МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика интернет-исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильЦифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_Социология_ЦМА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 40
индивидуальные консультации 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 40 40 40 40
Консультации 36 36 36 36
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Д.А. Омельченко

Рецензент(ы):
д.с.н., Профессор, С.Г. Максимова

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика интернет-исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова Светлана Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Теория и практика Интернет исследований» является знакомство студентов с основными понятиями и инструментами маркетинговых онлайн
исследований. В курсе последовательно рассматриваются предпосылки возникновения онлайн исследований, описывается процесс создания и поддержания онлайн панелей, даются базовые знания об особенностях инструментария для проведения исследований при помощи Интернет, анализируются ключевые тенденции развития исследовательской индустрии. Отдельный блок вопросов посвящен качеству данных, собираемых онлайн, а также способам повышения достоверности таких данных. Курс носит практический характер: в ходе изложения материала активно используются примеры и эмпирические результаты исследований, проведенных в России и других странах. Важной задачей курса является формирование практических навыков студентов по самостоятельному проведению количественных и качественных исследований в сети Интернет

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения социологической экспертизы и консалтинга
ОПК-4.1 Анализирует варианты формирования и реализации управленческих решений в социальной, культурной, экономической сфере для составления экспертных заключений
ОПК-4.2 Анализирует программы, стратегии, управленческие решения в социальной сфере и разрабатывает предложения по их улучшению
ОПК-4.3 Разрабатывает предложения по отбору и организации работы экспертов в исследуемой области
ПК-2Способен разрабатывать и проводить исследования (самостоятельно или в составе проектного коллектива) по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных
ПК-2.1 Знает методы и методику проведения социальных исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных
ПК-2.2 Умеет обрабатывать и анализировать данные по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных
ПК-2.3 Умеет осуществлять исследования по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений, оформлять результаты исследования на основе цифровых методов анализа и визуализации данных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает методы и методику проведения социальных исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных
Знает варианты формирования и реализации управленческих решений в социальной, культурной, экономической сфере для составления экспертных заключений
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализирует программы, стратегии, управленческие решения в социальной сфере и разрабатывает предложения по их улучшению
Умеет обрабатывать и анализировать данные по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Умеет осуществлять исследования по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений, оформлять результаты исследования на основе цифровых методов анализа и визуализации данных

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические аспекты проведения Интернет-исследований
1.1. Введение в поле Internet studies Лекции 4 4 Л2.2, Л1.1
1.2. Ключевые теоретические подходы к анализу интернета и информационного общества Лекции 4 4 Л2.2, Л1.1
1.3. Методы и направления интернет-исследований Лекции 4 4 Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Практические технологии Интернет-исследований
2.1. Современные исследования интернета Практические 4 4 Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.2. Основы медиааналитики Практические 4 4 Л1.2, Л2.1
2.3. Анализ социальных сетей Практические 4 6
2.4. Онлайн-наблюдение и нетнография виртуальных сообществ Практические 4 6
2.5. Самостоятельный проект по проведению Интернет-исследования Сам. работа 4 40 Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.6. Консультации по проведению Консультации 4 36

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7758

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4
Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения социологической экспертизы и консалтинга

Примеры заданий закрытого типа
1. Когда был основан World Wide Web (WWW) - одна из ключевых технологий интернета?
a. 1969 год
b. 1989 год
c. 2001 год
Ответ: c
2. Какой из следующих вариантов описывает роль Usenet в развитии онлайн-сообществ и обмена информацией в сети в прошлом?
a. Редактирование и хранение веб-страниц
b. Передача электронной почты
c. Форумы и группы новостей
Ответ: c
3. Какой подход к структуре и функционированию Интернета предполагает объединение множества источников информации и данных, предоставление контента на основе контекста и предпочтений пользователя, интенсивного внедрения технологий искусственного интеллекта?
