте социальной безопасности российского социума. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ПК-2 | Способен к разработке отчетов, аналитических записок, других материалов по результатам исследований публичной и деловой сферы общества |
ПК-2.1 | Знает правила написания отчетов и аналитических записок по проблемам публичной и деловой сфер |
ПК-2.2 | Умеет представлять заказчикам и научному сообществу результаты социологического исследования публичной и деловой сфер общества |
ПК-2.3 | Владеет навыками написания отчетов и аналитических записок по проблемам публичной и деловой сфер |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-1.1 | Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода |
УК-1.2 | Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели |
УК-1.3 | Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | правила написания отчетов и аналитических записок по проблемам публичной и деловой сфер; методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | представлять заказчикам и научному сообществу результаты социологического исследования публичной и деловой сфер общества;анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками написания отчетов и аналитических записок по проблемам публичной и деловой сфер; применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие, механизмы формирования и содержание социальной безопасности | ||||||
1.1. | Безопасность как критерий нормального функционирования и развития социальных систем | Лекции | 2 | 4 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Безопасность как критерий нормального функционирования и развития социальных систем | Сам. работа | 2 | 1 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Исследование проблем безопасности | Практические | 2 | 8 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Исследование проблем безопасности | Сам. работа | 2 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Сущность управленческих рисков | ||||||
2.1. | Анализ рисков | Лекции | 2 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Анализ рисков | Практические | 2 | 4 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Анализ рисков | Сам. работа | 2 | 1 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Методы управления рисками | Лекции | 2 | 4 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Методы управления рисками | Практические | 2 | 4 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.6. | Методы управления рисками | Сам. работа | 2 | 1 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.7. | Консультации | 2 | 50 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов) 1. Что НЕ является основным моментом системы: А) изучение феномена целостности и установление состава целого, его элементов; В) исследование закономерностей соединения элементов в систему, т.е. структуры объекта, что образует ядро системного подхода; С) исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими системами; D) изучение каждого элемента системы. 2. Без какого компонента, по мнению П. Сорокина, не может существовать социальная система? А) мораль; В) традиция; С) религия; D) право. 3. Кто из ученых рассматривал общество как стабильную систему, находящуюся в состоянии равновесия, но при этом не рассматривал становление, развитие и отклонения социальной системы от состояния равновесия? А) Дж. Хоманс; В) Т. Парсонс; С) П. Сорокин; D) К. Поппер. 4. Процессы в системе, определяющие ее функционирование – А) структурный компонент рассмотрения при системной подходе; В) функциональный компонент рассмотрения при системной подходе; С) содержательный компонент рассмотрения при системной подходе; D) элементный компонент рассмотрения при системной подходе. 5. Что не входит в анализ проблемной ситуации? А) определение актуальности проблемы; В) установление причин возникновения проблемной ситуации; С) определение взаимосвязи с другими проблемами; D) определение возможности разрешимости проблемы. 6. Какие этапы работы с проблемой выделяет В.С. Юкаева? (возможно несколько вариантов ответов): А) разделение проблемы на части; В) предвидение проблем; С) выделение основных и второстепенных характеристик проблемы; D) прогнозирование и анализ требуемых действий; Е) систематизация и классификация проблемы. 7. Критический анализ проблемной ситуации включает (возможно несколько вариантов ответов): А) выделение затруднений, противоречий; В) выявление смыслов, причинно-следственных связей; С) определение границ проблемной ситуации; D) структурирование. 8. Отличительной чертой дискурс-анализа является: А) является социально-нейтральным; В) не является социально-нейтральным; С) когнитивность; D) индуктивность. 9. Что НЕ входит в структуру критического анализа исследования: А) цель; В) факты; С) гипотезы; D) рекомендации. 10. Прогноз развития событий может быть целью: А) дискур-анализа; В) информационного анализа; С) литературного анализа; D) анализа исследования. Правильные ответы: 1-Д 2-А 3-В 4-С 5- А 6- А, C, D 7- А, В 8- В 9- Д 10-В Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий. Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом) 1. В основе системного подхода лежит ________________ Ответ: анализ и рассмотрение объекта как более целостного механизма, как целостного множества отношений и связей, которые возникают между людьми в процессе жизнедеятельности. 