a. Web 1.0
b. Web 2.0
c. Web 3.0
d. Web 4.0
Ответ: c
4. Под термином «нейронет» в контексте развития интернет-технологий подразумевается:
a. устройство для мониторинга и контроля нейронной активности в реальном времени
b. симбиотическая сеть, в которой взаимодействие участников (людей, животных, интеллектуальных агентов) будет осуществляться на принципах нейрокоммуникаций
c. алгоритмическая модель, состоящая из взаимосвязанных искусственных нейронов, которые могут обучаться на основе данных, распознавать образы, прогнозировать результаты и выполнять другие задачи обработки информации
Ответ: b
5. Отрасль социологии, изучающая закономерности и последствия функционирования и развития социальных институтов в условиях интернетизации, гаджетизации и киберсоциализации общества и человека:
a. киберсоциология
b. социология информатики
c. цифровая социология
d. социология интернета
Ответ: a
6. Термин «информационное общество» появился в:
a. 1980-e
b. 1960-e
c. 1970-e
Ответ: b
7. Кто из теоретиков информационного общества выдвинул идею о том, что современное глобальное общество — это общество сетевых структур, когда «власть структуры оказывается сильнее структуры власти», а принадлежность к той или иной сети — это уже источник власти и перемен в самом таком обществе?
a. Э. Тоффлер
b. Д. Белл
c. М. Кастельс
d. М. Маклюэн
Ответ: c
8. Какой подход к исследованию интернета предполагает использование количественных методов и ориентирован на подсчет различных показателей, связанных с временем нахождения онлайн, совершаемыми действиями и другими калькулируемыми параметрами.
a. критический
b. позитивистский
c. интерпретативный
Ответ: c
9. Какое направление НЕ исследует влияние интернета на общество?
a. социальное неравенство и «цифровой разрыв»
b. политическое участие
c. организации и другие экономические институты
d. скорость трансакций через интернет-соединения
e. сообщества и социальный капитал
f. культурные индустрии и культурное разнообразие
Ответ: d
10. Как можно определить понятие цифрового отчуждения (digital disengagement)?
a. Отказ или ограничение использования, контроль и фильтрация новых технологий,
b. Чрезмерная зависимость от цифровых устройств и социальных медиа
c. Недостаток доступа к цифровым технологиям и интернету
d. Неэффективное или неадекватное использование цифровых технологий и ресурсов
Ответ: a
11.
12. Что может являться предметом социологической экспртизы в интернет пространстве?
a. Выявление факта формирования негативного впечатления о продукции заказчика статьей в интернет-издании
b. Установление факта введения потребителей в заблуждение информацией, представленной на интернет-странице поставщика услуги
c. Установление соответствие контента сайта требованиям законодательства об интеллектуальной собственности
Ответ: ab
13. Что из нижеперечисленного относится к экспертным методам исследования?
a. Экспертное интервью
b. Метод Дельфи
c. Метод сценариев
d. Форсайт-сессия
e. Контент-анализ
Ответ: abcd
14. Какие из методов отбора респондентов в рамках интернет-исследований относятся к невероятностным?
a. River sampling
b. Онлайн опрос по предварительно сконструированной выборке среди сотрудников организации
c. Онлайн панель респондентов, отобранных среди желающих принять участие в социологических исследованиях
d. Онлайн панель респондентов, отобранных по сгенерированному счетчиком случайных чисел списку номеров телефонов из общей совокупности номеров, предоставленных национальными провайдерами
Ответ: ac
15. По каким параметрам применение экспертных методов, в том числе посредством сети Интернет, отличается от других видов социологического опроса?
a. по количеству опрашиваемых
b. по длительности проведения
c. по качественным характеристикам респондентов
d. по характеру и объему знаний
e. по типичности получаемых данных
f. по функциям в исследовании
g. по важности получаемой информации
Ответ: acdef

Пример заданий открытого типа:
1. Общество, в котором социальная структура выстраивается вокруг сетей, активируемых посредством переведенной в цифровую форму информации и основанных на функционировании коммуникационных технологий, называется _________________. Ответ: сетевое общество.
2. ________________________ занимается применением социологической и теории методов к интернету как источнику информации и коммуникации. Ответ: социология интернета
3. Проникновение цифровых платформ в различные сферы общественной жизни, в результате которых происходят глубокие трансформации существующих социальных и культурных практик, режимов создания общественных норм и ценностей, механизмов общественного контроля и управления. Ответ: платформизация.
4. Форма социального порядка, при которой механизмы координации взаимодействий между акторами основаны на специальных правилах и сложных компьютерных процедурах. Ответ: алгоритмизация управления.
5. Состояние интеллектуальной изоляции, возникающее в результате процедуры персонализированного поиска, когда алгоритмы сайтов определяют, какая информация была бы интересна для конкретного пользователя на основании его цифровых следов. Ответ: пузырь фильтров.
6. В чем заключается смысл процесса объектуализации в контексте распространения интернета и цифровых технологий в обществе? Ответ: Объектуализация означает, что объекты, обладающие свойствами объектов знания, замещают людей как партнеров по взаимодействию и все в большей мере опосредуют человеческие отношения, делая последние зависимыми от них.
7. Назовите три уровня цифрового разрыва. Ответ: 1) наличие или отсутствие доступа к цифровым технологиям, 2) различия во владении цифровыми навыками, 3) неравные возможности и жизненные шансы как результат отсутствующего или затрудненного доступа индивидов к цифровым технологиям, а также низкого уровня цифровых навыков.
8. __________________– метод рекрутинга респондентов, когда они выполняют какие-либо онлайн-активности, через онлайн баннеры, рекламу, промо-ролики, приглашения, размещаемые на сайтах. Ответ: River sampling
9. Каковы основные характеристики экспертных методов, в том числе реализуемых посредством интернет-исследований? Ответ. Экспертный метод в значительной мере обеспечивает объективность, многосторонность, комплексность и компетентность результатов исследования и практических рекомендаций.
10. Дайте определение социальной экспертизы. Социальная экспертиза – это проводимое специалистами (экспертами) исследование, включающее диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача труднореализуема.
11. ________________________профессиональные действия, которые представляют собой проведение социологических исследований и предоставление заключения по вопросам, требующим специальных знаний в области социологии. Ответ: социологическая экспертиза.
12. Назовите четыре основных функции экспертных методов в социологических исследованиях: оценка состояния; оценка причин явления или процесса; прогноз тенденций развития социальных процессов; выработка форм и методов решения социальной проблемы.
13. Каковы основные этапы проведения социологической экспертизы? Ответ: 1) формулирование цели экспертизы, разработка методологии, методов, исследовательских процедур; 2) формирование группы специалистов-аналитиков; 3) отбор и формирование группы экспертов или целевой группы, на которой будет проводиться экспертизы; 4) проведение эмпирического исследования; 5) анализ и обработка информации; 6) синтез объективной (статистической) информации и информации, полученной в результате экспертизы, с целью их сопоставления, проверки и трансформацию в информацию, необходимую для принятия управленческого (судебного, административного и пр.) решения.
14. Для решения каких задач может проводиться социологическая экспертиза? Ответ: Оценка эффективности социальных программ и проектов, изучение общественного мнения и отношения граждан по дискуссионным социальным вопросам, исследование социальных проблем и вызовов, поддержка разработки и реализации социальной политики и управленческих стратегий.
15. Как интернет-технологии влияют на возможности проведения социологической экспертизы и сбора данных в сравнении с традиционными методами исследования? Ответ: Интернет-технологии значительно расширяют возможности проведения социологической экспертизы и сбора данных. Онлайн-исследования позволяют достичь большего охвата аудитории, обеспечивают более быстрый и дешевый сбор данных, а также предоставляют возможность использования разнообразных методов: от опросов и анкетирования до анализа контента в социальных сетях.
16. В каких случаях осуществляется рецензия (проверка) социологической экспертизы? Ответ: Если одна из сторон, затронутая результатами экспертизы, как правило в ходе судебного процесса, сомневается в достоверности выводов социологической экспертизы и желает доказать необходимость в проведении повторной экспертизы, если есть сомнения в компетентности и квалификации эксперта, методологической и методической корректности проведенного исследования, внешней и внутренней валидности инструментария, достаточности и репрезентативности выборки, достоверности результатов, обоснованности выводов и т.д.
17. С помощью каких методов и технологий может быть проведена социологическая экспертиза в интернет? Ответ: В настоящее время существует множество различных методов и технологий, которые позволяют собирать и анализировать данные онлайн. Источниками социологических данных могут выступать, например, специализированные платформы для проведения онлайн-опросов, социальные сети, визуальный контент и анализ медиа, публичные данные, такие как отчеты, статистика организаций, новостные статьи и другая информация,
18. Какие этические дилеммы и вызовы могут возникнуть при проведении социологической экспертизы на основе интернет-исследований? Ответ: важными этическими аспектами являются конфиденциальность данных, согласие участников и защита личной информации. Также важно бороться с проблемой искажения данных из-за таких явлений, как фейковые аккаунты или манипуляция информацией.
19. Как интернет-коммуникация влияет на формирование общественного мнения и отношений между группами людей в онлайн-среде? Ответ: Интернет-коммуникация оказывает значительное влияние на формирование общественного мнения и отношений между группами. Онлайн-среда предоставляет платформу для широкой дискуссии, обмена мнениями и формирования виртуальных сообществ. В то же время, возникают вопросы об алгоритмах подбора контента, информационных пузырях, фильтрации и манипуляции информацией.
20. Каковы теоретико-методологические проблемы интернет-исследований? Ответ. Скорость. Работы об интернете быстро теряют свою актуальность. Фундаментальные исследования отстают от реального положения дел в сфере развития интернета. Масштабы влияния. В настоящее время любая область научного знания так или иначе связана с интернетом. Изучение интернета не ограничивается рамками социологической науки и носит междисциплинарный характер - методологический хаос, смешение, трудность теоретического анализа. Как следствие, возникает необходимость ревизии понятийно-категориального аппарата социологической науки с целью изучения ключевых сфер социальной жизни в связи с повсеместным распространением интернета. Попытки пересмотра и корректировки существующих теорий, а также разработки и внедрения новой методологии и нового понимания исследовательского поля социологической науки.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен разрабатывать и проводить исследования (самостоятельно или в составе проектного коллектива) по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных
Задания закрытого типа
1. В рамках какой эпохи интернет-исследований интернет представляется иной реальностью, в которой социальные отношения неизбежно изменятся?
a. «эпохи пользователя»
b. «утопической»
c. «эпохи подсчетов»
Ответ: b
2. За счет каких нововведений произошла революция, которую Б. Уэллман называет "тройной революцией", сделавшей интернет частью повседневности?
a. дешевые смартфоны
b. социальные сети
c. изобретение модема
d. быстрая и недорогая связь
Ответ: abd
3. В каком году основана Международная сеть анализа социальных сетей?
a. 1980
b. 1954
c. 1965
d. 1976
Ответ: d
4. В концепции Е. Масуды, глобальное футуризированное общество, в котором каждый человек распоряжается своим временем с пользой для себя, в нем всем предоставлена свобода принятия решений, создания различных организаций и сообществ, деятельность которых направлена на достижение какой-либо единой цели.
a. Компьютопия
b. Компьюмания
c. Глобальная деревня
d. Сетевое общество
Ответ: a
5. Автор футуристического романа «Шок будущего», в котором описывается реакция общества на происходящие стремительные технологические изменения, рост потоков информации, знаний, научного прогресса
a. Э. Тоффлер
b. Ф. Махлуп
c. Ж. Бодрийяр
d. Д. Белл
Ответ: a
6. Деятельность, при которой любые аспекты жизни преобразуются в данные и приобретают свою стоимость, монетизируются
a. Датификация
b. Цифровизация
c. Платформизация
d. Алгоритмическое управление
Ответ: a
7. Кто является автором понятия "постиндустриальное общество?{
a. Е. Масуда
b. Д. Белл
c. Э. Тоффлер
d. Т. Умесао
Ответ: b
8. Согласно какому типу организации социальной сети, вышестоящие уровни не предполагают обязательного включения элементов более низкого уровня.
a. гетероиерархическому
b. иерархическому
Ответ: a
9. Кто из нижеперечисленных НЕ является автором-разработчиком акторно-сетевой теории?
a. Б. Латур
b. Дж. Ло
c. Б. Уэллман
d. М. Каллон
Ответ: c
10. Какие направления составляют структуру интернет-исследований (по У.Даттону)
a. правовое регулирование Интернета, включая законодательство и регулирование в области частной жизни, свободы слова и авторских прав
b. технология и инфраструктура Интернета, включая его дизайн и разработку
c. практики пользования Интернетом, включая паттерны использования среди различных групп населения и контекстов использования
d. все вышеперечисленные
Ответ: d
11. В каком году прошла первая конференция по цифровой социологии?
a. 2015
b. 1995
c. 2005
d. 2020
Ответ: a
12. Интернет-пользователь, имеющий хорошие знания о приобретаемом товаре или услуги и использующий информационно-коммуникационные технологии для трансляции своих знаний и личной оценки:
a. Консьюмер
b. Просьюмер
c. Инфлюэнсер
Ответ: b
13. Какие методы формирования выборки в интернет-исследованиях являются вероятностными?
a. Онлайн-опрос на основе случайной выборки, полученной из списка e-mail адресов сотрудников организации
b. Опрос волонтеров опт-ин панели
c. Опрос респондентов на основе выборки, полученной путем привлечения к опросу каждого шестого посетителя сайта
d. Опрос участников интернет-панели, сформированной путем многоэтапной кластерной выборки
e. Опрос респондентов посредством почтовой рассылки по списку электронных адресов, собранных в открытых источниках в Интернете
Ответ: acd
14. Ситуация в ходе Интернет-исследования, когда отдельные лица или домохозяйства, отобранные в выборку, не могут или не захотят завершить опрос, называется ошибкой:
a. Участия
b. Связанной с отсутствием ответов
c. Отбора
d. Охвата
Ответ: b
15. Дополнительная информация, собираемая о респондентах в процессе интернет-исследования, позволяющая оценить время ответа, используемые девайсы, размер экрана, используемый браузер, данные о навигации при заполнении опросника и пр.
a. Метаданные
b. Параданные
c. Пассивные данные
Ответ: b

Пример заданий открытого типа
1. Дайте определение понятию «исследования Интернета» (Internet Studies). Ответ: Это междисциплинарное поле фундаментальных и прикладных исследований, объединяющее различные научные дисциплины, общим объектом исследования которых является Интернет.
2. Объясните, что представляет собой «цифровой разрыв». Ответ: Цифровой разрыв (Digital divide) – это термин, который описывает неравенство в доступе и использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) между различными группами людей, странами или регионами. Этот разрыв возникает из-за различий в доступности, навыках использования и возможностях пользования ИКТ. Цифровой разрыв может быть как географическим, так и социальным. Географический разрыв заключается в отсутствии доступа к широкополосному интернету и современным телекоммуникационным сетям в удаленных или отсталых районах. Это может быть связано с отсутствием инфраструктуры или высокой стоимостью подключения. Социальный разрыв относится к неравенству доступа к ИКТ между различными социальными группами, дифференцируемыми по возрасту, образованию, доходам, религиозной принадлежности и пр. Некоторые группы могут не иметь доступа или не иметь навыков использования компьютеров, интернета и цифровых технологий. Цифровой разрыв имеет серьезные последствия. Он может усугублять неравенство в доступе к образованию, здравоохранению, работе и политическому участию. Группы и люди, не имеющие доступа к ИКТ, могут отставать в развитии, упускать возможности и оставаться незамеченными в цифровой эпохе.
3. Почему интернет называют самосбывающимся пророчеством? Ответ: Его появление и возможные последствия обсуждались задолго до того, как люди стали массово пользоваться компьютерами.
4. Приведите пример исследования, которое может быть осуществлено в рамках подхода Internet Studies. Ответ: Одним из примеров такого исследования может быть оценка влияния социальных медиа на общественное участие и благотворительную деятельность граждан. Исследователи могут анализировать взаимодействие между гражданами, неправительственными организациями и благотворительными фондами через интернет-платформы, такие как краудфандинговые сайты, специализированные благотворительные платформы и социальные сети. Они могут изучать, какая информация и коммуникация представляется в онлайн-пространстве для привлечения внимания к конкретным проблемам и вызовам, и как это влияет на желание граждан вовлекаться в деятельность благотворительных организаций. Исследователи могут также анализировать влияние интернет-платформ на увеличение доступности и простоты участия в благотворительных акциях. Например, они могут изучать, как краудфандинговые платформы позволяют гражданам легко создавать свои собственные кампании, привлекать пожертвования и распространять информацию о своих целях.
5. ______________________ — это такое общество, в котором информация активно используется как один из аспектов экономической, социальной, культурной и политической жизни. Ответ: информационное общество
6. Структура сети характеризуется ______________, поскольку сети соединяют и разъединяют одновременно. Ответ: дуальностью.
7. Дайте определение «цифровых следов». Ответ: «Цифровые следы» — это «естественные» данные, оставляемые пользователями на сайтах социальных сетей и других интернет-платформах.
8. Чем занимается цифровая социология? Ответ: цифровая социология сфокусирована на изучении цифровых медиа и форм интернет-коммуникации, взаимодействия и торговли, социальных сетей и сообществ, их влиянии на повседневную жизнь индивидов, социальные отношения и функционирование социальных институтов.
9. Какой из подходов к интерпретации интернета ставит акцент на социальном и культурном влиянии в его разработке и технических особенностях? Ответ: конструктивистский
10. Назовите основной принцип кибернетического мышления. Ответ: самореферентность или автореферентность
11. Методика этнографических или демографических исследований на материале социальных сетей. Ответ: нетнография
12. Какие четыре элемента технологической инфраструктуры цифрового общества лежат в основе процессов, сосавляющих суть цифровизации? Ответ: коммуникационные сети, технологии больших данных, алгоритмы и платформы.
13. Приведите примеры парадоксов экосистемы платформ (по Van Dijck). Ответ. Структура экосистемы выглядит эгалитарной, но одновременно с этим она построена в соответствии с определенной иерархией. Экосистема является собственностью ряда лиц и компаний, но одновременно с этим она декларирует следование общественным ценностям. Экосистема создает впечатление полной нейтральности, однако ее архитектура несет в себе определенный набор идеологических ценностей. Эффекты экосистемы кажутся локальными, однако масштабы ее распространения и сфера влияния глобальны
14. Что такое аффорданс с точки зрения интернет-исследований? Ответ: аффорданс это свойство или аспект информационно-коммуникационных технологий, указывающие на то, каким образом их можно использовать.
15. Как можно рассматривать Интернет-технологии с точки зрения теории аффордансов? Ответ: Мы можем рассматривать различные сетевые и цифровые технологии с точки зрения возможностей или ограничений, которые они накладывают на действия человека, который их использует. Например, на возможности сохранения анонимности или демонстрации идентичности, модерации и редактирования контента, кастомизации интерфейса, доступа к информации и пр.
16. Процесс придания аудитории социальных медиа товарных качеств, свойств товара, произведенного для купли-продажи, называется. Ответ: коммодификация аудитории.
17. Как интернет-исследования могут помочь компаниям в повышении эффективности своих маркетинговых кампаний? Ответ: интернет-исследования могут помочь компаниям в повышении эффективности своих маркетинговых кампаний, предоставляя ценную информацию о потребительском поведении, предпочтениях и трендах.
18. Какие основные преимущества интернет-исследований перед традиционными методами сбора данных? Основные преимущества интернет-исследований перед традиционными методами сбора данных включают высокую скорость получения результатов, широкий охват аудитории, возможность использования разнообразных методов сбора данных и низкие затраты.
19. Как интернет-исследования влияют на развитие научных исследований в различных областях знания? Интернет-исследования способствуют развитию научных исследований, предоставляя доступ к глобальному масштабу данных, ускоряя процесс сбора и анализа информации, а также обеспечивая возможность сотрудничества между учеными из разных стран.
20. Как интернет-исследования могут помочь правительствам и общественным организациям в принятии эффективных решений и разработке политик? Интернет-исследования могут предоставить данные о мнениях и потребностях граждан, измерять эффективность программ и проектов, а также обеспечить быстрый доступ к информации о социальных и экономических тенденциях.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме. Студент должен ответить на один вопрос теоретического характера и представить результаты исследовательского проекта, выполняемого в течение обучения по курсу.

Вопросы теоретического характера
1. Понятие и виды исследований с использованием Интернет.
2. Преимущества и недостатки онлайн исследований.
3. Онлайн исследования: новые возможности получения социологических данных
4. Методология онлайн исследований: новая парадигма или новое средство получения данных?
5. Выборочные исследования в Интернет. Вероятностные и невероятностные методы.
6. Традиционные и онлайн методы исследований – возможности интеграции для решения практических маркетинговых и управленческих задач.
7. Каналы доступа к респондентам онлайн и оффлайн. Обоснование популярности панельных исследований.
8. Качество онлайн панелей: стандарты, методы обеспечения и особенности внедрения.
9. Исследовательский инструментарий в интернет-исследованиях: основные тенденции развития.
10. Влияние дизайна анкеты на качество ответов в онлайн опросах.
11. Новые подходы и методы онлайн тестирования концепций продукта, креативных материалов, рекламы и веб-сайтов.
12. Качество данных онлайн исследований: достоверность персональной информации, методы оценки качества заполнения анкет.
13. Выборочные методы в онлайн исследованиях.
14. Особенности применения качественных методов онлайн.
15. Основные ошибки онлайн опросов как угроза валидности и надежности данных.
16. Влияние проникновения Интернета на достоверность онлайн исследований. Особенности применения метода в странах с низким проникновением.
17. Онлайн исследования в России: ключевые игроки, панельные проекты, динамика развития, товарные категории, которые можно исследовать онлайн.
18. Возможности получения репрезентативных данных в онлайн опросах.
19. Основные тенденции исследовательской индустрии.
20. Этические проблемы интернет-исследований.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, в полном объеме выполнил исследовательский проект (разработал стратегию исследования, произвел сбор данных, описал и проанализировал результаты, подготовил презентацию по результатам реализации проекта).
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Исследовательский проект реализован с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в реализации исследовательского проекта.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Исследовательский проект не выполнен.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гинис Л.А. Мировые информационные ресурсы, информационный бизнес и Интернет: учебное пособие ТРТУ, 2006
Л1.2 А. М. Ветитнев, Я. А. Ашкинадзе Интернет-маркетинг санаторно-курортных услуг: учеб. пособие М.: Финансы и статистика, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под общ. ред. П.В. Акинина Мировые информационные ресурсы. Интернет: практикум М.: КноРус, 2008
Л2.2 Щербаков А.Ю. Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web-ресурсах: практич. пособие М.: Книжный мир // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л2.3 Калмыков А.А. Медиалогия Интернета : для студентов ВУЗов URSS, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале АГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
«Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)».
Язык программирования для статистической обработки данных и работы с графикой R-4.3.1
Интегрированная среда разработки RStudio
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://www.esomar.org/uploads/public/knowledge-and-standards/codes-and-guidelines/ICCESOMAR_Code_Russian_.pdf
https://manual.limesurvey.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
В целом, оценка складывается из следующих видов работ:
1. Посещение занятий, участие в обсуждениях, выполнение заданий преподавателя,
работа на семинарских занятиях
2. Проведение онлайн-эксперимента или онлайн-исследования в малых группах из 3-
4-х человек.
3. Подготовка эссе на основе проведённого онлайн-эксперимента или онлайнисследования (в группах).
4. Презентация результатов проведённого онлайн-эксперимента или онлайнисследования и подготовка постера для презентации на постерной сессии.