2. Дайте определение системы ________ Система - объект, функционирование которого, необходимое и достаточное для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается (в определенных условиях среды) совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом. 3. Перечислите основные принципы системного подхода Ответ: целостность, иерархичность, структуризация, множественность 4. Что П. Сорокин понимал под социальной системой? Ответ: социальная система – это система, состоящая из людей, вещей и идей 5. Для того, чтобы цивилизация как система функционировала и сохраняла свою структуру, по мнению А. Тойнби, нужна скрепляющая идея, которая должна быть __________________ Ответ: религиозной 6. Какие ключевые понятия лежат в основе развития системного подхода? Ответ: система, организация, целостность 7. Какие основные аспекты включаются в рассмотрение при системном подходе? Ответ: элементный, структурный, функциональный, содержательный, коммуникативный, исторический, аспект развития. 8. Что включает понятие проблемной ситуации? Ответ: понятие проблемы несоответствие между желаемым и фактическим состоянием и понятие ситуации - комплекс условий, в которых существует проблема. 9. В качестве источников информации о проблемной ситуации используются _________ Ответ: распорядительная, отчетная и статистическая документация, результаты наблюдения, научные исследования и проведение экспериментов, мнения экспертов 10. Что является главной задачей критического анализа проблемной ситуации? Ответ: объяснить суть возникшей проблемной ситуации. 11. Перечислите принципы критического анализа Ответ: интуитивный, социально-ориентированный, когнитивно-ориентированный, принцип историзма, принцип ключевых понятий 12. Назовите виды критического анализа Ответ: дискурс-анализ, литературный анализ, информационный анализ, анализ исследования. 13. Что означает концепция в критическом анализе? Ответ: изучение и оценка основной мысли, системы взглядов автора материала на проблему. 14. Корректная постановка задач и их решение является целью ___________ Ответ: анализа исследования. 15. Назовите уровни литературного критического анализа Ответ: тематический репертуар, когнитивный, лингвистический. 16. Системность национальной безопасности как ее главная содержательная характеристика отражает _____ Ответ: внутренние зависимости элементов национальной безопасности (объектов, интересов, угроз, сфер безопасности) и внешние связи национальной безопасности. 17. Исследование социальной безопасности и управленческих рисков в рамках системного подхода предполагает ___________________ Ответ: рассмотрение как системы элементов, каждый из которых выполняет свою функцию во взаимосвязи с другими элементами системы, а сама система является элементом системы более высокого порядка. Критерии оценки открытых вопросов. Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ПК-2: Способен к разработке отчетов, аналитических записок, других материалов по результатам исследований публичной и деловой сферы общества Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов) 1. Что НЕ является функцией публичной сферы: А) организация взаимодействия граждан; В) артикуляция общественных интересов; С) публичный контроль деятельности власти; D) влияние на формирование государственной политики; E) политическое просвещение граждан. 2. Что НЕ входит в характеристику пространства публичной сферы: А) пространство, дающее возможность развития правового государства; В) пространство, где возможны открытое выражение своего мнения; С) пространство, дающее возможность развития гражданского общества; D) пространство, которое обеспечивает инклюзивность. 3. Что не включается или включается в ограниченном количестве в аналитическую записку (возможно несколько вариантов ответов)? А) графики; В) таблицы; С) выводы; D) рекомендации. 4. Максимальный объем аналитической записки обычно составляет: А) 45 страниц; В) 35 страниц; С) 25 страниц; D) 15 страниц. 5. Род занятий, национальность – это А) количественной группировочный признак социологической информации; В) номинальный группировочный признак социологической информации; С) качественный группировочный признак социологической информации; D) факторный группировочный признак социологической информации. 6. Как правило, отчет по исследованию адресован: А) СМИ; В) широкой публике; С) профессиональному сообществу; D) заказчикам. 7. Какие аспекты НЕ включает Стратегия национальной безопасности РФ? А) анализ угроз социальной безопасности; В) национальные интересы и приоритеты; С) обеспечение национальной безопасности; D) вопросы, касающиеся стратегической стабильности и взаимовыгодного сотрудничества. 8. Какие рекомендации НЕ включает аналитическая записка по исследованию проблем в области обеспечения экономической безопасности? А) поддержание инфляции на стабильно низком уровне; В) создание высокотехнологичных производств; С) противодействие незаконной миграции; D) развитие производства информационных технологий. 9. Согласно Стратегии национальной безопасности, одним из критериев оценки состояния национальной безопасности является: А) качество жизни; В) уровень инфляции; С) уровень жизни; 10. Основным признаком безопасности социальной системы является: А) высокая продолжительность жизни; В) отсутствие внешних угроз; С) низкий уровень преступности; Правильные ответы: 1- А 2- А 3- А, В 4- С 5- В 6- D 7- А 8 - С 9- В 10- А Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий. Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом) 1. Какие подходы могут применяться для анализа угроз и исследования направлений обеспечения безопасности в публичной сфере? Ответ: факторный анализ, деятельностный, субъектно-ориентированный, институциональный, сетевой и цивилизационный подходы 2. В чем отличие отчета о социологическом исследовании от аналитической записки? Ответ: в отчете сначала осуществляются анализ и интерпретация социологических данных, а потом на этой основе делаются выводы, то в справке каждый пункт излагается в форме выводов и рекомендаций (иногда рекомендации могут быть вынесены и в конец справки), а социологические данные приводятся лишь для подтверждения выводов. 3. Назовите основные формальные требования к составлению отчета о социологическом исследовании в публичной и деловой сфере____________ Ответ: Название организации, проводившей исследование; даты проведения исследования; используемые источники информации, эмпирическая база исследования; Тип (вид) выборки, ее объем, сведения о ремонте выборки, ошибка выборки; описание методов сбора данных; описание методов анализа данных. 4. Объем аналитической записки обычно составляет____________ Ответ: от 5 до 25 страниц. 5. Главными содержательными требованиями к отчету о социологическом исследовании являются: Ответ: полнота, ясность структуры, обоснованность предположений и рекомендаций, достоверность формулировок, правильность использования профессиональной терминологии, 6. Можно ли на основе отчета о социологическом исследовании составить несколько аналитических записок по отдельным вопроса? Ответ: можно. 7. Вносится ли в отчет вклад каждого участника исследовательской группы? Ответ: да 8. Какими параметрами определяется качество отчета о социологическом исследовании? Ответ: степень достижения цели, теоретическая и практическая значимость, достоверность информации. 9. Какие аспекты необходимо отразить в отчете о социологическом исследовании проблем безопасности в публичной сфере на основании Стратегии национальной безопасности РФ? Ответ: анализ основных возможностей и тенденций развития, национальных интересов и стратегических национальных приоритетов, анализ проблем обеспечения национальной безопасности. 10. Должна ли включать аналитическая записка по исследованию проблем внутренней безопасности РФ рекомендации по противодействию терроризма? Ответ: должна 11. Должна ли включать аналитическая записка по исследованию проблем обеспечения государственной и общественной безопасности рекомендации по вопросам развития взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности? Ответ: должна. 12. Назовите особенности публичной сферы Ответ: наблюдается процесс некоторого размывания публичной сферы; публичная сфера возникла как противопоставление приватной сфере; публичная сфера – признак демократического общества, предполагающего возможность свободного обмена мнениями между его членами. 13. Каково понятие публичной сферы буржуазного общества по Ю. Хабермасу? Ответ: Публичная сфера – это прежде всего область социальной жизни, которая является предметом спора между публичным мнением и публичной властью. 14. В каких трудах сформировалось следующее определение публичной сферы: Публичная сфера – сфера общественной и политической деятельности, которая предполагает активное и открытое участие граждан в обсуждении общественно значимых вопросов, выработке и принятии общественно значимых решений Ответ: В трудах «Ответ на вопрос: что такое просвещение?» И. Канта, «VITA ACTIVА, или О деятельной жизни» Х. Арендт, «Структурные изменения публичной сферы» Ю. Хабермаса. 15. Назовите признаки размывания публичной сферы по мнению французского исследователя Д. Боню, имеющие важное значение для урегулирования конфликтов в организации Ответ: а) повсеместное внедрение массмедиа как элемента публичной сферы в частную (приватную) сферу индивида; б) срастание экономического рынка и рекламы, когда публичная сфера оказывается под давлением экономики; в) модернизация СМК, способствующая «замиранию» коммуникации как двустороннего информационного обмена (адресат чаще всего становится исключительно получателем). Критерии оценки открытых вопросов. Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу). Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» на странице курса https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8342. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 80-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-79% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 55-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кравченко, С. А. | Социология риска и безопасности: учебник и практикум для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Рягин Ю.И. | РИСКОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Рягин Ю.И. | РИСКОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал. | |||
Э2 | http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ре-сурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов. | |||
Э3 | http://ru.wikipedia.org/wiki/социальная безопасность | |||
Э4 | Курс в moodle "Социальная безопасность и управленческие риски" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 2.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения Рекомендации по освоению лекционных занятий. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам - полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по написанию реферата. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны. Реферат должен содержать: титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости). Требования к оформлению реферата: Объем: от 10 до 20 страниц. Формат страницы: А4 (210x297 мм). Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм. Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman. Выравнивание: по ширине. Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца). Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу». Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы. Итоговый контроль. При подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |